Контрольная работа к модулю «Системно-деятельностный подход в условиях внедрения ФГОС»


Контрольная работа к модулю «Системно-деятельностный подход в условиях внедрения ФГОС»
1.Деятельностный подход – позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике. Деятельностный подход в психологии рассмотрел Рубинштейн С.Л. В последнее время представители гуманитарных областей знания, в том числе и правоведы, стали обращать внимание на деятельностный подход как метод решения научных проблем. «Для современного познания, особенно для гуманитарных дисциплин, понятие деятельности играет ключевую, методологически центральную роль, поскольку через него дается универсальная и фундаментальная характеристика человеческого мира»
2. Принцип единства сознания и деятельности фиксирует тот факт, что сознание управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результат (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.
3.Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки(Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов). Совокупность взаимосвязанных элементов. универсальный инструмент познавательной деятельности: как система может быть рассмотрено любое явление, хотя, разумеется, не всякий объект научного анализа в этом нуждается. Системный метод незаменим в познании и конструировании сложных динамических целостностей.
4. Ведущий вид деятельности – Как известно, это понятие было разработано А.Н. Леонтьевым и взято Д.Б. Элькониным в качестве основы для периодизации. Напомним в этой связи, как в работах А.Н. Леонтьева определялась ведущая деятельность: «Каждая стадия психического развития характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом его деятельности» Следовательно, писал А.Н. Леонтьев, «нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности». Таким образом, ведущий вид деятельности – такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития».
5.Дидактические принципы системно-деятельностного подхода.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании
обеспечивается системой дидактических принципов:
1. ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ заключается в том, что ученик, получая знания не вготовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей
учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует вих совершенствовании, что способствует успешному формированию его
общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик сучетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3. ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ предполагает формирование учащимися
обобщенного системного представления о мире ( природе, обществе, самом себе,
социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки всистеме наук ).
4. ПРИНЦИП МИНИМАКСА заключается в том, что школа должна предложить
ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него
уровне ( определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы ) и
обеспечить при этом его усвоение на уровне социально- безопасного минимума (государственного стандарта знаний ).
5. ПРИНЦИП ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ предполагает снятие
всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и науроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6. ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ предполагает формирование учащимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию
решений в ситуациях выбора.
7. ПРИНЦИП ТВОРЧЕСТВА означает максимальную ориентацию на творческоеначало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта
творческой деятельности.
6. Условия реализации системно-деятельностного подхода
Принятие системно-деятельностного подхода в учебной деятельности возможно при ряде условий:
- учитель должен иметь гуманистическую центрацию (педагог должен быть заинтересован в том, чтобы с ребенком происходило развитие в процессе активного познания учебного материала);
-учитель в работе руководствуется демократическим стилем, при котором последовательная система требований сочетается с диалогом (полилогом), где рассматриваются разные точки зрения, учитываются мнения каждого и т.п.;
- учитель выступает как организатор деятельности, обеспечивающий успех этой деятельности, ее посильность, результативность;
- учитель является организатором межличностных отношений детей, их совместной деятельности и общения, обеспечивающего благополучие ребенка в детском коллективе;
- учитель осознает себя фасилитатором, становится соучастником деятельности, партнером по творческому поиску;
- учитель предполагает обучение детей элементам сотрудничества (выстраиванию партнерских отношений, оценке собственной деятельности, взаимооценке, рефлексии, пониманию состояния другого человека, и быть деликатным и др.);
- учитель проявляется как носитель культуры, опыта, интересный человек, компетентный в технологии и методике обучения (учитель – это миссионер, особенно в начальной школе, учитель должен соответствовать тому, чему учит, нести те ценности, которые проповедует).
7. Мотивация - система побудителей, включающая в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой — можно говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре. Виды мотивации:
Мотивацию классифицируют по нескольким признакам.
В зависимости от основных групп потребностей различают мотивацию материальную, трудовую и статусную.
Материальная мотивация — стремление к достатку, более высокому уровню жизни — зависит от уровня личного дохода, его структуры, дифференциации доходов в организации и обществе, действенности системы материальных стимулов, применяемых в организации.
Трудовая мотивация порождается непосредственно работой, ее содержанием, условиями, организацией трудового процесса, режимом труда. Это внутренняя мотивация человека, совокупность его внутренних движущих сил поведения, связанных с работой как таковой. Безусловно, каждый работник испытывает потребность в содержательной, интересной, полезной работе, заинтересован в определенности перспектив должностного роста, чувствует самоуважение, если результаты его труда оцениваются высоко. В целом трудовая мотивация связана, с одной стороны, с содержательностью, полезностью непосредственно труда, а с другой — с самовыражением, самореализацией работника.
Статусная мотивация является внутренней движущей силой поведения человека, связанного с его стремлением занять более высокую должность, выполнять более сложную и ответственную работу, работать в престижных, социально значимых сферах организации. Кроме того, человеку может быть свойственно стремление к лидертву в коллективе, более высокому неофициальному статусу, а также стремление стать признанным специалистом, пользоваться авторитетом.
