«Патриотизм XXI века: традиции прошлого и современный опыт»


«Патриотизм XXI века: традиции прошлого и современный опыт»
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования. Показателями эффективности педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка.
Цель моей работы:
1.Формирование и развитие гармоничной личности, способной к нравственному поведению и творческой деятельности.
2.Развитие патриотических качеств у школьников.
Задачи:1) Создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ребенка;
2) Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
3) Воспитание патриотического сознания.
Система работы классного руководителя:
Заместитель директора по УВР Педагогический коллектив
ПсихологКлассный руководительРодители
Актив родительского комитета
Ученик
Актив класса
Совет школы

Свою работу классного руководителя я всегда начинаю с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Основная моя обязанность – это организация и воспитание классного коллектива. Я стремлюсь организовывать и сплачивать коллектив, создавать условия для успешного решения учебно-воспитательных задач. С этой целью я использую различные методики, диагностики, анкетирование, беседы и т.п. Все это позволяет более достоверно и точно оценивать результаты воспитательной работы класса, выявлять слабые места и корректировать воспитательный процесс.
В 2010 году я взяла 6 «В»класс. По своему характеру класс был сложный, шумный, неспокойный. В классе на данный момент обучается 23 учащихся: 16 мальчиков и 7 девочек (причем одна девочка пришла во второй четверти 2011 года). Из 23 человек всего пять закончили учебный 2010 – 2011 год на «4» и «5». В учебном процессе класс «слабенький». Слабый уровень качества знаний класса обусловлен их способностями, учащимся необходим постоянный контроль и помощь в выполнении домашних заданий, что не всегда возможно из-за социального статуса семьи: низкий уровень образованности. Кроме этого в семьях много социальных проблем( пьянство, безработица, низкий прожиточный минимум), что отражается на мотивации детей к учению. Большинство родителей совершенно отстранились от воспитания своих детей, у ребят нет целей, которые придали бы их жизни и учебе смысл. Отсюда нежелание учиться, ярость и гнев.
Зато учащиеся имеют схожие интересы. Большинство слушают одну и ту же музыку, увлекаются похожими фильмами. Особенно активно ребята обсуждают новые модели мобильных телефонов, компьютерные игры. Ребята всегда готовы помогать всем, кто их попросит.
В свободное от учебы время многие предоставлены сами себе, только в 2010 году 31% учащихся посещали кружки и секции, в 2011 год – 60%.
Между детьми часто возникают конфликты на почве личных взаимоотношений, но, несмотря на это, многие любят вместе проводить время в школе и вне нее, совместно трудиться, помогать друг другу и классному руководителю.
Так как девочек меньшинство, они стараются быть более дружными, чем мальчики.
Мною была проведена диагностика на выявление лидера в классе. В результате которой выяснила, что «скрытым» лидером является Матейкович Виктория, многие к ней прислушиваются, обращаются за помощью, но она сама об этом не подозревает. Также в классе есть изгой (Лоханкин И.), которого никто не принимает в коллективе.
Исходя из особенностей класса – большую часть составляют мальчики (69%) –я решила, что определяющим в моей воспитательной работе должно быть патриотическое воспитание. Именно оно направлено на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, уважения к другим народам,- это сложное образование, отражающее совокупность общечеловеческих ценностей.
Но патриотизм – это не только любовь к Родине, Отечеству, но и качество личности, нравственное качество, объясняющее характер, поведение человека, его убеждения, интересы, стремления. Патриотизм побуждает человека к деятельности, помогает преодолевать препятствия на своем пути, идти к намеченной цели. Это способствует формированию умений и навыков, развитию чувств.
В основе патриотизма лежит взаимосвязь личности и коллектива. Все формы любви (к Родине, народу, человеку и т. п.) выражает потребность человека в других людях, стремление быть нужным, приносить пользу. Поэтому патриотизм направляет личность не только на собственное «я», но и на других людей, помогает осознать, что значит патриотический долг каждого. Еще А. С. Макаренко отмечал, что каждый воспитанник « должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом. Причем патриот – это не только тот, кто совершает героические поступки, но и выполняет тяжелую, неинтересную, порой «грязную» работу».
