социальный проект Отказ от чтения -гибель нации
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы стр.3
Цели и задачи проекта стр.4
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Роль книги в жизни человека стр.5
2.2 Социальная реклама как средство привлечения внимания общественности стр.6
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Исследование проблемы стр.8
3.2 Пути выхода решения проблемы стр.10
3.3 Оценка ресурсов стр.11
3.4 Изготовление и размещение социального ролика «Наши дети повторяют все за нами» стр.12
3.5 Изготовление и размещение плаката «Пусть всегда будет книга» стр.13
3.6 Изготовление и распространение буклетов для родителей «Как воспитать читателя» стр.13
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.15
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр.17
6. ПРИЛОЖЕНИЯ стр.18
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Дом, в котором нет книг,
подобен телу, лишенному души.
Марк Туллий Цицерон
Не секрет, что современная молодежь все больше проводит свое свободное время за компьютером, и на чтение художественной литературы, по их словам, - «нет времени». Это время может быть посвящено занятием спортом, учебой, посещением заведений дополнительного образования. Все это в лучшем случае. И тут можно сказать, что да, возможно, нет времени на чтение книг в силу загруженности ребенка. Но давайте посмотрим, чем же занимаются взрослые и дети в выходные дни? Например, в новогодние каникулы, в красные дни календаря, 8 марта и 23 февраля. Кто-то занимается активным отдыхом, а кто-то все время проводит за телевизором и компьютером. И только малая часть населения читает книги художественной литературы.
Стоит отметить, что по данным NOP World – одной из десяти ведущих мировых компаний, занимающихся исследованиями книжного рынка – главными читателями мира в настоящее время являются индийцы, которые тратят на это в среднем 10,7 часа в неделю. Россияне, каждый из которых тратит на чтение в среднем 7,1 часа в неделю оказались всего лишь на седьмом месте, уступив не только индийцам, но и таиландцам, китайцам, филиппинцам, египтянам и чехам.
Что же изменилось за эти пять лет? Эксперты отмечают, что в падении интереса к книгам виноваты телевидение и компьютеры. По «ящику» показывают все больше сериалов, на которые подсаживается народ, а также реалити-шоу и развлекательных программ. А число компьютеров на душу населения с 2002 года выросло в 9 раз. Вот они-то и не пускают россиян к книгам
Самое неприятное, что сейчас все книги доступны. Любую книгу любимого автора можно найти в магазинах города, в библиотеках, тех же самых интернет - магазинах. Но, тем не менее, этим удобством современная молодежь не пользуется.
Если люди перестанут читать, они перестанут думать, они будут мыслить совсем по-другому. А книга дает нам знания. Только с человеком, который много читает, всегда есть о чём поговорить. Только читающий человек может, и будет грамотно писать. Поэтому отказ от чтения приведет к гибели нации. И это проблема глобального уровня. Мы решили не оставаться на стороне и создать данный проект.
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель:
Привлечение внимания общественности к проблеме отказа от чтения книг, художественной литературы.
Задачи:
создать и разместить на сайте школы и в социальных сетях, на видеопанелях и информационных стендах школы социальный ролик по проблеме отказа от чтения книг;
создать и разместить на сайте школы и в социальных сетях, на видеопанелях и информационных стендах школы социальные плакаты по проблеме отказа от чтения книг;
изготовить и распространить буклеты для родителей с рекомендациями «Как воспитать читателя»;
провести выставку в классных кабинетах школы «Моя любимая книга» в Всероссийский день чтения.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Роль книги в жизни человека
С раннего детства человек знакомится с книгами. Родители, бабушки и дедушки читали нам на ночь сказки. У кого на полках сохранились еще большие красочные книжки. На день рождение дарят книги. А почему? Потому что, «книга – лучший подарок», - так говорили нам родители, дяди и тети.
Книга. Она открывает нам окно в новый неизведанный мир. Ведь это так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов.
Сидя за школьной партой, мы постоянно сталкиваемся с научной литературой. Книги по физике, химии, биологии становятся нашими справочниками. Они молчаливы, но сколько тайн содержат в себе и с радостью они делятся с нами своим содержанием! Нам только надо научиться читать их и брать самое ценное.
Художественная книга заставляет нас совершать удивительные путешествия в свой мир. Мы переживаем вместе с героями, радуемся их счастью, страдаем вместе с ними и ждём благополучного конца. Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.
Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом в сложный момент, когда надо найти то единственное решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации.
Читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересным человеком.
