Особенности применения арттерапии при работе с детьми ОВЗ
Методическая разработка
Особенности применения арттерапии при работе с детьми с ограниченными особенностями здоровья во внеурочной деятельности.
Автор: Бойко Галина Ивановна
воспитатель КОУ ВО
«Бутурлиновская школа-интернат VIII вида»
Цель: Формирование и укрепление психологического здоровья ребёнка и развитие его творческого потенциала.
Задачи:
Расширять эмоциональный опыт;
обучать новым приёмам рисования и развивать умение экспериментировать;
снижать импульсивность, тревогу, агрессию детей;
снижать эмоциональное и мышечное напряжение;
совершенствовать коммуникативные навыки и творческие способности;
развивать познавательные процессы;
развивать чувственный аппарат на основе сенсорных эталонов;
воспитывать межличностное доверие и групповое сотрудничество.
Человек в современном мире постоянно подвергается нервным перегрузкам. Негативные переживания, которые не могут быть выражены в социально приемлемой форме, приводят к перенапряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим заболеваниям. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни ребёнка, в том числе на учебную и на производственную деятельности, на взаимоотношения в семье. Стрессу особенно подвержены дети, подростки, а также люди с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с патологически протекающими возрастными кризисами, неправильным воспитанием, непониманием со стороны окружающих. У лиц с ограниченными возможностями здоровья это может быть связано с осознанием дефекта.
Занятия изобразительным и декоративно – прикладным искусством, как пассивные (созерцание, переживание феноменов искусства), так и активные (создание художественных произведений), помогают человеку выстроить адекватную систему психологической защиты. Художественная деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость. Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные. Занятие изобразительным искусством может оказаться и просто интересным хобби, и стать профессией для людей, одарённых в художественной области, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья. Для оказания психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии использовались различные виды терапевтического воздействия: терапия отвлекающими впечатлениями, терапия занятостью, трудовая терапия, индустриальная терапия и др. При этом АРТТЕРАПИЮ рассматривали как частный случай трудовой терапии, основным содержанием которой становились ремёсла и другие виды художественного творчества. Как самостоятельная область арттерапия обособилась примерно в 30-е годы 20-го века. Этим словосочетанием обозначали различные методы использования всех видов искусства и творческой деятельности с терапевтическими целями. Она заимствует прогрессивные фундаментальные теории и практические сведения из психологии, педагогики, искусства.
Современные исследователи (В.Н. Коропулина, М.Н. Смирнова, Н.О.Гордеева и др.) определяют арттерапию как способ и технологию реабилитации лиц с ОВЗ средствами искусства и художественной деятельности. ИЗО деятельность и декоративно – прикладное искусство, само по себе обладает исцеляющим потенциалом. Арттерапия, как инновационная технология, в образовании характеризуется: комплексом теоретических, практических идей, многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями, относительной самостоятельностью от составляющих педагогического процесса обучения, способностью к интеграции и трансформации. Терапия искусством в настоящее время широко используется в специальных медико-психолого-социальных центрах, в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях 8 вида. Такое широкое использование арттерапии искусством в различных учреждениях обосновано присущими ему функциями: диагностической, коррекционной, развивающей, обучающей, реабилитационной, психотерапевтической, социальной и др.
Так, работа с красками, лепка являются не только безопасными способами снятия напряжения, но и предоставляют возможность для самовыражения, «выхода» агрессивных чувств в социально приемлемой манере, способствуют формированию представлений о форме предмета, ориентировки в пространстве бумажного листа и др. По цвету работы, выполненной ребенком в определенный отрезок времени, можно определить состояние его нервной системы, эмоциональный настрой, физическое состояние внутренних органов. Таким образом, рисование в арттерапии рассматривается как специальная техника, позволяющая осуществлять балансировку физического, психического и эмоционального состояния ребенка, посредством выбора адекватных методов оздоровления, психологической коррекции, социальной терапии, а также психотерапевтических процедур. Рассматривая рисование как своеобразный рассказ о своем индивидуальном развитии и формировании отдельных систем организма, Л.С. Выготский писал, что рисование не просто способствует развитию, но и связывает между собой такие важнейшие функции как зрение, речь, мышление двигательную координацию. По своей сути рисование и лепка являются родственными с письмом действиями, обладающими свойствами преобразования в «новый орган мозга - особо точный и образный инструмент языка и речи» (В.В. Клименко). Собственно, это рассказ, выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать, как утверждал Д.Н. Узнадзе.
