Обобщение опыта на тему Развитие орфографической зоркости в 1 классе комплексный подход


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Муниципальный фестиваль инновационного педагогического опыта в рамках Ассоциации «Лучший учитель»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес Должность с указанием преподаваемо предмета или выполняемого функционала Стаж работы в должности
Верменик Ольга Геннадьевна МБОУ «СОШ п.
Новопушкинское»
Энгельсский муниципальный район
Саратовская область
Учитель начальных классов 27 лет
I. Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Использование системно – деятельностного подхода при работе с орфографическими правилами в начальной школе
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Источник изменений-
традиционным подходом в образовании ориентируемым на объём знаний - чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности и компетентностным подходом, который не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания (с помощью ключевых компетенций информационных, коммуникативных, и др.). Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно деятельностный подход.
Актуальность изучения и применения в педагогической практике
элементов системно - деятельностного подхода объясняется постепенным введением ФГОС, отличительной особенностью которых является ориентация на результаты образования, как раз рассматривающиеся на основе системно - деятельностного подхода.
Системно – деятельностный подход я применяю не только для построения уроков и внеклассных мероприятий, Его смысловая особенность помогла мне привести в систему такую важную часть раздела русского языка, как работа над орфографическими правилами.
Какой объём знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически грамотно? Есть ли резервы совершенствования орфографического навыка? Как обучать правописанию на основе применения правил? Каковы способы усвоения правил? Как организовать работу над орфограммами в системе? – Это самые волнующие, каждого учителя, вопросы.
Для себя я нашла ответы на эти вопросы и хочу поделиться своим опытом.
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно - информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)  
Сущность ИПО заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Технология деятельностного метода дала мне возможность создавать специальные условия, в которых обучающиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Идея изменений в том, что всю работу над орфографическим правилом я разделила на 3 части.
часть - Работа над развитием орфографического навыка в 1 классе.
часть – Работа над развитием навыка чтения (работа с детьми, испытывающими трудности при обучении чтению).
3 часть – использование ИКТ при работе над орфографическими правилами.
Методическим средством реализации системно – деятельностного подхода на уроках русского языка является опора на субъектный опыт учащихся; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых способов переработки учебного материала, с учетом разнообразия его типов и форм, развитие учебного сотрудничества.
3.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) Концепция изменений предполагает - воспитание и развитие качеств
личности, отвечающих требованиям современного информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования;
- ориентацию на ФГОС;
- признание решающей роли содержания образования и способов
организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в
достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий
и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост
творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества
и расширение зоны ближайшего развития.
Преимущество перед старой системой работы над орфографическими правилами очевидно:
- Дети учатся понимать правило, а не заучивать его наизусть,
- Поиск алгоритма действия осуществляется в сотрудничестве,
- При работе над орфограммой осуществляется деятельностный подход,
- Предусматривает работу с детьми , испытывающими затруднения в обучении.
Трудоёмкость ИПО раскрывается в создании системы работы над орфографическими правилами по алгоритму, проектировании уроков и внеклассных занятий, введении новых форм групповой работы. Объединение 3 частей в единое целое.
Данный опыт:
- обобщён в ОУ; метод кабинетом (1 часть)
- предложен для распространения на КМО п. Коминтерн; (2 часть)
- рассмотрен на районном методическом совете: (3часть)
- проведён мастер –класс на авторском семинаре по системе «Начальная школа 21 века» в САРИПКиПРО.
- урок, разработанный в данной технологии занял призовое место на региональном конкурсе «Педагогический Олимп».
Успешная реализация данного опыта возможна при соблюдении всех описанных в работе требований:
1.     Принцип деятельности (ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам: «когда я делаю сам, я получаю опыт и знания»)
 2.   Принцип психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, доброжелательная атмосфера)
3 .   Принцип вариативности (развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта. 4. Принцип творчества (ситуация успеха, настрой на творческое дело)
4.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализм) Верменик Ольга Геннадьевна работает в МОУ «СОШ п. Новопушкинское» в должности учителя начальных классов с 1988 года, имеет высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию.
Ольга Геннадьевна – творчески работающий учитель, понимающий социальный заказ общества в области обучения. На своих уроках она стремится создавать условия культурного и личностного становления школьников. Методику преподавания предметов начальной школы учитель знает в совершенстве. Она понимает, что главным субъектом учебного процесса является ученик, для общения и взаимодействия детей создаёт благоприятную атмосферу в классе. Учащиеся на уроках раскрепощены и вместе с учителем «творят» урок.
Верменик О.Г. с 2000 по 2004 год участвовала в федеральном эксперименте по обновлению содержания образования. Работает по модели «Начальная школа XXI века», это позволило поднять процесс обучения на качественно новый уровень, повысить интерес обучающихся к предметам, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход.
Верменик О.Г. в системе проводит внеклассную работу, которая повышает познавательную активность обучающихся, уровень их облученности.
В 2004 году за заслуги в области образования РФ награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации».
Опытом своей работы Ольга Геннадьевна делилась с учителями города и района (КМО и РМО). Опыт работы педагога обобщён в методическом кабинете школы и района.
В 2003 году Ольга Геннадьевна принимала участие в районном конкурсе «Учитель года», где одержала победу в номинации «Учитель, создающий успех».
