Мастер-класс родительского собрания на тему : Роль родителей в повышении положительной мотивации в обучении младших школьников
Мастерская – родительское собрание
Тема: Роль родителей в повышении положительной мотивации в обучении младших школьников
Цели:
Познакомить родителей с основными педагогическими принципами по данной теме;
Раскрыть родителям значение развития познавательного интереса к учебе у детей;
Выработать рекомендации по активизации мотивации учения у детей.
Цитата собрания «Ребёнок – это праздник, который всегда с тобой»
Ход собрания
Вводная. Постановка проблемы.
Думаю, что после объявления темы собрания возник вопрос: «К чему об этом говорить? Дети и так учатся». К сожалению, интерес к учебе не остается постоянным в течение всех школьных лет и его необходимо поддерживать, формировать у детей умение самостоятельно пополнять свои знания. Ведь наличие интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Поэтому сегодня мы постараемся разобраться, какими приемами родители могут формировать мотивацию учебной деятельности у своих детей.
- Продолжите предложение «Чтобы ребенок хорошо учился нужно …» (ответы родителей)
2. Основная. Теоретические сведения о мотивации учения (учитель)
В психолого – педагогической науке существуют различные подходы к определению обучения.
Один из них заключается в том, что учение – это усвоение знаний, умений и навыков. В соответствии с этим подходом учитель демонстрирует учащимся правильные ответы, учащиеся их имитируют(то есть воспроизводят, повторяют и усваивают), а учитель при этом подкрепляет и усиливает эти правильные ответы с помощью разных средств, обеспечивая прочность усвоения ЗУН.
Представители другого подхода исходят из того, что ученик – это своего рода пассивное воспринимающее устройство, которое учитель наполняет знаниями, информацией примерно так же, как наполняют водой пустой стакан из полного кувшина.
Третий подход, ученик – активный субъект, находящийся в процессе постоянного активного взаимодействия со своим окружением. Задача педагога, создать наиболее благоприятные условия, образно говоря построить сцену для спектакля, дать актерам сценарий, костюмы и декорации, а не контролировать каждое их слово.
- Какой подход вам кажется более эффективным? Почему? (Ответы родителей)
С рождением ребенка мамы и папы автоматически становятся педагогами. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе. Но подчас и от родителей приходится с сожалением слышать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. Возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Как она возникает? Этот вопрос волнуют многих родителей. С приходом в школу начинается трудный период испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным (правильно вести себя в классе, быть внимательным к ходу урока), но и необходимостью организации своего дня дома, в семье. Родители стараются организовать его правильное отношение к учебной деятельности. Учение для школьника — трудное занятие. Одного лишь понимания того, что нужно учиться, далеко не достаточно. Всем известно, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому перед нами стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Слово “мотивация” происходит от латинского глагола “movere”, двигать. Под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться”. Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться манипулировать детьми, как “пешками”. А дети должны почувствовать себя “источником”, они должны научиться принимать на себя ответственность за свое поведение.
“Ребенок, что тесто,как замесил, так и выросло”
- Учеба в школе, выполнение домашних заданий – серьезный труд. Бывает, что третьеклассник занят не меньше взрослого. Прочитайте эпиграф к нашему собранию. Наша задача – приучить ребенка трудиться правильно, не нанося вред здоровью, т. к. учеба – это главный труд школьника.
II. Учитель проводит игру ”Разброс мнений”. Раздаются карточки с началом предложения, а родители должны его продолжить.
- Наш ребенок выполняет домашнее задание…
- У нашего ребенка есть специальное место, где он …
- Самостоятельно справляется с …
- Готовит с трудом…
- Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в …
- Когда ребенок учит уроки, мы …
- Если ребенок выполнил домашнее задание небрежно, то …
- Наш ребенок начинает выполнение домашнего задания с …
Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков; а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, вести ее, не отвлекаясь, и в хорошем темпе.
Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может “усидеть” за уроками?
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.
И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.
Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Если жилищно – материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно нужно выделить ему какое – то постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.
Конкурс «Автопортрет»(деткам необходимо нарисовать автопортреты. Задача родителей – угадать рисунок своего чада.
3.Заключительная часть
Эксперимент "Хлопок". Пусть родители покажут свою ладонь, а затем попытаются хлопнуть – либо не выйдет совсем, либо кое-как. Что делать? Нужна вторая ладонь. Вы сообщаете им о своей готовности протянуть им свою ладонь т.е. 1 ладонь – вы, 2 ладонь – родитель. Предложить снова хлопнуть – получается громко, на лицах появляются довольные улыбки. Вы подводите к тому, что надо работать сообща, в одного у вас ничего не получится. В продолжении можно обвести ладошки на бумагу – это будет Рука помощи. Чем могут помочь родители классу?
Эксперимент "Самолёт". На столах лежат схемы складывания самолёта. Предлагаете сложить его. А затем проходите по рядам, показывая всему классу самые отличающиеся друг от друга модели. Вывод: так и на уроках. Вроде всем детям объясняется материал одинаково, все находятся в одинаковых условиях, но … результат у всех получается разный.
4.Разное.
Вручение благодарственного письма.
За активное участие в школьной жизни ( Троеглазовой, Казиной, Синявской)
За хорошее воспитание ученика (Еремеевой)
Чаепитие
Контрольная работа за 1 полугодие в 3 «А» классе учитель : Досумбаева А.О.
ДИКТАНТ ЗИМНИЙ ЛЕСЧудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.Слова для справок: чудесен, смолистые.Грамматические задания1. В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.2. Просклонять по падежам слово : шишка
В слове «шишка» обозначить род, число
Контрольная работа по математике 3 «А» класс учитель: Досумбаева А.О.
Вариант 1
Выполни умножение с помощью разложения на разрядные слагаемые
13*4 =
17* 5 =
2. Решите уравнения:
65-Х=58 5*х = 45
3. Сравните:
4см 2мм … 40мм
3дм 6см…4дм
1ч … 60 мин
4. Решите задачу:
Под одной яблоней было 14 яблок, под другой – 23 яблока. Ёжик утащил 12 яблок. Сколько яблок осталось?
5. Начертите прямоугольник, у которого длина 5 см, а ширина на 2 см короче, чем длина. Найдите периметр .
Вариант 2
1. Выполни умножение с помощью разложения на разрядные слагаемые
45*2=
2. Решите уравнения:
х*6 = 42
3. Сравните:
5см 1мм…50мм
1ч … 70 мин
4. Решите задачу:
В магазин в первый день прислали 45 курток, а во второй 35 курток. Продали 29 курток. Сколько курток осталось продать?
5. Найди периметр квадрата со стороной 3 см.