Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся как условие формирования универсальных учебных действий


Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся как условие формирования универсальных учебных действий
Видеть и делать новое – очень большое удовольствие.
Вольтер
Человек обречен на выбор! И это – самое сложное,
чему он может и должен научиться!
Жан – Поль Сартр, французский философ
В апреле 2010 г. Д.А.Медведев выступил с инициативой создания общенациональной системы поиска талантливых детей и молодежи.
Закладывать основы исследовательской работы должна современная школа.
В настоящее время на месте стоять непозволительно. Каждый новый день вносит свои коррективы и заставляет искать новые подходы к организации учебных занятий. Традиционный подход к обучению на данный момент не может быть единственным, необходимо дополнять его новыми методами, формами, технологиями.
Главная цель школы, которая отвечает интересам и потребностям учащихся, ориентированных на пробу своих возможностей в разных сферах – интеллектуальной, личностной, межличностной, социальной, - это формирование опыта самостоятельного индивидуального и коллективного действия, самопознания, самореализация, на основе которых может быть осуществлено личностное, социальное и профессиональное самоопределение школьников. Таким образом, функция учителя – это управленческая функция по организации исследовательской деятельности учащихся как условия формирования УУД.
Карл Густав Юнг сравнивал большие дарования с самыми прекрасными и часто опасными плодами на древе человечества. Беда в том, что эти плоды «висят на ветвях, которые легко обламываются». Это сравнение удивительно точное, т.к. развитие творческого потенциала как системного качества психики обусловлено сложными динамическим взаимодействием интеллектуальных и мотивационно – личностных особенностей ребенка, а также условиями, его окружением в школе и дома. Любой учитель, много лет проработавший в школе, не один раз мог наблюдать, что далеко не все «подающие надежды» дети, к которым традиционно относят детей с высокими интеллектуальными способностями, приносят те самые «прекрасные плоды», о которых писал К.Г.Юнг. Именно поэтому так важны инновационные подходы к решению проблем современного качественного образования.
На основе анализа учебной деятельности и внеурочной практической деятельности школьников, их психологического диагностирования, индивидуальных собеседований с учителями, учениками и их родителями создан банк данных о творческих способностях учащихся, выявлены противоречия в работе с ними. Таковыми являются противоречия:
- между необходимыми условиями для развития творческого потенциала школьников и состоянием среды в школе и дома;
- между характером обучения – репродуктивным и творческим;
- между оптимально созданными условиями обучения в школе и низким уровнем показателей выраженности исследовательской позиции при высоких интеллектуальных способностях ребенка.
Итогом этого становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания и самореализации.
В требованиях ФГОС дан перечень умений выпускника школы среднего основного образования и подразумевается, что они должны формироваться в течение всего обучения в школе, начиная с начальной ступени образования, а не перед выпускными экзаменами, но зачастую мы не имеем этого на выходе. До сих пор подавляющее внимание делается только на объем знаний школьников.
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности.
Особое значение в учебной деятельности приобретает взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения. Психологическую составляющую этих результатов образуют универсальные учебные действия. Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности положительно отражаются на качестве образовательного процесса.
Любое учебное умение школьника, необходимое ему для успешной учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий.
Универсальное учебное действие как психолого-дидактическое явление имеет следующие особенности:
является предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно
организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;
не зависит от конкретного предметного содержания; и в определенном смысле имеет всеобъемлющий характер;
отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?)
возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий;
«вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.
Ю.Н. Караулов в работе «Русский язык и языковая личность определяет структуру языковой личности, которая состоит из трех иерархических уровней. Самый нижний – 1) вербально - семантический – собственно владение лексикой и грамматикой (обыденным языком), он формируется в раннем детском возрасте и складывается уже к начальным классам школы, а в дальнейшем совершенствуется.
2) Тезаурусный – в нем отражаются «языковая картина мира», иерархия понятий и ценностей, имеющая важность как в национальном, так и в социально-групповом и личном плане. Тезаурусный уровень, как и последующий, определяет основные черты языковой личности. Он в целом формируется к юношескому возрасту и может изменяться на протяжении всей жизни. Этот процесс опирается на речевую и языковую рефлексию.
3) Мотивационный – включает в себя сферы общения, коммуникативные ситуации, роли, связан с коммуникативными потребностями и коммуникативным поведением личности.
Черты языковой личности выражены на втором и третьем уровнях (без овладения первым нельзя вообще говорить о языковой личности, поэтому этот уровень часто называют «нулевым»).