Верменик О.Г. 12 лет руководила кустовым методическим объединением, являлась членом экспертной группы по аттестации учителей начальных классов района.
В 2004 году, 2007, 2008, 2009, 2012, 2013 году выступая на областных семинарах делясь опытом своей работы с учителями области.
В 2007 году Верменик О.Г. стала победителем Всероссийского конкурса лучших учителей.
В 2012 году награждена грамотой Главы ЭМР.
В 204 году отмечена за профессионализм и поддержку литературного образования дипломом «Учительской газеты», а также поощрена личной фотографией на Доске Почёта п. Новопушкинское».
Учитель является постоянным наставником учителей начальных классов.
5.Результат изменений Внешняя результативность ИПО
Сводная таблица динамики
показателей успеваемости и качества знаний обучающихся
3 класс 2011-2012 и 4 класс 2012 – 2013
предмет 2011 – 2012 гг.
Усп. Кач. 2012 – 2013 гг.
Усп. Кач.
Русский язык 100% 72% 100% 72%
Литературное чтение 100% 100% 100% 100%
Сводная таблица динамики
показателей успеваемости и качества знаний обучающихся 2 класс 2041-2015
предмет 2011 – 2012 гг.
Усп. Кач. 2012 – 2013 гг.
Усп. Кач.
Русский язык 100% 100% 100% 100%
Литературное чтение 100% 100% 100% 100%
Сводная таблица итогов внешних диагностических исследований качества знаний обучающихся 4 класса в 2013 – 2014 уч. году
учитель Верменик О.Г.
преет % выполнения % качеств (средний показатель по классу)
Математика 73,5 % 75 %
Русский язык 100 % 72 %
Внутренняя результативности ИПО
Применение личностно системно – деятельностного подхода позволило установить позитивную динамику: развития коммуникативных умений учащихся, сформированности навыков рефлексии; развития орфографической зоркости.
На средней и старшей ступени школьного образования учащиеся подтверждают знания, полученные в начальной школе.
6.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте  1. Сборник « Обобщение опыта учителей Саратовской области» Урок русского языка в 3классе. Саратов САРИПКиПРО.
2. Статья « Системно – деятельностный подход при работе над орфографическими правилами» на образовательном портале «Продлёнка» , «Открытый класс»
3. Презентация мастер – класса «Системно – деятельностный подход
На уроках русского языка. Урок открытия нового знания»
Сборник презентаций на сайте САРИПКиПРО.
II. Описание инновационного опыта учителя.
Вступление.
Всем известно, что орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако у большинства детей она не формируется. В чем причина? В течение многих лет я работала над развитием орфографической зоркости у детей и на практике убедилась в том, что для безошибочной записи слова, ребенок должен выполнить орфографическое действие.
Орфографическое действие – это построение буквенной модели слова, отвечающей нормам русского языка. Это действие складывается из нескольких шагов.
I шаг – видение орфограммы.Для этого необходимо знание сложных и слабых позиций. Способность выделять в словах «ошибкоопасные места» - есть умение обозначать звуки буквами, (слабые позиции пропускаю, ставлю черточку, сильные – пишу по правилам или по слуху).
II шаг – «определение в какой части слова находится орфограмма» (знание состава слова). III шаг – «проверяю слабые позиции способами: измени слово или подбери слово с той же морфеной в сильной позиции».
IV шаг – «действую по законам русского письма, т.е. обозначаю, звук в слабой позиции по звуку в сильной позиции в той же части слова». Таким образом, орфографическое действие – это умение осознанно ставить перед собой в процессе письма орфографические задачи, находить способы их решения.
Поэтому я работу над орфографическим правилом разделила на 3 части и считаю, что вместе они с оставляют систему работы над орфографическим правилом в начальной школе.
ЧАСТЬ 1. РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ! КЛАССЕ
Обучение орфографии в период обучения грамоте носит пропедевтический характер. Учащиеся практическим путем получают необходимые сведения о звуках речи: гласных (ударных/ безударных) и согласных (твердых/ мягких, глухих/ звонких).
Особенностью орфографической пропедевтики состоит в том, чтобы систематически использовать различные написания, организованно вводить их, не перегружая детей заучиванием каких-либо правил и других сведений.
В период обучения грамоте учащиеся знакомятся с десятью видами орфографии. Перечислю их:
Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных.
Таких слов в « Прописи» -97.
Заглавная буква в начале предложения и точка в конце.
Правописание сочетаний ЖИ – ШИ. (27 слов)
Правописание сочетаний ЧУ – ЩУ. (6 слов)
Правописание сочетаний ЧА – ЩА. (9 слов)
Отдельные написания парных согласных (28 слов).
Отдельные случаи написания непроверяемых безударных гласных (30 слов).
Разделительный твердый знак Ъ (2 слова).
Разделительный мягкий знак Ь (13 слов).
Очень трудно усваиваются первоклассниками написание слов с безударными гласными и парными звонкими и глухими согласными. Поэтому я начинаю заранее пропедевтическую работу по изучению безударных гласных в период обучения грамоте.
Вся работа в течение букварного периода распределяется в такой последовательности:
Практическое знакомство с ударением.
Ударная гласная пишется так, как слышится.
Графическое обозначение ударения на письме.
Различение гласных и согласных звуков и букв.
Наблюдения над произношением гласных и согласных звуков: их характеристика, особенности.
Установление факта подвижности ударения в русском языке.
