Урок по рассказу И.С.Тургенева Муму ( 5 класс)
ПУТЕШЕСТВИЕ «ПО СЛЕДАМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»
Ребята! Вы любите путешествовать? (ответы детей)
Куда можно поехать? (в город, к морю, к родственникам…)
Но наше путешествие необычное. Мы отправляемся в путешествие по следам литературных героев. Нас ждет далекий 19 век. Именно тогда, в 1852 году, был написан рассказ И.С.Тургенева «Муму» и примерно в это же время жили герои рассказа.
Урок пройдет в форме литературной игры. Цель урока: показать знания, полученные в ходе изучения рассказа, закрепить изученный материал, сделать выводы. Мы учимся анализировать текст рассказа, т.е. не просто отвечаем на вопросы, но и сравниваем поведение, поступки героев, размышляем, делаем открытия, выводы.
Мы учимся обращать внимание на мелочи (в старших классах эти мелочи мы будем называть «художественная деталь»). Эти мелочи помогут нам понять авторские мысли, понять главное в произведении.
В пути нам могут встретиться трудности, опасности, поэтому нас ведут проводники – люди бывалые, это у нас капитаны команд. В конце путешествия определится команда – победитель и лучший путешественник – знающий, умеющий, отвечающий.
Работу команд оценивают наши гости. Они будут членами жюри.
Каждой команде вручается путеводитель. Желаю удачи!
ХОД УРОКА:
Мы отправляемся в пешее путешествие, т.е. обойдемся без транспорта, а будем делать шаги. Наше путешествие начинается. Шаг І называется
« Давайте познакомимся».
Наши гости, возможно, подзабыли героев рассказа, поможем им вспомнить их или заново познакомиться. Из каждой команды приглашается по 1 человеку, который выбирает по 2 листка с портретами, описаниями героев. Задание: вспомнить героя и назвать его имя или то слово, которым он назван в тексте. Участники зачитывают свои отрывки и отвечают на вопрос: кто это?
«В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда ……, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.» Кто это?
(барыня)
«Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был ……., мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых. Кто это?
(Герасим)
«…….. была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. …….. не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней все равно что не было: один какой-то старый ключник да другие дядья у ней в мужиках состояли – вот и все. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни…..» Кто это?
(Татьяна)«……….пьяница горький. ……… почитал себя существом обиженным и
недооцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в каком-то захолустье, и если пил, как он сам выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил уже именно с горя.» Кто это?
(Капитон Климов)
Мы познакомились с героями, продолжаем наш путь.
Шаг ІІ « Незаметные мелочи».
Проверим, какими внимательными читателями вы оказались.
Каждой команде дается по 3 вопроса. Если команда не знает ответа на свой вопрос, вторая команда может ответить и получить дополнительный балл. (Учитель зачитывает вопросы).
Вопрос 1 команде:
Татьяна приглянулась Герасиму, он хотел жениться на ней, но что его останавливало?
(Он собирался к барыне с просьбой о разрешении жениться, но ждал нового обещанного кафтана, «чтобы в приличном виде явиться перед барыней»)
Вопрос 2 команде.
Как Герасим переживал, когда состоялась свадьба Капитона и Татьяны?
( « ….с реки он приехал без воды: на дороге разбил бочку; в конюшне так усердно чистил и тер свою лошадь, что та шаталась, как былинка на ветру»)
Вопрос 1 команде.
Какого роста Герасим? Назовите старинную и современную меры роста этого героя.
(2 аршина 12 вершков или 195,5 см.)
Вопрос 2 команде.
Что подарил Герасим Татьяне на прощание, когда она уезжала в деревню?
(красный бумажный платок)
Вопрос 1 команде.
Как отреагировала Татьяна на подарок Герасима?
(«….не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом»)
Вопрос 2 команде.
Каким был спасенный Герасимом щенок?
