Урок развития речи по теме Текстоведение. Работа с текстом.
Урок развития речи по теме "Текстоведение. Работа с текстом". 7 класс.
Цели урока:
1. Образовательные:
вспомнить, что такое текстоведение, текст и его признаки, совершенствовать умения анализировать текст, устанавливать его признаки, определять связь предложений в тексте.
закрепить навыки комплексного анализа текста.
работать над усвоением последовательности создания текста: обдумывания цели и содержания высказывания, сбор рабочих материалов, создание и редактирование текста.
сформировать у обучающихся общеучебные умения и УУД по успешному написанию и составлению текста для развития связной речи учащихся.
2. Развивающие:
развитие у школьников орфографической и пунктуационной зоркости
развитие познавательной активности, умение логически мыслить
развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи
развитие «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности
формирование чувства ответственности за результаты своего труда
формирование норм правильной литературной речи
3. Воспитательные:
воспитание культуры речи, любви к слову и родному языку
воспитание умения владеть собой, своим психическим состоянием, предвидеть последствия своих решений
воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих силах
воспитание честности, человеческой порядочности
Компетенции урока: лингвистическая (языковедческая) и языковая, культуроведческая, коммуникативная
Подходы: системно - деятельностный, компетентностный
Тип урока: развитие речи
Форма урока: практикум
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал, карточки.
Методическое сопровождение: УМК Львова С.И. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2014.
Ход урока
1. Оргмомент урока. Приветствие.
2. Основная часть урока.
1). Актуализация знаний учащихся:
Беседа по вопросам:
Что такое лингвистика?
Какие единицы языка вы знаете?
Назовите самую крупную единицу языка.
2). Целеполагание.
1. Работа по вариантам.
- Текст ли это? (нет) Почему? (набор предложений)
- Расположите предложения так, чтобы получился текст (раздаточный вариант.)- работа в парах.
I вариант
1 (4) Одуванчика шарик пуховый,2 (2) Мне довольно заметить у ног3 (4) Подорожника твёрдый клинок.4 (1) Я воспитан природой суровой,Н. Заболоцкий
II вариант
1 (2) В моём саду! Как взор прельщали мой!2 (4) Не трогать их холодною рукой!3 (3) Как я молил весенние морозы4 (1) Как хороши, как свежи были розыИ. Мятлев
Заслушать варианты ответов. Способ проверки - на слайде.
2. Формулирование целей урока.
Какова будет цель нашего урока? Чем мы будем заниматься на уроке? ( изучать текст и его признаки, учиться создавать и редактировать тексты.) Сформулируйте тему урока.
3). Работа по теме.
1. Беседа по вопросам с использованием презентации.
- Знакомо ли вам слово “Текстоведение”? Подумайте, как оно образовалось. (В слове выделяются корни “текст” и “вед”. Значит, оно обозначает “ведать, знать текст”.)
- Как вы думаете, что изучается в разделе лингвистики “Текстоведение”? (Текстоведение изучает текст, его признаки, строение, законы создания и основные правила использования языковых средств.)
- А что такое текст? (Это произведение речи.)
- Назовите признаки текста. (Единство темы, наличие основной мысли (идеи), связь предложений между собой, относительная законченность, определённый порядок предложений.)
- Какие типы речи вы знаете? Охарактеризуйте их, использовав слайд-подсказку (Повествование = что произошло? Описание = каков предмет высказывания? Рассуждение = почему мы утверждаем это?).
С какими стилями речи вы уже знакомы? (Разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный.)
2 .Защита изученного материала.
1. Работа по группам
Выбираем тип речи способом вытягивания карточки. Задача ваших групп заключается в доказательстве того, что это текст и что это определённый тип речи, который достался вам.
1 группа: (описание)
На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.
(А. Толстой)
Это описание, так как нет движения, картина статичная, словно фотография, только словесная. Есть эпитеты, метафоры (подтверждают текстом).
Вопросы для ответа:
Какова главная задача при описании?
Какие вопросы можно задать к текстам описания?
Какая часть речи преобладает в таких текстах?
Какие основные виды описания вы знаете?
2 группа: (повествование)
Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном: “Весна пришла!”
(А. Толстой)
Дети определяют, что это повествование, так как есть сюжет, развивается действие.
Вопросы для ответа:
Какова главная задача при повествовании?
Какой вопрос можно задать к текстам повествования7
Какая часть речи преобладает в таких текстах?
3 группа: (рассуждение)
Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!
Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод.
Вопросы для ответа:
Какова главная задача при рассуждении?
Какие вопросы можно задать к текстам такого типа?
По какой схеме строится рассуждение?
Работа 1-й группы:
Главная задача автора при описании — указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т.д.
