Выработка индивидуальной стратегии при подготовке к экзаменам (репрезентативная система)

«Репрезентативная система обучающихся»

Все обучающиеся учатся и усваивают материал по-разному. У всех есть свои особенности, способы работы, свои сильные и слабые стороны. У каждого представителя того или иного типа восприятия есть свои плюсы и минусы, которые можно и нужно наиболее эффективно использовать при обучении и подготовке к экзаменам. Зная репрезентативную систему (особенности восприятия информации), гораздо проще учиться и готовиться к экзаменам.
Цель данного блока: выработка индивидуальной стратегии при подготовке к экзаменам.
Задачи:
Определение своей репрезентативной системы обучающихся.
Развитие ведущего канала восприятия и обработки информации у обучающихся.
Развитие всех каналов восприятия для лучшего усвоения информации.
Рекомендации по использованию ведущего канала восприятия при подготовке к экзаменам.
Осознание своей репрезентативной системы помогает обучающимся лучше подготовиться к экзаменам, развивается чувство уверенности в своих силах, исчезает страх неуспеха.
Для определения репрезентативной системы обучающихся можно использовать анкету М.Ю. Чибисовой (книга Чибисовой М.Ю. «Единый государственный экзамен: психологическая подготовка») и горизонтальную восьмерку Мандала Юнга (приложение).
По способу восприятия информации обучающихся можно разделить на группы: аудиалы, визуалы, кинестетики и дигиталы.
Наиболее эффективные методы работы с «визуалами» – это чтение, письмо, фильмы, работа на доске, работа с картинками и рисунками, диктанты и прочее. Зрительные диктанты: читаю строку два раза;  запоминаю;  записываю. «Слово в слове» (хотелось - ось, лось, тело, хотел; бросилась – бросил, сила, ил; пообедал – обед, дал, беда). Нахождение в тексте слов с определенным составом; состоящих из данного количества букв, слогов; с ударением на определенном слоге и др. «Расколдуй слово»  (гамазин –магазин, чекали – качели). «Составь слово».
При работе с обучающимися с «аудиальным» каналом восприятия можно использовать упражнения, которые выполняются на слух. Это - слуховые диктанты, «Кто запомнит самое длинное предложение», «Снежный ком» (называются слова на заданную тему), «Считаем буквы» (Называется слово и порядковый номер любой буквы этого слова, дети записывают букву. Из записанных букв составляют слова.) Методы работы - это ролевые игры, аудиозаписи, видеофильмы, устные задачи, прослушивание рассказов чтение вслух. Люди с преобладанием вербальной (словесной, слуховой) памяти более восприимчивы к звуковой стороне слова. Непроизвольно им приходят на ум рифмы, каламбуры, изображение слов с помощью пантомимы, простукивание ритмического рисунка слова, «Рассказывание руками», по телефону, по радио, запись слов в воздухе (игра «Угадай слово»).
Дети - «кинестетики», больше опираются на свой личный опыт. Наиболее эффективные методы работы с «кинестетиками» - это проведение экспериментов, решение задач с использованием материальных предметов. У них хорошо работает мышечная память, прописывание слов и дат в воздухе.
«Дигиталы» - это, те дети, которые воспринимают информацию, пользуясь несколькими каналами восприятия.
Для всех групп восприятия информации можно использовать рисование «горизонтальной восьмерки» как развивающую работу, направленную на углубление визуального, аудиального и кинестетического восприятия.
Чем больше чувств участвует в записи следов памяти, тем проще извлечение информации. У каждого человека ведущим является один канал восприятия информации. Использование опоры на несколько каналов способствует лучшему усвоению информации.
Наиболее гармоничным и творческим вариантом является равномерное развитие всех репрезентативных систем. Для этой цели весьма полезно использовать групповые методы работы, причем можно объединять в одну группу учащихся с разными ведущими репрезентативными системами. При такой работе учащиеся сами «обучают» друг друга различным способам восприятия информации.


«Горизонтальная восьмерка» Мандала Юнга.
Рисование «Горизонтальной восьмерки» можно использовать как самостоятельную развивающую и коррекционную работу, направленную на углубление навыков визуального, аудиального и кинестетического восприятия.

