Внеклассное мероприятие в 5 классе : «Улицы и движение в нашем городе ( селе, поселке )»
Внеклассное мероприятие в 5 классе : «Улицы и движение в нашем городе ( селе, поселке )»
Цель урока: раскрыть особенности движения транспорта и пешеходов в городе / селе, поселке; вспомнить основные правила поведения на дороге; дать понять о некоторых терминах, употребляемых в Правилах дорожного движения («Дорога», «Прилегающая территория», «Тротуар», «Населенный пункт», «Транспортное средство», «Механическое транспортное средство», »Маршрутное транспортное средство»).
Оборудование: открытки плакаты с видами улиц города (поселка), макет жилого микрорайона.
Рекомендации к проведению урока.
Урок начинается с рассказа о районе, в котором живут учащиеся, его транспортном сообщении (количестве автобусных, троллейбусных, трамвайных маршрутов, а также такси и личном легковом транспорте, об улицах с наиболее интенсивном движении транспорта и пешеходов, с односторонним и двусторонним движением…).При этом использовать карту города (поселка) или схематическое изображение дорог в районе школы. Можно использовать макет микрорайона (поселка).
Вопросы для учащихся.
Какова интенсивность движения вокруг школы? По каким пешеходным путям вы идете к ней? Где и как вы пересекаете дорогу? По какому пути идти к школе безопаснее?
Учащиеся записывают в тетрадь следующие основные понятия из «Правил дорожного движения»:
«Дорога» – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
«Прилегающая территория» – территория, непосредственно прилегающая к дороге и предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, автозаправочные станции, предприятия и т.д.).
«Тротуар» – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
«Населенный пункт» – застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.22 – 5.25.
«Транспортное средство» – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов и оборудования, установленного на нем.
«Маршрутное транспортное средство» – транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей (пассажиров) и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками).
«Механическое транспортное средство» – транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
С каждым годом увеличивается население страны., растет и число транспорта на дорогах. Мы настолько привыкли к машинам, что порой забываем, что это источник повышенной опасности, это сотни килограммов металла на стремительных колесах. От нас с вами, от всех участников движения зависит благополучие на дорогах, будут ли машины нашими помощниками и друзьями, или они принесут беду, порой непоправимую. Нельзя забывать о том, что машину может занести на повороте, может отказать руль и т.д., машины не всегда управляемы. А если в это время дорогу перебегает взрослый или ребенок? Даже если машина исправна, водитель при всем своем мастерстве и желании не может остановить ее мгновенно. Вот почему так важно выработать в себе привычку не торопиться, не экономить секунды, перебегая дорогу перед транспортом.
Сегодня делается многое, чтобы лучше организовать движение транспорта и пешеходов. Строятся пешеходные переходы, устанавливаются светофоры, выставляются дорожные знаки, на проезжей части улиц и дорог наносятся специальные линии разметки и устанавливаются дорожные ограждения. Четкая и бесперебойная работа транспорта может быть только в том случае, если и пешеходы, и водители будут взаимно предупредительны, внимательны к окружающей обстановке, будут строго соблюдать установленные правила движения.
Основным правилам поведения на дороге учащиеся обучались в начальной школе, а вспомнить их помогут следующие вопросы.
Перейти улицу – это просто или сложно? Почему? Многие уверены, что нет ничего проще: посмотри налево, направо и шагай, если машин нет. Перейти улицу было бы просто, если бы машина всегда была заранее замечена пешеходом. Но на дороге много машин, стоящих и движущихся, за одной может быть скрыта другая. Заметить ее вовремя не всегда просто.
Какое главное правило при переходе улицы? Переходить ее надо только в установленных местах на перекрестках и пешеходных переходах, но самое главное – обеспечить себе хороший обзор дороги справа и слева. А там, где обзор плохой (стоят машины, кусты, деревья и другие помехи), необходимо, по возможности, отойти подальше от стоящих машин, кустов, мешающих осмотреть дорогу.
Как быть, если все же приходится переходить улицу рядом со стоящим автомобилем или другой помехой обзору? Может оказаться так, что как раз там, где разрешен переход, сломалась и стоит машина. В таких случаях подойдя к ней (или другому предмету, который мешает обзору), необходимо остановиться и осторожно выглянуть. Только убедившись в том, что скрытой опасности нет, можно переходить.
Почему опасно переходить улицу бегом? Когда человек бежит, ему трудно наблюдать и оценивать ситуацию на дороге. А при переходе улицы главное – внимательно посмотреть и влево, и вправо, потому что часто улица обманчива: кажется безопасно, но внезапно может выехать машина из переулка или из-за другой машины. Еще труднее заметить мотоцикл.
Закончить урок лучше разбором дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с детьми, совершенных в вашем городе (поселке) в районе школы в данном месяце (по материалам ГИБДД).
Дорожные знаки и дополнительные средства информации.
Цель урока: ознакомить школьников с группами дорожных знаков и их назначением.
Оборудование: плакаты – дорожные знаки.
Рекомендации к проведению урока.
Вопросы для учащихся.
Для чего нужны дорожные знаки? О чем говорят дорожные знаки водителям; пешеходам, велосипедистам?
Знаки безмолвно показывают, как вести себя на дороге. Каждый знак имеет особое значение, знать их обязаны водители, пешеходы, велосипедисты.
Дорожные знаки устанавливаются с правой стороны от дороги (по ходу движения автомобиля), так как в нашей стране движение правостороннее. Дорожные знаки едины для всех. Все знаки делятся на семь групп
1.Предупреждающие знаки.
Информируют водителей о приближении к основному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. Почти все предупреждающий знаки имеют треугольную форму с красной полосой по краям, а в центре знака черной краской нарисованы разные фигуры. К этой группе относятся следующие знаки (показать): «Пешеходный переход», «Дети», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Дорожные работы», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Разводной мост», «Опасный поворот», «Крутой спуск», «Крутой подъем», «Скользкая дорога», «Неровная дорога», «Выброс гравия», «Сужение дороги», «Дикие животные», «Падение камней», «Боковой ветер».Показывая каждый знак, дать возможность детям самим объяснить его. Предлагается обсудить вопросы.
