План-конспект открытого занятия на тему:Артикуляционный аппарат. Состав органов входящих в артикуляционный аппарат.
Дата проведения: 20.11.2015 г.
Время проведения: 15.30 ч.
Место проведения: МБУ ДО ЦРТДиЮ ст. Петровская
Направленность: художественная
Тема занятия: Артикуляционный аппарат. Состав органов входящих в артикуляционный аппарат.
Тип занятия: - формирование новых знаний.
Цель:
- дать начальное представление об артикуляционном аппарате и значении его в вокале.
Задачи:
Обучающая:
- обучение правильному произношению букв, звуков и слов, правильной постановке артикуляционных органов, как в речи, так и в пении.
Развивающие:
- развить умение правильно владеть в совершенстве всеми артикуляционными органами.
Воспитывающие:
- воспитание сосредоточенности, выдержки, повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации.
Оборудование для педагога:
- Наглядные пособия-фото, схемы артикуляционного аппарата человека;- Технические средства- малогабаритный переносной компьютер.
Оборудование для учащихся:
- Тетрадь, ручка, карандаш, ластик.
План занятия:
Организационный момент (2 мин)
Подготовительный этап: сообщение темы, беседа по теме урока (10мин)
Выполнение задания (30 мин)
Подведение итогов (3 мин)
Этап занятия Содержание занятия Примечания
1.Организационный момент (2 мин)
2.Подготовительный этап: сообщение темы, беседа по теме урока (10 мин)
3.Выполнение задания (30 мин)
5.Подведение итогов (3 мин)
Используемая литература
- И снова здравствуйте дорогие друзья! Я вижу, что у вас сегодня прекрасное настроение! И так давайте тогда не будем медлить и подготовимся к нашему занятию. Достаньте тетради, ручки, карандаши и ластик. У нас сегодня будет не легкий путь в страну «АРТИКУЛЯЦИЮ»
Итак дорогие друзья, для того чтобы разобраться с вопросом, что же такое артикуляция и артикуляционный аппарат, нужно понять, для чего же он нам нужен?
Для того, чтобы все понимали о чем вы говорите или поете, те кто вас слушает, будь это комната, зал или даже улица, ваше слово должно быть четким и ясным по произношению, выразительным и достаточно громким.
Для этого необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.
Так все таки, что же такое артикуляция и артикуляционный аппарат? Вот этот вопрос мы с вами и рассмотрим!
Для начала, рассмотрим, что-же такое артикуляция и артикуляционный аппарат. Для этого обратим внимание на схему артикуляционного аппарата. Какие же органы входят в его состав?
Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.
Итак к артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Надо помнить, что ротовая полость - это очень важный резонатор, от ее структуры зависит качество звука.
Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов.
Конечно, легко сказать: "снятие зажатий", - но ведь их надо сначала обнаружить и только после долгого времени проведенного перед зеркалом и с постоянным вниманием и работой над собой, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе Вам помогут простейшие упражнения.
Активная естественность или активная свобода - это нормальная жизненная манера произношения звуков, чуть-чуть утрированная, активизированная с расчетом "на последний ряд зрительного зала". Активизация не должна создавать новых зажатий. Она возникает через удобство, естественность и свободу.
Зеркало - большой помощник в работе над приобретением всех этих навыков, так как многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на лице поющего или говорящего.
Так в чем же различие между певческим голосом и речью? В пении пользуются всем имеющимся диапазоном голоса, а в речи только частью его. Независимо от голоса говорящий человек пользуется средним отрезком своего голоса, так как здесь говорить голосу удобнее, он не устает.
Певческий голос отличается от разговорного не только диапазоном и силой, но и богатой окраской голоса.
При певческом голосообразовании работа артикуляционного аппарата активизируется во много раз. Согласные в пении и в речи формируются почти одинаково, но в пении произносятся четче и легче.В пении при максимально спокойной свободной глотке, ротовая полость формирует гласные, что увеличивает значение четкой работы ротовой полости и её роль в вокальной дикции. В речи глотка резко меняет объем и форму при смене гласных.