Ребенку предлагают рисовать восьмерки сначала левой рукой (вправо вверх), затем правой рукой (влево вверх), потом двумя руками одновременно в зеркальном отражении. Такие упражнения развивают межполушарное взаимодействие и гармонизуют работу головного мозга. Глаза должны следовать за траекторией движения руки. Дыхательный ритм: рука идет вверх на вдохе, вниз на выдохе. Темп выполнения медленный. 4 7 лет пятикратное, 710 лет и старше восьмикратное.
Прослеживание глазами или рисование руками визуальной восьмерки способствует максимальному включению в работу зрительной зоны головного мозга и развитию бинокулярного зрения. Мышцы глаза обучаются произвольным движениям, необходимым для построчного прослеживания при чтении, письме и т.д. При «рисовании» таких восьмерок можно часто моргать глазами, что усилит развивающий эффект. Вторым вариантом усложнения является легкое прикусывание языка во время выполнения упражнения.
Прослеживание глазами или рисование руками аудиальной восьмерки способствует максимальному включению в работу слуховой зоны головного мозга и развитию бинаурального (интегрированного) восприятия слуховой информации. Такое «рисование» можно сопровождать произнесением звука «М-М-М».
Прослеживание глазами или рисование руками кинестетической восьмерки способствует максимальному включению в работу двигательных и эмоциональных зон головного мозга. Кинестетическую восьмерку можно рисовать на фанере, ткани, песке, мехе для усиления ощущений.
Прослеживание за фигурой объединенной восьмерки способствует одновременной работе зрительных, слуховых и двигательных зон мозга, развивается динамика и интеграция всех зон восприятия. При этом координируется работа ведущих полушария, руки, глаза, уха и ноги.
Рис. 1.6. Объединенная восьмерка
Начинать работу необходимо с прослеживания глазами или прорисовывания руками восьмерок в следующем порядке: гармоничная, визуальная, аудиальная и кинестетическая. Завершить работу необходимо гармоничной восьмеркой. При прослеживании глазами за готовой фигурой восьмерок можно сделать линии разных цветов.






Приложение

Анкета М.Ю. Чибисовой (определение репрезентативной системы обучающихся)

Оцените, насколько данные утверждения справедливы для вас, поставьте цифры в соответствующие клетки таблицы:
3 балла – абсолютно точно
2 балла – в большой степени
1 балл – незначительно
0 баллов – совсем не подходит
В одежде и мебели для меня важен цвет
Долго помню то, что мне сказали.
После тяжелого дня самое большое желание – принять удобное положение и расслабиться.
Стараюсь записывать важные детали, чтобы не забыть.
Люблю петь, когда чем-нибудь занимаюсь.
Я не стану носить даже самую модную вещь, если она неудобна.
Люблю рассматривать картины, красивые пейзажи и т.п.
Мне помогает, если я рассуждаю вслух.
Мне приятно, когда в лицо дует теплый ветерок.
То, что вижу, запоминаю особенно хорошо.
Люблю слушать звуки природы: шум дождя, моря и т.п.
Люблю потягиваться, разминаться.
Я лучше запоминаю то, что прочитал сам, чем то, что мне рассказывают.
Для меня важен голос собеседника.
Люблю, когда мне делают массаж.
Для меня важен внешний вид человека.
Люблю, когда читают вслух.
Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой или рукой.
Мне нравится, когда люди хорошо одеваются.
В шуме не могу сосредоточиться.
Лучше всего запоминаю, если могу при этом двигаться, ходить, двигать ногами, руками и т.д.
Люблю фотографировать, выбирать удачные ракурсы для съемки.
Я лучше запоминаю то, что мне рассказывают, чем то, что я читаю сам.
Не могу долго сидеть или лежать на неудобной мебели.

№№ вопросов и баллы
Сумма баллов

1

4

7

10

13

16

19

22



2

5

8

11

14

17

20

23



3

6

9

12

15

18

21

24




Если максимальное количество баллов получилось в верхней строке, то вы – визуал, если в средней, то вы – аудиал, если в нижней, то вы – кинестетик.

Упражнение на развитие ведущего канала восприятия и обработки информации

Упаржнения для «визуалов»
«Слово в слове» (хотелось - ось, лось, тело, хотел; бросилась – бросил, сила, ил; пообедал – обед, дал, беда). Нахождение в тексте слов с определенным составом; состоящих из данного количества букв, слогов; с ударением на определенном слоге и др. «Расколдуй слово»  (гамазин –магазин, чекали – качели). «Составь слово».

Упражнения для «аудиалов»
«Кто запомнит самое длинное предложение», «Снежный ком» (называются слова на заданную тему), «Считаем буквы» (Называется слово и порядковый номер любой буквы этого слова, дети записывают букву. Из записанных букв составляют слова.) Методы работы - это ролевые игры, аудиозаписи, видеофильмы, устные задачи, прослушивание рассказов, чтение вслух. «Рассказывание руками», «Угадай слово».