В ударном и безударном положении пишется одна и та же гласная. Сравнение написаний гласных в ударном и безударном слоге одних и тех же слов.
Выделение безударных гласных в словах. Развитие орфографической зоркости.
Нахождение и выделение в слове безударной гласной, проверка ее написания (подбор проверочных слов), написания слова.
Знакомство с родственными словами.
Первые шаги в составлении гнезд родственных слов при подборе нужного проверочного слова.
С целью развития орфографической зоркости, умения выделять безударные гласные в словах, проверять их написание, детям предлагаю подбирать не одно, а несколько проверочных слов. Например:
хлеба – хлеб – хлебный
гора – горы – горныйВ этом случае дети знакомятся с двумя способами проверки безударных гласных: путем изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов.
При знакомстве с родственными словами ставлю следующие задачи:
Нахождение общей части слова среди родственных слов.
Обращение внимания на единообразное написание гласных и согласных в корне, независимо от того, в какой позиции они находятся.
Обогащение словаря учащихся.
Таким образом, к моменту изучения правописания безударных гласных в корне слова ученик должен: различать гласные и согласные звуки и буквы, определять ударение, выделять безударную гласную в слове и подбирать проверочные слова, иметь достаточный словарный запас, чтобы подбирать родственные слова.
Уже в 1 классе на уроках обучения грамоте, затем письма и русского языка учимся с детьми решать орфографические задачи (ко/аса, лот/дка, столп/б.. ), которые позволяют научить распознавать орфограммы, правильно вставлять нужную орфограмму, объясняя ее написание. Решение таких задач позволяет вырабатывать важнейшие фонетико-графические умения, на базе которых возможно развитие орфографической зоркости.
В основе грамотного письма лежит семантико-аналитическая работа над слогом и словом: развитие фонематического слуха и умение замечать фонемы соответствующие звукам. Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание, можно расположить в определенной последовательности. Хочу описать упражнения, которые провожу в 1 классе. Каждый вид упражнений является переходной ступенькой к более высокому уровню в развитии орфографических навыков.
1.Письмо с проговариванием (в основе этого письма лежит проговаривание по слогам). Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают ее. Например: «На – н с гласной а» и т.д. Слоги со стечением согласных произносятся так: «Нра – пишу н, пишу р с гласной а». Такое письмо исключает пропуски букв.
Вот дети научились писать, проговаривая вслух. Теперь дети проговаривают шепотом, постепенно переходя на мысленное проговаривание. Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо, исключающее столь распространенные ошибки на пропуски и замену букв. И очень важно то, что у детей появляются положительные эмоции к такому трудному занятию, как письмо.
Чтобы разнообразить этот вид работы часто проговариваю сама, все вместе хором, проговаривает отдельный ученик.
2.Списывание.
Особо следует остановиться на таком важнейшем виде работы, как списывание. Правильно организованное списывание является одним из способов формирования орфографической зоркости и навыка безошибочного письма. На 1 этапе работы списывание основывается на проговаривании по слогам.
Этот вид работы предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Для удобства дети пользуются закладками, тогда слова не теряются, на их поиск не тратится время. Дети читают слово по слогам и так же по слогам записывают, так с каждым слогом. Но всегда находятся дети, которые отвлекаются, смотрят по сторонам. Сосредоточить их внимание помогает игра «Цыплята».
Задаю детям вопрос: «Как цыплята клюют зернышки?»
Дети показывают движением головы: «Вверх – вниз, вверх – вниз».
«А как вы будете списывать слова?»
Дети показывают и отвечают хором: «В книгу – в тетрадь, в книгу – в тетрадь».
«А сейчас мы узнаем, кто у нас будет самой трудолюбивой птичкой».
В процессе списывания у детей развивается зрительная, слуховая память, внимание, умение сравнивать, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
Наличие большого числа ошибок при списывании свидетельствует о том, что его механизм не сформирован, что идет побуквенное копирование. Чтобы этого избежать необходимо перейти ко 2 этапу работы, т. е. Обучать детей алгоритму списывания.
Существует несколько алгоритмов списывания. Я пользуюсь таким:
1)Орфоэпически прочитать предложение, чтобы его понять и запомнить. Это устраняет возможность механического, побуквенного копирования;
2) повторить предложение, чтобы проверить, удалось ли запомнить;
3) выделить орфограммы в тексте.
Эта операция эффективно развивает орфографическую зоркость;
4) прочитать предложение орфографически, т. е. Точно так, как пишется;5) повторить орфографическое прочтение предложения;6) записать предложение, диктуя себе орфографически;
7) проверить себя, прочитав написанное, подчеркнув орфограммы и сверив написанное с печатным текстом.
Очень важно в начале освоения алгоритма действовать коллективно со всем классом или с группой учеников.
Если ученик пропускает при списывании слоги, то дополняю 4 пункт таким действием: «Раздели каждое слово на слоги, сверху поставь цифру, обозначающую количество слогов в этом слове».
Если ошибки связаны с пропусками букв, дополняю 4 пункт таким действием: «Посчитай количество букв в написанном слове, обозначь их цифрой». Затем 7 пункт включает дополнительное действие: «Сверь написанное количество букв в слове с образцом».
3.Комментированное письмо.
