Рабочая программа по технологии 10 класс (35 часов, неделимые классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»
Бийского района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
МБОУ «Малоенисейская СОШ»
__________/_______________
« » ____________ 2016г.
В соответствии с Уставом школы РАССМОТРЕНО
на заседании методического совета
Протокол № ________
« » ______________ 2016г.
В соответствии с Уставом школы УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Малоенисейская СОШ»
_____________/______________
Приказ № ___от________2016 г.
В соответствии с Уставом школы
Рабочая программа
по учебному предмету
Технология
10 класс
Составитель: Бельская Марина Алексеевна
Пояснительная записка
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый приказом МО РФ №1312 от 09.04.2004г.
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год
Программа: Технология: 10-11 классы: базовый уровень/ Матяш Н.В. , Симоненко В.Д. – М. :Вентана-Граф, 2012год.
Учебный план МБОУ Малоенисейская СОШ на 2016-2017 учебный год
Назначение учебного предмета «Технология»
Изучение технологии в старшей школе на базовом уровне направлено на уточнение школьниками профессиональных планов. Учебный процесс на занятиях строится на основе изучения организации производства товаров и услуг в процессе технологической подготовки в выбранной школьником сфере деятельности. В 10 классе учащиеся знакомятся с проблемами технологий в современном мире, касаются вопросов их истории, современного состояния, а также перспектив дальнейшего развития технологии и производства. У старшеклассников формируются интегрированные знания о трех важных составляющих создания материальных благ человека: производстве, труде (рабочей силе) и технологии.
Содержание программы сохраняет преемственность по отношению к основным программам образовательной области «Технология» для основной школы. Программа предполагает двухлетнее обучение (в 10-11 классах) в объеме 70 часов, из расчета 35 часов в год, 1 час в неделю. Резервные часы (3 часа) в 10 классе направлены на обобщение и систематизации знаний, полученных в процессе изучения тем в кусе «Технология», так как программой автора не предусмотрены обобщающие уроки по изучаемым темам.
Цели курса:
освоение знаний о составляющих технологической культуры, научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовую деятельность, проектировать и изготовлять личностно или общественно значимые объекты труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда, формирование культуры труда; формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии;
подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
-приобретение знаний о технике и технологиях в современном обществе, о тенденциях их развития, о рациональных приемах ручной и машинной обработки конструкционных материалов, о дизайне и его роли в создании товаров и услуг, о защите прав потребителей;
-овладение способами деятельности в организации трудового процесса, подготовке и оснащении рабочего места, обеспечения безопасности труда;
-освоение учебно-исследовательских, информационно-коммуникативной, социально-трудовой, эмоционально-ценностной компетенций.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения технологии на базовом уровне учащиеся должны
знать/понимать:
влияние технологий на общественное развитие;
составляющие современного производства товаров или услуг;
способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду;
способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
основные этапы проектной деятельности;
источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.
Уметь:
оценивать потребительские качества товаров и услуг;
составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;
использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач;
проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
выбирать средства и методы реализации проекта;
выполнять изученные технологические операции;
планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
уточнять и корректировать профессиональные намерения.
применять полученные знания и умения в выбранной области деятельности
для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;
решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;
самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;
рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
составления резюме и проведения самопрезентации.
Примерный тематический план курса
№ Разделы, темы Кол-во часов
Производство, труд и технологи 16 (16)
1 Технология как часть общечеловеческой культуры 2 (2)
2 Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства 1 (1)
3 Промышленные технологии 4 (4)
4 Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду 2 (2)
5 Экологическое сознание и мораль в техногенном мире 1 (2)
6 Перспективные направления развития современных технологий 4 (3)
7 Новые принципы организации современного производства 1 (1)
8 Автоматизация технологических процессов 1 (1)
Технология проектирования и создания материальны объектов или услуг.
