Обобщение опыта работы Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной активности обучающихся

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Улу-Теляк имени В.Лесунова» МР Иглинский район РБ



Обобщение опыта по теме:
«Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной
активности обучающихся»




Подготовила: Фахретдинова Л.П.
учитель начальных классов




с.Улу-Теляк 2015г

«Начальная школа - это, прежде всего,
творческий труд одного учителя.
Я всегда считал необходимым стать
в какой то мере ребенком,
иметь доступ в сказочный дворец,
имя которому - Детство.
Только при этом условии дети
не будут смотреть на вас как на человека,
случайно проникшего за ворота их
сказочного мира, как на сторожа,
которому безразлично, что делается
внутри этого мира».
В. А. Сухомлинский

Введение
Значительные изменения в обществе не могли затронуть и изменения в образовании. Изменения технологий в информационной, коммуникационной и других сферах требуют и изменения технологических аспектов образования.
Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.
Для успешного обучения необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, сформированности мотивационно-потребностной сферы, умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем. Поэтому считаю использование метода проектов в начальной школе актуальным и очень эффективным. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

Актуальность темы
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Ведущее место среди методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательным результатам, занимает метод проектов, что привлекает внимание учащихся и развивает их интеллект, так как они овладевают способами получения информации, приобретают навыки, которые помогут продолжать образование в течение жизни.
Анализируя свою деятельность как учителя начальной школы, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих достижение намеченных федеральными стандартами результатов, а значит и переход обучающихся на следующую ступень образования:
низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Целью моей работы являлось создание оптимальных условий для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе на уроках технологии, окружающего мира, литературного чтения, а также во внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Вовлечь детей в проектную деятельность
2. Научить представлять продукты проектов
3. Научить учащихся использовать средства ИКТ для поиска, обработки и представления информации.
В систему работы входят: организация проектной деятельности, направленной на
получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий;
оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм урочной и внеурочной деятельности для развития творческого мышления учащихся методом проектов;
использование современных ИКТ на уроках и во внеурочное время.
Проектная деятельность с использованием ИКТ дает возможность формировать активную учебно-познавательную деятельность учащихся в условиях увеличивающейся информатизации общества.
Познавательная активность занимает в структуре познавательной деятельности место, близкое к уровню потребности. Кроме того, познавательная активность имеет ряд специфических форм проявления вроде уровня внимания, степени заинтересованности, эмоциональной окраски. Факторы, которые обусловливают развитие познавательной активности, имеют важное теоретическое значение, так как позволяет понять происхождение и движущие силы развития этой ценнейшей стороны личности человека- общению. Под мотивами общения мы понимаем те качества партнера, ради которых ребенок вступает в общение с ним, и выделяем три категории мотивов общения: личностные, деловые, познавательные. В ходе проектной деятельности младшего школьника развитая потребность в общении стимулирует самопознание и ведет к становлению сложных механизмов познавательной активности. В свою очередь общение влияет на смелость детей при поисках новой информации. Общение способно дать ребенку импульс к выделению и усвоению интересных операций, приемов, применяемых для познания. В результате ребенок овладевает важнейшими средствами умственной деятельности, где первое место принадлежит усвоению речи.
Проявление и развитие речи происходит в контактах как овладение важнейшей коммуникативной операцией. Затем начинает применяться в познавательной деятельности. В дидактике под методом проектов понимают совокупность учебно – познавательных примов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий с обязательной презентацией результатов. В основе метода лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии и другие), необходимых для исследовательской деятельности. В то же время проектная деятельность отличается от учебно-исследовательской своей практической направленностью, она нацелена на получение конкретной модели образовательного продукта. Являясь результатом коллективных усилий, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ творческого вклада каждого. Участие в проектировании развивает исследовательские и творческие способности: способность к целеполаганию, умение самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки (работа в творческой группе), способность ориентироваться в информационном пространстве, умение планировать свою работу и представлять е результаты, а главное – применять на практике.
Современное общество испытывает потребность в человеке, который находится в постоянном творческом поиске. Стремление человека достичь чего-то большего определяет его развитие, следовательно, развитие общества. Решение проблемы соотношения развития и обучения занимает особое место в жизни школы.
Технология работы
На первом этапе мною велась подготовительная работа к проектной деятельности. Она заключалась в использовании групповой формы организации учебного процесса.
Работа в парах социализирует ребенка, учит целенаправленно выстраивать партнерские взаимоотношения между учащимися, вести диалог, развивает коммуникативные свойства личности, способствует росту познавательного интереса у обучающихся и качества знаний.
Интерактивные задания на моих уроках предполагают организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Основное значение таких заданий состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивные формы и методы организации обучения использую на уроках окружающего мира, русского языка, математики, литературного чтения.
Все мы помним этапы работы методом проектов:
погружение в проект (деятельность по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач предстоящей деятельности.
организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, выбор формы и способа презентации)
осуществление деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации)
презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности)
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В этот период закладывается ряд ценностных установок, которые влияют как на сформированность волевой сферы, так и на сформированность значимости деятельности, направленной на самообучение и саморазвитие. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Происходит накопление знаний по осуществлению этапов проектной деятельности, укрепление положительной мотивации при работе по данной технологии. Очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его значимость, намеренно снижая критичность учителя при повышенном эмоционально позитивном отношении к творческим удачам детей.
Во втором классе учащиеся обучаются самостоятельному составлению общего плана действий по выполнению проекта. Не следует сразу ориентировать учеников на решение сложной задачи. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.
В третьем и четвёртом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только осуществляют предварительное планирование, обдумывания темы, учатся самостоятельной организации собственной деятельности, поиску дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути решения поставленной перед ними проблемы, учатся различным видам предъявления продуктов своего труда, самооценке и рефлексии собственной деятельности и деятельности всего коллектива в целом.
В 3 классе (2011-2012уч.год) были первые пробы учащихся в проектной деятельности. Под моим руководством были созданы и реализованы следующие проекты: «Что такое дружба», «Наши четвероногие друзья», «Какие бывают часы», а с проектно-исследовательской работой «Древний языческий праздник – Масленица» мы приняли участие в районной научно-исследовательской конференции «Малая Академия Наук» и заняли 1 место. Нами было приготовлено музыкальное представление, показывающее народные масленичные гуляния с весенними закличками, народными инструментами, весёлыми песнями, румяными блинами и красавицей Масленицей. Дети защитили проект современного гуманного отношения к изготовлению и многоразовому использованию чучела Масленицы.
Первые шаги в проектной деятельности учащихся имели большие положительные результаты:
- дети выполняли работу вместе с родителями
- работали с дополнительной литературой
- проявили себя в оформлении окончательного продукта (сообщение)
- получили первый опыт публичного выступления с собственной работой.

