Методический сборник молодым специалистам по дополнительному образованию детей
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества МО Ейский район
Организация работы
Школы молодого педагога
ст.Камышеватская 2014год
Введение
Особое место в системе совершенствования образовательного процесса занимает организация методической помощи начинающему педагогу.
В работе с молодыми специалистами используются различные формы: лекции, дискуссии, обмен опытом, практикум, консультации, обсуждаются вопросы по методике планирования занятий.
Организуются консультации по:
- оформлению журналов;
- составлению календарно-тематических планов.
Проводятся практикумы по:
- разработке планов воспитательной работы;
- поурочному планированию;
- проектированию методической структуры занятия;
- планированию учета знаний.
Молодым специалистам выдаются памятки и методические разработки по темам:
«Основные компоненты современного урока»
«Подготовка педагога к занятию»
«Этапы планирования занятия и подготовка к нему педагога»
«Примерное содержание разделов поурочного плана»
«Алгоритм анализа педагогом проведенного занятия»
На начальном этапе проводятся индивидуальные беседы, выясняются склонности и личные интересы,
каким кружком мог бы он руководить. Первые встречи это установка на систематическую самообразовательную работу, на самоанализ и самооценку. В процессе таких бесед выясняется, как педагог оценивает свою подготовленность к ведению конкретных занятий; определяется, какая первоочередная помощь ему нужна, и как в будущем рациональнее использовать его в общественной работе.
До начала занятий педагога знакомят с помещением, в котором он будет работать, с едиными требованиями, существующими в данном учреждении дополнительного образования, с традициями, с распорядком дня, с методическими достижениями педагогического коллектива, с работой методических объединений, с оснащенностью учебных помещений.
Методист, заместитель директора по УВР дают целый ряд консультаций начинающему педагогу по различным вопросам учебно-воспитательной работы. Обсуждаются вопросы:
как подготовиться к занятиям, каковы дидактические требования к плану занятий;
примерная программа изучения индивидуальных особенностей детей;
как осуществить дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;
как реализовать психолого-педагогические требования к современному занятию;
критерии в оценке занятий.
Начинающего педагога необходимо познакомить с библиотекой, с имеющимися наглядными пособиями, с расписанием занятий.
Для начинающего очень важно первое занятие. Когда идти первый раз на занятия к начинающему педагогу? Следует предоставить достаточно времени, чтобы педагог мог освоиться, узнать детей, привыкнуть к новой обстановке, найти себя и свое место в кружке. На первых порах вполне достаточно беседы с педагогом о том, как прошло его первое занятие. Хорошо, если беседа будет целенаправленной и предметной. Для этого педагогу надо заранее предложить несколько ведущих вопросов, чтобы он мог подготовиться к беседе по существу, к самоанализу своего первого занятия. Такой канвой для беседы могут быть, например, следующие вопросы.
Удалось ли осуществить намеченный план занятия?
В какой мере?
Насколько качественно?
Были ли отступления от плана?
Усвоили ли дети материал?
Как была организована деятельность педагога и детей на занятиях?
Кто работал интенсивнее педагог или воспитанник?
Какие моменты занятия были самыми удачными?
Что было явно неудачным на занятии?
Полезно сначала предоставить начинающему педагогу возможность самому проанализировать свое занятие, самому оценить его, определив, в какой мере достигнуты учебные и воспитательные цели, которые были намечены. Самоанализ позволяет выработать привычку критически оценивать свои действия, видеть свои недостатки и пути их устранения.
Подготовка к осуществлению деятельности
Школы молодого педагога
Первый этап
Организация Школа молодого педагога начинается с разработки, рассмотрения и утверждения Положения о Школе молодого педагога.
Второй этап
На втором этапе составляется перспективный план работы Школы молодого педагога.
План работы
Школы молодого педагога
1-Й ГОД
Занятие 1.
Собеседование с молодым специалистом. Основные проблемы начинающего педагога. Семинар «Особенности проведения занятия «Введение в образовательную программу»».
Практикум: учебный план – программа – календарно-тематическое планирование. Выбор темы самообразования. Посещение молодыми педагогами вводных занятий педагогов высшей и первой квалификационной категории.
Занятие 2.
Самоанализ занятия, типы занятий, формы занятий.
Практикум: составление самоанализа занятия.
2-Й ГОД
Занятие 1.
Информационно-методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Изучение методических разработок.
Практикум: посещение уроков творчески работающих педагогов.
Занятие 2.
Использование новых педагогических технологий в учебном процессе. Семинар «Инновационные педагогические технологии».
Практикум: организация посещения уроков молодого специалиста методистом с целью оказания ему методической помощи. Посещение уроков молодого специалиста членами администрации.
3-Й ГОД
Занятие 1.