Языковая личность учащихся находится в процессе активного формирования, прежде всего это касается развития речевой и языковой рефлексии и формирования языковой картины мира.
Для организации учебно-исследовательской работы по русскому языку и литературе важно оценить уровень развития языковой личности будущего исследователя. Опыт проведения Исследовательской Работы позволяет предполагать, что исследовательская работа в области лингвистики требует достаточно высокого уровня развития языковой личности, базовых лингвистических знаний и интереса (мотивации) к изучению, исследованию языка. Это подтверждается данными в ходе исследования языковой личности современного старшеклассника, проведенного Н.В. Аниськиной. выделяет несколько типов языковой личности среди школьников. Приведем критерии оценки:
содержание: умение развертывать аргументацию и раскрывать тему выступления; отыскивать, извлекать, понимать и перерабатывать информацию в текстах; учитывать особенности коммуникативной ситуации;
форма: умение адекватно использовать различные пласты лексики; синтаксические конструкции; риторические приемы; различать письменную и устную речь; сознательно использовать невербальные средства общения;
самостоятельность: умение создавать и использовать универсальные высказывания; умение импровизировать; готовность к художественной критике; к рефлексии по поводу фактов языка и речи; к самостоятельному творчеству; использование оригинальных языковых средств.
В зависимости от владения этими умениями можно определить тип языковой личности:
1. Высокий уровень сформированности большинства умений.
2. Несформированность умения различать языковые средства, характерные для устной и письменной речи.
3. Низкий уровень развития рефлексии.
4. Несформированность умения к использованию разнообразных средств выражения.
5. Несформированность умения целенаправленно строить высказывания, достигающие заданного эффекта.
6. Низкий уровень сформированности большинства умений.
При этом была выявлена закономерность: интерес к самостоятельной исследовательской работе проявляли, как правило, учащиеся с высоким уровнем (1-й и 2-й типы) развития языковой личности
Итак, самые важные вопросы, связанные с методологией лингвистических исследований в рамках УИР:
1) по этапам проведения исследования методы делятся на методы сбора и обработки материала;
2) многие методы используются в школьном преподавании русского языка (описательный, словообразовательный, структурно-семантический и другие);
3) некоторые методы сбора и обработки материала не используются в школе, но в адаптированном виде они доступны, посильны и очень интересны для школьников;
4) выбор метода исследования зависит от исследуемого материала и от теоретических установок, в рамках которых проводится исследование.
Смысл исследовательской работы школьников прежде всего в овладении методом исследования, что равнозначно овладению универсальным способом познания.
При выборе темы важно придерживаться принципа проблемности: «Исследование всегда начинается с вопроса, с постановки новой проблемы, что позволяет уточнить старую или открывает новую истину»
Помогая ученику выбрать тему для УИР, мы можем столкнуться с проблемой: « Всякий ли языковой материал, интересный с лингвистической точки зрения, можно рекомендовать для УИР?»
Объектом для учебно - исследовательской работы могут быть тексты классической и современной литературы, по русскому языку может стать привычное, ставшее обыденным в нашей речевой практике: топонимов (названия улиц и районов родного города), ономастики (фамилии, имена и прозвища членов семьи (включая животных), язык живой разговорной речи, которая изобилует речевыми ошибками, просторечиями, сленгом и, жаргоном.
Хорошая тема:
- интересна исследователю и отвечает задаче развития его личности;
- интересна научному руководителю;
- опирается на знания, полученные на основе базового образования, углубляет и расширяет их;
- соответствует принципу научности;
- доступна: соответствует возрасту, знаниям, способностям исследователя;
- посильна по объему и времени, необходимому для ее выполнения;
- содержит проблему, требующую решения.
На начальном этапе обычно выделяется основное направление исследования, уточнение темы и ее окончательное формулирование происходит позднее, когда пишется текст работы и ведется подготовка к представлению исследования.
Методика проведения школьной исследовательской работы основана, с одной стороны, на методическом опыте преподавания предметов русский язык и литература, а с другой – на традиции научных исследований. Главная цель учебно-исследовательской работы (УИР) – освоить научный способ познания действительности.
Есть два способа обучения исследованию.
1. Универсальный курс обучения методике проведения исследования, который может предварять исследовательскую работу в любой области – от МХК до математики. (Технология «Intel – обучение для будущего») Курс посвящен общим особенностям ведения научного исследования:
- планированию исследования (время и этапы в их последовательности);
- ориентированию при постановке проблемы;
- формулированию цели и задач исследования;
- выбору метода в зависимости от предмета исследования;
- проведению эксперимента;
- обработке данных;
- созданию текста работы и ее защите.