Творческая проектная деятельность 16 (16)
9 Понятие творчества 2(1)
10 Защита интеллектуальной собственности
1 (1)
11 Методы решения творческих задач
4 (4)
12 Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности
1(1)
13 Потребительские качества товара. Экспертиза и оценка изделия 1
14 Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности
1 (1)
15 Источники информации при проектировании
1 (1)
16 Создание банка идей продуктов труда
2 (1)
17 Дизайн отвечает потребностям.
Рынок потребительских товаров и услуг
1 (2)
18 Правовые отношения на рынке товаров и услуг
1 (2)
19 Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план
2 (1)
Резерв учебного времени 3 (3)
Итого 35 (35)
Содержание учебного предмета.
1 раздел. «Производство, труд и технологии» 17 часов
Технология как часть общечеловеческой культуры, 2 часа
Теоретические сведения. Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Три составляющие технологии (инструмент, станок, технологический процесс). Технологические уклады и их основные технические достижения.
Практические работы. Подготовка доклада об интересующем открытии в области науки и техники. Попытка реконструкции исторической ситуации (открытие колеса, приручение огня, зарождение металлургии).
Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства, 1 час
Теоретические сведения. Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально-экономических достижений. Понятия «техносфера», «техника», «наука», «производство». Взаимозависимость науки и производства. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства.
Практическая работа. Подготовка доклада об интересующем открытии (известном учёном).
Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества, 4 часа
Теоретические сведения. Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды. Динамика развития промышленных технологий и истощение сырьевых ресурсов «кладовой» Земли. Основные насущные задачи новейших технологий.
Современная энергетика и энергоресурсы. Технологические процессы тепловых, атомных и гидроэлектростанций, их влияние на состояние биосферы. Проблема захоронения радиоактивных отходов.
Промышленность, транспорт и сельское хозяйство в системе природопользования. Материалоёмкость современной промышленности. Потребление воды и минеральных ресурсов различными производствами. Коэффициент использования материалов. Промышленная эксплуатация лесов. Отходы производств и атмосфера. Понятия «парниковый эффект», «озоновая дыра».
Интенсивный и экстенсивный пути развития сельского хозяйства, особенности их воздействия на экосистемы. Агротехнологии: применение азотных удобрений и химических средств защиты растений. Животноводческие технологии и проблемы, связанные с их использованием.
Практические работы. Посадка деревьев и кустарников возле школы. Оценка запылённости воздуха. Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах.
Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду, 2 часа
Теоретические сведения. Природоохранные технологии. Основные направления охраны природной среды. Экологически чистые и безотходные производства. Сущность и виды безотходных технологий. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Комплекс мероприятий по сохранению лесных запасов, защите гидросферы, уменьшению загрязнённости воздуха. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Сохранение гидросферы. Очистка естественных водоёмов. Понятие «альтернативные источники энергии». Использование энергии Солнца, ветра, приливов и геотермальных источников, энергии волн и течений. Термоядерная энергетика. Биогазовые установки. Исследования возможности применения энергии волн и течений.
Практические работы. Оценка качества пресной воды. Оценка уровня радиации.
Экологическое сознание и мораль в техногенном мире, 1 час
Теоретические сведения. Экологически устойчивое развитие человечества. Биосфера и её роль в стабилизации окружающей среды. Необходимость нового, экологического сознания в современном мире. Характерные черты проявления экологического сознания. Необходимость экономии ресурсов и энергии. Охрана окружающей среды.
Практические работы. Уборка мусора около школы или в лесу. Выявление мероприятий по охране окружающей среды на действующем промышленном предприятии.
Перспективные направления развития современных технологий, 4 часа
Теоретические сведения. Основные виды промышленной обработки материалов. Электротехнологии и их применение: элекронно-ионная (аэрозольная) технология; метод магнитной очистки; метод магнитоимпульсной обработки; метод прямого нагрева; электрическая сварка.
