Рабочая программа Путешествие по родному краю
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ город Краснодар___
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
__Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 20_
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от «31» августа 2015 года
Председатель педсовета
_________________Е.П.Лякишева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГОС ООО
Название: Путешествие по родному краю
Направление: Краеведческое
Срок реализации: 5 лет
Руководитель Егорова Вера Васильевна, учитель истории и обществознания
Программа разработана на основе ФГОС основного общего образования второго поколения 2009 года (приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009 года); концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
закона Российской Федерации «Об Образовании»;
ФГОС основного общего образования второго поколения 2009 года (приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009 года);
концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
требований к результатам освоения основной образовательной программы МБОУ СОШ №20 город Краснодар;
программы формирования универсальных учебных действий МБОУ СОШ №20 город Краснодар;
санитарно – эпидемиологических требований к учреждениям образования.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и
вырос. Программа кружка «Страницы истории» направлена расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и
настоящим страны, воспитать чувство гордости за своих земляков, способствовать
развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая
сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для
развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий. Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьного историко-краеведческого уголка. Занятия в историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся. Направление программы внеурочной деятельности: Программа внеурочной деятельности «Путешествие по родному краю» предназначена для учащихся 5-9 класса. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, экономики. Программа изучения истории и географии родного края личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Курс внеурочной деятельности призван удовлетворять социальные потребности, то есть помочь в социализация личности учащихся, он также имеет подлинно страноведческий характер. Педагогическая целесообразность реализации данной программы.
Данная программа целесообразна, соответствует возрасту детей. Работа в основном
ведется в виде познавательных игр, экскурсий, викторин, заочных путешествий,
путешествий во времени. Программа построена на теоретическом и практическом изучении истории родного края. В ходе теоретического изучения учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего села. Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного села на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие. В практической части программы учащиеся работают с документами, хранящимися в школьном музее, краеведческой литературой. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию родного села и края. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей подростков, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Способствует формированию
умений и навыков проектной деятельности.
Актуальность: внеурочная деятельность в форме проведения интеллектуальных конкурсов, экскурсий, социально значимых акций, создания индивидуальных проектов, и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей, организация встреч с ветеранами, интересными людьми, для проведения различных мероприятий
и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья - школа - общество». Программа носит проектно-исследовательский характер. Сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
Цель: нацелить учащихся на активное познание родного края; расширить и углубить знания учащихся о родном крае; сформировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ; воспитывать патриотизм.
Задачи:
1. Сформировать системное представление о Краснодарском крае как целостном
географическом регионе;
2. Показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических явлений на изучаемой территории;
3. Сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;
4. Развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации,
тематическими картами.
5. Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
6. Воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания
ценности и значимости каждой человеческой жизни;
7. Воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
8. Общеобразовательные: обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;
10. Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных
отношений;
11. Через научно-исследовательскую, проектную и практическую направленность
содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских
способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их
образовательные потребности в исследовании;
12. Развивать гибкость мышления и поведения
13. Развивать у воспитанников умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, работать
с различными источниками информации:
14. Создавать возможность выбора сферы деятельности и общения;
15. Формировать такие качества личности как способность к самоопределению, к
саморазвитию и самореализации в обществе, умения ориентироваться в жизни, быть
равноправным членом нашего общества.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа обучения по курсу «Путешествие по родному краю» предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу в котором живешь. Среда обитания и человек неразрывно связаны, поэтому, необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела способствует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес), этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколений и младших, какие праздники отмечают дома. Большой вопрос уделяется православию. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.
Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии. Введение на начальном этапе изучения природных процессов позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн. Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени – по вине людей. В первом классе большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей.
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно – творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, чтение текстов и их обсуждение, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной деятельности (подвижные игры, туристические и экскурсионные прогулки).
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи;
осознание традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
понимание культурной самобытности своей страны и мира, уважение к культуре своего народа;
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность (в т. ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях.
Метапредметные результаты:
способность организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;
готовность к сотрудничеству в группе, коллективной работе;
Предметные результаты:
овладение представлениями о памятных «страничках» истории своей семьи, школы;
овладение пониманием значения имени, отчества, особенностей профессии членов семьи, важности знания домашнего адреса и телефона, адреса школы, названий улиц в микрорайоне школы и дома;
овладение представлениями о гербе и флаге, истории возникновения города Краснодара, как необходимой основой понимания «малой родины»;
формирование здоровьесберегающей культуры поведения: правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах;
формирование экологической культуры поведения, бережного отношения к природе своего края.