Такой курс состоит из подразделов: история становления науки, методы науки (теоретические и эмпирические), методы обработки экспериментальных данных, информационные технологии в исследовательской работе, текст как продукт исследовательской работы. Заметим, что языковая составляющая такого курса более чем значительна: разные виды чтения научной литературы, научный стиль речи, представление о тексте и его адресате, создание научных текстов разных жанров, работа с ними («свертывание» и «развертывание»), устное или письменное представление работы.
Любой учитель знает, что ученики испытывают трудности при свертывании информации текста, (задания ГИА – приемы компрессии текста – сжатое изложение)
2. Поэтапное проведение учебно - исследовательской работы.
Обучение методике исследовательской работы можно проводить прямо в ходе исследования, обращая внимание учащихся на задачи каждого этапа, на их последовательность. Такой, интегрированный подход: он требует меньше временных и организационных затрат.
Основными компонентами (или этапами) научного исследования являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, условий и методов решения задач; формулировка исходных гипотез; планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний; внедрение полученных результатов в производство**. Подобным образом организуется и учебно-исследовательская работа Этапы работы
Цели и задачи УИР
Содержание занятий
1. Предварительный
Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика.
- Письменные и устные задания, вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями по русскому языку и литературе, способности и интересы участников УИР
Формирование общих представлений об исследовательской работе по русскому языку. Знакомство с современными проблемами изучения русского языка, лингвистическими методами исследования
Обсуждение лингвистических работ, выполнение упражнений, моделирующих исследование
Систематизация, расширение и углубление знаний о языке.
Задания и задачи на систематизацию теоретических знаний о языке
Развитие языковой рефлексии
Задания, нацеливающие учащихся на самостоятельный подбор языкового материала, ведение записной книжки или дневника исследователя
2. Выбор проблемы исследования
Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования.
Обсуждение возможных тем исследования (темы предлагает учитель, учитывая и личные качества учеников, и тематику предстоящих конференций учащихся)
3. Изучение научной литературы
Приобретение практических навыков работы со справочной и научной литературой.
Составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ
4. Формулирование темы, гипотезы, определение целей, задач, методов
Формирование исследовательских навыков (формулирование темы, гипотезы, постановка целей и задач исследования, определение методов в зависимости от объекта исследования).
Консультирование по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования)5. Сбор материала
Обучение сбору языкового материала или постановке лингвистического эксперимента.
Планирование и проведение лингвистического эксперимента, сбор языкового материала
6. Обработка полученного материала
Обучение статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм и т.п.
Обработка полученного материала
7. Формулирование выводов
Выработка умения формулировать выводы.
Систематизация и обобщение результатов работы
8. Создание текста УИР
Практическое овладение научным стилем речи.
Написание текста исследовательской работы
Обучение редактированию научного текста; навыкам «свертывания» и «развертывания» текста.
Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана
9. Представление результатов работы
Овладение навыками устного публичного выступления.
Представление работы на научно-практической конференции школьников.
10. Оценка работы
Рефлексии на продукт и результат УИР.
Анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов
Переходя от этапа к этапу, школьник учится: 1) работать с первоисточниками; 2) наблюдать явления, факты; 3) объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; 4) составлять и решать задачу; 5) формулировать гипотезу; 6) разрабатывать и проводить эксперимент; 7) обобщать материал и представлять его в виде текста.
Ученик овладевает этими умениями, более или менее самостоятельно выполняя исследовательскую работу.
Выделяют три уровня самостоятельности: операционный, тактический и стратегический. Тот, кто действует на операционном уровне, выполняет отдельные технологические операции, не понимая целостного смысла работы. Тактический уровень требует умения ориентироваться в изменяющейся обстановке, рационально выстраивать действия в их последовательности и планировать их, пользоваться справочной и другой необходимой литературой, распределять роли в коллективной работе. Тот, кто находится на самом высоком уровне – стратегическом, – умеет самостоятельно определять место и цели собственной деятельности, обладает творческой активностью, умением анализировать процесс и результат деятельности.
Иными словами, «операционный уровень самостоятельности – это человек - исполнитель; тактический – деятель; стратегический – творец». (А.М. Новиков)
Очевидно, что на всех этапах работы нужно стремиться к высокому уровню самостоятельности и творческой активности. Однако этот идеал трудно достижим, особенно на первых этапах.