Что должен предпринять водитель, если видит каждый из этих знаков?
Знак «Дети» говорит водителю о том, что на дороге возможно появление детей, и он должен быть предельно осторожен. Водитель заранее снижает скорость и, если дети вышли на дорогу, должен остановиться. Почти все данные знаки нацеливают водителя на такие же действия.
О чем говорит водителю и пешеходу знак «Пешеходный переход»? Водитель должен снизить скорость и остановиться, если пешеход ступил на пешеходный переход; а пешеходу данный знак говорит о том, что в этом месте можно переходить проезжую часть. Как правильно переходить улицу по пешеходному переходу, если нет светофора?
Узкую дорогу можно переходить только в том случае, если слева и справа нет машин или они далеко. Широкую дорогу с разделительной полосой по середине переходят по общепринятому правилу: посмотри налево, если нет машин, переходи дорогу до середины, потом посмотри направо, если нет машин, продолжай переход.
2. Знаки приоритета.
Устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги. Эти знаки говорят водителям, кто на перекрестке проедет первым, то есть имеет преимущество. Знаки приоритета имеют разную форму. Например, знак «Главная дорога» – квадрат с желтой серединой и белой полосой по краям, а знак «Движение без остановки запрещено» - это восьмиугольник красного цвета с белой надписью «стоп» латинскими буквами («STOP»).
Как будет действовать водитель, увидев эти знаки?
Если впереди главная дорога, то он пропустит идущие по ней машины, а перед знаком «STOP» обязан остановиться.
3. Запрещающие знаки.
Название этой группы знаков говорит само за себя. Все они имеют круглую форму с красной полосой по краям и с черным рисунком в центре.
Показать знаки для пешеходов: «Движение на велосипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено» и для водителей: «Движение запрещено», «Въезд запрещен», «Обгон запрещен».
4. Предписывающие знаки.
Почти все они круглой формы голубого цвета с белым рисунком или белой стрелкой посередине. Большинство знаков этой группы указывают водителю дальнейшее направление движения (показать знаки «Движение прямо», «Движение направо», Круговое движение»). Знак «Велосипедная дорожка» разрешает движение только на велосипедах и мопедах. По нему могут двигаться и пешеходы, если нет тротуара или пешеходной дорожки. Знак «Пешеходная дорожка разрешает движение только пешеходам.
5. Информационно-указательные знаки.
Самая много численная группа знаков. Они имеют квадратную или прямоугольную форму и окрашены чаще всего в синий цвет с белым рисунком, надписью или стрелкой. Эти знаки указывают водителю направление движения, места поворота или разворота, остановки маршрутного автобуса, рекомендуют определенную скорость движения и информируют о расположении населенных пунктов и других объектов. В этой группе есть знаки для пешеходов (показать): «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход».
6. Знаки сервиса.
Информирую о расположении больниц, автозаправочных станций, гостиниц
(показать знаки: «Больница», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания», «Место отдыха», «Пост ДПС»).7. Знаки дополнительной информации.
Уточняют или ограничивают действия других знаков. Например, знак «Автозаправочная станция» и под ним табличка с надписью «300 м» говорит о том, что через 300 метров можно заправить машину бензином. В этой группе есть таблички, указывающие направление действия знаков, на каком расстоянии и в какое время они действуют («Время действия», «Дни недели», «Рабочие дни»), каким способом поставить машину на стоянку, направление главной дороги и другое.
Каждый знак устанавливается именно в том месте, где он необходим. Например, «Пешеходный переход» из группы информационно-указательных знаков устанавливается в местах наиболее вероятного скопления людей (рядом с остановкой общественного транспорта). Этот знак определяет границы пешеходного перехода (там, где нет разметки «зебра»), поэтому с двух сторон дороги устанавливаются ближайшая и дальняя границы пешеходного перехода. А знак «Пешеходный переход» (для водителей) из группы предупреждающих устанавливается на определенном расстоянии до дорожной разметки «зебра» или до знака «Пешеходный переход» ( знак для пешеходов из группы информационно-указательных), определяющего ближайшую границу перехода.
Как вы думаете, где устанавливается знак «Дети»? На участке дороги вблизи детского учреждения, школы, там, где возможно появление детей.
Завершить урок можно кратким повторением основных групп дорожных знаков, обратив особое внимание на то, что знак для пешеходов «Пешеходный переход» выделяет наиболее безопасное место перехода людей через дорогу.
Правила пользования транспортом.
Цель урока: научить учащихся пользоваться общественным транспортом и правильному поведению на дороге.
Оборудование: брошюра «Правила дорожного движения» (5 раздел), плакаты.
Рекомендации к проведению урока.
Автомобиль стал неотъемлемым спутником прогресса общества, он оказывает неоценимую помощь человеку как в перевозке народнохозяйственных грузов, так и в перевозке пассажиров. Вместе с тем автомобиль стал и причиной несчастных случаев. Конечно, ребенок может получить травму и не от транспорта – ведь дети часто падают, играя в подвижные игры. Но ранения, полученные в дорожно-транспортных происшествиях, чрезвычайно опасны: в основном это черепно-мозговые травмы, в сочетании с тяжелыми повреждениями органов грудной и брюшной полости, переломами конечностей.
Человек беззащитен перед движущимся автомобилем, тем более, если это ребенок. Стоит ли подвергать себя опасности, если есть надежные средства безопасного поведения на дороге, надо только ими пользоваться. А средства эти просты – глубокие знания и культура поведения на улице.
Вопросы для учащихся.
Какие виды транспортных средств вы знаете? Каково их назначение?
