Презентация Урок обществознания на профильном уровне


«Формы организации учебной деятельности обучающихся и формы организации урока обществознания профильного уровня».Колчегошева В.И., учитель обществознания МБОУ «Новоабчатская СОШ» Целью   обучения обществознания на профильном уровне является:-обеспечение углубленного изучения предмета;-создание условий для существенной дифференциации содержания  обучения;более эффективная подготовка выпускников к освоению программ высшего профессионального образования. Подготовка к успешной сдачи ЕГЭ.        Преподавание обществознания на профильном уровне имеет существенные отличия от базового преподавания предмета:1. Увеличивается количество преподаваемых часов, соответственно и объем и глубина преподаваемого предмета;2. Учащиеся имеют высокую мотивацию к изучаемому предмету. В 10-11 классах интерес к предмету приобретает практический характер, рассматривается с позиции его необходимости в получении дальнейшего образования.3. Отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний. В этот период высока внутренняя, собственная мотивация. блокФорма учебного занятияДеятельность обучающегосязнакомство с новым учебным материаломЛекция, лекция-беседа, исследование.спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные выводы, Насыщая беседу новым фактическим материалом, предлагая учащимся наводящие вопросы, учитель старается подвести их к самостоятельному формулированию выводов, правил, закономерностей и законов. Знания, к которым он подошел самостоятельно, - сохраняются практически всю жизнь. Как правило, даю задания на поиск дополнительной более углубленной информации по теме, индивидуальные задания. Формы организации учебной деятельности по трем блокам можно представить в виде таблицы усвоение нового учебного материалаСеминар, дискуссия, диспут, конференция, , круглый стол, лаборатория, т.д.Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, других источников информации . Формирование умения читать и умение вести записи. Учащихся профильных классов надо учить грамотно составлять тезисы, аннотации, конспекты, формулировать основные идеи, классифицировать и обобщать собранные факты. Подбирают нужный материал по источникам, делают доклады, сообщения, развивают свою речь и мышление, получают навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в дискуссии. Во время выступлений они часто используют самодельные схемы, рисунки, таблицы. Именно на семинарах обучающиеся знакомятся с некоторыми основами методологии, обсуждают вопросы, учатся спорить, отстаивать свои позиции, аргументировать их и т.д. Идет формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций школьников. закрепление изученного материалаТестирование, написание эссе, презентация тем, защита рефератов т.д.С 10 класса заводим тетради для эссе, куда записываем правила написания, алгоритмы написания и в этих тетрадях ребята оттачивают свое мастерство. Вопросы проблемного характера требуют сложных переносов знаний и творческого их осмысления. Фронтальная работа с материалами ЕГЭ. В работе используем в основном интернет-ресурсы, разные сайты. Очень часто пользуюсь сайтом Д. Гущина «Решу ЕГЭ». Уровни заданийХарактер заданийВопросыуменияНормативный уровень (удовлетворительно)воспроизведение основного содержания параграфа, темы и их пониманиекто? что? когда? где?описание, формулировка понятий, работа со справочником, выполнение практических упражненийКомпетентный уровень(хорошо)Обобщать, распознавать, применять, осуществлять почему? зачем? как? в чем суть? как использовать?Приведение примеров, составление опорного конспекта и т.д.Творческий уровень (отлично)Развитие у школьников самостоятельности, критичности мышления, исследовательских уменийСравнивать, систематизировать, решить различными способами, найти логическую ошибку, объяснить причину обосновать свое отношение, доказать, действительно ли…, перечислить преимущества и недостатки, привести аргументы, составить проверочный тест по теме, написать и  защитить реферат по теме, подготовить презентацию т. д. При дифференциации заданий необходимо руководствоваться следующими требованиями к трем уровням фрагментов-заданий: Тип урокаУсвоение новых знанийУсвоение умений и навыковПрименение ЗУНОбобщение, систематизацияКонтроль, коррекцияД.цель урокаИзучение, первичное закреплениеВторичное закрепление, выработка УНСамостоятельное применение ЗУН в новых условияхЗУН – в системуУровень овладения ЗУНФорма организации урокаЛекция, исследование, лабораторная работаЭкскурсия, лаборатория, консультацияСеминар – практикум, диспутСеминары, конференции, защита проектаЗачет, тест, коллоквиумДидактическая схема урока Структура экзаменационной работы в 2016 г.