Следующий вопрос, который возникает при сопоставлении учебных и научных исследований: могут ли результаты учебно-исследовательской работы иметь какую-нибудь научную ценность или вся эта деятельность – игра в науку и, овладевая полезными навыками, ученики открывают для себя то, что уже давно известно?
Выявить проблему в рамках заданной темы непросто, роль учителя в этом процессе значительна. Также непросто наметить темы для учебных проектов по русскому языку и литературе
Я руковожу исследованиями учащихся по русскому языку и литературе в лицее 10 лет, Главная проблема, с которой чаще всего приходится сталкиваться при оценке работ, — это, как ни парадоксально звучит, отсутствие в работе собственно исследовательского начала, проявлений самостоятельного ученического поиска. С одной стороны, при развитии современных средств массовой информации за исследование нередко выдаётся компиляция материалов из Интернета или других источников, пусть оригинальная, по-своему “освоенная”, но не отмеченная исследовательскими усилиями учащегося , что обнаруживается в ходе устной защиты, дискуссии.
Чтобы ученическая интерпретация состоялась, была обоснованной, аргументированной, педагогу важно найти тему, в решении которой ученик может сказать “своё слово”, направить поиск, предложив методику исследования. Часто ребята прилежно пересказывают известные исследования, не всегда утруждая себя ссылками на источник при дословном цитировании. То есть речь здесь идёт о репродуктивной деятельности. А уж она-то современными учениками, сознающими свою свободу в информационном пространстве, освоена в совершенстве.
Найти удачную тему не так-то просто. Она должна быть конкретной и дарить радость вдумчивого чтения, погружения в текст, читательских догадок и озарений, когда чтение — это (вспомним определение В.Ф. Асмуса) “труд и творчество”. Перефразируя известную формулу М.А. Рыбниковой (“От маленького писателя — к большому читателю”), направленность поиска, заданного темой, следовало бы обозначить так: “От маленького исследователя — к большому открытию”.
Я учитываю специфику этой школы, интересы ребят. Выбор темы всегда предполагает личную заинтересованность ученика. Учитываются индивидуальные интересы, приоритеты лицеистов, а также их профессиональный выбор. Среди моих учеников достаточно старшеклассников, интересующихся литературой. Многие связывают свое будущее с изучением предметов гуманитарного цикла. Литературоведческие темы в этом случае выбираются таким образом, что учитываются мета предметные связи
Мне памятны исследовательские маршруты учащихся по русскому языку: «Цвет и свет в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» (лексический анализ текста), «Речевая характеристика героев в пьесе «Старая зайчиха» Н.Коляды. «Реклама - друг или враг?», «Уральская антропонимика - зеркало истории края», «Политический спичрайтинг» (анализ выступлений В.Путина и В.Жириновского).
По литературе - «Звуки колоколов в романе «Собор Парижской Богоматери», «Одоризмы в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер», «Феномен популярности произведения Толкиена «Властелин колец», «Анализ поэтического теста в трилогии Сергея Лукьяненко «Дозор», «Лики города» на страницах цикла «Хрущевки» Н.Коляды»,
Тем, кто посещает художественную школу, обычно предлагаются исследования, связанные с такими понятиями, как «портрет», «интерьер», «пейзаж», «цветовая гамма» на страницах художественных произведений. Литературоведческие темы в этом случае формулируются с учётом метапредметных связей.
Ученикам, хорошо владеющим компьютерными технологиями, предлагаются темы: «Законы компьютерной игры на страницах романа Б.Акунина «Фантастика», «Архетип лабиринта в произведении братьев Стругацких «Пикник на обочине», « Произведение Д.Глуховского «Метро – 2033» как первый в России Интернет- роман», «Гиперссылки и гипертекст на страницах повести «Ася», «Информационное поле в пьесе Г.Горина «Забыть Герострата».
Так, в этом учебном году ученики 9 информационно – технологического класса смогли посмотреть на сцене театров Екатеринбурга 3 произведения, относящиеся к «драматургии новой волны». Это был спектакль Олега Богаева «Марьино поле», спектакль Анны Батуриной «Тарантул. Мастер каллиграфии» и проект журнала «Урал» - пьеса Александра Архипова «Остров Мирный». Эти произведения не могли оставить равнодушными девятиклассников. Появилось желание прочитать эти произведения, 3 ученицы захотели заниматься творчеством уральских драматургов, учеников Николая Коляды, стали “неформальными заказчиками” темы. Если обратиться к драматическим произведениям в курсе литературы основной школы, то таких произведений немного, можно пересчитать по пальцам: Шекспир «Ромео и Джульетта», «Гамлет», Фонвизин «Недоросль», Грибоедов «Горе от ума». 4 – 5 произведений за 5 лет обучения.