Пение-вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста. Перед голосовым аппаратом ставится задача не только формирования красивого музыкального певческого тона, но и одновременного ясного и чёткого донесения до слушателя смысла слов поэтического текста.
Дикционная чёткость-необходимое качество профессионального певца, как и вокальность его голоса. Вокальность и слово - две стороны единого процесса пения, взаимовлияющие друг на друга, т.к. производятся единым голосовым аппаратом. Необходимо перейти от слова в речи к слову певческому.
В артикуляции речевых звуков принимают участие многочисленные мышечные органы ротоглоточного канала: губы, язык, мягкое нёбо, зев, глотка. А также мускулатура двигающая нижняя челюсть. Главным артикуляционным аппаратом является -язык. Его перемещения в ротоглоточной полости меняют размеры глоточной и ротовой полости. Корень языка прикреплён к подъязычной кости, поэтому движение языка вверх или вниз передаётся этой кости, а через неё -гортани, что имеет большое значение в объяснении влияния движений языка на работу гортани.
Ну а теперь рассмотрим несколько упражнений для активации и правильного воспитания артикуляционного аппарата:
Упражнения для активации губ:
Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 7.
Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот. Затем вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка.
Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. Энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.
Вытянуть губы вперед, трубочкой и потом резко их разомкнуть. Получится звук, как будто бы вы кого-то поцеловали.
Упражнения для активации языка:
Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Положить язычок между губами. Затем похлопать его губами со звуком: «пя-пя-пя». Потом слегка покусать язычок зубами: «та-та-та». Чередовать эти движения. Выполняем в течение 30-60 секунд.
Упражнение для освобождения языка и гортани:
Быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как "выброс" воздуха со звуком "ФУ" (щеки "опадают"). А чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите:
К-Г, К-Г, К-Г.
Упражнения для освобождения нижней челюсти:
Просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой.
Челюсти не должны быть зажаты. Постучите мелко, дробно передними зубами, как в ознобе. Чтобы случайно не возникли новые зажатия, пока вы старательно выполняете эти разные действия, контролируйте себя с помощью зеркала. Ваше лицо (лоб, брови, глаза) должно быть спокойно, без гримас страдания, напряжения и старания.
Очень хороши для тренировки скороговорки. Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования.
а) На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
b) Ты, сверчок сверчи, сверчи, Сверчать сверчаток научи.
c) Ехал грек через реку, видит грек в реке рак. Сунул грек руку в реку, рак за руку грека
цап.
d) Вез корабль карамель Наскочил корабль на мель И матросы три недели Карамель на мели ели.
Итак ребята! Мы сегодня узнали с вами, что такое артикуляция и артикуляционный аппарат. Изучили несколько упражнений, для выработки правильного звука и речи. И не забывайте, что в работе с артикуляционным аппаратом важна тренировка, очень важна работа с зеркалом, при тренировке артикуляционного аппарата не забывайте, что надо делать неоднократные повторения неудобных движений до ощущения комфорта и не надо бояться усталости мышц, но надо избегать новых зажатий.
Ну а на сегодня все. Хорошего вам настроения. Берегите свой голос и здоровье. До новых встреч!
«Развитие голоса. Координация и тренинг» В. Емельянов, Новосибирск, 1991 г.
Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л.,1967.
Музыкальная энциклопедия в 6 т. – М., 1973 – 1982.
О. Павлищева «Методика постановки голоса»- М.: 1964г.
Е.Писарская « Вокальный букварь», Москва, 1996 г. Зарисовывают схему дыхательной системы с перечислением органов дыхания.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества
станицы Петровской муниципального образования Славянский район
ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ: Артикуляционный аппарат. Состав органов входящих в артикуляционный аппарат.
Педагог дополнительного образования:
Кузнецов Алексей Иванович
ст. Петровская
2015 год