изменена:– логика структуры части 1 приведена в соответствие с логикой второй части: задания ориентированы на проверку определённых умений (требований к уровню подготовки выпускников) на различных элементах содержания;– из части 1 работы исключены задания с кратким ответом в виде одной цифры, поэтому не стоит терять время на отработку простейших тестов с выбором ответа.В структуре части 2 изменений нет. Задание на анализ изменения спроса/предложения (рисунок). Отметим, что в экзаменационной модели 2016 г. изменён формат этого задания: предлагается указать не один, а несколько правильных ответов из пяти предложенных вариантов.Пример 1На рисунке изображено изменение предложения легковых автомобилей на соответствующем рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения S1 в положение S2? (P – цена товара; Q – количество товара Алгоритм выполнения подобных заданий может быть следующим.1. Анализируем условие задания. Обратите внимание на то, о чём идёт речь: об изменении спроса или предложения. (Порой именно невнимательность в этом пункте влечёт ошибочное выполнение задания.)2. Определите, произошло увеличение или сокращение спроса/предложения.3. Проанализируйте предложенные варианты ответа, соотнося их с изменениемспроса/предложения (может ли этот фактор вызвать такое изменение спроса/предложения?). Задание, проверяющее умение осуществлять поиск статистическойинформации, представленной в таблице или диаграмме (круговой или гистограмме).В ходе социологического опроса работающих совершеннолетних граждан страны Z юношам и девушкам задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.1) Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальноеблагополучие себе и своей семье.2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью всамореализации и возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, средидевушек больше, чем среди юношей.4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться покарьерной лестнице.5) Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работаочень нужна обществу.Ответ: ___________________________.Первый этап работы предполагает анализ данных диаграммы.Прежде чем выполнять задание, нужно внимательно изучить диаграмму:– проанализировать вопрос, на который респондентам предлагалось ответить;– прочитать легенду диаграммы, соотнести её с соответствующими сегментами(столбцами);– установить, сколько опрошенных выбрали каждый вариант ответа;– в случае необходимости можно записать соответствующее число рядом с каждойпозицией легенды / выписать соответствующие значения для каждой альтернативы ответа.Если задание содержит таблицу, то сохраняется указанный порядок действий, с темлишь отличием, что анализировать приходится данные, представленные в ином формате. При работе с цитатой:Формулируется проблема поднятая автором.Актуализация проблемы.Для аргументации на теоретическом уровне повторяется понятийный аппарат по определенной теме (нескольких тем).Подбор примеров - умение применить знаниевый материал. 1. Цитата«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г.Белинский)2. Проблема, поднятая автором, её актуальностьПроблема биосоциальной сущности человека, механизмы социализации.3. Смысл высказыванияАвтор утверждает, что человек обладает двойственной сущностью, включающей в себя биологическую основу и социальную составляющую. Белинский определяет ведущую роль общества в становлении личности.4.Тема из курса обществознание Социализация личности. Потребности человека. Человек -индивид-личность. Человек существо биосоциальное.5. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:Человек – живой организм, биологические потребности, биологически наследуемые черты. Понятие социализации, её этапы, механизмы, направления.Агенты социализации. Роль социального контроля в формировании личности.6. Примеры1. Длительное отсутствие сна у человека разрушает его способность к познавательной деятельности, к адекватному поведению, самоконтролю.2. Факты существования детей-маугли. Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказатьматериалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):• документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2016 г.;• Открытый банк заданий ЕГЭ;• учебно-методические материалы для председателей и членов региональныхпредметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответомэкзаменационных работ ЕГЭ;• методические рекомендации прошлых лет.Т.Е. Лискова МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по обществознанию. Спасибо за внимание