Системно-деятельностный подход в условиях внедрения ФГОС


Практика реализации системно-деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОСКазнина И.Г.учитель математикиМОУ Спасская СШ ЯМР Федеральный государственный образовательный стандарт www.themegallery.com Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.  « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»     Б. Шоу Де́ятельность (активность) — процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.. www.themegallery.com СИСТЕМЫ → СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД →ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ == системно – деятельностный подход ИННОВАЦИЯ – нововведение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление в системе. Среди зарубежных ученых – Э.Колли, А.Комбс, А.Маслоуи др. Среди отечественных известные еще с 20-х годов русские ученые Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др. Старая притча, как однажды один мудрец накормил бедняков УУД Действие порождает знание Text Text структурные элементы деятельности как системы СамооценкаПробное действиеМотивацияЗатруднениеРеализация проектаСамоконтроль деятельность личность УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Принципы системно-деятельностного подхода Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортностиПринцип вариативности  Принцип творчества    www.themegallery.com Урок как дорога в будущее Пока идёшь за кем-то вслед,Дорога не запомнится.Зато, куда б ты не попал,И по какой распутицеДорога та, что сам искалВовек не позабудется. Н .Рыленков www.themegallery.com Как строился урок традиционно? СТРУКТУРА урока «Изучение НОВОЙ ТЕМЫ» 1.Учитель проверяет д/з. Ученики пересказывают части параграфа, выполняют задания, чаще репродуктивные 3.Учитель объясняет ученикам новую тему. Ученики слушают и записывают 4.Ученики повторяют, как поняли тему; задания по аналогии Контроль и ОЦЕНИВАНИЕ Использование ТЕКСТА 1. Учитель объявляет отметки за пересказ и (или) задания. 2. В конце урока учитель по совокупности работы объявляет ученикам: «Тебе – 5, тебе – 3 и т.д.» Иногда с кратким комментарием 1. Д/з – прочитать изученный параграф для подготовки пересказа, ответа на вопросы 2. Иногда – отдельные тексты читаются в классе 2.Учитель объявляет новую тему. Иногда называет план урока, редко – формулирует цель Урок в режиме деятельностного подхода Формулирование темы урока Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталону) Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Проводится рефлексия Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей www.themegallery.com Технологии системно-деятельностного подхода Информационные и коммуникативные технологии.Технология, основанная на создании учебной ситуации.Технология, основанная на реализации проектной деятельности.Технология, основанная на уровневой дифференциации.Технология деятельностного метода. www.themegallery.com Классификация уроков по целеполаганию уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля. www.themegallery.com Мотивация пожелания друг другуположительный настрой девиз или эпиграфзнакомство с планом урока притча проблемный вопрос рассказ о реальных событиях www.themegallery.com Целеполагание www.themegallery.com Формирование и закрепление знания www.themegallery.com Частично-поисковые методы Проблемные методы «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления» (Г.А.Цукерман) Особенности в организации СДП www.themegallery.com www.themegallery.com «Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний- это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий.» (Н.Ф.Талызина)