Лучевые технологии: лазерная и электронно-лучевая обработка. Ультразвуковые технологии: ультразвуковая сварка и ультразвуковая дефектоскопия. Плазменная обработка: напыление, резка, сварка; применение в порошковой металлургии. Технологии послойного прототипирования и их использование. Нанотехнологии: история открытия. Понятия «нанотехнологии»-, «наночастица», «наноматериал». Нанопродукты: технология поатомной (помолекулярной) сборки.
Перспективы применения нанотехнологии.
Практическая работа. Посещение промышленного предприятия (ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания).
Новые принципы организации современного производства, 1 час
Теоретические сведения. Пути развития индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового хозяйства.
Практическая работа. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте (производственном участке).
Автоматизация технологических процессов, 1 час
Теоретические сведения. Возрастание роли информационных технологий. Автоматизация производства на основе информационных технологий. Автоматизация технологических процессов и изменение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятия «автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Применение автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) на производстве. Составляющие АСУТП.
Практическая работа. Экскурсия на современное производственное предприятие.
Обобщающий урок по теме «Производство, труд и технологии» - 1 час
2 раздел. «Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность» 18 часов
Понятие творчества, 2 часа
Теоретические сведения. Понятие творчества. Введение в психологию творческой деятельности. Понятие «творческий процесс». Стадии творческого процесса. Виды творческой деятельности: художественное, научное, техническое творчество. Процедуры технического творчества.
Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности.
Способы повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая задача». Логические и эвристические (интуитивные) пути решения творческих задач, их особенности и области применения. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Практическая работа. Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач.
Защита интеллектуальной собственности, 1 час
Теоретические сведения. Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобретение. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки. Рационализаторские предложения. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания.
Практические работы. Разработка товарного знака своего (условного) предприятия. Составление формулы изобретения (ретроизобретения) или заявки на полезную модель, промышленный образец.
Методы решения творческих задач, 4 часа
Теоретические сведения. Методы активизации поиска решений. Генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой Штурм). Приёмы, способствующие генерации идей: аналогии, инверсия, эмпатия, фантазия. Обратная мозговая атака. Метод контрольных вопросов. Синектика.
Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ. Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и применение.
Практические работы. Конкурс «Генераторы идей». Решение задач методом синектики. Игра «Ассоциативная цепочка шагов». Разработка новой конструкции входной двери с помощью эвристических методов решения задач.
Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности, 1 час
Теоретические сведения. Проектирование как создание новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономические, экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика.
Значение эстетического фактора в проектировании. Эстетические требования к продукту труда. Художественный дизайн. Закономерности эстетического восприятия. Законы гармонии.
Практические работы. Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта.
Потребительские качества товаров. Экспертиза и оценка изделия, 1 час
Теоретические сведения. Проектирование в условиях конкуренции на рынке товаров и услуг. Возможные критерии оценки потребительских качеств изделий. Социально-экономические, функциональные, эргономические, эстетические качества объектов проектной деятельности. Экспертиза и оценка изделия.
Практические работы. Оценка объектов на основе их потребительских качеств. Проведение экспертизы ученического рабочего места.
Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности, 1 час
Теоретические сведения. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Петля дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании, действия по коррекции проекта.
Практическая работа. Планирование деятельности по учебному проектированию.
Источники информации при проектировании, 1 час
Теоретические сведения. Роль информации в современном обществе. Необходимость информации на разных этапах проектирования. Источники информации: энциклопедии, энциклопедические словари, Интернет, Email, электронные справочники, электронные конференции, телекоммуникационные проекты. Поиск информации по теме проектирования.
Практические работы. Воссоздать исторический ряд объекта проектирования. Формирование банка идей и предложений.
Создание банка идей продуктов труда, 2 часа
Теоретические сведения. Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Создание банка идей продуктов труда.
Методы формирования банка идей. Творческий подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование методов(ТРИЗ). Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования. Графическое представление вариантов будущего изделия. Клаузура.