Этот вид работы также строится на основе проговаривания по слогам. Ученики не просто проговаривают слова и предложения, и объясняют написанное правилами, подбором проверочных слов. При этом необходимо, чтобы все работали одновременно с комментатором. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Этот вид работы развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, мышление, фонематический слух.
4 Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
Такое письмо развивает зрительную память, представление, внимание, интерес. Развивается коллективизм, организованность, самоконтроль, честность, объективная самооценка.
5.Письмо под диктовку.
Развивать внимание и фонематический слух позволяет игра «Эхо». Сначала диктую слова так, как они пишутся. Дети повторяют его шепотом или вслух. Если кто-то из учеников ошибается, повторяю еще раз. И только потом это слово записывается. Дети очень любят такой вид упражнений.
6.Письмо по памяти.
После множественного прочтения слов или предложения орфографически дети самостоятельно пишут/
7.Творческие работы.
Это самый трудный вид работы, требующий внимания, умения, сосредоточенности при составлении и записи предложений. Такой вид работы проводится ближе к концу 1 класса.
Самые легкие творческие работы – это составление приложений по опорным словам и сюжетным картинкам. Объем работы невелик. Разрешаю детям спрашивать написание того или иного слова. Это показывает вдумчивость, сознательное отношение к работе. Обязательна проверка работы. Проверка творческой работы трехразовая.
Систематически проводя указанные виды работы, формирую у детей орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты.
Для успешного формирования навыков грамотного письма нужна целенаправленная работа по ознакомлению младших школьников с азами пользования справочной литературой. Формирование прочного навыка работы со словарем начинаю с уроков обучения грамоте.
Работа со словарем включает в себя 3 этапа.
1 этап работы
Дети знакомятся с буквами, находят их место в кассе и ленте букв. Постепенно заполняется один ряд в кассе букв, начинается заучивание алфавита. Времени на это уходит мало, так как использую для этого физминутку. Называя букву, дети хлопают в ладоши. Это позволяет говорить буквы ритмично, не отставая друг от друга. Провожу игру с мячом « Назови следующую букву» и другие.
2 этап работы.
Это практическое применение алфавита. Для этого провожу такие игры: «Построй своих друзей в алфавитном порядке», «Расставь книги на полке в алфавитном порядке» и другие. Затем работа усложняется, проводится непосредственное знакомство со словарем.
3 этап работы.
Использование словаря на различных этапах разнообразной самостоятельной работы. Но такие виды работы предлагаю начинать со 2-го класса, поэтому их не указываю. Учу пользоваться орфографическим словарем и при знакомстве с новым словарным словом.
Орфографическая работа над словарным словом в 1 классе тоже может быть разнообразной:
Зрительный диктант с предварительным разбором. Ученики орфографически проговаривают написанное с выделенной буквой для запоминания, затем пишут по памяти.
Картинный диктант.
Выборочный диктант.
Диктант по памяти.
Диктант с комментированием.
Диктант с использованием загадок.
Творческий диктант.
Помимо словарных диктантов в 1 классе провожу лексическую работу над словом. Это способствует лучшему запоминанию слова. Например: впишите в предложения подходящие по смыслу слова из «Словаря»:
Сапоги, ботинки – это обувь, а … - это одежда.
Заяц, лисица – это звери, а … - это птицы и т. д.
Обычно слова изучаем небольшими группами, в которых слова чем-то схожи. Например: город, завод, деревня. Работа над группой слов проходит в течение недели. Понедельник – это знакомство со словом. Вторник, среда, четверг – это работа над запоминанием слов, провожу различные виды работы (см. приложение №6). Пятница – контрольный диктант. Считаю, что такое изучение слов, способствует лучшему их запоминанию.
Учитывая возраст детей, работу над развитием орфографических навыков, провожу в игровой форме. В течение всего 1 класса и далее использую игру «Цветик – семицветик». Создаем семицветик по лепестку. Каждый лепесток – это новое правило
Названные выше формы работы в основном направлены на формирование осознанности в процессе письма. Но наряду с этим очень важно тренировать и непроизвольную память детей. При этом подключаются все анализаторы: зрительный, речеслуховой, речедвигательный.
Перечислю упражнения, которые я провожу:
I Слуховые диктанты с предварительной подготовкой.Ход работы:
1. комментирование будущего текста для диктанта, выделение орфограмм;
- читаю текст вслух орфографически, дети следят глазами;
- перечитывание текста самостоятельно, затем текст закрывается;
- пишем обычный диктант.
Ошибки, обнаруженные детьми при проверке самостоятельно, не считаются. А вот ненайденные считаются так: одна за две. Это повышает бдительность учащихся.
II Зрительные диктанты.Ход работы:
- предложение записано на доске;
- читаем вместе орфографически;
- выделяем орфограммы;
- повторно читаем предложение орфографически;
- произнесение предложения детьми вслух;
- предложение закрываю, а учащиеся пишут его по памяти;
- открываю предложение, а дети сверяют написанное.
III Слуховые диктанты.Ход работы:
- произношу предложения, дети его запоминают и медленно проговаривают орфографически;
- ученики повторяют предложение орфографически;
- произношу текст орфографически повторно;
- дети записывают предложение;
- проверка – диктую предложение орфографически, а дети проверяют.
Часто использую на уроках «письмо с пропусками». На месте букв, вызывающих сомнение, учащиеся делают пропуски. Затем возвращаются и самостоятельно или с помощью учителя вставляют буквы. Это заставляет детей быть более внимательными и развивает зоркость.
