Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные музыканты» для детей от 12 до 15 лет
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мошокская средняя общеобразовательная школа»
Судогодского района Владимирской области
«Согласовано» «Утверждаю»
Замдиректора по УВР Директор школы
_____________ _______________
/Графова Е.В./ /Данилова Т.Н./
____________ 2015 г. Приказ № __ от _____ 2015 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юные музыканты»
для детей от 12 до 15 лет
Срок реализации программы: 3 года
Педагог дополнительного образования:
Никитина Марианна Валерьевна,
учитель музыки
с. Мошок
2015 год
Пояснительная записка
Изучение музыки способствует всестороннему развитию личности ребенка. Творческая музыкальная деятельность совершенствует его интеллектуальное и духовное развитие, способствует изучению музыкального и культурного наследия нашей Родины и зарубежных стран.
В настоящее время среди детей школьного возраста чрезвычайно высок интерес к инструментальной музыке, обучению игре на музыкальных инструментах, исполнению музыкальных произведений в составе различных ансамблей. Навыки коллективного творчества развивают у учащихся умение слушать музыку, слышать другие партии в музыкальных произведениях, ритмически организовывают, расширяют, как музыкальный, так и общий кругозор.
Данная программа разработана на основании письма Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 года, № 06-1844 и в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей.
В основу программы положен анализ государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: программы «Школьный вокально-инструментальный ансамбль» автор В.Архипов. Мурманск. 2011г, программа студии вокально-инструментальной музыки В.Кипор, Т.Толбатова. Ростов на Дону. 2001г.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области вокально-инструментальной музыки.
Программа рассчитана на детей подросткового возраста от 12 до 15 лет и три года обучения. Всего 108 часов. В год 36 часов, в неделю 1 час (включая каникулы).
Новизна и отличительные особенности данной программы от подобных предметных программ.
Новизна программы заключается в том, что она разработана для обучающихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся освоить игру на музыкальных инструментах в ансамбле. При этом это дети не только разного возраста, но и с разными стартовыми способностями.
В исходный программный материал внесены следующие изменения:
уменьшено количество часов на изучение музыкальной грамоты и теоретической части программы и увеличено количество часов на групповые занятия в ансамбле, разучивание репертуара и концертные выступления.
Цель программы:
Создание условий для развития творческого потенциала детей через приобщение к музыкальной культуре, практическое исполнительство в составе вокально-инструментального ансамбля, сольное исполнение.
Задачи. Обучающие:
- дать основы теории музыкальной грамоты;
- обучить приемам различных видов техники игры на музыкальных инструментах;
- научить исполнять музыкальные произведения соло или в ансамбле с учетом динамических оттенков. Развивающие:
- развить творческие способности и возможности для выступления на сцене;
- развить музыкальную память,
- сформировать и развить навыки самостоятельной работы при занятии вокально-инструментальной музыкой в соответствии с его программным замыслом;
- развить у детей коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (способность адекватно оценивать различные мнения, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации.
Воспитательные:
- приобщить к музыкальной культуре;
- воспитать эстетический вкус;
- воспитать интерес к музыке и творчеству;
- содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи;
- сформировать ориентацию на продолжение обучения в области музыкального образования.
Реализация задач осуществляется через различные виды инструментальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое исполнение, слушание бардовских исполнителей, добавление элементов импровизации, подбор по слуху нетрудных произведений и авторское мастерство.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединённых в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов, современных групп, исполнителей, знакомство с историей создания музыкальных инструментов.
Практическая часть обучает практическим приёмам игры на музыкальных инструментах: фортепиано, гитаре, аккордеоне (сольное исполнение и ансамблевое).
Музыкальную основу программы составляют произведения как классического, так и эстрадного репертуара, а также бардовские песни, романсы, популярные песни радио и кино. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учётом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный материал подбирается в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Учебно-тематический план.
Первый год обучения
№
Содержание и виды занятий
Количество часов
Теория
Практика
1.
Основы музыкальной грамоты.
4
2
2
2.
Вокально-ансамблевая работа.
9
2
7
3.
Творческие часы (включая беседы, слушание музыки).
6
2
4
4.
Групповые занятия на инструментах, работа над репертуаром.
9
1
8
5.
Концертные выступления (участие в конкурсах, концертах, фестивалях,
творческий отчет и генеральные репетиции).
6
6
6.
Работа с электроаппаратурой (уход и настройка инструментов).
1
1
7.
Сценическое поведение и исполнительская культура.
1
1
Итого:
36
7
29
Содержание программы. Первый год обучения:
1.Основы музыкальной грамоты.