Виды транспортных средств.
1.Легковой транспорт: автомобили (назвать разные марки).
2.Грузовой транспорт и спецмашины (самосвалы, фургоны, трейлеры, поливальные, снегоочистительные, бульдозеры).3.Мотоциклы мотороллеры, мопеды, велосипеды.
4.Общественный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, метро (вспомнить, что называется «маршрутным транспортным средством»).5.Сельскохозяйственные и самоходные машины.
Люди, пользующиеся для передвижения автобусом, троллейбусом, трамваем, такси или другими транспортными средствами, называются пассажирами. Каждый пассажир должен точно выполнять свои обязанности, которые изложены в Правилах дорожного движения» (раздел5) и в Правилах пользования общественным транспортом», утвержденных местными органами власти. В чем заключаются эти правила?
Ожидать транспортное средство нужно только на остановках, которые обычно обозначены указателями. Место ожидания на проезжей части обводится белой сплошной линией и называется посадочной площадкой. Если такой площадки нет, то ожидать транспортное средство необходимо на тротуаре или обочине дороги против указателя остановки. При этом выходить на проезжую часть запрещено.
Садиться в троллейбус, автобус, трамвай и другие транспортные средства можно лишь после полной их остановки. Как правило, посадка производится через задние двери, а высадка – через передние. Если есть несколько дверей, то для ориентации пассажиров вывешивают таблички: «Вход», «Выход». Ни в коем случае нельзя прыгать в автобус, трамвай на ходу, цепляться сзади за транспортное средство.
Запрещается стоять на выступающих частях и подножках машин. Войдя в салон автобуса или в вагон трамвая, пассажир должен пройти в среднюю его часть, чтобы не затруднять посадку.
Покупка билета на право проезда или предъявление проездных документов являются первейшей обязанностью каждого пассажира. Если в салоне имеются свободные места, пассажиры должны занять их, чтобы не толпиться в проходе. При этом необходимо помнить, что передние места отводятся пассажирам с детьми, инвалидам и престарелым гражданам, которым нужно всегда уступать место. Если пассажир выходит на ближайшей остановке, то он может заблаговременно пройти поближе к передней двери.
В салоне запрещается шуметь, шалить, громко разговаривать. Необходимо помнить, что шум неприятен пассажирам. Запрещается во время движения отвлекать от работы водителя разговорами, спрашивать названия остановок и т.д.
Некоторые пассажиры при движении транспорта, когда в салоне людно, прислоняются к дверям. Это строго запрещается, так как при езде возможно открывание дверей, и пассажир может оказаться на проезжей части. При движении автобуса, троллейбуса, трамвая нельзя высовываться из окон вагона или выставлять какие-либо предметы. Движущиеся рядом машины могут приблизиться к вагону и нанести пассажиру травму.
Запрещается перевозить в общественном транспорте взрывчатые вещества, пачкающие, острые и колючие предметы, громоздкие вещи, ездить в грязной одежде. Для перевозки колющих или режущих предметов требуется их тщательная упаковка.
Находясь в общественном транспорте, пассажир обязан выполнять указания кондуктора или водителя. Высаживаться из транспортного средства можно лишь при полной его остановке.
Пассажир, вышедший из автобуса, должен сразу же пройти на тротуар, не задерживаясь на проезжей части.
Многие жители городов и деревень пользуются собственными легковыми автомобилями или такси. Садиться и высаживаться из таких транспортных средств можно лишь со стороны тротуара или обочины дороги, так как мимо остановившегося автомобиля с левой его стороны движется другие машины. Если посадка и высадка производятся с левой стороны автомобиля, это мешает проходящим транспортным средствам, да и пассажиры подвергают себя опасности.
На переднем сидении легкового автомобиля запрещается перевозить детей моложе 12 лет. При движении в автомобиле, оборудованным ремнями безопасности, водители и пассажиры должны быть пристегнуты ими.Викторина «Пассажир».
Кого называют пассажиром? Каковы общие обязанности пассажиров? Как называются места для ожидания транспорта и чем они обозначаются? Что запрещается делать пассажиру при движении транспортного средства? Каков порядок посадки и высадки из автобуса, троллейбуса, трамвая? Как безопаснее обходить стоящий автобус или троллейбус? Как надо обходить стоящий трамвай? С какой стороны следует выходить из машины и почему? Почему запрещается цепляться за грузовые автомашины и прицепы?
Завершить урок можно разбором дорожно-транспортных происшествий, совершенных по причине невыполнения правил пользования транспортом.
Основные понятия и термины Правил дорожного движения.
Цель урока: сформировать у детей четкое знание того, что ПДД – это закон для всех участников движения; научить детей ориентироваться в «Правилах дорожного движения».
Оборудование: брошюры «Правил дорожного движения», набор дорожных знаков.
Рекомендации к проведению урока.
Высокий рост автомобильного транспорта, увеличение интенсивности движения на улицах и дорогах требуют строгого выполнения Правил дорожного движения. А ведь ежедневно каждый из нас оказывается участником движения в качестве пассажиров, пешеходов, а в летнее время и в качестве водителей велосипедов. От дисциплины всех участников дорожного движения зависит спокойствие и порядок на улицах, а также работа транспорта в целом. Недисциплинированное поведение детей и подростков, особенно в городах с интенсивным движением, является основной причиной дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями. Знать и соблюдать дисциплину, Правила дорожного движения должны не только водители всех автомототранспортных средств, но и пешеходы, и пассажиры. Правила движения – закон улиц и дорог для всех. И этот закон надо строго выполнять. Правила являются едиными для всей территории Российской Федерации и помогают установить порядок движения по улицам, площадям и другим проездам в городах и населенных пунктах, а также по дорогам. Действие Правил распространяется и на дворы, и на внутриквартальные проезды жилых массивов, проезды, находящиеся на территориях промышленных предприятий, карьеров, складов, участков лесосек. Соблюдение Правил обязательно для всех граждан и организаций. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Настоящие Правила введены в действие 1 июля 1994 года и включают в себя 24 раздела, вот некоторые из них ( найти в брошюре ПДД).
