Активные методы обучения в образовательном процессе
Активные методы обучения в образовательном процессе Нежданова А.Г., Буденко Т. Я.
Современный урок не мыслится без постановки проблемы, которая способствует активизации мыслительной деятельности, поэтому доминантой в использовании методов обучения учителями Казахстана являются такие активные формы и методы обучения, как создание проблемных ситуаций, диспуты, семинары, “круглые столы”, ролевые игры, инсценировки, творческие работы. Особенность активных методов обучения в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаний. В качестве эпиграфа к своей работе мы используем слова К.Станиславского: «Мысль, прежде чем стать мыслью, была чувством». Поэтому, чтобы А. Пушкин и М. Лермонтов, Л. Толстой и А. Чехов были восприняты личностно, нужно, чтобы они были пережиты. Так появились в нашей практике уроки с использованием драматизации и театрализации как эффективные приема активизации познавательной деятельности учащихся. Драматизация в обучении – это инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках. Драматизация для учащихся способствует их отождествлению с героями произведения, служит средством, которое обостряет восприятие морального опыта, отраженного в книге. Участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и оценок, но и поведения. Драматизация также способствует развитию речи учащихся, являясь одним из способов воспитания ребёнка. Вот некоторые из видов драматизации, которые могут быть использованы в классе: 1) Чтение произведения по ролям. Его удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как басня, сказка. Традиционными стали инсценировки в 5 классе басен И.А.Крылова. Такое серьезное препятствие, как “языковой барьер” среди пятиклассников, становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий процесс. Любой диалог стараемся разыграть в лицах. Самое главное, что на нашем уроке литературы каждый ученик – артист, декоратор, костюмер. Дети пробуют себя в разных ролях. И у них это получается. И получается хорошо, потому что они делают это от души, со всей детской искренностью. В 5 классе интересно проходит исследовательская конференция по сказкам Г.Х.Андерсена, где одной из форм работ – инсценирование сказок «Принцесса на горошине», «Свинопас». Во время урока – игры «Мифы Древней Эллады» в 6 классе ученики с удовольствием инсценируют мифы «Пигмалион», «Нарцисс», «Адонис», «Яблоко раздора». Прием драматизации на данном этапе помогает учащимся зримо увидеть содержание литературного произведения (мифов), развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. 2) Чтение наизусть с применением соответствующих жестов, телодвижений, интонации, расположения в группах. Письмо Татьяны к Онегину не просто заучиваем, но проводим конкурс Татьян. Изучая весеннюю сказку А.Островского «Снегурочка», каждая группа учащихся готовит свою сцену.3) Работа над произнесением отдельной реплики. При подготовке к городским конкурсам чтецов (Есенинские, Абаевские и Пушкинские чтения) мы тщательно работали не только над интонацией стихотворения, но и пластикой. Отобранный текст учили читать не спеша, сначала про себя, затем вслух. Ученикам необходимо осмыслить текст, определить событийный ряд, личностное отношение к этим событиям. Мы добиваемся от ученика органичной жизни в заданных условиях. Стихотворение – это тоже мини-спектакль: С.Есенин «Черный человек», «Я иду долиной», Абай Кунанбаев «Письмо джигита» и «Ответ девушки». Результаты нашей совместной работы с учениками радуют: Гран – при, два первых места, второе место, третье место.