Практические работы. Создание банка идей и предложений. Выдвижение идей усовершенствования своего проектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта с использованием метода морфологического анализа.
Дизайн отвечает потребностям.
Рынок потребительских товаров и услуг, 1 час
Теоретические сведения. Проектирование как отражение общественной потребности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских товаров и услуг. Конкуренция товаропроизводителей. Методы выявления общественной потребности. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основании выявления общественной потребности.
Практические работы. Составление анкеты для изучения покупательского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.
Правовые отношения на рынке товаров и услуг, 1 час
Теоретические сведения. Понятия «субъект» и «объект» на рынке потребительских товаров и услуг. Нормативные акты, регулирующие отношения между покупателем и производителем (продавцом). Страхование.
Источники получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки, маркировка, штрихкод. Сертификация продукции.
Практические работы. Изучение рынка потребительских товаров и услуг. Чтение учащимися маркировки товаров и сертификатов на различную продукцию.
Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план, 2 часа
Теоретические сведения. Пути продвижения проектируемого продукта на потребительский рынок. Понятие маркетинга, его цели и задачи. Реклама как фактор маркетинга. Средства рекламы.
Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Задачи бизнес-плана. Определение целевых рамок продукта и его места на рынке. Оценка издержек па производство. Определение состава маркетинговых мероприятий по рекламе, стимулированию продаж, каналам сбыта. Прогнозирование окупаемости и финансовых рисков. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта.
Практическая работа. Составление бизнес-плана на производство проектируемого (или условного) изделия (услуги)
Обобщающий урок по теме «Творческая проектная деятельность» - 1 час
Календарно-тематический план
Неделя № урока Тема урока Методы ЗУН Оборудование
«Производство, труд и технологии» - 16 часов
Технология как часть общечеловеческой культуры – 2 часа
1 1 Технология как часть общечеловеческой культуры.
Практическая работа. Подготовка докладов (сообщений) об интересующем открытии в области техники и технологии Объяснительно-иллюстративный Знать: что такое технология, ее взаимосвязь с общей культурой;
-основные виды культуры;
-понятие «технологическая культура»;
-влияние технологий на общественное развитие;
-три составляющие производственной технологии
Уметь: Приводить примеры взаимосвязи
материальной и духовной культуры
-Приводить примеры влияния технологий
на общественное развитие
-Характеризовать основные компоненты
технологической культуры
-Оценивать уровень технологической
культуры на предприятии или в
организации 2 2 Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий
Практическая работа. Попытка реконструкции исторической ситуации (открытие колеса, приручение огня, зарождение металлургии) Объяснительно-иллюстративный Уметь: Приводить примеры взаимосвязи
материальной и духовной культуры
-Приводить примеры влияния технологий
на общественное развитие
-Характеризовать основные компоненты
технологической культуры
-Оценивать уровень технологической
культуры на предприятии или в
организации. работать с докладами (сообщениями) об интересующем открытии в области техники и технологий;
осуществлять реконструкцию исторической ситуации (открытие колеса, приручение огня, зарождение металлургии). Взаимосвязь науки, технологии и производства – 1 час
3 3 Взаимосвязь науки, технологии и производства.
Практическая работа. Подготовка докладов (сообщений) об интересующем открытии в области науки и техники Объяснительно-иллюстративный Знать: -взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, науки и производства;
-роль науки в развитии технологического прогресса;
-понятие «наукоемкость» производства Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества – 4 часа
4 4 Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества. Объяснительно-иллюстративный Знать: -взаимосвязь между динамикой развития промышленных технологий и истощением сырьевых ресурсов;
-причины, приводящие к загрязнению биосферы; 5 5 Промышленные технологии и транспорт Объяснительно-иллюстративный Знать: -что такое радиоактивное загрязнение, парниковый эффект, озоновая дыра.
6 6 Современные сельскохозяйственные технологии и их негативное воздействие на биосферу Объяснительно-иллюстративный 7 7 Проведение мероприятий по озеленению и / или оценка загрязненности среды.