Для организации арттерапевтической работы используются различные способы действия с художественными материалами:
манипуляции с целью исследования физических свойств материалов;
деструктивные действия, в результате, которых ребенок может рвать бумагу, портить карандаши, разливать воду, краску и др.;
стереотипное воспроизведение одних и тех же рисунков, действий;
создание художественных образов, отвечающих потребности ребенка в самовыражении и коммуникации с окружающими.
Так, смешивание и разбрызгивание красок, размазывание по поверхности пластилина используется при работе с детьми, пережившими какие-либо травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности.
Пластические материалы подходят при работе с детьми, имеющими выраженную агрессию, фобии. Агрессивность – феномен накопительный. Часто не только окружающие люди, но и сами дети страдают от собственной агрессивности. Она, не находя выхода, накапливается, стабилизируется, становится чертой характера, эмоционально окрашивая все стороны жизни человека. И если не научить ребёнка приемлемым способам разрядки, он будет беззащитным перед собственной агрессивностью. Так, некоторые дети обращают проявления агрессии на самих себя (бьют, кусают, царапают)
С гиперактивными и расторможенными детьми не рекомендуют использовать материалы, которые стимулируют ненаправленную активность ребенка, способную перерасти в агрессивное поведение. В работе с ними рекомендуется использовать клеевую технику, рисование по стеклу, которые в большей мере способствуют «алгоритмизации» их художественной деятельности.
Занимаясь с замкнутыми, эмоционально тревожными детьми желательно использовать материалы и художественные техники, позволяющие работать на больших форматах бумаги, доски, асфальте при этом целесообразно применять кисти больших размеров, валики, что задействует максимальное количество различных групп мышц тела.
В арттерапевтической работе для преодоления проблем ребенка наряду с общепризнанными атртерапевтическими техниками (серийное рисование, спонтанные рисунки и др.), рекомендуют использовать нетрадиционные художественные техники рисования (рисование пальцами, ладошкой, нитками, с помощью соли, рисование под музыку, методом напыления, оттиск пробкой, пенопластом, монотипия, кляксография, и др.), которые приемлемы для детей с нарушением интеллекта.
Работа в нетрадиционных техниках стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Все виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.
Отображение действительности с использованием нетрадиционных техник менее утомительно для детей с нарушением интеллекта, чем другие способы рисования, у них сохраняется активность, работоспособность на протяжении достаточно длительного времени, отведенного на выполнение задания. Использование нетрадиционных техник позволяет педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Кроме того, каждый ребенок может выбрать ту технику, которая ему больше нравится. Проведение арттерапевтической работы в специально созданном арттерапевтическом пространстве можно организовать на занятиях кружка по декоративно - прикладному искусству, коллективно, с группой (2-4 человека) или индивидуально. Коллективная форма работы позволяет интегрировать в процессе арттерапевтической работы детей с различными по степени сложности дефектами. Рисование и конструирование в несколько рук, как коллективная форма работы сближает детей единой целью, развивает культуру общения, эмоционально теплые отношения со сверстниками, происходит усвоение нравственных норм, правил поведения, дети начинают понимать свою значимость, так как вносят свой вклад в работу. Вовлекая проблемного ребенка в творческий процесс, мы способствуем коррекции его мотивационной сферы - основы его поведения, чувствования, эмоционального реагирования. Использование нетрадиционных техник способствует не только развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы детей в целом, но и помогает создать у детей атмосферу личностной безопасности, эмпатическое принятие другого ребенка (при групповой форме организации арттерапевтической работы), эмоциональную поддержку. Нетрадиционные техники рисования и занятия ручным трудом, характеризуются доступностью использования в процессе арттерапевтической работе и позволяют учитывать индивидуальные особенности детей, имеющих проблемы в развитии.