По используемым способам различают мотивацию нормативную, принудительную и стимулирование.
Нормативная мотивация — это побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т. п.
Принудительная мотивация основывается на использовании власти и угрозе неудовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований.
Стимулирование — воздействие не на личность как таковую, а на внешние обстоятельства с помощью благ — стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.
Первые два вида мотивации прямые, так как предполагают непосредственное воздействие на подчиненных, третий — косвенный, так как в его основе лежит воздействие внешних факторов — стимулов.
По источникам возникновения мотивов различают мотивацию внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя мотивация проявляется тогда, когда человек, решая задачу, формирует мотивы. Например, это может быть стремление к достижению определенной цели, завершению работы, познанию, желание бороться, страх.
На основе внутренней мотивации люди действуют спокойнее; они добросовестнее выполняют работу, затрачивают меньше сил, лучше понимают задания и овладевают знаниями. Внутреннее побуждение к действию является результатом взаимодействия сложной совокупности изменяющихся потребностей, поэтому руководитель для осуществления мотивации должен определить эти потребности и найти способы их удовлетворения.
При внешней мотивации воздействие на субъект происходит извне. Внутренняя и внешняя мотивации четко не разграничены, поскольку в различных ситуациях мотивы могут возникать как по внутренним, так и по внешним причинам. Руководителям очень важно знать о наличии этих двух видов мотивации, так как эффективно управлять можно, только опираясь на внешнюю мотивацию, но при этом принимать во внимание и возможное возникновение определенных внутренних мотивов.
По направленности на достижение целей фирмы различают мотивацию положительную, способствующую эффективному достижению целей, и отрицательную, препятствующую этому.
К основным видам положительной мотивации относятся материальное поощрение в виде персональных надбавок к окладам и премий, повышение авторитета работника и доверия к нему в коллективе, поручение особо важной работы и т. п. Отрицательная мотивация — это, прежде всего материальные взыскания (штрафные санкции), снижение социального статуса в коллективе, психологическая изоляция работника, создание атмосферы нетерпимости, понижение в должности. Система штрафных санкций должна быть непрерывной, не иметь "запретных зон", последствия санкций должны доводиться до всех работников и быть понятны
8.Мотивация как совокупность личностных (устойчивых) и ситуативных (динамических) факторов
Анализ зарубежных и отечественных концепций, рассматривающих процессуальную сторону мотивации, показал, что регуляционные процессы мотивации личности определяются «диссонансным» соотношением потребностей личности и условий, требующих определённых затрат для их удовлетворения. Основой процессов актуализации и блокирования участия личности в деятельности является иерархическая структура осознаваемых и неосознаваемых побуждений. Эти процессы определяются аффективно-когнитивными модальностями осознаваемых мотивационных образований: желаемого - не желаемого и возможного - реального.
В совместной деятельности аффективно-когнитивные модальности мотивационной структуры отдельной личности предполагают учёт субъективной оценки индивидом значимости характеристик деятельности и коллективного субъекта. Особую роль в актуализации и блокировании мотивов участия личности в совместной деятельности играет значимость побуждений, которая определяется необходимостью их удовлетворения на конкретном этапе возрастного развития, с объективным смыслом их реализации в социуме.
Актуализацией мотивов участия в деятельности является результат перехода из состояния возможности в состояние действительности элементов содержательной и динамической сторон мотивации личности. Блокированием мотивов участия в деятельности является результат перехода из состояния действительности в состояние прекращения или изменения направления действия элементов содержательной и динамической сторон мотивации личности. Значимость деятельности выражается в результате оптимального соотношения содержательной и динамической стороны мотивации деятельности - «включенности» личности в деятельность. Факторы актуализации и блокирования мотивов участия в деятельности связаны с основными структурными единицами совместной деятельности, с личностными характеристиками, процессом осуществления совместной деятельности и социально-психологическими характеристиками групп
9. Мотив выступает в сознании человека как объект или цель, на которую, в конечном счете, направлено поведение. Мотив всегда связан с процессами познания: восприятием, мышлением, памятью, речью.
Виды мотивов различают по следующим критериям.
1. Значимость для жизни и развития субъекта — выделяют, с одной стороны, биологически важные фундаментальные мотивы, соответствующие базовым потребностям, и производные от них, а с другой — самостоятельные мотивы личностного развития (самоактуализация).2. Социальная адекватность мотива (в отличие от лежащих за ним потребностей) — подлежат общественной оценке и может быть нормативной, желательной, запретной и т.д.
3. Место в иерархии потребностно-мотивационной сферы. Мотивы смысло-образующих видов деятельности, в ходе осуществления которых происходит развитие человека; отличаются от подчи­ненных им (мотивов-стимулов), побуждающих к действию в конкретных ситуациях.4. Источник побуждения к решению определенной задачи — если внешнее требование может оставаться для субъекта только понимаемым, то его внутренний мотив является реально действующим.