Психолого-педагогическая культура учителя – основа гуманизации учебно-воспитательного процесса. Семинар «Психогигиена педагога. Способы преодоления стресса».
Практикум: проведение психогигиенических мероприятий.
Занятие 2.
Семинар «Организация работы с родителями».
Практикум: участие в работе общего родительского собрания.
Третий этап
На третьем этапе руководителем Школы молодого педагога подготавливаются конспекты семинарских занятий и памятки для молодых педагогов.
Семинар «Особенности проведения занятия «Введение в образовательную программу»
Введение в образовательную программу - это активное погружение обучающихся в курс изучаемого предмета, направления. Во время «погружения» обучающиеся изучают материал всего курса лишь на качественном уровне, и от них требуется только лишь воспроизведение полученных знаний о фактах, понятиях, законах. В этом случае материал подается крупными блоками с использованием опорных сигналов, структурно-логических схем, таблиц, позволяющих формировать у обучающихся целостное представление о предмете.
Психологические особенности вводного занятия:
преодоление комплекса опасения, недоверия, которое идет от незнания (педагога, группы, формы общения);
создание имиджа педагога дополнительного образования;
определение ориентации на данную группу обучающихся, на их интересы;
предъявление норм взаимоотношений между обучающимися в группе, стиля общения;
создание атмосферы быстрого знакомства.
Организационные особенности:
быстрое включение детей в деятельность;
использование процедур быстрого знакомства (игры, визитки, анкеты).
Учебно-воспитательные задачи вводного занятия:
создать у детей положительный настрой на занятия в объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;
познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в детском объединении и перспективами личностного развития;
познакомить детей с учреждением и детским объединением;
выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;
получить необходимую информацию друг о друге;
вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.
Структура вводного занятия
I этап. Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.).
Результат этого этапа занятия:
дети знакомы друг с другом,
педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное детское объединение.
2 этап рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:
разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержания его образовательной программы,
описание содержания и результатов первого года занятий,
объяснение основных этапов овладения мастерством,
рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников,
знакомство детей со знаками отличия членов детского объединения, если таковые имеются, и условиями их получения,
рассказ о традициях детского объединения.
В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).
Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни в школе, в лагере, во дворе и т.д.
Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:
выставка детских творческих работ;
стенгазета или рукописный журнал;
альбом-летопись детского объединения;
фотографии, слайды и видеофильмы;
знаки отличия кружковцев;
награды детского объединения и его воспитанников;
выставка книг и периодической печати;
информационный стенд.
3 этап занятия выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:
тесты или тестовые задания;
конкурсы и соревнования;
познавательные игры;
выполнение практической работы или творческого задания.
В детских объединениях прикладного характера можно попросить ребят принести из дома свои поделки.
Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:
внесения корректив в образовательную программу;
разработки индивидуальных заданий;
объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.
На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами, материалами.
4 этап. Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.
Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:
выставочные стенды и музей учреждения;
кабинеты администрации;
детские объединения сходного профиля;
столовая;
актовый зал;
туалеты для мальчиков и девочек;
гардероб.
О чем необходимо помнить при проведении занятия
Ошибки несоответствия.
Несоответствие деятельности первого занятия основной деятельности курса программы.
Несоответствие формы первого занятия наиболее применяемым формам последующих.
Несоответствие формы, метода и содержания, выбранных для первого занятия, возрастным, психологическим особенностям детей.
Ошибки необеспеченности.
У педагога недостаточно развиты навыки, эмоциональные черты, организаторские и иные способности, необходимые для реализации запланированных действий.
Отсутствуют необходимые технические, материальные, финансовые, информационные ресурсы избранной формы.
Недостаток, неверный расчет времени.
Ограниченность возможностей, размещения участников и т.д.
Методические ошибки проведения занятия.
Концентрация внимания на аспектах, интересных скорее для педагога, чем для детей.
Размытое или искаженное предъявление норм поведения и деятельности.
Отсутствие эффективной обратной связи, неадекватный язык и понятийный аппарат занятия, неочевидность логики перехода от одних частей занятий к другим, перенасыщенность занятия терминами, приемами.
Незавершенность, отсутствие видимого детям результата первого занятия и перспектив ближайшего занятия.
Для вводного занятия могут быть типичны также ошибки, допускаемые не только на вводном занятии: организационные, логические, психологические.