Модель плана внеурочной деятельности
Направление
деятельности
Формы внеурочной
деятельности
1
ступень
2
ступень
3
ступень
4
ступень
5
ступень
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Социальное
направление «Путешествие по родному краю»
Интеллектуально-
познавательный блок «История вокруг нас»
34 часа
История родного края
34 часа
Природа и география края
34 часа
Культура края
34 часа
Исторический проект
34 часа
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 170 часов и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение еженедельных внеучебных занятий с учащимися, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – интенсивами. Программа состоит из 4 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеучебной деятельности и направлен на решение своих собственных педагогических
задач. Данная программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года. Срок реализации 5 лет. Возрастная характеристика группы – программа состоит из пяти ступеней реализации:
· 1 ступень – учащиеся 5 класса;
· 2 ступень – учащиеся 6 класса;
· 3 ступень – учащиеся 7 класса;
· 4 ступень – учащиеся 8 класса:
· 5 ступень – учащиеся 9 класса.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Данная программа социального воспитания подростков конструируется вокруг
таких ценностных ориентиров.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей
жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры
человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого
познания как ценности.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и
будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Форма организации внеурочной деятельности
Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями). Основными видами и методами работы являются встречи с жителями села, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей района и села. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.
Тематический план программы
№
Название раздела
Общее
кол-во часов
Кол-во часов по классам
Основные виды
деятельности
обучающихся
5
6
7
8
9
1
История вокруг нас
34
Общий сбор группы. Введение в КТД. Экскурсия в музей. Меры
предосторожности.
Подбор фотографий, Встреча с краеведением рисование портретов.
Фотографирование на уроках, переменах и
прогулках. Генеалогическое древо семьи. Изготовление
исторической
газеты, «Дневника
краеведа». Участие в проведении
исторических
интеллектуальных игр. Изготовление
презентаций и
альбомов о семье.
Библиотечные уроки. Проведение опросов. Встречи с
интересными людьми посёлка. Учатся работать в малой группе над общим заданием.
Встреча с краеведением
6
Моя школа
6
Моя семья
8
История города
8
Встреча с краеведческой книгой
6
2
История родного края
34
Библиотечные уроки.
Проведение опросов.
Встречи с
интересными людьми
посёлка. Изготовление
презентаций и
альбомов по истории
края. Подбор
фотографий, портретов
Подготовка и
проведение
интеллектуальных игр.
Учатся задавать
вопросы. Учатся
применять
установленные
правила в решении
задачи
Наш край в древности
8
Средневековая история края
6
Переселение казаков на Кубань
8
Наш край в годы войны
6
Чем гордится наш город
6
3
Природа и география края
34
Изготовление
климаторграмм
города по временам
года.
Фотографирование
природных объектов.
Экскурсии к природным
достопримечательност
ям. Составление
исторической карты
края. Оформление
презентаций,
альбомов, газет по
географии края.
Климат и природа края
8
Реки, моря, озёра нашего края
6
Административно-территориальное
устройство
6
Краснодарский край
6
Город Краснодар
8
4
Культура края
34
Работа творческих
групп. Подготовка
групповых презентаций по
литературе,
живописи, музыке и
театральной жизни
края. Экскурсии в
музеи. Оформление
альбома «Памятники
города Краснодара»
Встречи с деятелями
культуры. Развитие
эстетического
сознания через
освоение
художественного
наследия.
Проявление активность для
решения
познавательных
задач
Литература
8
Живопись
8
Музыка и театр
6
Музеи Кубани
6
Памятники Кубани
6
5
Исторический проект
34
Учатся работать в
малой группе над
общим заданием.
Развитие
эстетического
сознания через
освоение
художественного
наследия
применять
установленные
правила в решении
задачи. Подготовка
и защита проекта.
