ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Некрасова Е. В.
Руководитель Лужбина А. А.
ГБПОУ СПО «Пермский Педагогический колледж №1»
Специальность «Преподавание в начальных классах», г. Пермь
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу».
Бенджамин Франклин
Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения русского языка. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка. Почему, что, где, когда, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств - все это регулируется коммуникативной компетенцией.
Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Неисчерпаемые запасы творчества кроются в лексике русского языка. Лексическая работа над словом даёт широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учебном процессе, способствует повышению интереса к знаниям, развивает интеллект.
Актуальность данной темы заключается в том, что усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в начальной школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников, овладение лингвистической терминологией.
В лексикологии слова изучаются с точки зрения:
1) их смыслового значения;
2) места в общей системе лексики;
3) происхождения;
4) употребляемости;
5) сферы применения в процессе общения;
6) их экспрессинвно-стилистического характера.
Наряду с этим в понятие «лексикология» входит учение об устойчивых словосочетаниях (фразеологизмах), учение о словарях (лексикография).
Слово — основная значимая единица языка. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли.
Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова содержится 57 тыс. слов; в семнадцатом «Словаре современного русского литературного языка» — около 130 тыс. слов. Это — общеупотребительная лексика; в названные словари не вошли сотни тысяч профессиональных слов и научных терминов, названия географических объектов, исторических фактов, многие сотни тысяч имен, фамилий, кличек, прозвищ.
Нельзя забывать и того, что большая часть слов обладает многозначностью. Например, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова указано пять основных значений слова «рука» и приведены 62 фразеологизма, в которых это слово использовано во фразеологически связных значениях.
Методика развития речи на лексическом уровне предусматривает четыре основные линии:
1) Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. Это достигается средством прибавления к словарю ребенка ежедневно 4-6 новых словарных единиц.
2) Уточнение словаря — это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности, которая включает в себя: — наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами; - усвоение лексической сочетаемость слов, в том числе во фразеологичеких единицах;
- усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;
- усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, которые свойственны Отдельным синонимам в синонимической группе.
3)Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.
4) Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.
Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют. Основные источники обогащения и совершенствования словаря — это произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя. Все это — педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Но на речь учащихся влияют и источники неправильные (речь родителей, друзей и т.п.).
Стандарт начального общего школьного образования по русскому языку предусматривает в разделе «Лексика» изучение однозначности и многозначности слова, синонимии и антонимии слов, прямого и переносного значения и употребления слов, а также умение школьников пользоваться различными словарями русского языка. Материалы учебника включают многообразие заданий по теме «Лексика, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания. Каждый раздел учебника включает в себя тренировочные задания рассчитанный на пополнение словарного запаса учащихся, знакомство с разнообразным составом русской лексики.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал не только образованным, но и отзывчивым, интеллигентным человеком, чтобы он научился сочувствовать, откликаться на все доброе и прекрасное.
Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучаемому. Качество и количество воспринимаемой информации напрямую зависит от вербальных средств передачи информации. Одним из вербальных средств общения является речь. Для свободного овладения устной и письменной речью требуется наличие важного условия - богатство материала этой речи. Материал для устной и письменной речи заключается в обилии слов, оборотов речи, умение слагать их в одно стройное целое. Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.
Словарный состав языка, представляя определенную систему, включает разные категории слов. Изучение лингвистической терминологии в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить учащихся с термином, как единицей лексической системы, со значением слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а также создает необходимые условия для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся. Такое изучение лексики открывает перед учащимися еще один уровень языковой системы. Работа над усвоением лексики формирует у школьников умения и навыки пользоваться различными словарями: толковым, словарем иностранных слов, словарем синонимов, фразеологическим словарем и др. Это имеет большое практическое значение. Лексикологией называется раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав. Ни одно слово в языке не существует отдельно, изолированно от языка. Лексика русского языка представляет систему взаимосвязанных и взаимообусловленных языковых единиц. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков.
Изучив литературу, мы выяснили, что этот вопрос изучается довольно давно, проблема заключается в противоречии между несоответствием большого объема лексики и маленьким выбором упражнений, который не позволяет раскрыть ту или иную темы.
Мы подготовили серию методических лингвистических материалов для апробации в 3-4 классах МАОУ «СОШ №74», направленных на формирование коммуникативной компетентности у младших школьников:
Работа в группах и мини – группах.
При работе в группах и мини – группах учащиеся класса делятся на группы при выполнении задания по познанию мира и родного языка.
Игры на обогащение лексического запаса ребенка.
