Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья


Песочная терапия
с детьми дошкольного возраста
с ограниченными возможностями здоровья
I
В Ростовском центре помощи воспитываются более 20 детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Дети прибывают, как правило, из домов-ребенка, неблагополучных семей, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Специфические условия жизни ребенка в неблагополучных семьях обуславливают отставание детей по ряду интеллектуальных показателей: снижена познавательная активность, ограничен кругозор, дети не знакомы со многими элементарными предметами быта и окружающего мира. Сенсомоторное развитие на самом низком уровне, которое является психологической базой и необходимым условием восстановления утраченной функции речи или ее коррекции, а также условием полноценного овладения программой коррекционного учреждения.
Часто дети, находящиеся в Ростовском центре помощи для детей с ОВЗ, затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Эмоционально личностная сфера отличается бедностью чувственного мира, внутренней тревожностью, неадекватными реакциями на окружение, негативностью. Снижение познавательной и эмоциональной активности у детей-сирот дошкольного возраста проявляется в отставании формирования саморегуляции и интеллектуальной деятельности. Это ведет к трудности во владении устной речи, трудности в понимании и употреблении слов, во владении родовыми понятиями, отличаются значительными нарушениями грамматического строя речи, бедностью и недифференцированностью лексического состава, затруднения в самостоятельном речевом высказывании.
Эти особенности проявляются на всех уровнях познавательного восприятия, перцептивных и мнемических действий, так и при использовании приемов мыслительной деятельности. Для детей характерно недостаточное владение методом проб, что отражается на способах решения задач. Они опираются на несущественные качества, действуют стереотипно в познании, что замедляет интеллектуальное развитие. Такие дети особенно нуждаются в комплексной помощи и поддержке специалистов: психолога, социального педагога, логопеда, дефектолога, воспитателей, медиков.
Работая с детьми с ОВЗ, возникла необходимость применения песочной терапии в целях создания психологического комфорта для каждого ребенка.
Что может быть привлекательней для ребенка дошкольного возраста, чем игра с песком и водой. Дети в этом возрасте готовы весь день копошиться в песке строя свои сказочные города и создавая свою историю. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для детей наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
Предлагаемая техника песочной терапии может оказаться весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа.
Если ребенок не говорящий, то работа психолога в рамках песочной терапии особенно благотворно влияет на развитие речи. Хороший терапевтический эффект имеет пескотерапия. Коррекционный и развивающий эффект достигается за счет пластических свойств самого песка, который способствует тактильной стимуляции, развитие разнообразных мелкомоторных движений, увеличение манипулятивных комбинаций и речевому сопровождению игрового процесса.
Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького песочного мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
Программа «Песочный мир» является дополнением к основной коррекционной работе педагога-психолога Ростовского центра помощи детям с ОВЗ № 4
Технология «Песочная игротерапия» используемая в программе «Песочный мир» позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Занятия традиционно направлены на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей, а также данной программе выбранная технология адаптирована на познавательное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Название
игры Примерные развивающие занятия с песком
«Волшебный
песок» Ребенку предлагается запустить обе руки в теплый сухой песок: «Опусти руки в песок и расскажи, какой он?». Если ребенок затрудняется ответить, то проводится обучение.
Обучение: педагог опускает руки в песок, рассказывает о своих ощущениях «теплый, сухой, рассыпается, течет сквозь пальчики», обращая внимание на действия с песком (трогает, пересыпает, нюхает). Затем ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. После этого можно полить песок и сравнить ощущения: «А теперь какой песок?».
«После дождичка в четверг» Ребенку предлагается побрызгать на песок: «Расскажи, что ты случилось с песком? Какой он стал? Давай попробуем слепить что-нибудь из этого песка?
Обучение: педагог задает наводящие вопросы, если ребенок не говорит, то педагог сопровождает действия ребенка своим рассказом … (пошел дождик, песок стал совсем мокрым, и холодным. Но теперь из такого песка легко слепить замок, пасочку, или пирожок)«Волшебные ручки» Ребенку предлагается выполнить несколько простых заданий: «Положи ладони на песок, а теперь слегка надави, поверни ладони другой стороной и надави еще раз». «Сожми пальцы в кулачки и надави на песок ими». «Положи ладони на песок, передвигай ладони по песку вперед и назад». «Поставь ладони на песок, передвигай ими по песку вперед и назад». «Пройдись по песку каждым пальцем левой руки, затем правой руки». «Пройдись по песку пальцами левой и правой руки одновременно». «Постучи по песку каждым пальцем левой руки, затем правой руки».
