Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Дательный падеж имен существительных».
Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Дательный падеж имен существительных».
УМК Школа 2100
Подготовила: учитель высшей категории МБОУ СОШ №3 Быкова Т.Г.
Цели урока:1. Обучающие.Познакомить учащихся с основным значением дательного падежа, его вопросами и предлогами; учить распознавать дательный падеж имен существительных, формировать сознательное употребление в речи существительных в дательном падеже.2. Развивающие.Развивать творческие способности учащихся, чувства языка и речевого слуха; работать над развитием орфографической зоркости, совершенствовать навыки самостоятельной работы.3. Воспитательные.Воспитывать любовь к родному языку, умение слушать и слышать говорящего. Оборудование: карточки с дифференцированными заданиями, таблицы с названием темы урока, с девизом урока, таблица предлогов и вопросов падежей, карточка с отпечатанным стихотворениему каждого учащегося. Ход урокаI. Организационный момент.Проверка готовности учащихся к уроку, мобилизация внимания учащихся. - Работать будем под девизом: Мало уметь писать, Надо уметь думать! Какая пословица подходит к девизу урока - прежде, чем написать нужно хорошенечко подумать. (Семь раз отмерь, один раз отрежь) (На доске сначала появляется запись девиза, а после того, как дети произнесут пословицу, то и пословица) Сегодня продолжим учиться красиво писать, будем думать и рассуждать и ворон, конечно, не считать. -Откроем тетради и запишем в них день и место нашей встречи. ( число и классная работа) II. Чистописание. а) Орфографическая зарядка Ребята, вставьте пропущенные в словах орфограммы . Взгл..нул, кр..чал, ука..ка, прелес..ный, гвоз..ь, звёз..ный, ..на, св..и. На какие группы можно разделить слова? Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Эта буква находится в слове, состоящем из 1 слога. Расскажите всё, что вы знаете об этой букве.( Эта буква обозначает согласный звонкий, парный звук, который бывает и твёрдым и мягким.)Учитель показывает на доске письмо заглавной и строчной буквы Ддб) Запись букв и соединений. Дети записывают в тетрадях: Дд Дд Дд до од др ждв) Запись однокоренных слов. На доске записаны слова:Добро- добрый, доброта, к добру, добряк, одобряли. Какое слово здесь лишнее? Почему?Какие слова мы называем родственными или однокоренными? С помощью чего образуются однокоренные слова?Запишите в тетрадь только однокоренные слова, выделите корень. С какой орфограммой в корне слова вы встретились? Как проверить безударную гласную в корне слова? Какое из данных слов является проверочным словом? III. Повторение пройденного 1. Отгадайте «грамматические» загадки и ответьте на вопросы, только не забывайте, что петь надо вместе, а говорить врозь. а) В немецком языке их 4, в венгерском - 22, в английском-2, арусском языке - 6. Каждый имеет свои вопросы. (Падежи.) -Перечислите падежи русского языка. -А теперь угадайте, о каком падеже речь? б) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегдав этом падеже. (Именительный падеж.) в) У этого падежа нет «своих» вопросов. Один он попросил уименительного, а другой у родительного падежа. (Винительный падеж) г) А какой падеж можно истолковать, как «падеж родства», «часть от целого»? (Родительный падеж - потомки Пушкина, сын Иванова, кусочек пирога) Хотя некоторые значения ушли –Без стараний, не будет и знаний. IV. Формулирование темы и цели урока. - Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал: «Такой падеж..., как ,,,,,,, Я с детства не терплю: Давать, Делиться чем-нибудь С друзьями Не люблю». - Правильно, речь идет о дательном падеже. Мне прислали рисуночное письмо с названием темы нашего урока. Проверьте, правильно ли она написана? (Показ письма)
V. Изучение нового материала. 1.Беседа «Что мы знаем о дательном падеже». -Что вы знаете о дательном падеже? Запись на доске и в тетрадях? Дательный падеж Дать кому? чему? к, по второстепенный 2. Запись словарных слов в дательном падеже. Словарь: к учителю, к ученикам, по одноклассникам, по аллее, карнавалу. 3. Работа над деформированным предложением. Туристы, по, реке, шли, лесу, к. Синтаксический разбор предложения. (Характеристику устно: повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое) Запомните предлоги дательного падежа. Почему этот падеж получил такое название? 4. Работа по учебнику. Стр. 110, упр. 144. Запись. Щедрый человек - нескупой, нежадный. VI.Физкультминутка VI I. Закрепление изученного.1. Работа со стихотворением. У детей на парте листы со стихотворением. Если б я названияПадежам давал,Я б тогда дарительнымДАТЕЛЬНЫЙ назвал!А ещё как размечтаюсь,Дед Морозом наряжаюсьИ подарки всем несу:Братику, сестричке, псу.А ещё КОМУ? ЧЕМУ?Птенчику, коню, сому,Кошке, зайцу, бегемоту,Крокодилу и слону!К паровозу тороплюсь,По земле лечу, несусь!Всем подарки развезу яИ тогда домой вернусь. (Г. Рик) Прочитайте стихотворение и найдите в нём имена существительные, употреблённые в дательном падеже. 2. Работа по учебнику. Стр.111-112. Упр. 145, 147. 3.Срез знаний. VI I I. Обобщение. С каким падежом вы познакомились сегодня на уроке? На какие вопросы отвечают имена существительные дательного падежа? С какими предлогами употребляются? Как определить падеж имени существительного? IX.Итог урока.Прочитайте скороговорку. Простоквашу дали Клаше, Недовольна Клаша: «Не хочу я простокваши, Дайте просто каши». В этой скороговорке встречаются имена существительные во всех изученных нами падежах: в И.п., в Р.п., в Д.п., в В.п. Так ли это?X. Домашнее задание.