Выделяются несколько основных видов описания: описание предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и состояния человека.
Работа 2-й группы:
Главная задача автора при повествовании — сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом?
Работа 3-й группы:
Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей. Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.
Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:
(от тезиса к аргументам).
(от аргументов к выводу).
- Обобщим разницу типов речи в следующей таблице. Заполнить графы таблицы (раздаточный материал).
Тип речи Основная задача автора, использующего этот тип речи Основные вопросы, характерные для данного типа речи
Описание Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния. Каков предмет описания?
Как он выглядит?
Какие признаки для него характерны?
Повествование Сообщить о последовательности действий или событий. Какова последовательность действий (событий)?
Что происходило сначала и что происходило потом?
Рассуждение Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события. Почему?
В чем причина данного явления?
Что из этого следует?
Каковы следствия данного явления?
Что оно значит?
Физкультминутка.
4). Работа по тексту. Комплексный анализ текста.
Упр. 296, стр. 119. (раздаточный материал)
Текст.
1. Волга прот...кает еле заметным ручейком среди лесов и болот на Валдае. 2. Сколоче(н,нн) там сруб-т...ремок. 3. Это св...щенное место дорого всем русским людям. 4. Стоит на этом месте ч...совенка, которую в давние времена построил кто(то) бе...вестный. 5. Под ней прихотливо в...ется, ползет змейкой сер...бристый ручеек. 6. Чуть слышно он журчит меж елей и берез, бл..стит над камушками 7. Потом он проходит через л...сные озера, кр...пчает и наб..рает силу. 8. Б...жит ручей все дальше и дальше, прин...мает справа и слева притоки и выр...стает, наконец, в настоящую большую реку.
(По Н. Лебедеву)
Задание:
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Докажите, что это текст.
Определите тему, основную мысль, тип речи, стиль текста.
Подберите заголовок к тексту.
Определите средства связи в тексте.
Подчеркните "сцепляющие" слова.
Вспомните, какие виды связи предложений в тексте вы знаете (проверка по слайду)
Назовите языковые средства связи, использованные в тексте.
3. Работа по теме урока. Слово учителя.
Этапы работы по созданию текста. (работа по слайдам)
1. Речевой замысел (тема, основная мысль).
2. Обдумывание содержания (рабочие материалы).
3. Создание речевого произведения.
4. Редактирование (правка). Правка текста нужна для того, чтобы:
1) устранить погрешности, оставшиеся после авторской доработки;
2) добиться ясности и четкости формулировок;
3) проверить фактический материал и избавить рукопись от неточностей;
4) устранить шероховатости языка и стиля;
5) технически обработать рукопись.
4. Отработка материала:
- Выполните самостоятельную работу: создайте свой текст на заданную тему и запишите его.
1 группа - Красив русский лес зимой!
2 группа - Как приготовить омлет.
3 группа - Лето - самое замечательное время года.
Проверка: Заслушать представителей от каждой группы.
Проанализировать работы на соответствие теме, типу речи, связности речи и богатству языка.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия. (вопросы на слайде)
Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока.
1. Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
2. Что вызвало затруднения?
3. Над чем еще надо поработать?
4. Чему научились на уроке?
5. Что нового узнали о тексте?
6. Как самому правильно сочинить текст? Что для этого нужно знать и уметь?
6. Домашнее задание:
Напишите сочинение-рассуждение, взяв в качестве тезиса высказывание Д. С. Лихачева: "Уметь говорить - искусство. Уметь слушать - культура".
Самоанализ урока русского языка,
проведенного учителем Шикиной О.М.
Дата проведения: 11 января 2017 год
Класс 7
Тема урока: "Текстоведение. Работа с текстом".
Тип урока: урок развития речи.
Форма урока: практикум
Технология: системно-деятельностная.
Сегодня я представила урок русского языка «Текстоведение. Работа с текстом» в 7 классе по программе С.И. Львовой.
Разрабатывая урок, определила следующие цели и задачи урока:
1. Образовательные:
вспомнить, что такое текстоведение, текст и его признаки, совершенствовать умения анализировать текст, устанавливать его признаки, определять связь предложений в тексте.
закрепить навыки комплексного анализа текста.
работать над усвоением последовательности создания текста: обдумывания цели и содержания высказывания, сбор рабочих материалов, создание и редактирование текста.
2. Развивающие:
развитие у школьников орфографической и пунктуационной зоркости
развитие познавательной активности, умение логически мыслить
развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи
развитие «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности
формирование чувства ответственности за результаты своего труда
формирование норм правильной литературной речи
3. Воспитательные:
воспитание культуры речи, любви к слову и родному языку
воспитание умения владеть собой, своим психическим состоянием, предвидеть последствия своих решений
воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих силах
воспитание честности, человеческой порядочности
Оборудование и техническое оснащение урока: компьютер, мультимедийная установка, презентация «Текст и его признаки», раздаточный материал,
Определила тип урока – урок развития речи.