Учу видеть, различать орфограммы и соответственно выполнять орфографическое действие.
Все, перечисленные выше, виды работ и упражнения дают положительные результаты и довольно прочный фундамент в дальнейшем изучении правил правописания.
Высокую эффективность в развитии орфографических навыков имеет орфографическое чтение. Ему не подчиняются лишь несколько правил правописания: шипящие, наречия, дефис, заглавная буква.
В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память, затем подключается слуховая память. При орфографическом чтении каждое слово произносится так, как пишется и тем самым остается в памяти речевого аппарата. Чем раньше учить орфографическому чтению, тем легче оно усваивается. При орфографическом чтении слова не должны распадаться на слоги, иначе оно теряет цельность и не остается в памяти речевого аппарата.
Начинаю орфографическое чтение в 1 классе. Сначала с одного слова, затем предложение, потом небольшой текст. При чтении каждый звук соответствует букве, слово должно звучать отчетливо, что обеспечивает его повторение и восприятие. Такое чтение в основном проводится в виде хорового чтения. Основными пособиями для чтения являются букварь, пропись, книга для чтения.
Прежде чем приступить к чтению текста, предлагаю орфографически прочитать трудные слова. Затем, встретив их в тексте, дети читают без затруднений. Например: сборы – читается /сборы/, а не /зборы/.
Орфографическое чтение далее можно использовать на любых уроках, не беспокоясь за понимание содержания. Такое чтение позволит детям следить за правильностью своей речи.
Чтобы научиться орфографическому чтению в 1 классе ребенок должен, как можно быстрее научиться читать. Как правило, половина класса справляется с этой задачей довольно легко. А вот у других детей процесс обучения чтению вызывает большие затруднения.
ЧАСТЬ 2. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Используя различные виды упражнений для развития навыка чтения я выстроила их приведя в особую систему
В основе такой системы работы лежит понятие о так называемых общих словах, т.е. лексике не связанной с определённой темой. Среди таких слов могут быть предлоги, местоимения, наречия и слова других частей речи,
Подобная лексика встречается в самых разных по уровню и содержанию текстах, поэтому логично предложить, что быстрое узнавание этих слов может значительно повысить скорость чтения любого текста.
Чтобы достичь хороших результатов, необходимо соблюдать определённый порядок работы.
Подготовительный этап
І этап. Работа со словами:
Поиск слов.
Учитель называет слово и просит ученика максимально быстро найти его в таблице и прочитать. Произнесённое учителем слово облегчает чтение, а требование его найти побуждает к быстрому узнаванию.
а к и
о э в
я с у
Чтение слов.
Ученик читает все слова в таблице слева направо, сверху вниз, без определённого порядка.
а к и
о э в
я с у
Проводится занятие только по одной таблице, но постепенно увеличивается темп прочтения содержащихся в ней слов до максимально возможного.
ІІ этап. Работа с предложениями.
В каждом из предложений использовано не менее одного слова из таблицы. Задача ученика - найти знакомое слово в предложении, узнать его и прочитать вслух. Эту работу проведём в виде игры: «Слова, с которыми ты уже знаком, спрятались среди других. Узнай и!»
При этом цель прочитать всё предложение не ставится.
Затем предлагается вставить в предложения, подходящие по смыслу слова из таблицы.
а к и
о э в
я с у
Мы ходили в лес. Нашли гриб у опушки.
К нам приехал дедушка.
Петя дружит с Алёшей.
Папа любит пельмени, а мама нет.
Вера и Надя сёстры.
Я спою о маме.
Э, кто пришёл?
Аня идёт ….. школу.
Мама ….. папой пришли домой.
…… люблю свою собаку.
ІІІ этап. Наращивание объёма общих слов.
Наращивание объёма общих слов сопровождается их усложнением.
Слова даются небольшими группами. В каждой такой группе представлены в основном слова одинаковой слоговой структуры, совпадающие по количеству слогов (исключение таблица 1), ударению, Месту стечений согласных. Открытости и закрытости последнего слога.
куно та
Ли на то
ко ну ту
№ 1

Мы хотели бы приехать, но дела мешают.
Никола, ни двора.
То берёзка, то рябина.. Ну, идём, что ли!
Ко мне, Дружок.
Мне нравится та груша: Дайте эту и ещё ту, пожалуйста
Иди … мне Жучка.
Я …….взял тебя с собой, ……нельзя!
№ 2
над нёмбез на
тебе ваш Неё как
кем вас под вам
Летит сова над лесом. А в нём мыши шуршат под листвой.
- Как нам от совы спрятаться?
- С ней не договоришься! С кем посоветоваться?
- Без неё наш лес был таким хорошим!
- Ваш лес - вам и решать, как вас спасать!
……. нам найти дорогу?
Я пишу ….. письмо.
Кот лежит … столом.
№ 3 РрТаОш ЛоАтДс Найди и запиши все большие буквы и составь из них слово.

сто две Чья чьи про
три два чьё чью при
№ 4
Хотел бы я знать, чья это вещь? А это чьи ботинки?
Чью это майку я вижу на стуле? Чьё пальто на диване?
Ну и беспорядок1
Как будто здесь живут не два мальчика, а все сто!
Две девочки прочитали по три рассказа про животных.
При школе был каток.
У человека …… руки.
…… это ручка?