Правописание нот, знаков. Ключи скрипичный, басовый, освоение нотной грамоты. Штрихи, оттенки, знаки музыкальной выразительности. Понятия и определение нотных терминов. Длительности, ритмические группы 2/4,3/4,4/4.Использование как пособие музыкальные инструменты: фортепиано, гитара. Изучение знаков альтерации: диез, бемоль, бекар. Лад как система. Понятие об устойчивости, неустойчивости (1-3-5). Мажор, минор. Особенности тембрового звучания. Построение лада (мажор, минор) от разных нот, на разной высоте. Запись, работа в тональностях: интонирование ступеней, слуховой анализ.
2.Вокально-ансамблевая работа.
Основные характеристики голоса певца. Диапазон голоса, сила голоса, тембр голоса, подвижность голоса. Основы эстрадного исполнения, виды пения и вокальные техники. Академический вокал, эстрадный вокал, джазовый вокал, народное пение. Особенности развития мужского голоса и женского голоса. Основные градации мужского голоса: бас, баритон, тенор, контртенор. Женского голоса: сопрано, меццо-сопрано, контральто. Развитие диапазона, навыки интонирования и владения голосом, слуховой контроль. Личная гигиена голоса. Развитие и укрепление правильного дыхания. Понятие атаки звука, особенности вокального пения в ансамбле. Певческая установка, упражнения по развитию силы звука. Упражнения по развитию дикции и артикуляции.
3.Творческие часы (беседы, слушание, посещение концертов).
Жанры музыкальных произведений. Авторская песня, ее роль в жизни нашей страны. Посещение и обсуждение различных мероприятий и концертов.
4.Групповые занятия на инструментах, работа над репертуаром.
Основы ансамблевой игры. Функции каждого инструмента в ансамбле. Использование, оправданность и место звуковых эффектов в произведениях Солирующая роль инструментов в ансамбле. Ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков. Отработка навыков исполнительского мастерства. Совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением. Единовременное начало и окончание игры. Слаженная уравновешенная игра. Точное исполнение длительностей в ансамбле.
Единство темпа, согласованное изменение силы звука. Звуковой баланс (между инструментальной и солирующей группами). Принципы исполнительского мастерства и аккомпанирование солистам. Работа над репертуаром: выбор репертуара на 1 полугодие, выбор репертуара на 2 полугодие. Прослушивание произведений профессиональных исполнителей. Разбор индивидуальных партий в ансамбле.
5.Концертные выступления (участие в конкурсах, концертах, фестивалях, творческий отчет и генеральные репетиции).
6.Работа с электроаппаратурой (уход и настройка инструментов).
Правила техники безопасности при работе с электроаппаратурой. Уход и эксплуатация музыкальных инструментов. Основные правила работы с микрофоном. Регулировка тембров и настройка гитары.
7.Сценическое поведение и исполнительская культура.
Основы исполнительского мастерства, правила поведения на сцене. Формирование навыков работы с микрофоном.
Учебно-тематический план.
Второй год обучения
№
Содержание и виды занятий
Количество часов
Теория
Практика
1.
Изучение музыкальной грамоты и гармонии.
4
2
2
2.
Вокально-ансамблевая работа.
9
1
8
3.
Творческие часы (включая беседы, слушание музыки).
6
2
4
4.
Групповые занятия на инструментах (работа над репертуаром, импровизация, аккомпанирование).
9
1
8
5.
Концертная деятельность (творческие отчеты, конкурсные выступления).
6
6
6.
Работа с электроаппаратурой (пользование, уход и настройка инструментов).
1
1
7.
Культура поведения на сцене.
1
1
Итого:
36
6
30
Содержание программы. Второй год обучения.
1.Изучение музыкальной грамоты и гармонии.
Трезвучие, септаккорд. Упражнения в построении аккордовых последовательностей. Пение по нотам, слуховой анализ, интонирование в тональностях до семи знаков. Аббревиатура. Гармония как ладовая основа, фундамент. Трезвучие и их роль в ладу. Трезвучие главных ступеней: построение, пение, запись, игра на инструменте, слуховой анализ.
Пение по голосам. Игра на инструменте. Слуховой анализ. Подбор по слуху определения аккордов, функций лада. Практические работы по гармонизации: нотная запись мелодий, запись аккордов, (буквенными обозначениями), аккордов по тактам.
2.Вокально- ансамблевая работа.
Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Пение мягким, округлым, нефорсированным звуком. Выравнивание регистров. Упражнения на артикуляцию. Одновременное дыхание и атака звука. Правильная вокализация, единая подтекстовка. Знакомство с элементами джазового пения. Импровизация в вокале.
