Мастер-класс «Решение экологических проблем через систему экологического права» Применение метода «Шесть шляп мышления» на уроках обществознания и права.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Мастер-класс
«Решение экологических проблем через систему экологического права»Применение метода «Шесть шляп мышления» на уроках обществознания и права"
подготовила
учитель истории и обществознания
высшей категории
Самсонова Марина Вениаминовна
г.Чехов
2017 г.
«Шесть шляп мышления Эдварда де Боно» как один из приемов обучения дискуссии на уроках обществознания и права
Дискуссия – эффективный прием обучения общению. Она вовлекает весь классный коллектив в активную мыслительную деятельность. Дискуссия как методический прием ценна тем, что ее можно использовать при совершенствовании различных языковых навыков и речевых умений. На старшем этапе обучения дискуссия приобретает особую значимость, т.к. ученики на практике могут творчески реализовать ранее приобретенные умения. Дискуссия развивает их самостоятельность, способствует формированию аналитического мышления.
Однако в ходе дискуссии учитель зачастую сталкивается с тем, что процесс обсуждения становится неуправляемым, слишком эмоциональным и логически незавершенным.
В практике своей работы я использую методику автора Эдварда де Боно, в частности его «Шесть шляп мышления», которая, на мой взгляд, позволяет достаточно продуктивно организовать учебный процесс. Суть данного метода заключается в том, что все участники на каждом этапе дискуссии работают над поставленной задачей в едином ключе, заданном цветом шляпы. Сам Эдвард де Боно считает, главный враг мышления – это сложность, потому что она ведет к непониманию и путанице. Когда же мысли ясны и просты, то они становятся более эффективными. Концепция шести шляп, а также ее применение являются достаточно простыми. Учитель ставит перед учащимися определенную задачу (изложить факты, высказать свое мнение и т.п.), каждой из которых соответствует свой цвет шляп.
Шляпы выступают в роли метафор, обозначающих этапы дискуссии для определенных составляющих учебного процесса, где каждому цвету соответствует свой этап. Трудно одновременно быть логичным, эмоциональным, творческим, критичным и оптимистичным, поэтому человек может решать на каждом этапе только одну трудность. Шляпы позволяют соблюдать правила, что дисциплинирует и помогает обсуждению.
Каждый цвет шляп – это алгоритм определенных действий.
Порядок шляп может меняться в зависимости от цели, которую вы хотите достичь. Де Боно в своей книге оговаривает, что желтая шляпа должна предшествовать черной, так как сначала должны появиться идеи, которые рассматриваются как положительные, а потом их можно критиковать. Изменять количество шляп нельзя, так как может быть нарушена целостность мыслительного процесса. Этот прием подходит для любого урока, а я вам покажу его на своем предмете.
Цель:
Познакомить с методом развития творческого мышления – методом «Шести Шляп Мышления» Эдварда де Боно
Задачи:
Показать участникам возможности использования резервов группового мышления
Воспитывать культуру обмена мнениями
Способствовать дальнейшему развитию эффективного творческого мышления педагогов.
Продолжить работу над формированием компетенций: познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной, компетенцией личностного совершенствования.
Преимущества метода
Наглядность применения.
Параллельное мышление.
Умение владеть ситуацией и видеть решение с нескольких точек зрения
Тема нашей дискуссии сегодня:
"Решение экологических проблем через систему экологического права."
Цель:
Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
Образовательная: создать условия для: 1) формирования у учащихся представлений о специфике экологических отношений; 2) формирования научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду; 3) понимания причин, которые превращают экологические проблемы в глобальные.
Развивающая: 1) критическое мышление через чтение информационного текста; 2) коммуникативные навыки.
Воспитательная: формировать активную жизненную позицию, направленную на гармонизацию отношений между человеком и окружающей средой.
Проблема: Возможно ли решить проблемы экологии путем реализации норм экологического права.
Белая шляпа - Белый цвет беспристрастен объективен. В белой шляпе
«варятся» мысли «замешанные» на цифрах и фактах.
Привести примеры проявления экологических проблем, которые выходят на первый план в современной России и в мире.
Желтая шляпа – цвет солнца, оптимизм, позитивные решения проблемы, положительные эффекты, конструктивизм.
Солнечный, жизнеутверждающий цвет.
Желтая шляпа полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление. Образ мыслей «цвета солнца» - это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений.
Какие нормы права позволяют решить эти проблемы в положительном ключе.
приложение 1.
Когда в товарищах согласья нет,На лад их дело не пойдёт,И выйдет из него не дело, только мука.Однажды Лебедь, Рак да ЩукаВезти с поклажей воз взялисьИ вместе трое все в него впряглись;Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!Поклажа бы для них казалась и легка:Да Лебедь рвётся в облака,Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.Кто виноват из них, кто прав судить не нам;Да только воз и ныне там.
Черная шляпа – мантия судьи, критика идей, предположение, почему что-либо не будет работать. Черный цвет мрачный, зловещий, словом - недобрый. Черная шляпа покрывает собой все дурное.
Это критика, доходящая до въедливости,негативизм и искренняя убежден-ность в том, что «никогда в жизни ничто не может складываться так, как надо».
Где и почему эти нормы не работают или реализуются не в полном объеме.
приложение 2,3
Красная шляпа – цвет эмоций, эмоции, такие как страх, ревность, зависть, любовь, очень сильно влияют на процесс мышления и поэтому для них выделяется отдельный этап, на котором человек может просто высказать свои чувства без объяснения причины.
Ваши варианты, как можно решить эти проблемы, какие нормы права должны помочь решить их.
Зеленая шляпа – символ плодородия и роста, творческого мышления.
Какие выводы можно сделать из тех фактов, которые мы рассмотрели и ваших предложений?
Синяя шляпа – цвет неба, контролирует процесс мышления, предусматривает свободу действий каждого члена команды (например, можно «одевать» синюю шляпу, если обсуждение отклоняется от сути или нарушаются правила), определяет тему беседы, делает промежуточные выводы, подводит конечные результаты.
Пути реализации прав человека на благоприятную окружающую среду.
создание благоприятных условий жизнедеятельности;
предоставление возможности участия в обсуждении подготавливаемых решений, выполнение которых может оказать неблагоприятное воздействие на ОС;
осуществление государственных мер по предотвращению экологически опасной деятельности, предупреждению и ликвидации последствий аварий, природных стихийных бедствий;
предоставление достоверной информации о состоянии ОС;
улучшение качества продуктов питания;
обеспечение возможности требования в судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации экологически опасных объектов;
иные гарантии граждан.
15