Книга! Это действительно надёжный друг. С любым вопросом можно обратиться к ней. Ведь существует и справочная литература, различные словари, энциклопедии. Они наши незаменимые помощники.
Велика роль книги в жизни человека. Без неё были бы невозможны ни образование, ни культура нашего общества. Именно книга хранит в себе всё то, что накопило человечество за все века своего существования в различных областях.
2.1 Социальная реклама как средство привлечения внимания общественности
Если задуматься над тем, что же все-таки делает нашу жизнь ярче, счастливее, насыщеннее и добрее, то наверняка мы подумаем о таких вещах, как хорошая погода, приличная зарплата, хорошие новости, отличная семья, счастье в детских глазах. Но насколько часто мы закрываем глаза на те факты, которые «портят» нашу жизнь! Аварии на дорогах, наркомания, безнравственное отношение родителей к своим детей и ряд других проблем. Ведь многие даже не задумываются о проблемах, окружающих наше общество.
Так как же все-таки повлиять на людей? Привлечь их внимание к этим, казалось бы, ежедневным проблемам, заставить задуматься о «простых» вещах, показать несостоятельность сегодняшнего общества? Одним из таких средств и является социальная реклама, лишь недавно вошедшая в нашу жизнь.
Что же такое социальная реклама? В портале «Социальная реклама.ру» дается следующее определение: Социальная реклама вид некоммерческой рекламы, направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума.
Наиболее известными примерами такой рекламы являются кампании по борьбе с наркотиками, соблюдению правил дорожного движения, пропаганда здорового образа жизни, охрана окружающей среды и другие (Приложение 1).
В Российской Федерации в статье 3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ сказано, что социальная реклама это
«информация, направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства».
Стоит отметить, что и в нашем городе можно встретить примеры социальной рекламы. Например, к 40-летию города, мы можем наблюдать яркие красочные плакаты «Я люблю свой город» (Приложение 2).
По сути, социальная реклама – это мощный инструмент влияния на общественное мнение, а это как раз то, что необходимо обществу. Ведь социальная реклама способствует развитию гуманистических отношений между всеми людьми, а это напрямую отражается на качестве благополучии общества.
Так, можно сделать вывод, что социальная реклама хорошим средством привлечение внимания общественности.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Исследование проблемы отказа от чтения книг художественной литературы
Если пройтись по школе и у любого ученика спросить, какая твоя любимая книга? Не каждый сможет ответить сразу.
И вот мы решили узнать, почему не читают дети? Мы провели исследование в виде анкетирования среди учащихся средней и старшей школы (6-11 классы). В исследовании приняли участие 100 учеников разной возрастной группы (Приложение 3).
И вот что мы узнали:
На вопрос: «Читали ли вам родители на ночь сказки?» 68% респондентов отвели положительно, 32% ответили отрицательно.
Следующий вопрос звучал так: «Читают ли ваши родители?». Ответы распределились следующим образом: 30% - ежедневно; 18% - от случая к случаю; 42% - очень редко, 10% - никогда (Рисунок 1).
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рисунок 1. Ответы на вопрос: «Читают ли ваши родители?»
Далее мы поинтересовались, что именно читают родители? 59% респондентов ответили: газеты, журналы; 15% - художественную литературу; 16% - профессиональную литературу; 10% - ничего не читают (Рисунок 2).
Рисунок 2. Ответы на вопрос: «Что читают ваши родители?»
«А что вы в основном читаете?», - вот ответы на этот вопрос: 62% - блоги в интернете, форумы; электронные книги – 15%; художественные произведения – 20%; 16% - газеты, журналы.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Читаете ли вы художественную литературу? 5% - да, постоянно читаю; 64% - да, когда есть время; 15% - нет, потому что нет времени; 16% - нет, потому что не люблю читать вообще.
И наконец, последним вопросом анкеты мы хотели узнать любимое произведение учащихся.Стоит отметить, что, в основном, респонденты назвали авторов и произведения школьной программы, таких как Пушкин, Лермонтов, Булгаков, Гоголь. Произведения же, которые не изучаются в школе назвали учащиеся старшей школы, то есть, начиная с 9 класса, и в ответах были такие авторы, как: Стефани Майер, Джейн Эйр, Макс Фрай.
Итак, данное исследование показало весьма интересные результаты.
Более половине наших респондентов родители читали на ночь сказки. И это хорошо, так как некоторые родители уже с детства приучают ребенка к книгам. Но сами же родители, по словам опрашиваемых учащихся, читают очень редко и в основном это периодическая печать и профессиональная литература. 62% респондентов читают блоги в интернете и форумы, а на чтение художественной литературы более 30% опрашиваемых нет времени или же они не любят читать вообще.