Практическая работа. Посадка деревьев и кустарников возле школы. Оценка запыленности воздуха. Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах Репродуктивный Уметь: -выявлять источники и степень загрязненности окружающей среды Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду – 2 часа
8 8 Природоохранные технологии.
Практическая работа. Оценка качества пресной воды. Оценка уровня радиации Объяснительно-иллюстративный что такое экологический мониторинг,
-сущность безотходных технологий (производств),
-пути рационального использования земельных, минеральных и водных ресурсов,
-мероприятия по очистки водоемов. 9 9 Понятие «альтернативные источники электроэнергии»
Практическая работа. Подготовка докладов (сообщений) об использовании альтернативного источника энергии Объяснительно-иллюстративный виды и возможности использования альтернативных источников энергии Экологическое сознание и мораль в техногенном мире – 1 час
10 10 Экологическое сознание и мораль в техногенном мир
Практическая работа. Уборка мусора около школы или в лесу. Выявление мероприятий по охране окружающей среды на действующем промышленном предприятии Объяснительно-иллюстративный Знать: -почему возникла необходимость в новом экологическом сознании;
-сущность, характерные черты нового экологического сознания Перспективные направления развития современных технологий – 4 часа
11 11 Основные виды промышленной обработки материалов
Практическая работа. Посещение промышленного предприятия Объяснительно-иллюстративный виды современных электро-технологии, примеры их использования 12 12 Применение лучевых технологий Объяснительно-иллюстративный -сущность и области применения лучевых и ультразвуковых технологий;
-принцип плазменной обработки материалов, примеры использования 13 13 Технологии послойного прототипирования и их использование Объяснительно-иллюстративный метод послойного прототипирования и области его применения;
-сущность понятия «наноматериал», «наночастица»;
-перспективы использования нанотехнологий 14 14 Информационные технологии Объяснительно-иллюстративный роль информационных технологий в технологическом развитии общества Новые принципы организации современного производства – 1 час
15 15 Новые принципы организации современного производства.
Практическая работа. Предложения по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке смысл понятий «рационализация», «стандартизация», Автоматизация технологических процессов – 1 час
16 16 Автоматизация технологических процессов
Практическая работа. Экскурсия на современное, производственное предприятие Объяснительно-иллюстративный сущность понятий «автомат», «автоматизация производства;
-гибкая и жесткая автоматизация;
-в чем суть применения на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУПТ) 17 17 Обобщающий урок по теме «Технология как часть общечеловеческой культуры»
Практическая работа. Подготовка докладов и сообщений по теме Объяснительно-иллюстративный влияние технологии на общественное развитие;
-составляющие современного производства товаров или услуг;
-способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду «Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность». 16 часов
Понятие творчества -2 часа
18 18 Понятие творчества Объяснительно-иллюстративный сущность понятий «творчество», «творческий процесс»,
-виды творческой деятельности: художественное, научное, техническое творчество;
-изобретательство, проектирование, конструирование как процедуры творческого процесса 19 19 Пути повышения творческой активности
Практическая работа. Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач Объяснительно-иллюстративный сущность и задачи ТРИЗ Защита интеллектуальной собственности – 1 час
20 20 Защита интеллектуальной собственности
Практическая работа. Разработка товарного знака условного предприятия. Составление формулы изобретения или заявки на полезную модель, промышленный образец Объяснительно-иллюстративный сущность понятия «интеллектуальная собственность»;
-что может являться объектом интеллектуальной собственности;
-понятие «авторское право»;
-существующие формы защиты авторских прав;
Что такое патент;
-как осуществляется патентование изобретения;
-суть и защиту товарных знаков и знаков обслуживания Методы решения творческих задач – 4 часа
21 21 Методы решения творческих задач