Особенности содержания урока, его тип и возрастные особенности обусловили выбор формы урока. Это урок – практикум.
В рамках выбранной формы урока я сконструировала его из следующих структурных элементов:
1.Организационный момент.
Цель: мотивировать деятельность учащихся на уроке;
Эмоционально настроить детей на работу.
2. Формулировка детьми темы и цели урока.
3. Актуализация знаний.
Цель: активизировать мыслительную деятельность;
Создать положительную мотивацию к повторению изученного материала.
4. Работа по теме урока
Цель: отработка умения работать с текстом.
5. Закрепление изученного материала.
Цель: обеспечение прочности и систематизации знаний изученного материала
На этом этапе использовала самостоятельную работу. Формировала у школьников умение использовать полученные знания в ходе самостоятельной работы.
6.Итог урока.
Цель: формирование вывода по данной теме.
Для организации учебной деятельности и мотивации учащихся на уроке выбраны следующие методы и приемы:
1. По источнику знаний:
Словесные.
Наглядные.
Практические.
2. В зависимости от характера познавательной деятельности:
Проблемный метод.
Частично – поисковый
3. По дидактическим целям.
6. Метод повторения, закрепления знаний.
7. Метод применения знаний.
На уроке использовала следующие формы работы:
фронтальная
самостоятельная
работа в парах
групповая
Соблюдала принципы научности и доступности предлагаемой учебной информации. Все задания оказались посильными для учащихся.
Дидактическая сторона урока
Материал доступен для понимания.
Этапы урока взаимосвязаны и последовательны
Обучающиеся понимали вопросы и находили на них ответы
Использовался наглядный метод
Методическая сторона урока
Урок целенаправлен, составлен в соответствии с современными требованиями к уроку.
Продумала и решила в единстве задачи образования, воспитания и развития. Обеспечивала практическую направленность учебного процесса, создавала на уроке реальные возможности применения учащимися полученных знаний на практике.
Психологическая сторона урока
Урок проходил в деловой атмосфере. Учащиеся четко реагировали на все действия учителя и продуктивно выполняли задания. Темп речи учителя умеренный, позволяющий учащимся осознанно воспринимать всю информацию. Старалась создать эмоциональную атмосферу, побуждая к активному мышлению учащихся. Выбранная технология отвечает принципам здоровьесбережения, позволяя развивать основные компетенции в благоприятных психологических, естественных условиях, избегая стрессовых ситуаций.
Гигиенические требования к уроку
Учитывались санитарно – гигиенические требования. Для предупреждения утомления и переутомления своевременно и качественно проведена минутка отдыха.
На данном уроке я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:
Текстоориентированный. Работа с текстом, монологический ответ
Функциональны : определяли признаки текста.
Коммуникативно-деятельный: работа с текстом, работа с таблицей.
Интегрированный. Связь с литературой осуществлялась через тщательный отбор дидактического материала, использование текстов известных писателей и поэтов
Организация самостоятельной деятельности учащихся: при выполнении творческой работы.
Индивидуальный подход осуществлялся через индивидуальную работу с тестом
Личностно-ориентированный подход реализовывался через работу в паре, внимание к речи других людей, обучению связной речи.
Для того чтобы школьники равнодушно не смотрели по сторонам и не скучали, не находя для себя ничего интересного, необходимо активизировать процесс обучения. Один из способов достижения этой цели – использование коммуникативных технологий. Перед традиционными формами и приемами обучения коммуникативные технологии имеют ряд преимуществ:
•активизирует процесс обучения;
• развивает творческие способности учащихся: умение мыслить, рассуждать и отстаивать свою точку зрения и принимать мнение собеседника; • организует групповую деятельность, коллективный поиск решений.• способствует наиболее успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества.
Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Также в уроке находят отражение дифференцированное обучение (деление учащихся на малые группы обусловлено уровнем владения языковыми и лингвистическими компетенциями, интересами ребят, особенностями межличностных отношений в классе). Необходимость комментировать свои и чужие действия, взаимодействовать в группе, высказывать своё мнение служит основой для развития речевых умений и стратегий общения.
В ходе урока предлагаются разные задания: редактирование текста, разные виды анализа текста (проблемный, языковой, комплексный), создание своего текста на предложенную тему.
Время урока было использовано продуктивно за счет продуманной структуры его организации. Наблюдалось чередование видов деятельности.
Считаю, что задачи урока решены. Дети не перегружены. Каждый этап урока оказывал всестороннее воздействие на детей. Темп урока средний.