Так мы видим некоторую связь родителей и их детей. Как сем известно, примером любого ребенка является их папа и мама. Как ведут себя родители в той или иной ситуации, как говорят, что едят и что читают, - всему этому учатся дети у родителей.
Семья – ячейка общества. Если каждая семья откажется от чтения, то погибнет нация. И эту проблему можно решить, а вернее нужно. Нужно привлечь внимание родителей и детей к проблеме. Что мы и попытаемся сделать.
3.2 пути выхода решения проблемы отказа от чтения книг художественной литературы
Итак, главная наша цель: привлечь внимание общественности к проблеме. Поскольку социальная реклама является хорошим средством, мы решили создать:
1. Социальный ролик «Наши дети повторяют все за нами»;
2. Социальные плакаты «Пусть всегда будет книга»;
3. Буклеты для родителей «Как воспитать читателя».
3.3 Оценка ресурсов
Для реализации проекта необходимы некоторые ресурсы, а именно: информационные, материальные, технические и людские.
1. Информационные ресурсы:- информационная база школьной библиотеки;- интернет – ресурсы;- специальная литература.
2. Материальные ресурсы:- покрывало;
-белая простынь для фона фотографий;
- книга;
- бумага А4;
- ватман.
3. Технические ресурсы:- фотоаппарат;
- цветной принтер;
-плоттер;
- персональный компьютер.
4. Людские ресурсы:
- фотограф (ученик школьной фотостудии «Чиз»);
- видеорежиссер (ученик школьной видеостудии «Видеостудия 43»)- актеры (девочка в возрасте 2-х лет, девочка в возрасте 10 лет, девочка в возрасте 13 лет, девушка в возрасте 20 лет, женщина в возрасте 40 лет, женщина в возрасте 65 лет).
Так, оценив необходимые ресурсы и имеющиеся, мы пришли к выводу, что для осуществления проекта в МБОУ «СОШ №43» имеются людские ресурсы, то есть те, кто будет осуществлять данный проект, и те ради кого он создается: учащиеся 10Б класса, родители, педагогические кадры. Школа достаточно располагает материалами и оборудованием, необходимыми для работы по осуществлению проекта.
3.4 Изготовление и размещение социального ролика «Наши дети повторяют все за нами»
Цель ролика: Показать проблему и пути ее решения.
Изготовить ролик мы решили более или не менее простым способом. С помощью фотографий, программ Movie Maker, Sound Forge Pro 10.0 и Photo Space.
Для начала мы подобрали актеров: девочка в возрасте 2-х лет, девочка в возрасте 10 лет, девочка в возрасте 13 лет, девушка в возрасте 20 лет, женщина в возрасте 40 лет, женщина в возрасте 65 лет. Актеров искали не только по возрастному критерию, но и по определенному типажу (светлые русые волосы, светлый цвет лица).
После того как ученица школьной фотостудии «Чиз» Минхаирова Эльвина сделала фотографии, она же принялась к обработке снимков в программе Photo Space.
Далее мы записали закадровый голос ученицы 2ого класса, с помощью программы Sound Forge Pro 10.0.
Для создания видео мы отыскали картинки с изображением книг и фоновую музыку в архивах школьной видеостудии «Видеостудия 43».
Так, собрав все необходимые элементы, мы приступили к созданию ролика в программе Movie Maker (Приложение 4).
Созданный ролик мы решили разместить на видеопанелях в школе, на сайте школы и в социальных сетях; а также показывать данный ролик на родительских собраниях и на классных часах.
Таким образом, мы привлечем внимание родителей, учеников и посетителей интернета.
3.5 Изготовление и размещение плаката «Пусть всегда будет книга»
Целью данных остается той же, что и у социального ролика, то есть привлечь внимание.
Для создания плакатов потребовались фотографии и компьютерные программы Microsoft Publisher, Adobe PhotoShop. Фотографии мы использовали те же, что и в социальном ролике.
В программе Adobe PhotoShop мы обработали снимки, подогнали их под нужный размер, установили цвета, яркость и насыщенность. В программе Microsoft Publisher создали плакаты (Приложение 5).
Так созданные нами плакаты, мы разместили в информационных стендах школы, на сайте школы и в социальных сетях (личные страницы «В контакте»).
3.6 Изготовление и распространение буклетов для родителей «Как воспитать читателя»
Цель: помочь родителям с рекомендациями в том, как воспитать в ребенке любовь к чтению.