Практическая работа. Конкурс «Генераторы идей» Объяснительно-иллюстративный сущность и особенности методов активизации поиска решений творческих задач (прямая и обратная мозговая атака). 22 22 Методы активизации поиска решений творческих задач
Практическая работа. Решение задач методом синектики Объяснительно-иллюстративный -методы поиска оптимального варианта (морфологический анализ, ФСА) и их применение. 23 23 Поиск оптимального варианта решения
Практическая работа. Игра-ассоциативная цепочка шагов Объяснительно-иллюстративный методы поиска оптимального варианта (морфологический анализ, ФСА) и их применение. 24 24 Ассоциативные методы решения задач
Практическая работа. Разработка новой конструкции входной двери с помощью эврестических методов решения задач Объяснительно-иллюстративный способы применения ассоциативных методов решения творческих задач (фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций). Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности – 1 час
25 25 Особенности современного проектирования
Практическая работа. Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика. Объяснительно-иллюстративный требования к современному проектированию;
-понятия «инновация», «проектное задание», «техническое задание»;
Каким качеством должен обладать проектировщик;
-значение эстетического фактора в проектировании;
-законы художественного конструирования Потребительские качества товаров – 1 час
26 26 Потребительские качества товаров
Практическая работа. Оценка объектов на основе потребительских качеств Объяснительно-иллюстративный составляющие понятия «потребительские качества товара (услуги)»;
-критерии оценки потребительских качеств товара;
-что входи в процедуру экспертной оценки объекта Алгоритм дизайна – 1 час
27 27 Алгоритм дизайна
Практическая работа. Планирование деятельности по учебному проектированию Объяснительно-иллюстративный какие этапы включает в себя проектная деятельность;
-как осуществляется пошаговое планирование проектной деятельности;
-что включает понятие «алгоритм дизайна» Источники информации при проектировании – 1 час
28 28 Источники информации при проектировании
Практическая работа. Воссоздать исторический ряд объекта проектирования Объяснительно-иллюстративный роль информации в современном обществе;
-что понимается под научным подходом к проектированию; источники информации для дизайнера Создание банка идей продуктов труда – 2 часа
29 29 Объекты действительности как воплощение идей проектировщика Объяснительно-иллюстративный что представляет собой банк идей для проектирования;
-методы формирования банка идей
формировать банк идей для своего проектируемого изделия с использованием ТРИЗ;
-графически оформлять идеи проектируемого изделия;
-делать выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основании анализа 30 30 Графическое представление вариантов будущего изделия.
Практическая работа. Создание банка идей и предложений. Выдвижение идей усовершенствования своего проектируемого изделия
Объяснительно-иллюстративный Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг – 1 час
31 31 Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг
Практическая работа. Составление анкеты для изучения покупательского спроса. Проведение анкетирования Объяснительно-иллюстративный взаимосвязь и взаимообусловленность общественных потребностей и проектирования;
-что такое «рынок потребительских товаров и услуг»;
-методы исследования рынка потребительских товаров (услуг) Правовые отношения на рынке товаров и услуг- 1 час
32 32 Правовые отношения на рынке товаров и услуг
Практическая работа. Изучение рынка потребительских товаров и услуг. Чтение учащимися маркировки товаров и сертификатов на различную продукцию Объяснительно-иллюстративный -взаимоотношения субъекта и объекта рынка товаров и услуг;
-виды и назначения нормативных актов, регулирующих отношения между покупателями и производителем (продавцом);
-назначение и виды страховых услуг;
-способы получения информации о товарах и услуг Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план – 2 часа
33 33 Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта Объяснительно-иллюстративный что такое бизнес план;
-цели и задачи бизнес-плана;
-понятие рентабельности
34 34 Бизнес-план
Практическая работа. Составление бизнес плана Объяснительно-иллюстративный основные этапы проектной деятельности; 35 35 Итоговый урок по теме «Творческая проектная деятельность»
Практическая работа. Отчеты учащихся о проделанной работе. Защита презентаций