5. Отношение к сознанию — мотив выполняет свои функции даже тогда, когда остается неосознаваемым; осознание мотива может быть адекватным (мотив-цель) и неадекватным (мотивировка). Мотивы могут проявляться в форме эмоциональных переживаний (в том числе имеющих личностный смысл), а также желаний, стремлений, склонностей и т.п. Следовательно, мотив означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к со­держанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Например, к творческой деятельности могут побуждать следующие мотивы: 1) самореализация, 2) познавательный интерес, 3) самоутверждение, 4) материальные стимулы (денежное вознаграждение),
5) социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу),
6) идентификация с идеалом.
Первый вариант классификации предполагает рассмотрение двух больших групп мотивов:
познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний;
социальные мотивы. Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
Второй вариант классификации характеризует отношение мотивов и непосредственно учебной деятельности. Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае — процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними. Мотив учения может быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослым. Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д. Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним для ученика. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались прежде всего внутренние мотивы.
Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи. Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям.
10.Самооценка и уровень притязаний личности. Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте. В структуре самооценки выделяют два компонента:
- когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;
- эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).
Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех - факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.
Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.
11. Причины мотивационной незрелости учащихся:
Отсутствие школьной мотивации, преобладание других; трудности к приспособлению к школьным требованиям, незрелость оценок самого себя и других; стремление ко взрослости и нежелание прослыть отстающим; стремление к самостоятельности, избирательный интерес; излишний кругозор; неустойчивость интересов.
12. Учебная деятельность - основная нормативная деятельность в учреждениях образования (и как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте) У. д. — особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий.
Учебное действие - это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученика должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.
Универсальное учебное действие. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями
Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентность.
13. Системно-деятельностный подход как средство развития метапредметных компетенций
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. [5]
Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения, Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.
Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.
Задания для контрольной работы
Системно-деятельностный подход мной используется частично:
при самостоятельном проведении учащимися упражнений, подвижных игр и т.д.
при подведении итогов урока провожу опрос о проделанной работе на уроке (рефлексия).
На своих уроках применяю следующие виды мотивации:
Внутренняя мотивация проявляется тогда, когда мы на уроке, решая задачу, формируем мотивы. Например, выполняя какой то новый элемент, я пытаюсь объяснить его прикладной характер примеряя к жизненным условиям. (прыжки нужно уметь прыгать для преодоления определенных препятствий и т.д.)
Нормативная мотивация побуждаю учащихся к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т. п.
Принудительная мотивация использую свой авторитет при возникновении проблемной ситуации, предупреждаю о неудовлетворении потребностей учащегося в случае невыполнения им соответствующих требований.
Стимулирование — воздействую не на личность как таковую, а на внешние обстоятельства с помощью благ — стимулов, побуждающих учащегося к определенному поведению.
В работе использую следующие приемы мотивации:
Личный пример, к примеру, необходимо показывать ребятам те возможности, которые дает волейбол для общего физического развития, использовать на уроках такой элемент, как наглядность. Ведь надо видеть широко открытые глаза учеников, когда они, затаив дыхание, наблюдают за тем, как мастерски управляется их наставник с мячом на волейбольной площадке. Зная такой эффект наглядности в приобщении к волейболу, я всегда приглашаю учеников, посмотреть соревнования среди учителей по волейболу со своим участием.
поощрения (стараюсь использовать по-своему примечательный и, бесспорно, эффективный метод поощрения способных ребят, предлагая им продемонстрировать свое умение в выполнения какого-либо двигательного действия перед всем классом).
На уроке я часто использую дифференциацию, где данный подход осуществляю как по полу, уровню физической и технической подготовленности. Мною разработаны дифференцированные задания - карточки по принятию учетных уроков по разделам учебной программы. Каждый учащихся в силу своей технической подготовленности выбирает себе уровень сложности задания и успешно сдает зачетный урок
Необходимо находить с каждым ребенком контакт, располагать его к откровенной беседе, умело помогать ему, преодолевать возникающие трудности в процессе урока.
Но прежде, чем приступить к изучению методики технических приемов я стараюсь ознакомить учащихся с основами знаний о зарождении того или иного вида спорта, и о популярности его у нас в городе.
На уроке часто наблюдаются случаи посещения урока без спортивной формы. Я стараюсь таких учащихся подключать к теоретической работе на уроке. Для этого мною подготовлены карточки в виде тестовых заданий. Работу по карточкам они могут выполнять как индивидуально, так и в группе. Время дается 5-10 минут. После уроков задания проверяются и на следующий урок в заключительной части анализируются.
Этапы подготовки к научно-практической конференции:
Актуальность темы исследования.
Проблема, на решение которой оно направлено.
Объект и предмет исследования.
Цель исследования.
Задачи исследования.
Научная гипотеза (предположение).
План, организация и методы исследования.
Методики, использованные в исследовании.
Научная новизна исследования.
Практическая значимость исследования.