Арттерапия или терапия искусством использует научные и прикладные результаты исследований в образовательных, воспитательных, коррекционных и терапевтических целях развития личности детей с нарушением интеллекта, что позволяет более успешно решать вопросы, связанные с их адаптацией в современном мире.
В практике изотерапии можно применять следующие типы заданий и упражнений.
Предметно-тематический тип рисование на свободную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Для данного типа рисования характерны наивно-реалистический и визуально-реалистический типы изображения. Символизация в рисунке осуществляется в форме моделирования реальных или воображаемых жизненных ситуаций с помощью наличных изобразительных средств. Примером таких заданий могут быть рисунки «Моя семья», «Я в школе», «Я дома», «Я, какой я сейчас», «Я в будущем» («Кем я стану»), «Мое любимое занятие», «Что я люблю», «Мой самый хороший поступок», «Нарисуй свой мир» («Волшебный мир») и т.д.
Образно-символический тип изображение ребенком в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов, таких как понятия «добро», «зло», «счастье», изображение эмоциональных состояний и чувств: «радость», «гнев», «удивление», «счастье» и пр. Этот тип заданий требует от ребенка более высокой степени символизации, чем предшествующий, т.к. изображаемое понятие не обладает физической «вещной» оболочкой и тем самым в основу символизации не может быть положен какой-либо внешний признак изображаемого явления. Это заставляет детей при выполнении задания обращаться к анализу психологического и нравственного содержания тех событий и явлений, которые становятся предметом изображения при выполнении задания, переосмысливать значение этих событий.
Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции.
Рисование по точкам. Педагог заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагают соединить точки линией. Получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.
Волшебные пятна (кляксы). Назвать изображения и придумать историю.
Рисование в воздухе. Педагог рисует в воздухе какую-либо фигуру, изображающую простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге.
Графическая музыка. Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и т.д.).
Игры-упражнения с изобразительным материалом экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом и т.д. с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей. Могут быть полезны для детей младшего дошкольного возраста с целью стимулирования интереса к изобразительной деятельности и для детей более, старшего возраста в случае эмоциональных расстройств. Эффект упражнений в стимулировании потребности в изобразительной деятельности и интереса к ней, уменьшение эмоциональной напряженности, формирование чувства личностной безопасности, повышение уверенности в себе, формирование интереса к исследовательской деятельности и стимулирование познавательной потребности.
Рисунок на асфальте. Ребенку дают цветные мелки и предлагают нарисовать все, что ему хочется.
Рисунок на стекле. Кусок стекла размером с альбомный лист аккуратно оклеить липкой лентой (чтобы не пораниться) или вставить в деревянную рамку. Рисовать можно красками, фломастерами, мелками все, что захочется. С обратной стороны листа можно подкладывать разноцветные листы бумаги (фон), из-за чего эмоциональное восприятие рисунка будет меняться. Затем стекло протирается тряпкой. Можно рисовать на оконном стекле.
Восковой рисунок. Лист бумаги натирается свечой. Затем раскрашивается красками или мелками.
Пластилиновая живопись. Педагог, нарисовав предварительно контурное изображение предмета, предлагает ребенку размазать немного пластилина на поверхности картона, не выходя за контур. Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются.
Отпечатки. Использовать предметы с рельефной поверхностью, найденные на природе (камешки, ракушки, шишки). Создать из отпечатков целостную композицию или образ.
Изображение своего настроения. Педагог предлагает ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент.
Рисование спиралеобразными линиями. Педагог делает контурный набросок предметов, а ребенок рисует по нему фломастером или ручкой спиралеобразными линиями.
Пальцевая живопись. Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна (гуашь) пальчиком или используя палочки. Можно нарисован. не весь предмет, а только его контур.