Обучение: если ребенок не понимает инструкцию задания, педагог показывает способ выполнения и предлагает повторить за ним. После этого предлагает выполнить его самостоятельно.
«Художники» Ребенку предлагается на песке нарисовать геометрические фигуры (цифры, элементы букв: прямые, наклонные, волнистые линии, полуовалы, петельки и т.д.): «Нарисуй на песке квадрат (круг, овал, ромб, прямоугольник)», «Нарисуй цифру, которая стоит после пяти и т.д.».
Обучение: если ребенок не понимает цель задания, педагог показывает квадрат, цифру и предлагает нарисовать такой же – по образцу. Затем снова предлагает выполнить задание по образцу с помощью речевой инструкции.
«Строители» Ребенку предлагается построить башенку из песка. Вокруг можно вырастить деревья. (можно из шишек или палочек от дерева. Теперь давай попробуем сосчитать сколько деревьев ты посадил?
Обучение: при затруднении ребенка в использовании дополнительных предметов педагог показывает способ применения одного из них и предлагает продолжить выполнять задание самостоятельно.
Ребенку предлагается сказочный сюжет: «В этой башне злой волшебник заточил принцессу, чтобы она не смогла выбраться, вокруг башни вырыл глубокий ров. Как ты спасешь принцессу?».
Обучение: если ребенок не предлагает вариантов действий, педагог показывает дополнительные предметы и спрашивает, как можно их применить.
«По морям по волнам» «Педагог рисует точки на песочном планшете, и просит ребенка соединить их.
Обучение: педагог задает дополнительные вопросы, например, «Что у нас получилось? Волнистая линия. А на что она похожа? Правильно на волны. Теперь давай также нарисуем лодку. Затем ребенку предлагается выполнить самостоятельно аналогичные действия.
«Что
спрятано?» Педагог ребенку читает загадку на определенную тему, а отгадку он должен найти в песке: «Отгадай загадку, назови отгадку и найди ее в песке». ( пуговица, шишка, листочек, ручка, карандаш и т.д.)
Обучение: если ребенок затрудняется назвать отгадку, то задаются уточняющие вопросы по содержанию, помогающие понять образные сравнения.
«Левее - правее» Одному ребенку предлагается спрятать в песок предмет, а другому ребенку найти его только с помощью одного пальца. Инструкции к поиску (левее - правее) дает ребенок, который спрятал предмет: «Алеша, спрячь игрушку в песок, и расскажи, где ты ее спрятал, но не показывай это место. Если Витя будет затрудняться, указывай ему куда идти, с помощью слов – правее, левее».
Обучение: если ребенок затрудняется определить направление поиска, то педагог выполняет задание сам по инструкциям другого ребенка. А если другой ребенок затрудняется давать инструкции, то педагог дает образец: «Дойди до елочки и поверни направо» и т.д.
«Песочный мир»
Ребенку предлагается построить свою песочную страну.
Обучение: если ребенок не понимает инструкции, то педагог помогает и показывает способ выполнения задания.
«Послушные руки»
Ребенку предлагается на мокром песке нарисовать одновременно двумя руками фигуры, рисунки, буквы, цифры; «Нарисуй на песке круги (шарики, флажки и т.д.) одновременно обеими руками».
Обучение: если ребенок не понимает цель задания, педагог показывает способ выполнения. Затем снова предлагает выполнить задание самостоятельно.
«Дорисуй»
Ребенку предлагается на мокром песке пальцем дорисовать вторую половину предмета с левой или с правой стороны: «Дорисуй вторую половину солнца с правой стороны».
Обучение: если ребенок затрудняется выполнить задание, педагог вместе с ребенком уточняет направления сторон. Затем берет палочку и начинает дорисовывать фигуры, после предлагает ребенку продолжить. Если ребенку трудно дорисовать часть, то задние упрощается и предлагается дорисовать лучи солнышка.