Прочитай мне …… птиц.
Упражнения сопровождаются занимательными заданиями (играми, головоломками, Кроссвордами), которые сделают обучение интереснее.
№ 5 Поиск слов.
Учитель называет слово и просит ученика максимально быстро найти его в таблице и прочитать. Произнесённое учителем слово облегчает чтение, а требование его найти побуждает к быстрому узнаванию.
а к и
о э в
я с у
№6 Чтение слов.
Ученик читает все слова в таблице слева направо, сверху вниз, без определённого порядка.
а к и
о э в
я с у
№7 РрТаОш ЛоАтДсНайди и запиши все большие буквы и составь из них слово.
№8
а к и
о э в
я с у
8
Мы ходили в лес. Нашли гриб у опушки.
К нам приехал дедушка.
Петя дружит с Алёшей.
Папа любит пельмени, а мама нет.
Вера и Надя сёстры.
Я спою о маме.
Э, кто пришёл
Аня идёт ….. школу.
Мама ….. папой пришли домой.
…… люблю свою собаку.
вы но та
ли ни то
ко ну ту
№ 9
Мы хотели бы приехать, но дела мешают.
Ни кола, ни двора.
То берёзка, то рябина.
Ну, идём что ли!
Ко мне Дружок!
Мне нравится та груша: Дайте эту и ещё ту. Пожалуйста!
Иди ….. мне Жучка.
Я …….. взял тебя с собой, ….. нельзя.
№ 10
те вы по да
мы же до на
ты не За со

- Идти по этой дороге?
_ Да, увидите на ней знак за поворотом – значит. До станции недалеко.
_ Пойдём со мной, всё же веселее будет.
- Не могу : вы за меня дела не сделаете.
Это те тапки, что ты искал? Ну, вот мы их и нашли.
….. придёте к нам в гости ? ……. хотел пойти гулять.
№ 11
те вы по да те
мы же до на мы

Хотел бы я знать, чья это вещь? А это чьи ботинки?
Чью это майку я вижу на стуле? Чьё пальто на диване?
Ну и беспорядок!
Как будто здесь живут не два мальчика, а все сто!
Две девочки прочитали по три рассказа про животных.
При школе был каток.
У человека …… руки.
…… это ручка?
Прочитай мне …… птиц.
№ 12
нас лишь мой чем
Лет жил ним чуть
был них ведь весь
нет семь жить хоть
Мой брат семь лет жил на юге. У них на юге хоть немного, но теплее, чем у нас.
С ним был его друг. У друга нет семьи - он ведь не женат. Им нравилось жить лишь в больших городах. В маленьких городах чуть прошёл – весь город кончается.
Серёжа …….. лучший друг.
…… в Москве.
Я хочу …….. за городом.
№ 13
Прочитай слово. написанное большими буквами, слово, написанное маленькими буквами.
СнОоМс КрОуЖкАаСпАоЛлАёТт МкАоШрИоНвАа№ 14
лучше низко быстро нужно
Чётко если разве Видно
верно ярко дальше поздно
между завтра меньше точно
Разве ты не видишь, как ярко солнце светит?
Пойдём на лыжах: завтра будет поздно!
Чтобы идти дальше бери меньше груза.
Чтобы тебя точно поняли, лучше говорить чётко.
Если ласточки летают низко. Нужно готовиться к дождю.
Между деревьями видно болото.
Время бежит быстро. это верно.
Я бегаю очень ……….
…… будет суббота.
Уже …. – пора домой
№ 15 Назови только те буквы, которые расположены
слева в центре справа
рот где сом
ара ком ура
кот яма бок
№ 16
знал чтоб вниз вширь
знать близ ввысь вмиг
знай мной вдаль сколь
Знал бы, где упасть, - соломки бы постелил.
Знай свои права и обязанности.
Туристы двинулись вниз по реке.
Дом расположен близ реки.
Ввысь, вдаль и вширь расстилается туман.

Инструктор шагнул со мной вниз. Вмиг раскрылся парашют.
Стоило прыгнуть. Чтобы увидеть.
Сколь прекрасна земля сверху.
Это нужно знать!
Андрей ……, что задано на дом.
Утром друг зашёл ……
….. правила дорожного движения.
Смотреть …. С большой высоты немного странно.
Мы должны …… таблицу умножения.
№ 17
вправе справа вскоре
вправо вдвое втрое
Вскоре справа появились огни. И мы пошли вправо.
Так дорога стала вдвое короче.
На машине мы увезли втрое больше товара, чем обычно.
Мы не вправе решать за других.
Слева было море, а ……… скалы.
Я не …….. сделать это.
Влево шла дорога, а ……. – тропа.
Основной этап
І. Чтение по таблицам

Чтение цветных предложений

Сначала такую работу я проводила на уроках обучения грамоте, затем на уроках
чтения в качестве пятиминуток и конечно в индивидуальной работе с учениками.
Всем известно, чем больше ученик читает, тем грамотнее он пишет. Уверена, что моим детям хороший навык чтения помогает при письме.
Значение правил правописания дети используют не только на уроках русского языка. Очень радует, когда на уроках чтения, математики, окружающего мира дети узнают, видят и называют вслух известные орфограммы, при этом они делают это непроизвольно, их никто не заставляет.
ЧАСТЬ 3
Работая по учебнику С.В. Иванова «Русский язык», раскрыла новые возможности в обучении грамотному письму.