15 ошибок педагога
(памятка молодому педагогу)
Педагогическая теория и практика выделяет следующие ошибки педагогов, приводящие к уходу воспитанника из учреждения дополнительного образования:
монотонность при объяснении материала или наоборот, скороговорка и объяснение ключевых моментов темы с опущенной головой;
плохая организация занятия;
постоянное однообразие формы деятельности;
отсутствие динамики действий, взаимодействия участников образовательного процесса;
восприятие педагогом детей в целом, а не каждой отдельной личности;
отсутствие в действиях педагога побуждающих факторов к деятельности;
использование «запретных» слов («вечно опаздываешь», «вечно забываешь», «постоянно разговариваешь», «никогда ничего не выполняешь» и т. д.);
отсутствие в ходе занятия оценки детей;
отсутствие оценки проведенного занятия;
сумбурная речь с обилием цитат, правил и формулировок, трудно воспринимаемых на слух (речь педагога должна быть понятной, простой и доступной для любого возраста ребенка);
простые вещи объясняются слишком долго;
педагог кричит на детей;
на занятии отсутствует практическое участие или творческая активность детей;
педагог не придает значения своему внешнему виду;
отсутствие динамики развития занятия.
Заключение
В одной из своих статей Л.Н.Толстой писал, что современным делает педагога сочетание любви к детям с профессиональными знаниями и увлечение педагогической деятельностью. Такому педагогу свойственно стремление к постоянному профессиональному росту, личностному совершенствованию, подъему общего культурного уровня. Именно о таком педагоге мечтает каждый ребенок, именно таким должен быть каждый молодой педагог.
Шаг за шагом, посещая занятия, просматривая планы, проверяя знания детей, можно обеспечить индивидуальный рост педагога с учетом его личных качеств, уровня развития, педагогических данных, склада характера. Только путем самообразования и творческих поисков педагог сможет прийти к своему мастерству.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Семь золотых правил для педагога
Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов).
Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачев)
Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джемс).
«Магическая десятка»: посчитай до десяти прежде, чем дать волю своему гневу. И он покажется вам противным. (В. Джемс).
Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).
Никакая большая победа не возможна без маленькой победой над самим собой (Л. Леонов).
Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор).
Заповеди молодому педагогу
Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.
Будь приветливым – и будешь смелым.
Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.
Умей требовать и прощать.
Верь в уникальные способности каждого воспитанника.
Будь компетентен и будь уверенным.
Верь, что каждого ребёнка можно научить, только для этого необходимо время.
Претворяй процесс обучения в радость.
Будь для ребёнка не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.
Памятка начинающему педагогу
Тщательно готовься к занятиям. Обязательно пользуйся поурочным планом и придерживайся всех его пунктов. Возьми себе за правило наличие поурочного плана является для тебя допуском на занятие.
Идя на занятие, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что будешь делать, будет ли это эффективно.
Приходи в кабинет до начала, чтобы приготовить все необходимое для проведения занятия.
Огляди кабинет, особенно недисципли-нированных детей. Старайся показать красоту и привлекательность организованного начала занятия, стремись к тому, чтобы на это с каждым разом уходило всё меньше и меньше времени.
Энергично начинай занятия. Веди занятие так, чтоб каждый ребёнок был постоянно занят делом. Помни: паузы, медлительность, бездеятельность – враги дисциплины.
Увлекайте детей интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, мозговым штурмом. Контролируйте темп занятия, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно наблюдайте за теми, у кого
неустойчивое внимание. Предупреждайте попытки нарушить рабочий порядок.
Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем детям, которые отвлекаются на занятии, занимаются посторонними делами.
Комментируя оценки знаний старайтесь быть деловым, заинтересованным. Укажите ребёнку, над чем ему необходимо поработать, чтобы получить хороший результат.
В конце занятия дай общую оценку группе и отдельным воспитанникам. Пусть дети почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда. Старайся замечать позитивное в работе недисциплинированных детей, но не делай это часто и незаслуженно, за незначительные усилия.
В случае недисциплинированности удетей старайся обходиться без помощи других. Помни: наведение дисциплины с помощью чужого авторитета не даст пользы, а только навредит. За поддержкой лучше обратиться к группе.
Советы опытных коллег молодому педагогу
Перед занятием проверьте все ли на месте, нет ли лишних предметов на столе, чисто ли в группе.
Рационально используйте каждую минуту занятия.
Объясните детям цель, задачи занятия.
Объясняя новый материал, старайтесь выделить проблемы, предлагайте детям решать их самостоятельно.
Не спешите исправлять ошибку ребёнка, лучше если её исправят кружковцы.
Старайтесь организовать самостоятельную работу на занятии – предлагайте детям больше творить.
На занятии каждый ребёнок должен быть на виду, к каждому ищите индивидуальный подход.
Используйте все возможности для реализации принципов развивающего обучения.
Обращайте внимание на воспитательные аспекты занятия: трудолюбие, бережливость, способности, дружелюбие.
Помните: каждое занятие особенное, не долж- но быть похоже на предыдущие.
Посещайте занятия старших педагогов. Применяйте у себя их позитивный опыт.
Помните, что наивысший педагогический успех – это улыбка на лице ребёнка.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендации начинающему педагогу
План занятия.
Требования к занятию
I. Общие:
1. Наличие учебно-планирующей документации.