Если б я названияПадежам давал,Я б тогда дарительнымДАТЕЛЬНЫЙ назвал!А ещё как размечтаюсь,Дед Морозом наряжаюсьИ подарки всем несу:Братику, сестричке, псу.А ещё КОМУ? ЧЕМУ?Птенчику, коню, сому,Кошке, зайцу, бегемоту,Крокодилу и слону!К паровозу тороплюсь,По земле лечу, несусь!Всем подарки развезу яИ тогда домой вернусь. (Г. Рик)
Если б я названияПадежам давал,Я б тогда дарительнымДАТЕЛЬНЫЙ назвал!А ещё как размечтаюсь,Дед Морозом наряжаюсьИ подарки всем несу:Братику, сестричке, псу.А ещё КОМУ? ЧЕМУ?Птенчику, коню, сому,Кошке, зайцу, бегемоту,Крокодилу и слону!К паровозу тороплюсь,По земле лечу, несусь!Всем подарки развезу яИ тогда домой вернусь. (Г. Рик)
Если б я названияПадежам давал,Я б тогда дарительнымДАТЕЛЬНЫЙ назвал!А ещё как размечтаюсь,Дед Морозом наряжаюсьИ подарки всем несу:Братику, сестричке, псу.А ещё КОМУ? ЧЕМУ?Птенчику, коню, сому,Кошке, зайцу, бегемоту,Крокодилу и слону!К паровозу тороплюсь,По земле лечу, несусь!Всем подарки развезу яИ тогда домой вернусь. (Г. Рик)
Если б я названияПадежам давал,Я б тогда дарительнымДАТЕЛЬНЫЙ назвал!А ещё как размечтаюсь,Дед Морозом наряжаюсьИ подарки всем несу:Братику, сестричке, псу.А ещё КОМУ? ЧЕМУ?Птенчику, коню, сому,Кошке, зайцу, бегемоту,Крокодилу и слону!К паровозу тороплюсь,По земле лечу, несусь!Всем подарки развезу яИ тогда домой вернусь. (Г. Рик)
Если б я названияПадежам давал,Я б тогда дарительнымДАТЕЛЬНЫЙ назвал!А ещё как размечтаюсь,Дед Морозом наряжаюсьИ подарки всем несу:Братику, сестричке, псу.А ещё КОМУ? ЧЕМУ?Птенчику, коню, сому,Кошке, зайцу, бегемоту,Крокодилу и слону!К паровозу тороплюсь,По земле лечу, несусь!Всем подарки развезу яИ тогда домой вернусь. (Г. Рик)
Если б я названияПадежам давал,Я б тогда дарительнымДАТЕЛЬНЫЙ назвал!А ещё как размечтаюсь,Дед Морозом наряжаюсьИ подарки всем несу:Братику, сестричке, псу.А ещё КОМУ? ЧЕМУ?Птенчику, коню, сому,Кошке, зайцу, бегемоту,Крокодилу и слону!К паровозу тороплюсь,По земле лечу, несусь!Всем подарки развезу яИ тогда домой вернусь. (Г. Рик)
Если б я названияПадежам давал,Я б тогда дарительнымДАТЕЛЬНЫЙ назвал!А ещё как размечтаюсь,Дед Морозом наряжаюсьИ подарки всем несу:Братику, сестричке, псу.А ещё КОМУ? ЧЕМУ?Птенчику, коню, сому,Кошке, зайцу, бегемоту,Крокодилу и слону!К паровозу тороплюсь,По земле лечу, несусь!Всем подарки развезу яИ тогда домой вернусь. (Г. Рик)