Общие положения (1).
Общие обязанности водителей (2).
Обязанности пешеходов (4).
Обязанности пассажиров (5).
Сигналы светофора и регулировщика (6).
Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также погону животных (24).
Более подробно можно остановиться на разделе (1). «Общие положения» (разъяснить каждый термин).
Особое внимание уделить следующим терминам:
«Участник дорожного движения» – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
«Водитель» – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
« Пешеход» – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.
«Пешеходный переход» – участок проезжей части, обозначенный знаками 5.16.1, 5.16.2 или разметкой 1.14.1-1.14.3 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.16.1 и 5.16.2 ( научить учащихся ориентироваться в цифровом обозначении).
На прошлом занятии ребята уже усвоили термин «Дорога», на данном уроке они должны усвоить различие между проезжей частью, полосой движения и разделительной полосой.
Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей. «Разделительная полоса» – конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части, и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов. Разделительной полосой может быть бетонный бордюр с газоном, ограждение. «Полоса движения» – любая из продольных полос проезжей, обозначенная или необозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Проезжая часть поделена на полосы движения, а между собой они отделены разделительной полосой.
Можно разъяснить термины «Стоянка» и «Остановка», выделить принципиальные различия и найти соответствующие им знаки.
К Правилам дорожного движения есть приложения №1 «Дорожные знаки и №2 «Дорожная разметка и ее характеристики».
Более подробно необходимо остановиться на дорожных знаках. Вспомнить, на какие группы они делятся.
Учитель показывает дорожный знак, ученик объясняет, к какой группе знаков он относится и что обозначает. Можно пользоваться брошюрой ПДД, чтобы лучше в ней ориентироваться и развивать зрительную память на дорожные знаки. Данное задание лучше превратить в игру. Тому, кто дал правильный ответ, начисляется очко. Выигрывает набравший наибольшее количество правильных ответов. По результатам игры можно поставить оценки. Если ученики хорошо ориентируются в брошюре и в дорожных знаках, то на следующем этапе закрепления можно предложить игру «Знаток дорожных знаков».
На столе все знаки перемешаны. Команда и нескольких учеников выбирает знаки определенной группы (группу знаков можно определить по жеребьевке) и закрепляет их на стенде. Выигрывает команда, выполнившая задание.
Элементы улиц и дорог.
Цель урока: закрепить понятия терминов «Дорога», «Проезжая часть», «Тротуар», знания о назначении улиц и дорог, об элементах улиц и дорог и их назначении.
Оборудование: брошюры: Правила дорожного движения, соответствующие плакаты.
Рекомендации к проведению урока.
Почему дорога стала называться дорогой, откуда возникли первые дороги, кто их строит? Было это очень давно. Люди жили тогда среди непроходимых лесов. Трудно было пробираться сквозь дремучие леса, но в этом была необходимость. И вот люди стали прорубать в лесах проходы-тропинки. Их называли «путиками». Путики, соединяющие между собой населенные пункты, именовали дорогами.
Первые мощеные дороги начали строить римлянееще две тысячи лет назад. Они были нужны, чтобы быстро перебрасывать обозы и подкрепления своим войскам, завоевывавшим страну за страной. Тысячи рабов мостили эти дороги двумя слоями крупных камней, соединенных известковым раствором. На это основание укладывали слой камней-голышей величиной с кулак, затем слой помельче, величиной с орех. А сверху посыпали дорогу мелко наколотым из булыжника щебнем. Некоторые эти дороги существуют уже два тысячелетия, сегодня по ним ездят автобусы с туристами.
В России первые мощеные дороги появились лишь в конце XVII века в Москве. До этого в столице, как и в других русских городах, на проезжих улицах местами прокладывали «гати» – уложенные поперек круглые бревна. Легко себе представить, как подпрыгивала на таком «полотне» даже самая тяжелая повозка.
В 1692 году главные московские улицы решили замостить камнем. Был объявлен царский указ о том, чтобы с каждых десяти дворов жители столицы представили либо по большому камню мерой в аршин, либо по два – в поларшина, либо столько же мелких камней, но каждый не мельче, чем гусиное яйцо.
Но для того, чтобы замостить даже самые главные улицы, этих камней не хватило. И тогда был объявлен новый указ: не пропускать в столицу ни одного приезжего, пока он не сдаст страже у городских ворот три привезенных камня каждый не меньше гусиного яйца.
Так постепенно покрылись булыжными мостовыми улицы Москвы. Что же касается первой государственной дороги, то она появилась в России в 1722 году, при Петре I, и соединила Москву с только что основанной императором новой столицей – Петербургом. Так первые дороги были большей частью просто хорошо укатанными грунтовыми и лишь в отдельных местах укреплены бревенчатыми настилами. Сейчас в России дороги очень разные. Между селами чаще всего вьются узкие, проселочные. Самые широкие и гладкие – скоростные дороги. Обычно их называют автострады или автомагистрали. Они соединяют крупные города, важные промышленные районы. По этим дорогам машины могут ехать в несколько рядов с большой скоростью. Некоторые магистрали настолько широки. Что даже посередине проходит разделительная полоса из газона или кустарника. По одну сторону этой полосы все машины движутся только в одном направлении, по другую – в обратном. Скоростными эти трассы называются потому, что их не пересекает ни одна дорога и водителям ничто не мешает вести машину с большой скоростью, не замедляя движение на перекрестках. Все поперечные шоссе проходят либо в туннелях под магистралью, либо над магистралью по переброшенной через нее эстакаде.