формулирование
собственного
мнения и позиции
Теоретические основы исторического
исследования
8
Практическое исследование
20
Защита проекта
6
3. Содержание программы
1. История вокруг нас (вводный курс – 34 часа)
Организация работы дополнительного образовательного объединения. Формы занятий. Режим работы. Краткое описание событий истории родного края. Наука генеалогия. Генеалогия известных российских династий. Поиск информации о родственниках для составления генеалогического «древа». Составление «древа жизни» своей семьи. История семьи, основанная на воспоминаниях, семейных архивах, документа, фотографиях. Этапы становления и развития, взлеты и трудные периоды жизни семьи, ее членов. Научно исследовательская деятельность. Объективная оценка роли и места человека, каждой отдельной личности в формировании истории целого народа, ясная постановка вопроса критический отбор фактического материала, осознание личной связи с выбранной темой. Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения природного наследия родного города. Отбор фактического материала. Проведение научно – исследовательской работы. Изучение военной истории края, основные боевые действиями на территории нашего края ходе ВОВ и военных конфликтов. Подготовка экскурсии. Пополнение экспозиции. Тематическая выставка. Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения природного наследия родного края. Выдающиеся люди нашего города. Встреча с выдающимися людьми нашего города. Исследовательская работа: устные рассказы, документы, архивы, фотоматериалы. Оформление стенда. Встреча с ветеранами труда, ветеранами Великой Отечественной войны. Беседа. Проведение экскурсии в школьном краеведческом музее. Работа с летописью школы. Встречи и поздравление учителей ветеранов работавших раньше в нашей школе.
2. История родного края (развитие навыков исследовательской деятельности 34 ч).
Работа с картой, обозначение Трипольской, городетской, ананьинской и других культур. Ильская стоянка. Написание реферата по пещерам и стоянкам (Индивидуальная работа). Неолитическая революция. Основные типы орудий труда и технические способы их разработки. Викторина по вопросам хронологии. Дольмены. Общие сведения о дольменах. Дольмены и ритуал, опыт древних строителей. Происхождение дольменов. Гипотезы. Шамбала. Ранний железный век. Общая характеристика железного века. Древние технологии производства железа. Сыродутный способ. Скифо-сарматское время. Происхождение скифов, их занятия. Походы скифов.. Великая греческая колонизация Северного Причерноморья. Образование Боспорского царства. Социально-экологическое и
политическое развитие Боспора. Ираноязычные кочевники на Кубани. Сиракские и сарматские памятники Абинского района. Грузия и Абхазия – источник распространения христианства на Северо Западном Кавказе. Степень распространения христианства среди адыгов. Каласлименос. Батарио. Причины проникновения итальянского купечества в бассейны Чёрного и Азовского морей. Основание торговых факторий на черноморском побережье. Колонизация Северного Причерноморья генуэзцами.Указ Екатерины второй о заселении Кубани казаками. Казаки – кто они? (мини-сочинение размышление). (индивид.
раб). Донцы, запорожцы, линейцы. Запорожская сечь. Обычаи, нравы, занятия и
общественное устройство казачества. Образование Черноморского кубанского войска и его участие в русско-турецких войнах. Переселение казако Черноморского казачьего войска на Кубань. В 1792-1793 гг. Присоединение Закубанья к России. Суворов на Кубани. Причины, ход, итоги Кавказской войны. Липкинские, Тиховские, Никольские поминовения. Ермолов, Засс, Бескровный. Вишневецкий и Вениаминов на Кубани. Окончательное покорение Закубанья. Обычаи и традиции казаков. Условия формирования и особенности развития
культуры кубанского казачества. Внешний облик казаков и казачек. Облик казачьих поселений. Традиционное жилище и внутреннее убранство. Семейные традиции и обряды. Календарный праздничный цикл. ( Описание праздника.Практикум). Обычаи и традиции РКО. Календарный праздничный цикл. Календарный поминальный цикл. Из истории казачьей формы. Составление хронологии атаманства (практикум).
Природа и география края (влияние природно-географического фактора на историю Кубани – 34 ч)
Климат и природа края. Изготовление климаторграмм посёлка по временам года.
Фотографирование природных объектов. Реки, моря, озёра нашего района. Экскурсии к природным достопримечательностям. Составление исторической карты края. Административно-территориальное устройство. Оформление презентаций, альбомов, газет по географии края. Город Краснодар. Изучение особенностей природы и административного устройства. Оформление полученных данных в виде таблиц, презентаций, альбомов.
4. Культура края.
5. Исторический проект
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Учащиеся должны знать:
- площадь территории края города;
- особенности физико- и экономико-географического положения края;
- основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории края;
- зависимость рельефа территории края и города от тектонического строения и действия внешних
процессов;
- основные формы рельефа;
- факторы, формирующие климат;
- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
- особенности поверхностных вод территории;
- воздействие хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, их рациональное
использование;
- основные типы почв, меры по их охране;
- представители растительного и животного мира нашей зоны; Красная книга края;
- народные промыслы, их особенности;
- взаимосвязь сельскохозяйственной деятельности человека с природными условиями, примеры
положительного и отрицательного влияния человека на природу;
- основные экологические проблемы, пути их решения.