Какую тему предложить ученикам? Чем увлечь? Еще раз перечитывая страницы пьесы «Марьино поле», ученица обратила внимание на то, как драматург О.Богаев необычно раскрывает тему войны. Это взгляд молодого человека, который о Великой Отечественной войне знает из книг, воспоминаний участников этих событий. Среди вымышленных героев, которыми являются жители одной деревни, столетние старухи, действуют и реальные исторические личности: Сталин, Левитан, Гитлер. Интересен сплав реального и фантастического. Ученица обратила внимание на ремарки, определила их функции в тесте. “Читательский маршрут” потребовал знакомства с творчеством драматурга, анализа пьесы, комментирования текста. Это позволило изучить исторический материал: расширить свои знания об истории, событиях ВОв, попытаться найти топонимы, указанные в пьесах уральского драматурга, совершить путешествием по маршрутам, которые «проживали» герои пьес. Исследование сопровождалось обращением к биографическим, историко-литературным источникам, освоением понятийно-категориального аппарата (авторские ремарки хронотоп, пейзаж, интерьер, речевая характеристика героев, реминисценции, аллюзии, интертекстуальность).
Исследование ««Гиперссылки и гипертекст на страницах повести «Ася» выполнено Мальцевой Еленой в 2011 году. Эта тема не была предметом специального литературоведческого изучения. Для её рассмотрения было необходимо внимательно перечитать текст повести, познакомиться с терминами как в учебниках информатики, так и рассмотреть данный вопрос в литературоведении, зафиксировать все случаи гиперссылок (всего в тексте дается 4 авторские ссылки), составить картотеку цитат (их оказалось 46). Систематизация и анализ картотеки позволили понять взаимосвязь образов с концепцией произведения.
Это первая исследовательская работа по литературе ученицы 8 класса, но сколько радости, восторга испытала ученица, она смогла совсем по-иному увидеть все грани замечательного произведения русской классической литературы. Данная работа была представлена на Международном конкурсе «Звездный олимп» и получила Гран – При в номинации «Компьютерная презентация»
Мои выпускники учатся в УрГУ, УрГПУ, Академии госслужбы, Гуманитарном университете. Растет новое поколение, и ученики активно участвуют в районных, городских конкурсах исследовательских работ, конкурсе «Зажги свою звезду», региональном конкурсе «Живинка в деле».. 2 ученицы (Кочеткова Вика, Статных Ирина) опубликовали свои работы во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Портфолио», Статных Ирина удостоена золотой медали , Губарева Алена – бронзовой медали на международном туре региональной олимпиады по основам наук по литературе, награждена дипломом за 3 место в региональной конференции «Живинка в деле» (УрГПУ, 2011).
Иногда темы имеют свое продолжение. Так тема исследования «Законы компьютерной игры в романе Б. Акунина «Фантастика» получила свое продолжение на следующий учебный год – «Архетип лабиринта в романе братьев Стругацких «Пикник на обочине». Так было и с романом Б.Акунина «Статский советник». Первоначальная тема проекта «Функции портрета на страницах романа». На следующий год ученица продолжила свое исследование «Цвет и свет в романе «Статский советник».
В классах, где внедряются все эти педагогические условия, можно говорить о достижениях учащихся. Так, опрос, проведенный среди учеников лицея, показал, что учащиеся владеют следующими учебными действиями :- делать качественные презентации, практические и исследовательские работ;
- работать с разными информационными ресурсами, отбирать самое главное, искать «мелочи» в большом материале;
- работать с текстом, что помогает расширить круг чтения;
- составлять рейтинги, проводить опросы;
- логично выстраивать свое выступление, высказывать свою точку зрения, отстаивать ее, публично выступать.
В заключение можно отметить, что работы, выполненные нашими учащимися, не только ценны сами по себе. Они воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения, учат самостоятельно исследовать выбранные ими темы, работать с источниками информации.
Исследование эффективности метода проекта показывает: уровень знаний, полученных по методу проекта, был наиболее высоким, ведь то, что добыто самостоятельно, сохраняется в памяти дольше остального.
Ученики не остановились на первом проекте. Для новых урочных проектов они сами ищут темы, обсуждают их друг с другом и ждут от учителя продолжения совместной деятельности.