Дороги поуже, но такие же гладкие и ровные, называются шоссе. Они соединяют между собой города и поселки, большие стройки и станции. Обычно шоссе не очень широкие. Но все же машины могут ехать по ним в два ряда, а по возможности – и обгонять друг друга. Однако самой главное во всякой дороге – не ширина, а ее покрытие.
«Главная дорог» – дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1.-2.3.3. или 5.1(из ПДД), по отношению к пересекаемой ( примыкающей) или с твердым покрытием ( асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее ровной по значению с пересекаемой.
Вспомним понятие «Дорога» (из ПДД). Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины, разделительные полосы и кюветы при их наличии. Это и есть элементы дороги.
«Проезжая часть» – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Понятие «улица» несколько шире, чем «дорога». Улица включает в себя дорогу вместе с прилегающими к ней газонами и домами, являющимися элементами улицы.
Какие улицы называются односторонними и двусторонними?
Существуют улицы с одно- и двусторонним движением. Первые возникли тогда, когда в городах появилось очень много машин. Старые улицы оказались настолько узкими, что двум встречным машинам на них не разъехаться. Одной приходилось забираться на тротуар и ждать, пока другая проедет. Поэтому две такие улицы, проходящие параллельно, делают односторонними. По одно машины направляются в одну сторону, по другой- в противоположном направлении не мешая друг другу. Чтобы перейти через такую улицу, сначала нужно определить, в какую сторону движутся машины. Только тогда можно переходить спокойно, поглядывая только в ту сторону, откуда они появляются.
Вспомним понятие «Тротуар». Эта часть улицы безраздельно принадлежит людям. Первые мощеные дорожки для пешеходов появились всего двести лет назад в Париже. Это были обтесанные гранитные плиты, выложенные вдоль главных улиц города и отгороженные чугунными трубами с надписью «Тротуар» ( на русском языке – дорога для пешеходов). До этого пешеходам приходилось прижиматься к стенам домов и заборам, когда мимо проезжала карета или скакал всадник.
Такие же каменные плиты, отделанные чугунными трубами, появились вскоре в Петербурге, а затем в Москве. Некоторые из них сохранились и сегодня на окраинах городов. А на оживленных улицах проезжую часть отделяют теперь от тротуаров яркими оградами. Для чего тротуары устраивают всегда немного выше, чем проезжую часть? Главным образом, чтобы в дождь в них быстрее стекала вода к водосточным колодцам. А попутно для того, чтобы ни одна машина не заехала случайно правыми колесами на тротуар и не задела бы прохожего.
Обочиной называется немощеная полоса вдоль дороги. На нее съезжают с асфальта машины, когда им надо остановиться, чтобы высадить пассажиров. Есть одно важное правило, касающееся обочины. Если вдоль дороги нет пешеходной дорожки, то пешеходу следует идти по обочине навстречу движению. Тогда во избежание несчастного случая он вовремя сумеет отойти в сторону от шоссе.
Еще один элемент дороги – кювет. Когда-то кюветами называли наполненные водой канавы перед стенами крепостей. Они должны были преграждать дорогу солдатам, идущим на приступ. С тех давних времен слово «кювет» сохранилось, хотя и приобрело другой смысл.
Кюветами называют глубокие, по большей части сухие канавы, которые обычно тянутся с обеих сторон вдоль каждого шоссе. Для чего же нужны эти канавы?
Главным образом для того, чтобы после сильного дождя в них стекала с дороги вода, и дорога просыхала быстрее. Для того же и проезжую часть всякой благоустроенной автомобильной дороги делают с небольшим наклоном к краям. Кювет нужен и для того, чтобы шоферы всегда держались не у самого края проезжей части и не заезжали ненароком на тропинки, по которым обычно идут пешеходы.
От «бытовой» привычки - к трагедии на дороге.
Цель урока: дать понятие дорожной ситуации – «ловушки», отучить детей переносить «бытовые» привычки на проезжую часть улицы.
Оборудование: соответствующие плакаты.
Рекомендации к проведению урока.
Какие привычки детей, безобидные возле дома, опасны на проезжей части улицы?
1.Привычка «смело» выходить или выбегать из-за кустов, деревьев и других мешающих обзору предметов.
На улице кусты, деревья, заборы, дома, стоящие машины могут скрывать за собой опасность. Это и есть ситуация – «ловушка», ситуация закрытого обзора.
Что самое опасное на улице. Почему? Стоящая машина так как она мешает во время заметить опасность.
Какая машина опаснее, которая стоит или едет? Опасны обе, но стоящая опаснее, потому что может скрывать за собой другую машину. Та, которая движется, менее опасна; заранее увидев ее, всегда можно отойти.
Какая из стоящих машин опаснее других? Та, которая выше и длиннее: автобус, грузовик-фургон, трактор, бульдозер, автомобильный кран, - они больше всего мешают увидеть опасность.
Чем опасны машины, стоящие у светофора? Пока они трогаются, из-за них может выехать другая машина.
Чем опасна машина, стоящая в ожидании «стрелки» для поворота направо? За ней могут быть не видны машины, которые едут прямо.
Рисунок 4. От «бытовой» привычки к трагедии на дороге.
2.Привычка небрежно смотреть по сторонам и сразу начинать движение
3.Привычка оценивать обстановку без поворота головы.
4.Привычка начинать движение, не оглядевшись (например, в игре). Вы привыкли бросаться за мячом, собакой, не глядя по сторонам. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют напрочь забыть об опасности, которой подвергнуты дети на дороге. Был такой случай, когда семилетняя девочка знала, как следует переходить дорогу, безошибочно отвечала на вопросы по ПДД, но это не помешало ей, увидев свою учительницу, опрометью броситься навстречу, и только благодаря отличной реакции водителя удалось избежать наезда. Существуют три главных правила для безопасности на улице:
А) никогда не выходи на дорогу, не осмотрев ее поворотом головы;
Б) никогда не выходи на проезжую часть из-за стоящей машины или другой помехи обзору; в крайнем случае остановись и внимательно посмотри, что там за …;
В) никогда не выходи на проезжую часть «с ходу», следует приостановиться и осмотреться
5.Привычка отступать, делать шаг назад не глядя, отступать, отскакивать не поглядев, что за спиной. На проезжей части шаг назад может быть шагом под колеса
00
6.Привычка оглядываться, когда вас позовут. При переходе улицы это опасно.