4) Чтение произведения в классе с описанием тех положений, действий, выражений лиц, поз, интонации, костюмов, обстановки и прочих средств и предметов, которые необходимы для живого действия. В 8 классе на уроке, посвященном творчеству А.Грина «Алые паруса надежды», инсценируются кульминационные эпизоды: встречи Эгля и Ассоль, Грея и Ассоль. 5) Разыгрывание сценария с некоторыми декорациями, условными костюмами, упрощенным гримом. При подготовке учебного проекта по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» ученики сами предложили разыграть сцены встречи Солохи и Черта, объяснения Оксаны и Вакулы. 6) Анализ действий и слов одного из героев в названной учителем ситуации или демонстрация поведения героя. Читательские эмоции учащихся мы сочетаем с работой воображения. Так при изучении произведения А.С.Пушкина «Станционный смотритель» практикуем использование воображаемого письма Дуни своему отцу с оценкой поведения.7) "Заявка на роль", "актерские" пересказы внесценических персонажей определяют глубину проникновения школьников в содержание драматического произведения, а обсуждение классных инсценировок и творческих работ помогают раскрывать ученикам тон авторского отношения к героям, понять авторскую позиции. Можно предложить ученикам составить монолог неживого предмета - персонажа литературного произведения, например, персонажей сказки Г.Х.Андерсена «Новое платье короля» зеркало, ножницы, ночная рубашка, корона. Мы стремимся выработать у детей отношение к драматизации как к искусству переживания, а не изображения. Таким образом, используя различные формы драматизации, мы организуем такую деятельность детей, в процессе которой они воспроизводят прочитанное, увиденное или услышанное в лицах, используя следующие выразительные средства: интонационно окрашенное слово, мимику, жест, позу, движение, действие. Театрализация в обучении - инсценировки разножанровых театральных представлений по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями. Драматизация развернутой формы – самый сложный вид драматизации. Она содержит в себе все средства драматической выразительности. В методических рекомендациях последних лет подчеркивается, что в условиях современного преподавания инсценирование тесно связано с деятельностью школьных театральных студий и внеклассной работой по предмету (Ершова Л.П., Никольский Л.А.) На протяжении всего учебного года мы проводим внеклассные мероприятия по нашему предмету. Внеклассная работа, один из путей повышения качества знаний, предполагает высокую мыслительную активность учащихся, повышает интерес к предмету: дети занимаются с желанием и радостью, подготовка к внеклассным мероприятиям активизирует познавательную деятельность. Наши ученики знают, что их ждут в любое время в кабинете литературы, что им рады, что с ними хотят сотрудничать. Представляем комплекс внеклассных мероприятий, проводимых нами в школе:
1)Литературно-музыкальные композиции; 2)Литературно-музыкальные вечера; литературная гостиная; 3)Викторины, конкурсы, олимпиады, турниры поэтов; 4)Стенная печать; 5)День славянской письменности.
В школе в течение 10 лет работает драмкружок «Чародеи» под руководством Неждановой А.Г. В его составе две группы: «младшая» и «старшая». Гости литературной гостиной побывали в салоне З.Волконской, познакомились с поэтами серебряного века, поучаствовали в театрализованном представлении «А любовь жива». Каждый год учащиеся всех возрастов с нетерпением ждут в литературной гостиной новогоднюю сказку. Театрализация «переводит» литературное произведение на язык театра, что также способствует развитию остроты художественного зрения, помогает глубже проникнуть в суть произведения. Готовых сценарий для драматизации какой-либо пьесы не так много, в школе поставлены полностью только две пьесы: «Юбилей» А.П.Чехова, «Сказка о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкина. Поэтому весь подготовительный этап над сценарием ложится на «плечи» учителя. В то же время для учителя работа над сценарием, репетиции предоставляют уникальную возможность общения с учениками, причем в новом для обеих сторон контексте. Вот только некоторые фрагменты, используемые в литературно – музыкальных композициях и литературной гостиной: «Укрощение строптивой», «Ромео и Джульетта», Монолог Гамлета из трагедии «Гамлет» У.Шекспира, «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Финдлей» Р.Бернса, «Признание» А.С.Пушкина, «Валерик» М.Ю. Лермонтова, «Пигмалион» Б.Шоу. Систематическое использование приемов инсценирования и драматизации активизирует развитие творческих умений школьников, пробуждает интерес к художественной литературе. Участие в спектакле или классной инсценировке воодушевляет учеников, и уже не оценка, а отзыв одноклассников, педагогов-зрителей определяет желание "переиграть все по-другому", то есть создать новую интерпретацию. Мы уверены, что активизация познавательной деятельности посредством инсценирования и драматизации еще долго не утратит своей актуальности, так как она результативна. Данные активные формы обучения способствуют развитию навыков общения, развивают критическое и интуитивное мышление, формируют навыки чтения, улучшают темп выразительности речи, расширяют кругозор детей, они становятся эмоционально богаче, раскованнее, увереннее в себе, в своем знании русского литературного языка.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 715