Инклюзивное образование – как одна из современных тенденций в образовании или особенности преподавания английского языка для обучающихся с ОВЗ (на примере расстройства аутического спектра)
Инклюзивное образование – как одна из современных тенденций в образовании или особенности преподавания английского языка для обучающихся с ОВЗ
(на примере расстройства аутического спектра)
В настоящее время во всех развитых странах практика инклюзивного образования подразумевает, что каждый ребёнок будет обучаться так, как ему наиболее удобно. Очевидно, следует предположить, что каждому ребёнку в образовательном учреждении должен быть обеспечен индивидуальный подход, индивидуальные условия обучения, и это должно привести к повышению эффективности процесса воспитания, обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в целом.
В нашем обществе роль изучения иностранного языка очень велика. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья стремятся дать им языковое образование. Знание иностранного языка даже на элементарном уровне помогает данной категории детей социализироваться, становиться более самостоятельными, не испытывать трудности в общении со сверстниками как в нашей стране, так и за рубежом, куда часто выезжают «особенные» дети со своими родителями. А социализация детей с ОВЗ является основной задачей инклюзивного образования.
Приступая к работе с обучающимся с ОВЗ, прежде всего, я поставила для себя целью – раскрыть понятие детский аутизм, и конкретнее остановится на синдроме Аспергера. Так, иногда дети с Расстройствами Аутического Спектра (РАС) отличаются от других детей настолько мало, что их особенности заметны только специалистам. Но все-таки чаще особенности детей с РАС отчетливо проявляются при общении с ними.
умение поддерживать коммуникацию (ребенок может ни разу не взглянуть на собеседника или не поддерживать контакт глазами во время разговора, при этом ничего не отвечая, так что складывается впечатление, что он не замечает, что к нему обращаются. Бывает и обратная ситуация: ребенок может говорить на интересующие его темы без остановки, не видя, что собеседник потерял интерес к разговору и хочет его завершить);
реакция на речь собеседника (Детям с РАС, как правило, непонятны скрытые мотивы поступков других людей, им почти недоступно понимание иронии собеседника, а также употребление слов в переносном значении);
особенности речевого развития (здесь они могут варьироваться от полного отсутствия речи до небольших особенностей в интонациях);
неравномерность интеллектуального развития(Сильными сторонами часто являются зрительное восприятие, внимание к деталям, большой объем механической памяти.Слабыми сторонами часто оказываются непонимание общего смысла текста и пересказ прочитанного заученными фразами или фрагментарное восприятие устной речи, что может, например, затруднить занятия английским языком на более старшей ступени образования);
особенности развития сенсорной сферы. Некоторые дети не переносят громких звуков или яркого света, сильным раздражителем также может стать запах или прикосновение (причем окружающим все это, как правило, не доставляют никаких неудобств).
Так, необходимо отметить, что психологические особенности детей-аутистов обусловливают необходимость коррекционно-педагогической работы. Организация и содержание такой работы предполагает решение следующих задач для педагога:
– установление контакта с обучающимся;
– смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов;
– стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие на уроке;
– формирование целенаправленного поведения;
– преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений и др.
Как уже отмечалось ранее, знание иностранного языка – является очень важной ступенью в социализации таких обучающихся. Ведь, урок иностранного языка дает им возможность, так сказать, путешествовать, не выходя из дома, узнавать культуру другой страны, постичь азы толерантности, что является важным условием полноценного развития личности.
Хотелось бы подробнее остановиться на приемах, которые используются в ходе работы с обучающимся с ОВЗ. На уроках иностранного языка формируются лексические умения в ходе выполнения упражнений, которые обеспечивают запоминание новых слов и выражений и употребление их в речи. Используются информационно-коммуникационные технологии, что позволяет «особенному» ребенку с удовольствием заниматься английским языком. Создание благоприятного психологического климата, использование здоровьесберегающих технологий, адаптированной программы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей таких детей, иллюстративного и аудиоматериала, интерактивных элементарных заданий на CD и ситуации успеха просто необходимы на каждом уроке, чтобы ребенок с ОВЗ почувствовал радость от малого, но хорошо выполненного задания. Все это делает учебный процесс более увлекательным и эффективным. У ребенка не должно возникать ощущения того, что его усилия напрасны. На уроках учащегося нужно хвалить, подбадривать, иногда помочь найти правильный ответ.