00
7.Привычка двигаться бегом. Движение бегом делает наблюдение ненадежным. Тот, кто бежит, уже не наблюдает. Он смотрит прямо перед собой, а не по сторонам, не поворачивает голову вправо и влево.
8.Привычка двигаться непрерывно, не останавливаясь. Перед выходом на проезжую часть всегда следует остановиться и посмотреть по сторонам с поворотом головы.
9.Привычка двигаться по кратчайшему пути, наискосок. На дороге так двигаться нельзя, потому что труднее наблюдать. Ведь тот, кто идет наискосок, поворачивается спиной к машинам.
10.Привычка совмещать движение с оживленной беседой. Разговоры отвлекают мысли и взгляд от наблюдения. Те, кто оживленно разговаривают, уже не наблюдают, а смотрят (посматривают) друг на друга.
00
11. Привычка спешить. В спешке человек забывает обо всем. Тот, кто спешит, тот не наблюдает. Оставьте спешку на тротуаре.
12. Привычка не крепко держать родителей (взрослых) за руку, нередко вырываться от них.
00
Учитель читает отрывок и обсуждает его с учениками.
«Уже темнело. По улице города ехал автобус, возвращавшийся в парк. Из-за кустов, которыми тротуар был отделен от дороги, на проезжую часть вылетел футбольный мяч, а за ним выскочил мальчик лет восьми, забыв обо всем на свете, он бежал наперерез несущемуся с большой скоростью автобусу. Мальчик думал только о своем мяче. Еще мгновение и ребенок окажется под колесами тяжелой машины. Это понял и водитель. Не теряя и доли секунды, он одним поворотом руля бросил автобус в сторону (благо, встречная полоса была свободна), чтобы хоть как-то смягчить удар. Но все же наезд произошел. Ведь несчастья могло и не быть, знай мальчик (продолжают рассказ ученики).
Что же должен знать ребенок, оказавшись в подобной ситуации? Он допустил самое распространенное нарушение правил дорожного движения: внезапно выскочил на проезжую часть из-за препятствия, ограничивающего обзорность, - кустов. Игра, игрой, но подбежав к дороге ему следовало бы остановиться, посмотреть налево и, удостоверившись в том, что поблизости автомашин нет, дойти до середины проезжей части и подобрать свой мяч. После этого посмотреть направо, закончить переход. А лучше всего выбирать более безопасное место для игр: двор, сквер, парк – как можно дальше от дороги.
Улица обманчива тем, что она такая же серая, как тротуар и дорожка возле дома. Кажется, что и правила поведения могут быть такими же. Нет! На улице, где машины, особый транспортный мир, здесь нужны особые привычки, особые наблюдения, продуманные действия.
Закончить урок можно разбором различных ситуаций на дороге.
На железной дороге.
Цель урока: научить учащихся пользоваться железнодорожными переходами; дать понятия об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода и переезда через железнодорожные пути.
Оборудование: брошюры «Правила дорожного движения», плакаты.
Рекомендации к проведению урока.
«Железнодорожный переезд» – пересечение дороги с железнодорожными путями (ПДД).
Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине).
Все автомобили, подъезжающие к полотну железной дороги, останавливаются и терпеливо ждут, когда поезд проедет мимо них. Почему? Вы знаете как не просто остановить быстро едущий автомобиль, а уж мгновенно остановить мчащийся поезд совсем невозможно. Даже самый короткий он в десятки раз тяжелее самого большого автомобиля. Значит и инерция движения у него во столько же раз сильнее. Машинист скорого поезда начинает замедлять ход состава за несколько километров до остановки. Для этого у поезда есть тормоза не только на колесах локомотива, но и на колесах каждого вагона. И все они подчиняются машинисту.
О том, что впереди железнодорожный переезд и нужно быть более осторожным, водителя предупреждают дорожные знаки (нумерация знаков из ПДД).
«Железнодорожный переезд со шлагбаумом» - белый треугольник в красной рамке, в середине которого нарисованы рельсы со шпалами. Это значит, что впереди железнодорожный переезд со шлагбаумом.
Если же внутри треугольника изображен тепловоз – впереди неохраняемый «Железнодорожный переезд без шлагбаума» 1.2.
На дороге один за другим появляются предупреждающие знаки 1.4.1-1.4.6- «Приближение к железнодорожному переезду». Сперва белая дощечка с тремя косыми красными полосами на белом фоне (за 150 м до железнодорожного переезда), затем такая же дощечка с двумя полосами (за 100 м), и наконец – с одной (за 50 м).
Далее автомобиль подъезжает к железнодорожному полотну, через которое проложен деревянный настил.
Для того, чтобы на рельсах в момент прохода поезда не оказалось автомобиля, перед большинством переездов через железнодорожное полотно с обеих сторон устанавливают опускающиеся перекладины, выкрашенные черно-белыми полосками. Это шлагбаумы. Шлагбаум поднят – проезд открыт, опущен – проезд закрыт. Но движение машин через железнодорожный переезд кроме шлагбаума регулируется еще и светофорами.
6.9 – Круглый белолунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих белолунном и красном сигналах движение разрешается (если шлагбаум поднят) при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины). При приближении поезда то в одной, то в другой секции светофора загорается красный свет, одновременно подается звуковой сигнал. Шлагбаум закрывается – движение запрещается. Нельзя подлезать под закрытый шлагбаум. Нельзя переходить пути, если виден приближающийся поезд.