(«…небольшой щенок, белый с черными пятнами дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом»)
Ребята! Для чего нужно знать ответы на подобные вопросы? Может быть, они не важны? (чтобы понять литературное произведение, нужно обращать внимание и на мелочи, в них часто скрывается очень важная информация).
Герои рассказа живут в таком далеком от нас 19 веке. В тексте встречаются незнакомые, непонятные нам слова, устаревшие с точки зрения употребления.
Шаг ІІІ « Тайны слова».
Команды получают листочки. Вам нужно написать то, что эти слова обозначают, т.е. дать их лексическое значение. Листочки после выполнения задания сдаем жюри.
Жюри может подвести промежуточные итоги.
Кафтан – старинная мужская одежда.
Глумиться – издеваться.
Кастелянша – женщина, ведавшая барским бельем.
Целковый – серебряный рубль.
Бумажный платок – платок из хлопчатобумажной ткани.
Дюжий – очень сильный, крепкий, здоровый.
Охотный ряд – улица в Москве, где в старину торговали дичью и живой птицей, т.е. тем, что добывается охотой.
Урезонить – успокоить, утихомирить.
Бобыль – одинокий человек.
Солдатка – женщина, муж которой служит в солдатах.
Продолжаем наш путь по следам литературных героев.
Шаг ІV называется « Забытые вещи».
Вызывается по 1 учащемуся от команды (ребята вышли).
Вашему вниманию предлагается несколько комплектов вещей (показать вещи). Определите, кому из героев они могли бы принадлежать? Каждый участник выбирает один комплект.
Метла, лопата, красная крестьянская рубаха большого размера, картуз – Герасим.
Корыто, мыло, красный бумажный платок – Татьяна.
Чепец, очки, лавровишневые капли, плед, кресло-качалка – барыня
Сейчас команды выберут по 1 человеку для выполнения задания у доски. V шаг называется « Качества героя».
Выбирайте героя (фамилия героя написана на листке, положенном обратной стороной) и на маленьких досках записывайте сначала качества, черты – какой герой по характеру, потом внешние данные – каким вы его представляете.
(Барыня, Герасим, Татьяна, Гаврила, Капитон, Муму)
В это время оставшиеся члены команды решают, какой рисунок предоставить на суд зрителей. Художнику, автору рисунка, нужно будет примерно в 10 предложениях рассказать о том, что изображено на иллюстрации, какой эпизод из рассказа. Этот шаг VІ называется « Я рисую». Рассказ также оценивается членами жюри.
Проверяем, как выполнен шаг V « Качества героя».
Слушаем рассказ по иллюстрации.
VІІ шаг. Наше путешествие в мир героев И.С.Тургенева заканчивается. Но остался последний шаг. Я задам вам вопросы, на которые в тексте нет ответа. Вы должны будете подумать и ответить сами. Этот шаг называется «Учимся анализировать», то есть думать, спорить, находить верное решение, высказывать свою точку зрения.
Вопросы напечатать и при назывании № вопроса отдавать его ребятам: видя вопрос перед глазами, легче отвечать.
Капитаны называют цифры от 1 до 4. Это и будет номер вашего вопроса.
№1. Что имеет в виду И.С.Тургенев, говоря о гигантском росте и необычайной силе Герасима?
№2. Почему И.С.Тургенев изобразил Герасима глухонемым?
№3. Почему рассказ называется «Муму», ведь главный герой Герасим?
№4. В какой период своей жизни Герасим нашел Муму? Почему именно в это время?
VІІІ шаг. Подходит к концу наше путешествие. Ребята, давайте попробуем сделать вывод: что хотел сказать нам своим рассказом великий русский писатель И.С.Тургенев?
Крепостное право – великое зло!
Слово жюри. Подведение итогов игры. Оглашение команды-победительницы и лучшего игрока.
Выставление оценок.
ІΧ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: написать творческую работу « Сегодня на уроке я понял, что…..» (Таких высказываний может быть 1-2, может быть много) или «Чему научил меня рассказ « Кавказский пленник»?