Разучивание песен индивидуально свою партию. Разучивание песен в составе вокальной группы. Расширение вокального репертуара и разучивание их в группе. Подготовка к концертным выступлениям, проведение генеральных репетиций.
3.Творческие часы.
Знакомство с новыми направлениями в музыке. Новые группы и их творчество. Интонация, гармония, тональный план в современной музыке. Посещение концертов.
4. Групповые занятия на инструментах (работа с репертуаром, импровизация, аккомпанирование).
Соло и звуковой баланс между солистами и аккомпанементом. Дальнейшее развитие ансамблевых навыков. Чистота исполнения (строй), единство темпоритма. Звуковой баланс в аккомпанирующей группе и при работе с солистами. Разбор индивидуальных партий в ансамбле. Разучивание музыкальных произведений и их исполнение. Постановка музыкальных номеров. Отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху музыкальных произведений. Работа над репертуаром, выбор репертуара на первое полугодие, выбор репертуара на второе полугодие.
5. Работа с электроаппаратурой (пользование, настройка).
Уход и эксплуатация музыкальных инструментов; настройка, подключение, работа с монитором, микрофоном, звуковой баланс; основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой.
6. Концертная деятельность (творческие отчеты, конкурсные выступления).
Участие в культурных мероприятиях; проведение творческих часов, совместно с группами первого года обучения; творческие отчеты и вечера группы второго года обучения; концертные выступления; участие в мастер-классах.
7. Культура поведения на сцене.
Основные правила поведения на сцене, подчинение движения характеру музыки и текста, постановка номеров.
Учебно-тематический план. Третий год обучения
№
Содержание и виды занятий
Количество часов
Теория
Практика
1.
Изучение музыкально-теоретической дисциплины (теория музыки, гармония).
4
2
2
2.
Вокально-ансамблевая работа.
8
8
3.
Творческие часы (включая беседы, слушание музыки).
6
2
4
4.
Групповые занятия на инструментах (работа над репертуаром, импровизация, аккомпанирование).
9
1
8
5.
Концертная деятельность (творческие отчеты, конкурсные выступления).
7
7
6.
Работа с электроаппаратурой (пользование, уход и настройка инструментов).
1
1
7.
Индивидуальная работа с учащимися над сценическим поведением.
1
1
Итого:
36
5
31
Содержание программы. Третий год обучения.
1.Изучение музыкально-теоретической дисциплины (теория музыки, гармония).
Метроритмика в новой стадии понимания. Чтение, запись. Дальнейшее освоение теоретического материала по теме: «Лад и тональность». Построение интервалов, аккордов, слуховой анализ, диктант.
Анализ произведений: форма, тональный план. Практические упражнения на
инструменте, по вопросам гармонии.
2.Вокально-ансамблевая работа.
Закрепление вокально-ансамблевых навыков (одновременное, цепное дыхание, единая подтекстовка, фразировка, ансамбль). Расширение певческого диапазона. Работа над тембром, чистота интонирования. Разучивание репертуара ансамбля. Сольное пение с собственным аккомпанементом. Упражнения с использованием импровизаций, элементов джаза и аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном стиле (работа с репертуаром). Работа по постановке голоса, работа над дикцией, отработка певческих навыков, аккомпанирование .
3.Творческие часы (включая беседы, слушание).
Беседы о направлениях в музыке и тенденциях музыкальных направлений, Встречи с музыкантами- исполнителями (ДК, музыкальные школы). Экскурсии (цель: расширение кругозора воспитанников о профессиональной деятельности представителей профессий, связанных с вокально-инструментальным направлением и т.д.). Профессиональные пробы воспитанников (концертная деятельность). Записи произведений собственного сочинения и исполнения.
4.Групповые занятия на инструментах (работа с репертуаром, импровизация, аккомпанирование).
Солирующая роль каждого инструмента в ансамбле. Подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам. Аранжировка и импровизация на инструментах. Вариации на заданные темы. Исполнение ранее изученных произведений с вариациями и собственной аранжировкой.
Подбор по слуху музыкальных произведений. Отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле, записи произведений собственного сочинения и исполнения. Участие и проведение мастер-классов для учащихся 1-2 года обучения. Работа над репертуаром, выбор репертуара на первое полугодие, выбор репертуара на второе полугодие.
5. Работа с электроаппаратурой.
Звукозаписывающие устройства (строение, принцип звукозаписи), баланс звука, акустика зала. Звуковой баланс микрофонов (акустика, выстраивание звука в зале). Регулирование звука на мониторе (выстраивание частот); звукозапись инструментов (минусовка). Запись фонограмм ансамблевой игры.