При овладении диалогической речью в ситуациях повседневного общения ребенок учится вести элементарный диалог побудительного характера: отдавать распоряжения, предлагать сделать что-либо. Разнообразие упражнений и игр помогает ребенку легче и быстрее запомнить изучаемый материал, а это ведет к расширению лингвистического кругозора: помогает освоить элементарные лингвистические представления, доступные и необходимые для овладения устной и письменной речью на английском языке. На примере занятия с ребенком с РАС можно показать методы и приемы, которые я применяю, занимаясь по авторской программе Биболетовой М. З. и др., адаптированной с учетом особенностей психофизического развития и возможностей ребенка с ОВЗ (УМК «EnjoyEnglish» для 2 класса общеобразовательной школы).
Урок английского языка 2 класс
Тема урока. Познакомься с друзьями. Чтение буквы Ii.
Тип урока: открытие нового знания
Цели, направленные для достижения результатов деятельности:
Личностные : формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
Метапредметные:
П.- развивать готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; устанавливать аналогии;
Р.- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления формировать умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата;
К.- формировать умение находить общее решение; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Предметные:
Аудирование- различать на слух звуки; понять содержание английской детской считалки
Говорение
- выразить свое отношение к другу / любимому животному и обосновать его; высказать мнение каких любишь животных
Чтение
- прочитать вслух слова с буквой Ii в открытом и закрытом слоге; с непроизносимой конечной гласной –е;
- прочитать про себя предложения с извлечением необходимой информации; прочитать выразительно предложения о животных
Письменная речь
Выполнить лексико-грамматические упражнения
Оборудование урока: интерактивная доска, проектор, видео-песенка английского алфавита, карточки для самостоятельной работы, учебник и рабочая тетрадь 2 класс «Enjoy English», авторы М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанёва.
Этапы урока Цели Деятельность учителя Деятельность учащегося Развитие универсальных учебных действий
1. Мотивация к учебной деятельности Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность Приветствие.
Мотивирует на позитивную работу на уроке.
Девиз нашего урока «Мы видим, слышим, говорим и делаем и все будет хорошо!».(The motto of our lesson is “We see, hear, speak, do and all will be okay!”)
Ребенок приветствует учителя, отвечает на вопросы, повторяют девиз урока
Личностные: принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения на уроке.
Регулятивные: формирование волевой саморегуляции, умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку.
Коммуникативные: умение вступать в мини-диалог.
Фонетическая зарядка Совершенствовать навыки устной речи У тебя есть друзья? Have you got a friend? Have you got a pet?
А ты любишь играть? Do you like to play?
Давайте выучим считалку на английском языке, вы можете использовать ее во время ваших игр.
(стр.95 упр.1) Yes, I do.
(слушает, повторяют считалку, затем по желанию воспроизводят по памяти) Р: Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в выполнение задания, обнаруживать отклонения от эталона.
К: Воспроизводить фонетический материал, слушать друг друга
Актуализация знаний Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. Создание ситуации успеха.
Ребята, я знаю, что вы все любите разгадывать кроссворды. (отгадывает слова в кроссворде)
Приложение 1. Р: умение сохранять учебную цель, осуществление контроля своих действий П: умение структурировать свои знания по определенной теме, ориентироваться в системе своих знаний. К: умение слушать и понимать речь других
Этап мотивации новых знаний
Постановка проблемы урока Организовать фиксацию места, где возникло затруднение. - Назови букву, которая присутствует во всех словах.
(чистописание)
- Запиши красиво букву Ii 5 раз.
- Запишите 3 слова с буквой Ii.