На многих станциях для перехода через пути сооружают мосты или прокладывают под ними тоннели. На тех станциях, где мостов нет, пешеходы должны переходить железнодорожные пути по настилам и только там, где установлены указатели «Пешеходный переход».
При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума, указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (из ПДД).
15.3. Запрещается выезжать на переезд:
при закрытом или начинающим закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);
при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);
при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращен к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарем или флажком, либо с вытянутыми в сторону руками;
если к переезду в пределах видимости приближается поезд;
самовольно открывать шлагбаум.
15.4. В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5, или светофора, если их нет – не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего – не ближе 10 м до ближайшего рельса.
15.5. при вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда. Одновременно водитель обязан:
при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны на 1 км (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;
оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;
при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигналы остановки.
Сигналом остановки служит круговое движение руки (днем с лоскутом красной материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.
Шлагбаум, светофор, дежурный по переезду закрывают дорогу не только автомобилям, но и пешеходам. При закрытом шлагбауме и запрещающем сигнале светофора движение пешеходов и велосипедистов запрещается. Ведь можно не рассчитать свою скорость, и поезд окажется на переезде раньше, чем пешеход перебежит или проедет велосипедист. Пешеход может поскользнуться и упасть прямо под колеса локомотива. А это – верная гибель.
Нельзя ни стоять, ни идти возле самого полотна. Экспрессы мчаться с такой скоростью, что пешехода может втянуть под вагон потоком воздуха или ударить камнем, выброшенным с полотна тем же потоком. По той же причине запрещено играть вблизи железнодорожных путей. Бывают случаи, когда дети играют на путях, ходят по рельсам, а в зимнее время катаются на санках и лыжах с железнодорожной насыпи. Это может привести к несчастным случаям, так как заигравшись, легко не заметить приближающегося поезда.
Урок можно закончить разбором дорожно-транспортного происшествия на железной дороге.
Правила оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии (при кровотечениях и ожогах).
Цель урока: дать понятие кровотечения. Научить методам остановки кровотечения, наложения повязок, оказания первой медицинской помощи при ожогах.
Оборудование: медицинский жгут, платок и палочка для закрутки, бинт и валик для наложения повязки при венозном кровотечении.
Рекомендации по проведению урока.
В ходе урока вместе с учениками учитель дает ответы на следующие вопросы:
Что называется кровотечением? Выхождение крови из поврежденного кровеносного сосуда.
Каковы причины кровотечений? Причины чрезвычайно разнообразны. Наиболее частой является прямая травма – укол, разрез, растяжение.
В чем различие сильного и слабого кровотечений? Кровотечение считается слабым, если оно уже при обработке раны прекращается. При сильном кровотечении происходит сильная кровопотеря, поэтому главное – срочно остановить его, а затем приступить к обработке раны.
Что необходимо сделать, если ты получил в ДТП царапины и кровоточащие ссадины? Как называется такое кровотечение? Порез или ссадину следует тщательно промыть теплой водой с мылом. Кровотечение можно остановить, если прижать ранку рукой на несколько минут. Затем поврежденный участок закрывают куском марли или чистым носовым платком. Когда повреждены мелкие кровеносные сосуды, кровотечение называется капиллярным.
Какие еще есть виды кровотечений? Венозное, артериальное, паренхиматозное – внутреннее.
Чем отличается венозное кровотечение от артериального? Артериальное кровотечение – кровь алая, вытекает из раны толчкообразно или бьет пульсирующей струей под действием давления, пострадавший через очень короткий промежуток времени теряет много крови. Венозное – кровь темная, вытекает без давления.
Какое кровотечение наиболее опасно? Артериальное.
Какие существуют способы остановки кровотечения? При наличии венозного кровотечения можно наложить на саму рану тугую давящую повязку и придать кровоточащей области возвышенное положение. Давящая повязка одновременно и сдавливает кровеносные сосуды, и препятствует вытеканию из раны. Сильное, угрожающее жизни артериальное кровотечение из раны конечности, требует самой неотложной помощи – наложения жгута или закрутки.
00Как правильно наложить жгут и что можно использовать для закрутки из подручных материалов? Жгут накладывается только при артериальном кровотечении выше раны с умеренной силой на прокладку из ткани. Под жгут обязательно вкладывают записку с указанием времени его наложения, так как держать его можно не более 1,5 часа, а на морозе или жаре это время сокращается до 1 часа, после чего начинается омертвление тканей. Если за это время раненного не успели доставить в больницу, то жгут снимают, вполне возможно, что кровотечение не возобновится. Если же оно продолжается, то через 10 минут жгут накладывают снова и к первой записке с указанием времени добавляется вторая. Для закрутки из подручных материалов можно использовать крепкий платок, пояс и т.д.
Какие виды повязок вы знаете? На какие части тела накладывается каждая из них? Круговая, спиральная, пращевидная. Круговая накладывается вначале бинтования, или при бинтовании ограниченной области тела (запястья, части головы, и т.д.). Спиральная наиболее удобная при наложении на конечности. Пращевидная – «черепец» – при ранениях лица и головы.
Какое наиболее распространенное внутреннее кровотечение вы знаете? Повреждение мелких кровеносных сосудов под кожей от сильного удара, когда не нарушена целостность кожи, приводит к образованию синяка и шишки. К ушибленному месту следует приложить холод (кусочек льда в салфетке) на 10-15 минут. Лед поможет остановить подкожное кровотечение. После этого необходимо приложить к ушибу холодный мокрый носовой платок, салфетку или полотенце еще на 10-15 минут. НО в ДТП люди иногда получают куда более серьезные внутренние кровотечения при разрывах внутренних органов или вен и артерий. В таких случаях необходимо немедленно доставить пострадавшего в больницу, а до приезда врача – уложить его горизонтально с приподнятыми конечностями, а на место травмы положить холод.