На основании выше сказанного можно выделить следующие уровни патриотической воспитанности:
очень высокий - характеризуется тем, что воспитанник хорошо знает историю своей страны, правильно понимает патриотические понятия; всегда участвует в патриотической деятельности, является инициатором многих общественных дел; мотивы деятельности — общественно значимые;
высокий уровень - предполагает хорошее знание учащимися фактического материала из истории Родины, в основном правильное понимание патриотических понятий; постоянное участие в патриотической деятельности; эпизодическое проявление инициативы в организации общественных дел; мотивы участия в общественно полезной деятельности сводятся к обязанности перед коллективом;
средний уровень — учащиеся знают отдельные факты, неточно понимают патриотические понятия; обычно участвуют в общественно полезной деятельности, но никогда не являются инициаторами общественных дел; мотивы участия в деятельности представлены интересом;
низкий уровень — воспитанник плохо знает факты из истории Родины, неправильно понимает патриотические понятия; редко принимает участие в общественно полезной деятельности; никогда не проявляет собственной инициативы; мотивы участия в деятельности негативные (принуждение и пр.);
очень низкий уровень означает, что воспитанник не имеет знаний патриотического характера, не может объяснить патриотические понятия; не участвует в общественно полезной, патриотической деятельности.
Мною была проведена анкета «Что значит быть патриотом сегодня?», в результате которой я выяснила, что многие учащиеся 7 «В» класса понимают, что значит патриот, знают символы России, гимн своей страны, многие испытывают гордость за свою страну, даже встали бы на защиту Родины, но не все смогли назвать героев - патриотов России, плохо зная историю; некоторые смешивали понятия «Отчизна» и «Отечество», на отдельные вопросы учащиеся не смогли ответить.
Проведенная анкета помогла выяснить, что в классе, в котором я работаю, средний уровень патриотического воспитания, так как ребята знают отдельные факты истории, неточно понимают патриотические понятия, обычно участвуют в общественно полезной деятельности, но никогда не являются инициаторами.
Свою работу по патриотическому воспитанию я строю по следующим направлениям:
Краеведческое направление
Семейное
Коллективно –
творческие дела
Экскурсионно-туристическое
Тематические классные часы
Урочные и внеурочные мероприятия .Схема работы по патриотическому воспитанию.
Краеведческое направление – освоение детьми традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по ее возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремесел и так далее.
Экскурсионно – туристическое – воспитание потребности в изучении истории родного края, изучение шедевров народной и мировой культуры.
Семейное – утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и классного руководителя.
Урочное и внеурочное – воспитание патриотических чувств через изучаемые предметы (на уроках и во внеурочных мероприятиях).
КТД – создание необходимых условий для развития творческих способностей детей, участие в классных и школьных мероприятиях, укрепление в процессе работы единого воспитательного коллектива.
Тематические классные часы – совместное планирование и организация классных часов на определенные темы.
Формы работы:
1.Игры, конкурсы, викторины.
Поначалу мне приходилось детей уговаривать, заставлять проявлять инициативу, то сейчас многие готовы развиваться, получать знания, участвовать в мероприятиях. А начинала я с самого простого – народного творчества. Через народное творчество ребенок может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах. Каждому мероприятию предшествует большая подготовительная работа. Учащиеся узнают историю, традиции того или иного праздника.
15240-7874002.Анализ, подготовка и защита проектов, создание сценария, инсценирование отрывков.
На уроках литературы мы не только анализируем произведения, но и становимся их героями, выступаем с позиции героев. Но больше всего ребятам нравится инсценировать произведения, особенно, если они вызывают смех, да и такие произведения надолго остаются в памяти детей.
На уроках по духовному краеведению Подмосковья мы готовим презентации, проекты и защищаем их.
3.Беседы, лекции, выступления.
Постоянно проводятся классные часы на определенные темы, например, в рамках школьного проекта « Народные истоки» мы рассмотрели следующие темы: «Истоки народного промысла», «Традиции русской старины», « Народные ремесла», « Праздник русского дерева», Народная песня – душа России», « Забытые народные игры» и другие. Многие учащиеся под руководством классного руководителя самостоятельно готовили классные часы и проводили их в виде викторины-игры, например, «Хлеб – всему голова».