Со 2 класса работая над орфографическими правилами применяю такие информационные технологии, как алгоритм и ветвление – это шаг к обучению на новом, более качественном уровне. Уроки проходят интересно, учащиеся активны и внимательны, повышается интерес к изучению русского языка, повысилось качество знаний и успеваемость.
Формирование навыков правописания, безошибочного письма требует неукоснительного выполнения двух условий: осознанного применения орфографического правописания и регулярного тренинга по его обрабатыванию.
В связи с этим возникают две проблемы:
как добиться осознанного применения правила;
как добиться автоматизма в применении правила,
Чтобы сделать орфографическое правило максимально четким и понятным для ученика, необходимо определить алгоритм работы над этим правилом.
Алгоритм – точное и понятное предписание исполнителю, т.е. определённый порядок действий. Составлять алгоритмы учащиеся учатся на уроках информатики, работая по тетрадям А.В.Горячева.
Напримеп:
I. Команды алгоритма «Посади дерево»:
Начало.
Принеси лейку, лопату и саженец.
Выкопай ямку.
Поставь саженец в ямку.
Налей в лейку воды.
Полей водой саженец.
Закопай ямку землёй.
Унеси лейку и лопату.
Конец.
II. Команды алгоритма «Раскрась рисунки»:
Начало.
Возьми цветные карандаши.
Найди рисунки, где Золушка собирается на бал.
Раскрась найденные рисунки
Убери карандаши.
Возьми ручку.
Пронумеруй раскрашенные рисунки по порядку.
Конец.
Сначала они знакомятся с новым понятием, делают первые шаги по определению порядка действий, осознают, что для достижения желаемого результата, необходимо совершить ряд операций. Только после этого учащиеся знакомятся с использованием алгоритмов при изучении орфографических правил.
Использование алгоритма при изучении правил научит учащихся рассуждать, идя от заучивания к написанию, опираясь на значение слова и его структуру.
Таким образом правило становится ясным, понятным, внутренне непротиворечивым, в то время, как привычные формулировки требуют лишь бездумного запоминания.
Так в учебнике С.В.Иванова для большинства правил орфографии разработаны алгоритмы его применения, т.е. необходимые действия, которые должен совершить ученик, чтобы не допустить ошибки при правописании. Для остальных правил алгоритмы разрабатывала сама. Некоторые из них я опишу в соей работе.
Одним из первых правил орфографии с которым встречаются ученики, это правописание безударных гласных. вот по какому алгоритму работают мои ученики.
Начало.
Поставь в слове ударение.
Выдели корень и подчеркни опасное место с безударной гласной в корне.
Подбери проверочное слово:
а) родственное слово;
б) форма слова, такое чтобы безударная гласная стала ударной.
Конец.
Следующим правилом, изучаемым во 2 классе, будет правило о написании парной согласной в корне. Предлагаю ученикам следующий алгоритм:
Начало.
Выдели корень, подчеркни опасное место в корне (парная согласная).
Измени слово так, чтобы после согласной стояла гласная.
Конец.
Аналогично создаётся алгоритм для правила написания непроизносимых согласных.
I. Команды для алгоритма «Правильно напиши слово с непроизносимой согласной»:
Начало.
Сочетание звуков [сн] и [зн] – опасное место, остановись.
Подбери родственное слово:
- поставив после согласной гласную;
- поставив после согласной В;
- поставив прилагательное в краткую форму (прекрасный – прекрасен)
Конец.
Работая над составом слова учащиеся учатся выделять окончания, суффиксы, приставки и корень. Если для нахождения корня и окончания, необходимо совершить минимальные действия, то для нахождения суффикса требуется совершить несколько шагов. Дети очень легко справляются с алгоритмом, работая с интересом и удовольствием.
Команды алгоритма «Определи суффикс»:
Начало.
Выдели окончание, изменяя слово.
Выдели корень, подбирая родственные слова.
Часть слова, которая стоит за корнем пред окончанием – суффикс.
Конец.
Аналогично составляется алгоритм для определения приставки.
II. Команды для алгоритма «Найди в слове приставку»:
1. Начало.
Выдели окончание, изменяя слово.
Выдели корень, подбирая родственные слова.
3.Часть слова, которая стоит перед корнем – приставка
Во 2 классе изучаются правила правописания суффиксов – онок - , - ёнок - . Чтобы не ошибиться в их написании пользуемся таким алгоритмом:
Начало.
Выдели корень.
Определи, какой звук в слове перед суффиксом.
Если это твёрдый шипящий [ж], [ш] или [ч ] → -онок, если нет – ёнок.
Конец.
Каждый алгоритм для работы над орфографическим правилом хорошо усваивается учениками в результате выполнения большого количества упражнений. Интересные и разнообразные упражнения предлагаются в коррекционных тетрадях «Учусь писать без ошибок» и рабочих тетрадях «Пиши грамотно».
Выполняя упражнения ученики соблюдают последовательность шагов и поэтому правило, изучаемое подобным образом, запоминается быстро и доводится до автоматизма.
В 3 классе дети знакомятся с написанием суффиксов – ец -, - иц-. Учимся применять правило, выполняя следующие шаги:
Начало.
Выдели корень в слове.
Подставь слова он или она.
Если слово мужского рода – ец, женского рода – иц.
Конец.