Игровые технологии Б.Никитина позволяют активизировать детей, поддерживая их интерес, развивают их речь. Так, например, игра с мячом очень хорошо развивает внимание детей, быстроту мыслительной реакции. Позволяет не только оживить класс на уроке, но и закрепить полученные знания. При изучении темы «Определение рода имени прилагательного» в 3 классе я бросаю мяч учащимся в произвольном порядке, называя при этом существительное (в ед.ч или мн.ч), ребёнок должен бросить мяч обратно, назвав образованное прилагательное, определив число и род(если это возможно). Данная игра позволяет работать над формированием коммуникативной компетенции, развивая речь учащихся, пополняя их словарный запас, заставляя их внимательно относиться друг к другу.
«Подбор прилагательных»
Эта игра интересна детям любого возраста: старшим детям необходим - словесный и не менее 2-3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предлагаемых слов как можно больше признаков. Например, «собака» - большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п. «Что бывает?»
Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» - помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.
В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.
«Узнавание»
Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» - береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» - солнце. Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр («Какое бывает?», «Что делает?»). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.
Для развития речи детям 3-4 классов предлагается работа над предложениями. Задания: «Вставь пропущенные слова», « Расскажи, о чем прочитали», «Из набора слов составить предложения по данной тематике», « Составление предложений по картинкам».
Диагностико-мотивирующая часть.
Задача - определить исходный уровень «невнимательности» школьника при письме и чтении.
Инструкция: Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки, исправь их карандашом или ручкой.
Ход исследования: «На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бежал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грачи вьют гнезда на деревьях. На новогодней елке висело много игрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отметки. На школьной площадке играли дети».
Фиксируется время работы с текстом, особенности поведения ученика, количество пропущенных ошибок. Для этого используется таблица.
№ Типы ошибок Кол-во
1. Подмена слов в предложении 2. Пропуск слов в предложении 3. Пропуск букв в слове 4. Подмена букв:
а) обозначающих похожие звуки
б) близких по написанию 5. Слитное написание слова с предлогом 6. Другие типы ошибок Общее количество ошибок Активизация словаря. Активный, т.е. используемый в собственной речи, словарь человека всегда ограниченней, чем объем всех понимаемых слов. Активизацией в методике называют перевод слов из пассивного словаря в активный. Конечная роль словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить использовать их правильно, уместно. Перечислим следующие формы активизации словаря:
1) Составление словосочетаний с нужными словами.
2) Составление предложений с заданными словами или с одним заданным словом. Составляется несколько вариантов предложений.
3) Близкий к тексту пересказ прочитанного с использованием важнейшей лексики и фразеологии оригинала.
4) Рассказы по наблюдениям, по картинам и иные сочинения различных типов с использованием опорных слов, т.е. заданных для обязательного употребления. Таким образом, система словарной работы состоит в том, чтобы слово было школьником:
— правильно воспринято в тексте;
— понято со всеми его оттенками и окрасками;
— усвоено, т.е. вошло бы в его словарь;
— воспроизводилось в нужных случаях в собственных высказываниях.
Активизация словаря — это одна из важнейших линий словарной работы на уроках русского языка, поэтому учитель должен предусматривать специальные задания по активизации систематически, ежеурочно, опираясь на читаемые тексты, на наблюдения, на те слова, с которыми велась работа по углублению их понимания.
Обогащение словарного запаса, введение в речь новых слов и использование этих слов позволяют обучающимся выходить на высокий уровень общения среди сверстников. Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности.
Современная школа заявила о себе как о школе культурно- и личностно-ориентированной. В соответствии с этим она призвана поддержать вступление ребенка в мир культуры, при этом сберегая и развивая маленького человека как индивидуально- неповторимую личность, предоставляя ему возможность реализовать свои социальные (не противоречащие интересам других личностей) притязания.
Работа по формированию коммуникативной компетентности у учащихся требует от учителя методического мастерства, такта, умения видеть всех и каждого, учитывать индивидуальные особенности и способности каждого ученика.
Несмотря на то, что словарная работа и изучение лексики имеют один и тот же объект — слово, на занятиях по лексике слово изучается как единица лексической системы и задача обогащения словаря хотя и стоит, но не является ведущей, в то время как для словарной работы эта задача основная. Однако следует иметь в виду, что расширение словарного запаса учащихся происходит гораздо интенсивнее, если эта работа опирается на знания, приобретенные в процессе изучения лексики.
В связи с этим, изучая лексику, необходимо учитывать указанное различие между методикой обучения лексике и методикой словарной работы, которая тесно связана с методикой лексики.
Лексика, будучи самостоятельным разделом школьного курса русского языка, непосредственно связана с другими его разделами, и в частности с грамматикой. Ведь слова, обозначая явления объективной действительности и имея лексическое значение, в то же время относятся к тому или иному лексико-грамматическому разряду. Поэтому знание значений слов важно не только для расширения словаря, но и для усвоения морфологических и синтаксических понятий, поскольку каждая грамматическая категория представляет собой единство лексической и грамматической сторон.
Работа над усвоением лексики формирует у школьников умения и навыки пользоваться различными словарями: толковым, словарем иностранных слов, словарем синонимов, фразеологическим словарем и др. Это имеет большое практическое значение.