Учащиеся должны уметь:
- определять по картам физико - и экономико-географическое положение территории края и города;
- работать с различными географическими источниками;
- составлять графики и профили;
- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых по физико - географической, геологической, тектонической картам;
- определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные черты климата территории;
- оценивать агроклиматические, водные, почвенные, земельные, растительные, животные ресурсы
для прогнозирования рационального природопользования;
- выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности;
- составлять характеристику одного из звеньев АПК;
- устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и деятельностью человека;
- описывать ПТК по предложенному плану;
- владеть приемами оценки, анализа, прогноза изменений природы под влиянием хозяйственной
деятельности человека;
Личностные и метапредметные результаты
результаты
формируемые умения
средства формирования
формировании у детей мотивации к обучению,
о помощи им в самоорганизации и
саморазвитии. Развитие познавательных навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Личностные
организация на занятии парно- групповой работы
Метапредмет
ные
Регулятивные:
учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый
контроль по результату;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве
Познавательные:
умения учиться:
- навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации.
-добывать необходимые знания и с их
помощью проделывать конкретную работу.
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных
видов;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литера туры;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков; осуществлять расширенный поиск
информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета
Коммуникативные:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации
достаточно точно, последовательно и
полно передавать партнеру необходимую ин формацию как ориентир для построения действия
5. Формы контроля
5.Формы контроля:
· опорные конспекты
· графики
· таблицы
· иллюстрации
· презентации
· альбомы
· газеты
· исследовательские проекты
6. Методические рекомендации:
В процессе работы по изучению данного курса возможна организация следующих видов работы:
1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко краеведческой литературы.
2. Проведение картографического анализа.
5. Составление бизнес-плана.
6. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.
7. Осуществление систематизации исследовательских материалов.
Критериями, позволяющими проводить самостоятельный анализ, по изучению курса, являются:
1. Учитель, интересующийся историей края и принимающий непосредственное участие в его изучении.
2. Исследовательская работа учителя выступает как условие повышения его педагогического мастерства.
3. Создание для учащихся реальных условий для проведения самостоятельных исследований.
4. Соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении (выборе) тем исследовательских заданий.
5. Учитель непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с учащимися.
6. Учащиеся знают и видят, что их исследования приносят реальный результат: появление интереса учителей, родителей, общественности к их делам, собранный краеведческий материал используются в учебно-воспитательном процессе
Литература:
1. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические
рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.
2.Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов.
- М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.
3. Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по
истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый
учебник», 2003. – 64с.
4. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/
А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.
5. Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации
поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы,
2009г.
6. Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003.
7. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в
краеведческом музееМ.,2001.
8. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2001.
9. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.
10.Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.,2001.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения
Классных руководителей
СОШ № 20
от «26» августа 2015 года № 1
____________ Арсенова Е.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
____________ Распопова Т.П_
«28» августа_ 2015 года
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности
«Путешествие по родному краю»
История родного края
6 класс
№ п/п
Разделы, темы
Кол-во часов
Дата
план
факт
1
Наш край в древности
8
1.1
Неолитическая революция
1
1.2
Дольмены. Общие сведения о дольменах. Дольмены и ритуал, опыт древних строителей.
2
1.3
Ранний железный век. Общая характеристика железного века.
1
1.4
Экскурсия в г. Горячий ключ
4
2
Средневековая история края
6
2.1
Распространения христианства на Северо- Западном Кавказе
1
2.2
Основание торговых факторий на черноморском побережье. Колонизация Северного Причерноморья генуэзцами.
1
2.3
Экскурсия «Кубань христианская»
4
3
Переселение казаков на Кубань
8
3.1
Донцы, запорожцы, линейцы. Запорожская сечь.
1
3.2
Обычаи, нравы, занятия и
общественное устройство казачества.
1
3.3
Образование Черноморского кубанского войска и его участие в русско-турецких войнах.
1
3.4
Экскурсия в «Атамань»
5
4
Наш край в годы войны
6
4.1
Культурная жизнь кубанцев
1
4.2
Люблю тебя, мой край родной!
1
4.3
Край – центр развлечений
1
4.4
Экскурсия «Город опаленный войной»
3
5
Чем гордится наш город
6
5.1
Места отдыха в городе Краснодаре
1
5.2
Экскурсия в парк «Солнечный остров»
2
5.3
Улицы родного города
1
5.4
Экскурсия по центру г. Краснодара
2
Заголовок 715