В 4 классе при изучении сложных предложений у учащихся возникают трудности с постановкой знаков препинания. Помогает им справиться с этой проблемой определённый порядок действий.
Команды алгоритма «Знаки препинания в сложных предложениях».
Начало.
Найди грамматическую основу предложения. (сколько грамматических основ, столько и частей).
Найди союз, который связывает части сложного предложения.
На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую.
Конец.
Одним из способов формирования орфографической зоркости и навыка безошибочного письма является такой вид работ, как списывание. Такую работу можно проводить как коллективно, так и индивидуально. Существует несколько алгоритмов списывания. С моей точки зрения наиболее удачным является следующий порядок операций
Команды алгоритма «Списывание».
Начало.
Орфоэпически прочитать предложение, чтобы понять и запомнить его. Это устранит возможность механического побуквенного копирования.
Повторить предложение, чтобы проверить, удалось ли его запомнить.
Выделить орфограммы в тексте. (т.е. провести орфографический анализ предложения) Эта операция эффективно развивает орфографическую зоркость.
Прочитать предложение орфографически, т.е. точно так, как оно написано.
Повторить орфографическое прочтение предложения.
Записать предложение, диктую себе орфографически.
Проверить себя, перечитать написанное, подчеркнув орфограммы и сверив написанное с печатным текстом.
Конец.
После того, как дети научатся пользоваться алгоритмами, можно научить их пользоваться ветвлением. Ветвление – это разные пути разрешения поставленной задачи. Как и при составлении алгоритмов, так и при создании ветвлений активное участие принимают ученики. Часто такая работа проводится в группах.
Например: наблюдаем за суффиксами – ик - , - ек-.
1 группе даётся слово стол‪-к2 группе – ореш-‪к.
З адание: используя слово – помощник «нет» измените слово и понаблюдайте, что произойдёт с гласной в суффиксе.
Затем делается вывод: если гласный остаётся, то пишется –ик-, если нет – ек – (ключик – (нет) ключика; звоночек – (нет) звоночка)
Составим алгоритм для данного правила:
Начало.
Выдели корень, если слышишь ик, то сразу не пиши.
Измени форму слова с помощью слова – помощника «нет».
Если гласная не выпадает – ик, выпадает – ек.
Конец.
Используем технологию ветвления:
- к
- ик – НЕТ гласная Да - ек –
Выпадает
Во 2 классе изучается написание разделительных Ъ и Ь знаков.
Учимся применять правило написания Ъ.
Начало.
¬ оканчивается на согласный звук, а корень начинается с гласной (е, ё, ю, я ) → Ъ
¬ оканчивается на гласный → Ъ
Конец.
Учим применять правило написания разделительного Ь
Начало.
В какой части слова находится орфограмма?
Если внутри или между и , перед е, ё, ю, я то → Ь
Конец.
Соединяем оба алгоритма, используем технологию ветвления.
Ъ – Ь?
опасное место
Ь НЕТ находится после ДА Ъ
¬ перед
е,ё,ю,я?
Технологию ветвления использую и для описанного алгоритма для правила Написания суффиксов – онок-, - ёнок -.
Технология ветвления осознанно воспринимается детьми, но для достижения высокой степени осознанности необходимо постоянно использовать работу с подробным комментированием хода решения орфографических задач. Отстающим учащимся особенно необходимы развёрнутые, воспроизводящие полный ответ действия.
Очень полезным видом работы при изучении орфографических правил является составление таблиц. Таблицы составляются коллективно, чтобы избежать ошибок и неправильного заполнения.
Большую трудность для учащихся представляет овладение алгоритмом определения спряжения глаголов в безударных личных окончаниях. Выполняя большое количество тренировочных упражнений ученик постепенно составит такую таблицу:
I спряжение II спряжение
брить, стелить ← все глаголы на - ить, кроме двух
глаголы на -ать, кроме 4 → гнать, держать, дышать, слшатьсмотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть
глаголы на –оть, -уть. –ять, - ыть - сти, - зти. Опираясь на эту таблицу дети устанавливают, что при записи доказательства у глаголов на – еть и на – ать , необходимо проверить и указать не является ли данный глагол исключением, точно так же поступают с глаголами на – ить.
Для профилактики ошибок необходимо проверить работу по поиску причины ошибок. Такую работу в 4 классе хорошо проводить по таблиц
Слово словосочетание, предложение, в котором я ошибся Причины ошибок Как избежать ошибки Решение похожейорфографической задачи
Как действовл я Как надо
действовать Почему
я ошибся При работе над орфографическим правилом на уроке решается одна учебная задача. Её решение осуществляется в работе по рубрикам: «Вспомни», «Путешествие в прошлое», «Запомни», «Послушай», «Давай подумаем»,
«Подсказка», «Тайны языка». Такие рубрики позволяют организовать урок с соблюдением определённого порядка работы. Дети знают, какая работа их ждёт на том, или ином этапе урока. Урок проходит интересно и продуктивно
Именно в таком подходе к отработке орфографического правила заложен успех работы по формированию навыков грамотного письма: тренинг – основанный на сознательном применении правила – это в первую очередь регулярное подтверждение учеником собственной правоты и совершение действий, связанных с выбором правильного написания. Мои ученики стали грамотнее писать, подтверждения этому результаты успеваемости и качества знаний У них появился интерес к изучению русского языка, они стали увереннее в своих силах.