Упражнение для «кинестетиков»
Прописывание слов и дат в воздухе.

Упражнение «Горизонтальная восьмерка» Мандала Юнга.
Рисование «Горизонтальной восьмерки» можно использовать как самостоятельную развивающую и коррекционную работу, направленную на углубление навыков визуального, аудиального и кинестетического восприятия.
Ребенку предлагают рисовать восьмерки сначала левой рукой (вправо вверх), затем правой рукой (влево вверх), потом двумя руками одновременно в зеркальном отражении. Такие упражнения развивают межполушарное взаимодействие и гармонизуют работу головного мозга. Глаза должны следовать за траекторией движения руки. Дыхательный ритм: рука идет вверх на вдохе, вниз на выдохе. Темп выполнения медленный. 4 7 лет пятикратное, 710 лет и старше восьмикратное.
Прослеживание глазами или рисование руками визуальной восьмерки способствует максимальному включению в работу зрительной зоны головного мозга и развитию бинокулярного зрения. Мышцы глаза обучаются произвольным движениям, необходимым для построчного прослеживания при чтении, письме и т.д. При «рисовании» таких восьмерок можно часто моргать глазами, что усилит развивающий эффект. Вторым вариантом усложнения является легкое прикусывание языка во время выполнения упражнения.
Прослеживание глазами или рисование руками аудиальной восьмерки способствует максимальному включению в работу слуховой зоны головного мозга и развитию бинаурального (интегрированного) восприятия слуховой информации. Такое «рисование» можно сопровождать произнесением звука «М-М-М».
Прослеживание глазами или рисование руками кинестетической восьмерки способствует максимальному включению в работу двигательных и эмоциональных зон головного мозга. Кинестетическую восьмерку можно рисовать на фанере, ткани, песке, мехе для усиления ощущений.
Прослеживание за фигурой объединенной восьмерки способствует одновременной работе зрительных, слуховых и двигательных зон мозга, развивается динамика и интеграция всех зон восприятия. При этом координируется работа ведущих полушария, руки, глаза, уха и ноги.
Объединенная восьмерка
Начинать работу необходимо с прослеживания глазами или прорисовывания руками восьмерок в следующем порядке: гармоничная, визуальная, аудиальная и кинестетическая. Завершить работу необходимо гармоничной восьмеркой. При прослеживании глазами за готовой фигурой восьмерок можно сделать линии разных цветов.

Рекомендации по использованию ведущего канала восприятия при подготовке к экзаменам

Рекомендации при подготовке к экзаменам «визуалам»
Особенности запоминания: наглядность. Читайте, с выделением главного составляйте таблицы, схемы-опоры, обклейте комнату этими схемами -опорами, словами, формулами, датами. Пишите краткие шпаргалки с целью запомнить. Смотрите обучающие фильмы. Учить можно где угодно: стоя на остановке, в транспорте, дома. Если есть время прочитывайте текст 2-3 раза запоминая его визуально. У вас блестящая способность запоминать зрительно текст – пользуйтесь ею!

Рекомендации при подготовке к экзаменам «аудиалам»
Особенности запоминания: речь. Читать текст вслух, обсуждать с одноклассниками, записывать на диктофон, потом прослушивать. Попросите кого-нибудь чтобы вам почитали, а лучше рассказали нужный материал. Закрыться и уйти от всех. Посторонние шумы будут мешать. Делать периодически перерыв на 15-20 минут – для еды, прогулки. Не слушать, не смотреть ничего нельзя. Все это потом перемешается в голове, и вы выдадите на экзамене абракадабру из определений и увиденного фильма или услышанной песни. Попробуйте обучение во сне – это как раз для вас!

Рекомендации при подготовке к экзаменам «кинестетикам»
Особенности запоминания: движение. Заучивать в процессе ходьбы, представлять образы, делать наглядные материалы (например, карточки), писать пространные шпаргалки с целью запомнить все, что вы написали – вы запомнили. Учите на прогулке, в процессе ходьбы. И опять пишите. Если у вас хороший процент визуальной системы, неплохо тут же строить графики, рисовать схемы. И опять писать текст.

Рекомендации при подготовке к экзаменам «дигиталам»
Особенности запоминания: логика. Зубрить, читать, проговаривать, записывать, логически обобщая – стройте схемы, причем в уме. Дигиталы – это те люди, которые за ночь перед экзаменом в состоянии выучить китайский язык. Но также благополучно его забыть после. Ищите практическое применение, тому, что вы учите. 

Рисунок 315