Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Дательный падеж имен существительных».





Урок русского языка
в 4-м классе
по теме:
«Дательный падеж имен существительных».





УМК Школа 2100








Подготовила:
учитель высшей категории
МБОУ СОШ №3
Быкова Т.Г.














Цели урока: 1. Обучающие. Познакомить учащихся с основным значением дательного падежа, его вопросами и предлогами; учить распознавать дательный  падеж  имен существительных, формировать сознательное употребление в речи существительных в дательном падеже. 2. Развивающие. Развивать творческие способности учащихся, чувства языка и речевого слуха; работать над развитием орфографической зоркости, совершенствовать навыки самостоятельной работы. 3. Воспитательные. Воспитывать любовь к родному языку, умение слушать и слышать говорящего. Оборудование: карточки с дифференцированными заданиями, таблицы с названием темы урока, с девизом урока, таблица предлогов и вопросов падежей, карточка с отпечатанным стихотворением у каждого учащегося.
Ход урока I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку, мобилизация внимания учащихся.
- Работать будем под девизом:
Мало уметь писать,
Надо уметь думать!
Какая пословица подходит к девизу урока - прежде, чем написать нужно хорошенечко подумать.
(Семь раз отмерь, один раз отрежь) (На доске сначала появляется запись девиза, а после того, как дети произнесут пословицу, то и пословица)
Сегодня продолжим учиться красиво писать, будем думать и рассуждать и ворон, конечно, не считать.
-Откроем тетради и запишем в них день и место нашей встречи.
( число и классная работа)
II. Чистописание. а) Орфографическая зарядка
Ребята, вставьте пропущенные в словах орфограммы .
Взгл..нул, кр..чал, ука..ка, прелес..ный, гвоз..ь, звёз..ный, ..на, св..и.
На какие группы можно разделить слова?
Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания.
Эта буква находится в слове, состоящем из 1 слога.
Расскажите всё, что вы знаете об этой букве.( Эта буква обозначает согласный звонкий, парный звук, который бывает и твёрдым и мягким.) Учитель показывает на доске письмо заглавной и строчной буквы Дд б) Запись букв и соединений.
Дети записывают в тетрадях: Дд Дд Дд до од др жд в) Запись однокоренных слов.
На доске записаны слова: Добро- добрый, доброта, к добру, добряк, одобряли. Какое слово здесь лишнее? Почему? Какие слова мы называем родственными или однокоренными? С помощью чего образуются однокоренные слова? Запишите в тетрадь только однокоренные слова, выделите корень.
С какой орфограммой в корне слова вы встретились?
Как проверить безударную гласную в корне слова?
Какое из данных слов является проверочным словом?
III. Повторение пройденного
1. Отгадайте «грамматические» загадки и ответьте на вопросы, только не забывайте, что петь надо вместе, а говорить врозь.
а) В немецком языке их 4, в венгерском - 22, в английском-2, а русском языке - 6. Каждый имеет свои вопросы. (Падежи.)
-Перечислите падежи русского языка.
-А теперь угадайте, о каком падеже речь?
б) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда в этом падеже. (Именительный падеж.)
в) У этого падежа нет «своих» вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа. (Винительный падеж)
г) А какой падеж можно истолковать, как «падеж родства», «часть от целого»? (Родительный падеж - потомки Пушкина, сын Иванова, кусочек пирога) Хотя некоторые значения ушли –Без стараний, не будет и знаний. IV. Формулирование темы и цели урока.
- Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал:
«Такой падеж..., как ,,,,,,,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю».
- Правильно, речь идет о дательном падеже.
Мне прислали рисуночное письмо с названием темы нашего урока. Проверьте, правильно ли она написана? (Показ письма)

V. Изучение нового материала.
1.Беседа «Что мы знаем о дательном падеже».
-Что вы знаете о дательном падеже?
Запись на доске и в тетрадях?
Дательный падеж
Дать кому? чему?
к, по
второстепенный
2. Запись словарных слов в дательном падеже.
Словарь: к учителю, к ученикам, по одноклассникам, по аллее, карнавалу.
3. Работа над деформированным предложением.
Туристы, по, реке, шли, лесу, к.
Синтаксический разбор предложения. (Характеристику устно: повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое)
Запомните предлоги дательного падежа.
Почему этот падеж получил такое название?
4. Работа по учебнику. Стр. 110, упр. 144.
Запись. Щедрый человек - нескупой, нежадный.
VI.Физкультминутка
VI I. Закрепление изученного. 1. Работа со стихотворением.
У детей на парте листы со стихотворением.
Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал! А ещё как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А ещё КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь.
(Г. Рик)
Прочитайте стихотворение и найдите в нём имена существительные, употреблённые в дательном падеже.
2. Работа по учебнику. Стр.111-112. Упр. 145, 147.
3.Срез знаний.
VI I I. Обобщение.
С каким падежом вы познакомились сегодня на уроке?
На какие вопросы отвечают имена существительные дательного падежа?
С какими предлогами употребляются?
Как определить падеж имени существительного?
IX.Итог урока. Прочитайте скороговорку.
Простоквашу дали Клаше,
Недовольна Клаша:
«Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши».
В этой скороговорке встречаются имена существительные во всех изученных нами падежах: в И.п., в Р.п., в Д.п., в В.п. Так ли это? X. Домашнее задание.

Стр. 118-119 упр. 5.. Выучить предлоги дательного падежа.























Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал! А ещё как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А ещё КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь.
(Г. Рик)

Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал! А ещё как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А ещё КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь.
(Г. Рик)

Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал! А ещё как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А ещё КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь.
(Г. Рик)


Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал! А ещё как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А ещё КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь.
(Г. Рик)

Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал! А ещё как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А ещё КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь.
(Г. Рик)

Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал! А ещё как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А ещё КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь.
(Г. Рик)








Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал! А ещё как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А ещё КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь.
(Г. Рик)





Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал! А ещё как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А ещё КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь.
(Г. Рик)





Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал! А ещё как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А ещё КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь.
(Г. Рик)


Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал! А ещё как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А ещё КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь.
(Г. Рик)

Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал! А ещё как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А ещё КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь.
(Г. Рик)

Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал! А ещё как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А ещё КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь.
(Г. Рик)









Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал! А ещё как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А ещё КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь.
(Г. Рик)







Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал! А ещё как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А ещё КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь.
(Г. Рик)







Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал! А ещё как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А ещё КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь.
(Г. Рик)


















15