2. Выполнение учебных планов и программ.
3. Соответствие плана занятию перспективному плану.
4. Оценка правильности определения целей и задач.
5. Рациональность структурного построения занятия, целесообразность распределения на элементы.
6. Рациональность выбора учебного содержания материала.
7. Оценка методов проведения занятия, способов активизации познавательной деятельности детей.
8. Осуществление межпредметных связей.
9. Эффективность способов решения воспитательных задач.
10. Использование наглядных средств и ТСО.
11. Организация самостоятельной работы детей.
12. Индивидуальная работа на занятии.
13. Привитие любви к предмету.
14. Нравственная атмосфера на занятии.
15. Методика контроля и оценки знаний, умений и навыков кружковцев.
16. Органическое единство процесса обучения и воспитания.
II. Дидактические:
1. Четкое определение образовательных задач занятия в целом и его составных элементов.
2. Определение оптимального содержания занятия в соответствии с требованиями учебной программы по предмету.
3. Выбор наиболее рациональных методов обучения, стимулирования и контроля.
4. Осуществление на занятии принципов и условий успешного обучения.
III. Воспитательные:
1. Постановка воспитательных задач обучения, идейно-нравственная направленность.
2. Формирование у кружковцев эстетического вкуса, обеспечение технической связи с жизнью и практикой.
3. Формирование у кружковцев познавательных интересов.
4. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психофизических особенностей детей (типы мышления, памяти, внимания).
5.Соблюдение педагогического такта.
IV. Организационные:
1. Наличие продуманного плана проведения занятия на основе календарно-тематического плана.
2. Организационная четкость проведения занятия (современность начала, максимальное использование времени, оптимальный темп обучения, логическая стройность, закономерность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении урока).
Цели занятия
I. Учебные
1. Обеспечить в ходе занятия освоение (повторение, закрепление) основных понятий, умений
2. Сформировать (продолжить формирование), закрепить следующие специальные умения по данному вопросу...
3. Добиться, чтобы воспитанники на занятии обрели определенный запас знаний по вопросам...
4. Сформировать у воспитанников понятия о...
5. Дать знания воспитанникам о...
6. Углубить знания воспитанников о...
7. Закрепить знания воспитанников и научить самостоятельно проводить анализ...
8. Формирование научных знаний.
9. Раскрытие содержания знаний и понятий.
10. Расширение знаний воспитанников по отдельным вопросам.
11. Закрепление и расширение знаний
II. Развивающие
1. Продолжить формирование общеучебных знаний, умений и навыков планирования ответов, сравнения обобщения...
2. Содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач, вовлечение воспитанников в дискуссию...
3. Развивать эмоции воспитанников (посредством удивления, радости, эмоциональных переживаний).
4. Развивать интерес к обучению (применением ТСО, профориентации, игровых моментов).
5. Развитие интеллекта (умение выделить главное, существенное, самостоятельность мышления).
6. Формирование положительного отношения к обучению, интересов, способностей.
III. Воспитательные
1. Содействовать в ходе занятия формированию основных мировоззренческих идей занятия...
2. Обеспечить изучение работ мастеров, умельцев...
3. Содействовать воспитанию эстетических взглядов...
4. Содействовать воспитанию нравственных качеств у воспитанников, уделить особое внимание воспитанию патриотизма, эстетических норм, гуманизма, активной жизненной позиции.
5. Воспитание аккуратности, сосредоточенности, ответственности...
6. Воспитание сознательного отношения к процессу обучения (дисциплинированность, организованность).
7. Воспитание чувства бережного отношения к каждой минуте рабочего времени.
8. Увязка материала с директивными документами.
9. Воспитание чувства товарищества, заботы о положении дел в группе и у отдельных товарищей.
10. Воспитание бережливого отношения к собственности.
Типы занятия
I. Усвоение новых знаний
П. Закрепление и усовершенствование знаний и умений - на них происходит вторичное осмысление материала, воспроизведение и применение полученных знаний и умений для достижения их прочности. Закрепление и применение знаний при этом может производиться на репродуктивном и творческом уровнях.
III. Повторительно-обобщающие занятия - проводятся для воспроизведения и систематизации знаний и умений, что способствует восполнению пробелов, более глубокому раскрытию основных положений и узловых вопросов темы, раздела, предмета в целом. В процессе обобщения и повторения знания и умения обогащаются и расширяются, воспитанники овладевают новыми сведениями и способами деятельности.
IV. Выставки работ.
V. Комбинированные занятия - на них решается комплекс дидактических проблем.
План комплексного методического обеспечения кружка
I раздел. Учебная документация.
II раздел. Учебная литература для воспитанников.
III раздел. Методическая и учебная литература для преподавателя.
IV раздел. Средства обучения для раскрытия тем программы.
13PAGE 15
13PAGE 142615
15