В процессе работы я пришла к выводу, что использование метода проекта наиболее целесообразно в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.
Увеличилось количество желающих принять участие в проектной деятельности. В течение 2011-2012 учебного года (3 класс) приняли участие в проектах 93% учащихся. Презентации работ первых групп дали сильный толчок для остальных учащихся: работа в группах, самостоятельный поиск информации, красочное и разнообразное оформление газет, публичное выступление очень понравилось всем учащимся. Из общего числа учащихся выделилась группа детей, принявшая участие в наибольшем количестве проектов.
В 2012-2013 учебном году (4 класс) изменилась социальная роль этих детей в проектной деятельности: из просто участника они перешли в статус лидера группы. Лидеры сами выбирают тему проекта, контролируют работу членов своей группы, помогают в поиске необходимой информации, в оформлении найденной информации. Это большая помощь для учителя.
В 4 классе ребятами были созданы и защищены проекты по разным предметам: «Старинные меры», «Народные промыслы», «Спорт-это жизнь», «Компьютер-польза и вред». Участвуя в районной научно-исследовательской конференции «Малая Академия Наук» с проектно-исследовательской работой по обществознанию «Всюду добрые люди живут», заняли 2 место. В рамках работы над проектом ребята провели две благотворительные акции, в которых приняли участие родители учащихся и учителя.
В процессе проектной деятельности учащихся большое внимание уделяю анализу проделанной работы. В 3 классе после презентации окончательного продукта коллективную оценку давал весь класс, высказывая свое мнение, оценивал учитель, оценка давалась по 5 бальной шкале.
В итоге заполнялась следующая таблица:
ОЦЕНИВАНИЕ ПРОЕКТА
Класс: 3
Ф.И.О. участников проекта _________________________________________

Тема проекта: «Наши четвероногие друзья»


Достигнутый результат
Оформление
Представление проекта
Ответы на вопросы
Творчество
Практическая ценность
Умение работать в команде
Итог

Самооценка









Учитель









Учащиеся класса









Итог:










Шкала оценки: 10 баллов

В 4 классе после презентации окончательного продукта коллективную оценку дает весь класс, высказывая свое мнение, а каждый участник проекта анализирует свою работу, заполняя следующую анкету:

САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
учащегося 4 класса ________________________________
1. Тема проекта ________________________________________________
2. Участники проекта ___________________________________________
3. Распределение ролей:__________________________________________
4. Что я использовал в работе?
информация__________________
инструменты___________________________________________________
5. Чему я научился? _____________________________________________
6. Что было наиболее интересным? _______________________________
7. Что было самым сложным? _________________________________
8. К кому обращался за помощью? ________________________________