Если б я названияПадежам давал,Я б тогда дарительнымДАТЕЛЬНЫЙ назвал!А ещё как размечтаюсь,Дед Морозом наряжаюсьИ подарки всем несу:Братику, сестричке, псу.А ещё КОМУ? ЧЕМУ?Птенчику, коню, сому,Кошке, зайцу, бегемоту,Крокодилу и слону!К паровозу тороплюсь,По земле лечу, несусь!Всем подарки развезу яИ тогда домой вернусь. (Г. Рик)
Если б я названияПадежам давал,Я б тогда дарительнымДАТЕЛЬНЫЙ назвал!А ещё как размечтаюсь,Дед Морозом наряжаюсьИ подарки всем несу:Братику, сестричке, псу.А ещё КОМУ? ЧЕМУ?Птенчику, коню, сому,Кошке, зайцу, бегемоту,Крокодилу и слону!К паровозу тороплюсь,По земле лечу, несусь!Всем подарки развезу яИ тогда домой вернусь. (Г. Рик)
Если б я названияПадежам давал,Я б тогда дарительнымДАТЕЛЬНЫЙ назвал!А ещё как размечтаюсь,Дед Морозом наряжаюсьИ подарки всем несу:Братику, сестричке, псу.А ещё КОМУ? ЧЕМУ?Птенчику, коню, сому,Кошке, зайцу, бегемоту,Крокодилу и слону!К паровозу тороплюсь,По земле лечу, несусь!Всем подарки развезу яИ тогда домой вернусь. (Г. Рик)
Если б я названияПадежам давал,Я б тогда дарительнымДАТЕЛЬНЫЙ назвал!А ещё как размечтаюсь,Дед Морозом наряжаюсьИ подарки всем несу:Братику, сестричке, псу.А ещё КОМУ? ЧЕМУ?Птенчику, коню, сому,Кошке, зайцу, бегемоту,Крокодилу и слону!К паровозу тороплюсь,По земле лечу, несусь!Всем подарки развезу яИ тогда домой вернусь. (Г. Рик)
Если б я названияПадежам давал,Я б тогда дарительнымДАТЕЛЬНЫЙ назвал!А ещё как размечтаюсь,Дед Морозом наряжаюсьИ подарки всем несу:Братику, сестричке, псу.А ещё КОМУ? ЧЕМУ?Птенчику, коню, сому,Кошке, зайцу, бегемоту,Крокодилу и слону!К паровозу тороплюсь,По земле лечу, несусь!Всем подарки развезу яИ тогда домой вернусь. (Г. Рик)
Если б я названияПадежам давал,Я б тогда дарительнымДАТЕЛЬНЫЙ назвал!А ещё как размечтаюсь,Дед Морозом наряжаюсьИ подарки всем несу:Братику, сестричке, псу.А ещё КОМУ? ЧЕМУ?Птенчику, коню, сому,Кошке, зайцу, бегемоту,Крокодилу и слону!К паровозу тороплюсь,По земле лечу, несусь!Всем подарки развезу яИ тогда домой вернусь. (Г. Рик)
Если б я названияПадежам давал,Я б тогда дарительнымДАТЕЛЬНЫЙ назвал!А ещё как размечтаюсь,Дед Морозом наряжаюсьИ подарки всем несу:Братику, сестричке, псу.А ещё КОМУ? ЧЕМУ?Птенчику, коню, сому,Кошке, зайцу, бегемоту,Крокодилу и слону!К паровозу тороплюсь,По земле лечу, несусь!Всем подарки развезу яИ тогда домой вернусь. (Г. Рик)
Если б я названияПадежам давал,Я б тогда дарительнымДАТЕЛЬНЫЙ назвал!А ещё как размечтаюсь,Дед Морозом наряжаюсьИ подарки всем несу:Братику, сестричке, псу.А ещё КОМУ? ЧЕМУ?Птенчику, коню, сому,Кошке, зайцу, бегемоту,Крокодилу и слону!К паровозу тороплюсь,По земле лечу, несусь!Всем подарки развезу яИ тогда домой вернусь. (Г. Рик)