6.Индивидуальная работа с учащимися над сценическим поведением.
Культура поведения на сцене. Формирование навыков движения на сцене вместе с игрой на гитаре. Работа с режиссером.
7.Концертная деятельность (творческие отчеты, конкурсные выступления, участие в мероприятиях).
Участие в школьных, районных культурных мероприятиях. Проведение творческих часов, совместно с группами первого и второго года обучения, творческие отчеты и вечера группы третьего года обучения. Концертное участие в мастер-классах. Репетиции и проведение отчетного концерта.
По завершению 1 года обучения, обучаемые должны знать: - ноты, буквенные обозначения тональностей, знаки альтерации; - основы гармонии; - жанры музыки.
Должны уметь: - читать ноты с листа в пределах 1 октавы, аккорды по буквам, ритм по длительности; - получить понятие об ансамбле: одновременно вдвоем, втроем и т.д. Начинать и заканчивать игру вместе, исполнять одноголосные мелодии.
По завершению 2 года обучения, обучаемые должны знать: - квинтовый круг тональностей, интервалы в пределах октавы; - аккорды с обращениями, элементы музыкальной формы;
Должны уметь: - читать партии своих инструментов или голоса с листа, читать ритм, исполнять произведения соло или ансамбля с учетом динамических оттенков, петь с элементами двухголосия;
- самостоятельно работать над музыкальным произведением и уметь исполнять пьесы в ансамбле.
По завершению 3 года обучения, обучаемые должны знать:
- основы нотной грамоты, анализ разбора нотного текста;
- основы звукорежиссерской деятельности.
Должны уметь: - исполнять песни в разных стилях с использованием собственной манеры игры (от 3 до 5 произведений); - импровизировать и делать аранжировки (на примере песен собственного сочинения); - сбалансировать звук, настроить инструменты (гитары); - составить проект собственного концертного выступления.
Способы проверки результатов
Проверка и оценка теоретических знаний, исполнительских навыков участников музыкального кружка является неотъемлемой и важной составляющей частью процесса обучения, она строится на принципах систематичности и проводится в течение всего процесса обучения.
В педагогической практике используются различные виды проверки и оценки знаний и исполнительских навыков учеников:
а) регулярные, текущие проверки и оценки знаний и практических навыков;
б) годовое отчётное мероприятие (концерт).
Текущие проверки проводятся практически на каждом занятии. Педагог проверяет знания нотной грамоты, навыки чтения нот, исполнительские навыки – индивидуальные и в составе ансамбля, навыки чтения с листа. Проверки проводятся на групповых занятиях.
Контроль осуществляется через концертные выступления, участие в массовых мероприятиях школы, конкурсах, фестивалях, промежуточную диагностику.
Годовое отчетное мероприятие (концерт) проводится в конце года. Воспитанники кружка выступают с концертной программой перед воспитанниками детского сада, младшими школьниками и родителями.
Методическое обеспечение:
Фортепиано, гитары, аккордеон, компьютер, CD и DVD диски, фонохрестоматии, микрофоны, электронные пособия, диагностика.
Литература для педагога:
Программа «Школьный вокально-инструментальный ансамбль» автор В.Архипов. Мурманск. 2011 г.
Программа студии вокально-инструментальной музыки В.Кипор, Т.Толбатова. Ростов на Дону. 2001г.
Браславский. Д. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально- инструментальных ансамблей. Д.Браславский. - М., 1993 г.
Бриль. И. Практический курс джазовой импровизации. И.Бриль. - М.,1979г.
Галоян. Э. Ритмические этюды и вариации для малого барабана и в ансамбле с большим барабаном. Э. Галоян. - М.,1972г.
Зинкевич.В. Курс игры на ударных инструментах. В.Зинкевич.-М.,1979г.
Копен, В. Рождение джаза. В.Копен. - М.,1994.
Ларичев. Е.Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Е.Ларичев. - М.,1984г.
Наша новая школа №1,2 Педагогические мелодии и аккорды. ВИПКРО - 2012 год
10 Мухина.О. Возрастная психология. О.Мухина. - М., 2000г.
11. Фридкин.Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М.,1992.
Литература, интернет ресурсы для обучающихся:
Агафошин. П. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1993г.
Ариевич. С. Практическое руководство игры на гитаре. - М.,1993г.
Бранд.В. Основы техники гитариста эстрадного ансамбля. - М.,1979г.
Самоучитель игры на гитаре для начинающих. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Уроки игры на гитаре. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Самоучитель игры на фортепиано для начинающих. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Уроки игры на фортепиано. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15
Заголовок 115