Выступление на заседании предметного Сообщества учителей технологии 16.09.2016


Выступление на заседании предметного Сообщества учителей технологии
16.09.2016г.
Проект концепции технологического образования обучающихсяв общеобразовательных учрежденияхАКТУАЛЬНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ
В Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 года № 536 говорится: п.1а «Правительству Российской Федерации принять меры на достижение следующих показателей: создание и модернизация 25 млн. высококвалифицированных рабочих мест к 2020 году».
Именно при изучении предметной области «Технология» обучающиеся должны получить исходные представления и умения анализа и творческого решения возникающих практических проблем преобразования материалов, энергии и информации, конструирования, проектирования, изготовления, оценки процессов и изделий, знания и умения в области технического или художественно-прикладного творчества, представления о мире науки, технологий и техносферы, влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, спектре профессий и путях самооценки своих возможностей.
Сформированные в процессе такой подготовки начальные технические и технологические умения и навыки сейчас, как никогда, необходимы молодым людям для освоения современной военной техники в период службы в рядах Вооруженных сил РФ. Предметная область «Технология», синтезирующая естественно-научные, научно-технические, технологические, предпринимательские игуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различныхобластях деятельности человека и обеспечивает прагматическуюнаправленность общего образования. Важную роль в этой предметнойобласти играет самостоятельная проектная и исследовательская деятельностьобучающихся, способствующая их творческому развитию.На слайде вы видите Предпосылки появления образовательной области «Технология».
В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» серьезное внимание уделяется компетентностному подходу.
Компетентность предполагает наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, присутствие профессиональных ценностей и отношение к своей профессии как ценности. Компетентный специалист способен выходить за рамки предмета своей профессии, он обладает неким творческим потенциалом саморазвития.
Компетентность интегрирует в себе 3 аспекта:
когнитивный (знания);
операциональный (способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности и принятию решения);
аксиологический (наличие определенных ценностей).
Компетентностный подход предполагает, прежде всего, готовность выпускника школы к производственной деятельности.
Ключевые компетенции в образовательной области «Технология»
организация собственного ресурса, себя на решение проблем в преобразовательной деятельности;
получение данных о ситуации на рынке товаров, услуг; о новых технологиях , технике и о себе (информационная);
привлечение ресурсов других людей путем взаимодействия с ними в преобразовательной деятельности (коммуникативная).
В реальной ситуации такое деление выступает условным, поскольку субъект:
оценивает ситуацию;
планирует деятельность;
обеспечивает ресурсы;
реализует план;
оценивает результативность;
рефлексирует в рамках индивидуальной или коллективной (групповой) единой деятельности.
Таким образом, критерием проявления компетенции в образовательной области «Технология», является достижение человеком положительного для себя результатов в преобразовательной деятельности.
Определяют два подхода в создании концепции развития предмета «Технология»:
1) содержательный подход;
2) компетентностный подход к обучению, с точки зрения личностно - ориентированного подхода к обучению.
Принципы создания концепции
Принцип ведущей идеи курса.
Принцип дидактической целесообразности.
Принцип учета возрастных особенностей.
Принцип концентричности.
Принцип согласованности.
Подструктурные содержания
Инвариантное содержание.
Содержание дополнительного образования.
Вариативное содержание.
С учетом периодизации общего и профессионального образования ориентированного на целостность преподавания технологии включающие в себя: непрерывность, преемственность, сквозные линии – процесс обучения разбивается на три блока (ступени)
1 блок (ступень): период младшего школьного возраст (1-4классы);
2 блок (ступень): период подросткового возраста (5-8классы);
3 блок (ступень): период ранней юности (9-10 классы), юности (11 класс)
Основной целью общего курса предмета "Технология" является содействие в подготовке обучающихся к самостоятельной трудовой жизни, к овладению массовыми профессиями. Это предполагает:
Развитие способностей учащихся к созидательной, преобразовательной и творческой деятельности, подготовка к решению практических задач.
Формирование у учащихся знаний и умений осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации с учетом социальных, экономических и экологических последствий. Решать проблемы профессионального самоопределения.
Осуществление этой цели предполагает выполнение следующих задач:
политехническое развитие подрастающего поколения, ознакомления его с современными и перспективными технологиями преобразования материалов, энергии и информации с учетом экономических, экологических и предпринимательских знаний;
творческого, эстетического развития в процессе выполнения проектов, а также художественной обработки материалов;
овладения общетрудовыми и жизненно-необходимыми умениями и навыками, включая культуру труда, поведения и бесконфликтного общения;
изучения мира профессий, приобретения практического опыта элементов профессиональной деятельности и на этой основе обоснованного профессионального самоопределения.
Задачи воспитания и обучения в образовательной области «Технология» включают:
Формировать технологическую культуру и культуру труда, воспитывать трудолюбие.
Формировать технологические знания, практические умения и навыки безопасной работы.
Формировать графические умения и графическую культуру.
Развивать навыки проектной, конструкторской и художественно-прикладной деятельности.
Содействать профессиональному самоопределению.
Критерии успешности
Освоение (понимание) знание о составляющих технологической культуры
Овладение умениями
Развитие
Применение полученных знаний и умении , развитие и совершенствование навыков в преобразующей технологической (практической) деятельности.
Кавеева А.А. учитель технологии МБОУ «СОШ № 5»