- Ребята, я в затруднительной ситуации. Помогите разобраться. Дана транскрипция слов. Необходимо соединить транскрипцию со своим словом.
Слова на доске: bike, nine, like, big, stick, skip)- Как ты думаешь , с какой целью мы выполнили это задание, как оно может быть связано с темой нашего урока? Давайте попробуем сформулировать тему и цель урока. Учащийся выходит к доске и соединяет слово и транскрипцию.
Высказывают свое мнение. Л: формирование мотивации П: определение познавательной цели, определение логической цепи рассуждений, Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения известного с неизвестным.
Физ. минутка Снять физическое и эмоциональное напряжение с детей.
Физкультминутка Наблюдает за выполнением Выполняет движения физкультминутки за героями презентации. Л: развитие этических чувств и регуляторов морального поведении);Первичное закрепление организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием Организует умственную деятельность учащегося по воспроизведению ими новых знаний.
Организует работу в группах. Наблюдает за работой в группах, вносит коррективы, следит за соблюдением учебной дисциплины.
Вывешивает результаты работы групп на доску.
- Запишите слова в 2 столбика. Используй помощь правила.
Приложение 2
- давайте теперь проверим. Воспроизводит полученные знания во внешней речи.
Р: контроль и оценка своих действий.
К: формировать умение находить общее решение;
способность сохранять доброжелательное отношение.
Самостоятельная работа Самостоятельное выполнение заданий нового типа, осуществление взаимопроверки, выявление и коррекция возможных ошибок. Создает условия для самостоятельной деятельности детей по закреплению и развитию полученных знаний, оказывает востребованную ими помощь, побуждает к полному и качественному освоению знаний.
Подчеркни букву Ii в открытом слоге красным, а в закрытом слоге - зеленым карандашом, а букву е, где она не читается, - черным.
Приложение 3 Осуществляет самостоятельную деятельность по закреплению знаний, взаимоконтролю, выявлению и исправлению ошибок, отработке знаний П: умение действовать по образцу.Р: взаимоконтроль, оценка и коррекция, формирование эмоциональной устойчивости к стрессам, умение адекватно реагировать Л: развитие самостоятельности, оценка своих действий
Включение в систему знаний Читать предложения с извлечением необходимой информации.
Строить краткое монологическое высказывание Организует выполнение Упр. 5 стр.97 Анализирует предложенный текст. Работает с новой информацией. Систематизирует ранее и вновь приобретенные знания.
Отвечает на вопросы, строит монологическое высказывание. К: умение
слушать собеседника, строить понятные собеседнику высказывания.
Р: Принимать
и сохранять учебную
цель и задачу.
Осуществлять
самоконтроль
Рефлексия деятельности Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности. Организовать подведение итогов самооценки деятельности учащихся на уроке.
Объявление домашнего задания. Организует учебный диалог на воспроизведение всех этапов деятельности по теме урока.
Намечает совместно с детьми дальнейшие цели по изучению данной темы.
Раздает домашнее задание
Рефлексия ( смайлик) в тетради. На основе самооценки определяют ход своих дальнейших действий по изучению темы. Л: внутренняя позиция школьника;
- самооценка на основе критерия успешности;
П: рефлексия способов и условий действия;
Л: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;
К: формулирование и аргументация своего мнения
Приложение 1
Разгадай кроссворд (five, six, pig, nine)
Приложение 2
Запиши слова в 2 столбика. Используй помощь правила.
big, like, nice, skip, is, Mike, five, swim, bike, ride, six, sit, I, pig
Приложение 3
Подчеркни букву i красным или зеленым карандашом, а букву е, где она не читается, - черным.
his, nine, big, six, I, skip, five, crocodile, sing, like, nice
В заключение хотелось бы отметить, что при работе с учащимися с РАС на первом этапе необходимо принять для себя действительность ребенка, научиться анализировать его реакции на ваши действия и тон голоса. Аа также не бояться работать с ними, ведь это действительно глубокие и интересные личности, работая с которыми у Вас есть возможность раскрыть и потенциал и наслаждаться результатами совместной работы.