Кроме этого проводились классные часы на нравственно – этические темы: «Лень – помощник или враг?», « Берегите язык!», «Правила поведения в школе», « Совесть – наш внутренний судья» и другие.
Все это заставляло ребят задуматься над поднятыми проблемами, каждый сам для себя решал, что для него приемлемо, а что нет.
4.Посещение музеев, библиотек, экскурсии.
3644265318135Самым трудным, наверное, для ребят, было поздравить друг друга на праздники. Поэтому для мальчиков на День защитника Отечества была проведена игра на знание воинских званий, известных русских полководцев, учащиеся разгадывали кроссворд на военную тематику. Для настоящего патриота важно знать историю своей страны, гордиться предками – героями. А подарки вручали на подведение итогов.
В апреле 2011 года мы посетили библиотеку, где проходила встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, которые рассказали, как проходило их детство, что они пережили. Меня поразило, что многие мои ученики слушали, раскрыв рот, и задавали вопросы, тогда я поняла, что двигаюсь в правильном направлении.
Так проходила моя работа в 2010 – 2011 учебном году, в 2011 – 2012 годах я продолжила свою работу. На новый учебный год я поставила следующую цель: способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации, способствовать духовно – нравственному развитию личности через систему «школьник – семья», формировать нравственные категории через принятие обучающимися семейных традиций.
В начале 2011 учебного года прошел классный час в форме игры «Планируем свое завтра», на котором ребята сами предлагали темы классных часов, мероприятий, которые они хотели бы провести и рассмотреть, среди них назывались темы о труде, здоровье, о маме, городах – героях, ребята предлагали встретиться с ветеранами, причем в классе учится мальчик, отец которого участвовал в войне в Афганистане. Многим с прошлого года понравились школьные мероприятия, посвященные Дню Победы, когда лети подписывали открытки и развешивали их на дверях магазинов и подъездах домов. Вспомнили ребята и о песне на военную тему, когда учащиеся не только пели, но и инсценировали ее.
При составлении классных мероприятий я старалась учитывать интересы и запросы детей, формировать гражданско – патриотическую позицию через систему традиционных дел: экскурсии по памятным местам, выставки рисунков, конкурс сочинений, встречи с ветеранами, участие в школьных мероприятиях.
Всего этого нельзя добиться без поддержки родителей. Семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно – религиозную, национальную и отечественную традиции.
5.Праздники, походы, родительские собрания, обсуждение.
152401548130Мною было проведено родительское собрание на тему: «Мир ценностей современного школьника», где затрагивались такие понятия, как «культурный человек, нравственное воспитание, патриотическое воспитание». Среди родителей было проведено анкетирование, в которую вошли такие вопросы: 1) Какими качествами должен обладать современный человек; 2)Что волнует в современной молодежи; 3) Без чего нельзя обойтись человеку; 4)Какие качества необходимы вашему ребенку? Классный час «Правила поведения в школе», а затем и родительское собрание на эту же тему вызвало множество вопросов, обсуждались результаты анкетирования детей, рассматривались различные ситуации, делали выводы.
Родительское собрание «Здоровый образ жизни – экология души» неразрывно связана с патриотическим воспитанием, так как работа по патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, затрагивая все стороны гармонично развивающейся личности.
3472815784860-22860-62865Вместе с родителями и детьми мы ездили в Коломну, знакомились с историей города, узнали много нового и интересного. Посетили электростальский храм, музей.
Сделано еще совсем немного, многое предстоит сделать. Мне бы хотелось, чтобы каждый мой ученик сумел осознать, что он – частичка Большого мира, каждый смог почувствовать свою необходимость, нужность в этой жизни, научился быть полезным обществу, своей семье, своей стране.
Если мне удастся воспитать хотя бы кого-то из своих ребят Человеком со своей собственной гражданской позицией, патриотом своего Отечества, способным жить в гармонии с собой, с другими людьми, значит, я на правильном пути.