Что такое ожог, его виды? Ожог – это повреждение тканей тела под воздействием высокой температуры. Термические ожоги могут быть вызваны, пламенем, кипятком, паром. Химические связаны с воздействием едких жидкостей, отбеливателей, крепких растворов кислот и щелочей. Например, нельзя лить на рану йод, спирт и другие лекарства, так как они могут вызвать химический ожог поврежденного места и только затруднят заживление. Этими веществами можно обрабатывать только края раны. Лучевой – солнечный ожог можно получить от длительного пребывания под ультрофиолетовой лампой.
Существует четыре степени ожогов. Какие? Каковы характерные признаки той или иной степени ожога? Ожоги 1-ой степени характеризуются легкими повреждениями самого поверхностного слоя кожи: покраснение небольшая припухлость тканей, болезненность. Через 2-3 дня ожоги проходят. Ожоги 2-ой степени – появление пузырьков, наполненных желтоватой жидкостью. 4-5- дней содержимое пузырей рассасывается, и раны подсыхают. Ожоги 3-ей степени отличаются большей глубиной: образуется плотная корка от светло-коричневого до черного цвета. Остается рубец. Время заживления - до нескольких месяцев. Ожоги 4-ой степени сопровождаются обугливанием кожи и глубже лежащих тканей, что может привести к смерти.
Что нужно сделать в первую очередь перед оказанием медицинской помои при ожоге?
Как можно быстрее погасить горящую одежду. Для этого нужно облить человека водой и завернуть его в одеяло, пальто. Снять с него тлеющую одежду.
Какова первая помощь при ожогах разной степени тяжести? Ожоги первой степени похожи на обыкновенные солнечные ожоги. Для их лечения не обязательно обращаться к врачу. Чтобы обожженная кожа не слишком пересохла, ее смазывают мазью от солнечных ожогов. При возникновении пузырьков самое главное их не трогать, так как в пузырь, вскрытый неправильно, может попасть инфекция. При ожогах второй степени необходима помощь врача, а до его приезда обожженное место следует немедленно подставить под струю холодной воды (особенно при химических ожогах), никакие мази использовать нельзя, так как это нам мешает правильно провести лечение. Затем обожженный участок накрывают чистой марлевой повязкой, салфеткой или полотенцем. Если к ране прилипла одежда, не пытайтесь самостоятельно отделить ее от кожи. Человеку, получившему ожог 3-ей степени во избежание шока, требуется обильное питье. В жизни может случиться так, что получивший травму человек будет целиком зависеть от вашей помощи, так как никого из взрослых поблизости не окажется. Поэтому постарайтесь запомнить что необходимо делать при кровотечениях и ожогах. Не исключено, что когда-нибудь эти знания помогут вам в спасении чьей-то жизни.
Урок можно закончить практическими упражнениями.
Езда на велосипеде.
Цель урока: научить ребят правильно выбирать велосипед, осматривать его перед выездом, ездить на учебной площадке. Закрепить элементарные правила для велосипедистов на практике.
Оборудование: велосипеды с диаметром колес 40 см, плакаты.
Рекомендации к проведению урока.
Велосипед является первым в жизни транспортным средством. И многие продолжают дружить с ним на протяжении всей жизни. Но, покупая велосипед, важно чтобы он был подобран по росту. Большой,»на вырост», не удобен – ноги с трудом достают до педалей, на слишком маленьком приходится высоко поднимать сиденье и руль, сутулиться при езде. Для подростков больше всего подойдет велосипед с диаметром колес не более 40 см (Типа КАМА).
До 14 лет дети могут ездить на велосипедах только внутри дворов, на специальных площадках, по велодорожкам; запрещено кататься по дорогам и даже обочинам дорог.
Учиться ездить на велосипеде лучше в тех местах, где нет движения автомобилей, но ни в коем случае – на тротуарах и пешеходных дорожках садов, бульваров и парков. Там движение на велосипедах вообще запрещено, так как всегда есть риск задеть прохожего или играющих малышей.
Прежде чем выехать из дома, велосипедист обязан:
проверить руль - легко ли он вращается;
проверить шины – хорошо ли они накачены;
в порядке ли ручной и ножной тормоза – смогут ли они тотчас остановить велосипед перед неожиданным препятствием;
работает ли звонок, чтобы вовремя предупредить идущих впереди людей;
если предстоит прогулка в вечернее время, проверить в порядке ли фонарь (спереди с белым светом) и красный светоотражатель на заднем щитке: велосипед должны видеть в темноте все водители и пешеходы – и те, кто идут и едут навстречу, и те, кто догоняют сзади.
Первый навык - это умение держать равновесие. Мы легко обнаруживаем, что с увеличением скорости удерживать равновесие легче, велосипед как бы сам стремится держать вертикальное положение. И наоборот, со снижением скорости он так и норовит повернуть в сторону. Вот почему для велосипедиста важно научиться ездить медленно.
Нужно помнить, что велосипед – маневренное, но очень неустойчивое транспортное средство, поэтому следует научиться управлять им одной рукой. Это даст возможность во время движения подавать сигналы маневра рукой, не упасть.
Для тех, кто усвоил первые навыки вождения, можно предложить различные упражнения на велосипеде:
«восьмерка»;
перевоз предмета;
коридор из коротких досок;
слалом с неодинаково расставленными кеглями;
слалом между воротами – «змейка» (шайбами)
скачок и качели;
остановка на контрольной линии (перед колесами или между колесами);
«ворота» – проезд между двумя стойками (расстояние между стойками равно ширине руля плюс 3 см).
Урок можно закончить разбором ДТП с детьми-велосипедистами, еще раз напомнить о запрещении цепляться «на буксир» к грузовикам. Ведь достаточно водителю круто завернуть или резко затормозить, чтобы даже самый умелый велосипедист сорвался и попал под идущие сзади или рядом машины.
0257810
45720-91440
-45720219710
Рис.19. Коридор из коротких досок.
Рис.20. Коридор из длинных досок.
00