Для начала, мы спросили советов у нашего библиотекаря Надежды Николаевны. Она нам подобрала интересный материал из книжного фонда библиотеки. А так же мы поискали в интернете статьи о том, как привить ребенку любовь к чтению. Мы отобрали все самое нужное и важное и в программе Microsoft Publisher создали буклет для родителей «Как воспитать читателя» (Приложение 6).
На родительских собраниях начальных и средних классов мы раздали буклеты. А так же разместили их на школьном сайте.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данный проект несет весьма большое социальное значение. Проблема отказа от чтения ярко представлена в данном проекте. Мы провели исследование в виде анкетирования среди учащихся школы и пришли к выводу, что не только у современной молодежи нет интереса на чтение художественной литературы, но и у их родителей. Основными предметами чтения является периодическая печать и блоги в интернете. Но ведь это не одно и тоже, что и чтение книг художественной литературы. Если продолжать в том же направлении, общество со временем деградирует. Мы перестанем красиво говорить и писать, мы будем по-другому мыслить и перестанем рассуждать, ведь выразить мысль нечитающий человек не сможет, его словарный запас будет ограничен и беден. Страшно даже подумать, что станет если мы перестанем читать.
Так, чтобы привлечь внимание общественности к данной проблеме, мы, авторы проекта, разработали несколько путей решения проблемы. Мы создали и разместили на сайте школы и в социальных сетях, на видеопанелях и информационных стендах школы социальный ролик по проблеме отказа от чтения книг; создали и разместили на сайте школы и в социальных сетях, на видеопанелях и информационных стендах школы социальные плакаты по проблеме отказа от чтения книг; изготовили и распространили буклеты для родителей с рекомендациями «Как воспитать читателя». Так же, мы планируем провести выставку в классных кабинетах школы «Моя любимая книга» в Всероссийский день чтения, который пройдет в октябре.
Таким образом, мы достигли нашей цели, мы привлекли внимание общественности к проблеме отказа от чтения книг художественной литературы.
Кроме того, работа над социальном проектом, научила нас, авторов, многим вещам. Таким как, работа в компьютерных программах (Movie Maker, Sound Forge Pro 10.0 и Photo Space), умение вести разговор с разными людьми, умение найти подход. При работе над проектом мы взаимодействовали с родителями, учащимися, педагогами, с работниками школьной и городских библиотек. Для себя, мы подчеркнули важные вещи. Мы изучили большое количество литературы, и узнали много нового и интересного.
Так же, стоит отметить об экономичности проекта. Школа обладает всеми необходимыми ресурсами. Нам не пришлось ничего специально закупать для реализации проекта.
Мы считаем, что если есть проблема в обществе и ты любишь свою страну, ты должен стараться ее решить. Это долг каждого гражданина России. И в силу своих возможностей и умений мы выполнили свой долг перед страной.
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ;
2. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. – М., 1989.;
3. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе «Школа 2100»;
4. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове / Э. Борохов. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 714 с.;
5. Википедия свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/.
6. Интернет-портал «Социальная реклама.ру». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
6. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Примеры социальной рекламы
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В ГОРОДЕ НИЖНЕВАРТОВСКЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Анкетирование среди учащихся
Анкета
Дорогой друг! Предлагаем тебе поучаствовать в анкетировании, целью которого является выявление вашего отношения к чтению. Анкетирование проводят учащиеся 43 школы. Анонимность гарантируем.
1. Сколько тебе лет?___________
2. Читали ли Вам на ночь родители сказки?
a) Да
b) Нет
3. Читают ли ваши родители?
a) Ежедневно
b) От случая к случаю
c) Очень редко
d) Никогда
4. Что читают ваши родители?
a) Газеты, журналы
b) Художественную литературу
c) Профессиональную литературу
d) Другое____________________________
5. А что вы в основном читаете?
a) Блоги в интернете, форумы
b) Электронные книги
c) Художественные произведения
d) Газеты, журналы
6. Читаете ли вы художественную литературу?
a) Да, я постоянно читаю
b) Да, когда есть время
c) Нет, потому что нет времени
d) Нет, потому что я не люблю читать вообще
7. Ваше любимое произведение или автор? __________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Социальный ролик «Наши дети повторяют все нами»
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. макеты плакатов «пусть всегда будет книга»
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Буклеты для родителей «Как воспитать читателя»
http://www.socreklama.ru/
Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ
13PAGE \* MERGEFORMAT14515
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Диаграмма 4Root Entry