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие?
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).
Проект - более широкое понятие - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления (Е.С. Попов) Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.
В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
развитие познавательных умений и навыков учащихся
умение ориентироваться в информационном пространстве
умение самостоятельно конструировать свои знания
умение интегрировать знания из различных областей наук
умение критически мыслить.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:
наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения
практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов, самостоятельную деятельность ученика
структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.
В основе метода проекта лежит развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают: исследовательские проекты, творческие, приключенческо-игровые, информационные, практико-ориентированные проекты. Рассмотрим особенности каждого из них.
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы.
Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации.
Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.
Методы исследования и проектов предоставляют ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Идет реальная игра, в которой главным условием является необходимость перевоплощения во взрослого человека для реализации детских задумок (как взрослый, ребенок планирует работу, выполняет ее, доказывает ее правильность и нужность, но в основе лежит детская тема). Педагог выступает в роли скрытого или явного координатора деятельности ребенка.
Монопроекты– реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета. Разумеется, работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы. Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.
Использование методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.
Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В практике работы с младшими школьниками чаще всего используются групповые и коллективные формы работы.
Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Приложение 1


Оформление результатов проектной деятельности учащихся


Независимо от типа проекта по окончании работы должно быть представление работы в письменной форме
Объём и содержание письменной работы зависит от типа проекта и формы представления полученного результата


 
виде.
Едиными при этом являются следующие требования:

Тип проекта
исследовательский
информационный
творческий
Практико-ориентиро-ванный

Объем ра
боты
10 - 20 страниц
10 – 20 страниц
3 – 5 страниц, не считая приложений

Общие требования
Оформляется на листах А 4. Шрифт Times New Roman 12. Интервал 1,5. Правое поле – 3 см, левое поле – 1,5 – 2 см. Страницы должны быть пронумерованы (титульный лист – первая страница, номер не ставится). Четкость и логическая последовательность изложения материала; убедительность аргументации, краткость и четкость формулировок, исключающих возможность неоднозначности толкования; конкретность изложения результатов работы; обоснованность рекомендаций и предложений.

1. Оформление титульного листа
- сведения об образовательном учреждении;
- название работы (тема);
- сведения об авторе (Ф.И.О., класс);
- сведения о руководителе;
- город;
- дата.

2. Содержание
Указываются все разделы и подразделы работы (например, 1.1, 1.2) и страницы, где они начинаются.

3. Цели и задачи
Смотри ОПОРНЫЕ слова

4. Введение
(3 – 4 предложения)
Проблема, ее актуальность; область и предмет исследования
Почему выбрали этот тип проекта, тему, актуальность
Почему выбрали этот тип проекта, тему, актуальность
Почему выбрали этот тип проекта, тему, актуальность

5. Основная часть
Краткий анализ имеющихся теоретических источников; основное содержание исследований, их результаты. Четко показать все то новое, что предложено самим автором, с обоснованием принятых решений.
Краткий анализ имеющихся теоретических источников. Тезисы и выписки из первоисточников. Самостоятельные рассуждения, сравнения.
Рассказ о подготовитель-ной работе. Распределение обязанностей (ролей) между участниками проекта. Программа (сценарий, условия конкурса, критерии оценки, ...). Фотографии (стенда, спектакля, выставки, ...). Необходимое оборудование и технические средства для представления результата работы (можно указать в приложении)
Перечень необхо-димых материалов, их подготовка и обработка. Этапы работы. Фотография модели, макета, их описание. Протокол испытания. Отзывы о работе.

6. Заключение (выводы)
- краткие выводы по результатам работы, уровень реализации поставленной цели;
- самостоятельное суждение о результатах исследований и (или) всей работы в целом;
- предложения по использованию результатов работы, оценка технико-экономической эффективности предложений (если это возможно);
- «самопродвижение» автора в результате работы над проектом (что нового узнал, чему научился).

7. Приложения
- таблицы вспомогательных цифровых данных;
- содержание использованных в работе анкет;
- описание аппаратуры и приборов, применяемых при проведении экспериментов, измерений и испытаний;
- рисунки, фотографии.

8. Библиография
Список использованной литературы и других источников информации. Для материалов из Интернета указывается адрес.

 
 
 
 
 
 
 

 





Приложение 2


Памятка начинающему исследователю

1.Выбери тему исследования.
2.Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
3.Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
4.Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
5Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы
6.Сделай выводы.
7.Оформи результаты своей работы.
План доклада: (доклад в сопровождении презентации)
1.Введение.
2.Основные требования к проекту.
3.Процесс реализации и жизненный цикл проекта.
4.Алгоритм создания проекта.
5.Ошибки и причины неудачи реализации проекта.
6.Требования к оформлению проекта.
7.Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15