Танцующие руки. Большой лист оберточной бумаги (или обои) раскладываются на полу. Детям предлагают в каждую руку взять по цветному мелку любого цвета, затем лечь спиной на бумагу. Включается оживленная музыка. Дети одновременно двумя руками рисуют по бумаге, двигая руками в такт музыке. Затем рисунки обсуждаются.
Волшебный салют. На полу расстилают газету, кладут большой лист бумаги. Нужны жидкие краски, кисти. Манипулируя любым образом кистью, брызгать краску на лист бумаги, устраивая «волшебный салют».
Самоцветы. Упражнение дает возможность свободно экспериментировать с цветом. Мокрый лист бумаги это «сундук с драгоценными камнями». Ребенку предлагают попробовать все возможные сочетания красок и наполнить «сундук» разными самоцветами, просто ставя разноцветные точки.
Крупный масштаб. Создать изображение руками и ногами (отпечатки стоп, кистей), используя малярные кисти, губки. Необходимо иметь под рукой полотенце и ведро с водой, чтобы вымыть руки, ноги.
Работа с глиной (сжимание, разглаживание, формообразование, затем сплющивание).
Игра с тестом. Смешать 2 стакана муки, три четверти стакана соли, одну столовую ложку растительного масла, половину или более стакана воды. К смеси можно добавить порошкообразную краску. Создавать из этого состава всевозможные фигурки.
Работа с бумагой:
Коллаж. Вырезать из журналов фигуры людей, животных и т.д., а затем оформить их в композицию. Можно подписать, что люди делают или о чем думают.
Папье-маше. Смешать оклеивающий состав и куски бумаги. Используя формы, смазанные вазелином, создать модели из папье-маше. Дать им затвердеть, а затем раскрасить их.
Задания на совместную деятельность могут включать задания всех указанных выше четырех типов. Этот тип заданий направлен на решение проблемы оптимизации общения и взаимоотношений со сверстниками. Кроме того, задания на совместную изобразительную деятельность делают необходимой речевую коммуникацию участников и тем Самым обеспечивают развитие регуляторных способностей.
Работа в парах, направленная на развитие коммуникативных возможностей детей. Один участник рисует каракули и передает другому, чтобы тот создал образ; один участник начинает рисунок на свободную или заданную тему, а другой заканчивает; затем результаты совместной работы обсуждаются.
Совместное групповое рисование, также направленное на развитие социальных навыков («групповая фреска» на большом листе бумаги рисуют одновременно или по очереди на ту или иную тему: «жизнь в школе», «поход», «день рождения», «мир вокруг»).
Групповые изобразительные игры («Странное животное» один ребенок рисует голову животного, загибает лист и передает следующему участнику; тот рисует туловище, загибает лист и передает дальше; в конце каждый пытается рассказать от первого лица о той части фигуры, которую он рисовал; аналогично изображается и человек).
Вариант. На стене лист бумаги. Дети с завязанными глазами подходят поочередно к нему и рисуют части тела какого-либо животного (коровы, слона и т.д.).
При организации изотерапевтических занятий педагогу следует иметь в виду, что каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к определенным видам активности. Подбирая изобразительные материалы к каждому занятию в соответствии с его задачами и индивидуальнопсихологическими особенностями участников занятий, можно в какой-то мере управлять активностью ребёнка.
При организации рисуночной терапии с гиперактивными и расторможенными детьми, а также детьми, расположенными к проявлению агрессии в поведении, не рекомендуется использовать такие материалы, как краска, глина, пластилин, т.к. они стимулируют неструктурированную активность ребёнка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание и пр.), которая легко может перейти в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные средства, требующие от них организации и структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации и контроля за выполнением действия, и соответствующие задания, например, «Рисование по точкам».
Напротив, детям эмоционально «зажатым», фрустрированным, с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих всё тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикреплённые на стенах, глину и пластилин, рисование мелом, игру с бегущей из-под крана водой. Наибольший эффект для ослабления эмоциональной напряженности и тревожности имеют задания «Рисование пальцами», «Волшебные пятна». Об этом можно говорить очень много. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: Таким образом, формируется и укрепляется психологическое здоровье ребёнка и развивается его творческий потенциал.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115