Прием синквейн на уроках гуманитарного цикла. (Из опыта работы Шпаковой И.В.)


Прием синквейн на уроках гуманитарного цикла.
(Из опыта работы Шпаковой И.В.)
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.  
Правила построения синквейна
Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.
Варианты работы с синквейномКовалева Настя (ООП 101)
Выборы
Демократические, свободные.
Думать, решать, голосовать.
Форма прямого волеизъявления.
Решение.
Китайгородцева Вероника (ООП 101)
Выборы
Самостоятельное, ответственное.
Определяет, помогает, назначает.
Справедливо решает проблемы страны.
Голос.
Зимина Ольга (ООП 101)
Выборы
Добровольные, правильные.
Решать, обеспечивать, определять.
От выборов зависит судьба человека и страны.
Демократия.
Субботин Влад (ПИ 101)
Русь (XII – XIII вв.)
Разбита и ослаблена.
Воюет, развивается, торгует.
Понимаю, что очень сложно…
Земля-матушка.
Кононова Зоя (ПИ 101)
Русь
Большая, раздробленная.
Слабела, мужала, богатела.
Исторический подвиг.
Великая!
Гончарова Арина (1-0-ДИЗ)
Куликовская битва.
Тяжелая и ужасная.
Объединяет, сокрушает, поражает.
Показывает мощь русского народа.
Сила Руси!
Калашникова Ольга (1-0-НХТ)
Куликовская битва.
Сокрушительная, авторитетная.
Укрепляет, объединяет, усиливает.
Сильный русский народ.
Разгром.
Пестова Анна (1-0- ДИЗ)
Куликовская битва.
Великая, тяжелая.
Объединяет, сокрушает, ужасает.
Всемогущий князь Дмитрий.
Победа.
Ашеко Мария (1-0-СКД)
Куликовская битва.
Великая, суровая, праведная.
Бурлит, кровит, негодует и стремится.
Войско князь привел к победе!
Русичи!
Колпаков Юрий (1-0-МУЗ)
Куликовская битва.
Великая, решающая.
Воодушевила, сплотила, дала надежду.
Куликовская битва изменила историю кардинально.
Битва за существование государства.
Полуянова Василина (1-0-МУЗ)
Куликовская битва.
Победоносная, кровопролитная.
Защитить, заманить, укрепить.
Мощный национальный подъем.
История.
Яровикова Анастасия(1-0-МУЗ)
Куликовская битва.
Кровопролитная, величайшая.
Освободила. Подняла. Доказала.
Способствовала объединению Руси.
Первая великая победа.
Жук Дарья (1-0-СКД)
Опричнина.
Кровавая, разрушающая.
Губит, ломает, пугает.
Уничтожило государство и разочаровало людей.
Разрушение.
Сазонова Анастасия (1-0-СКД)
Опричнина.
Бессмысленная, параиноидальная.
Убивающая разрушающая, развращающая.
Геноцид.
Катков Роман (ПИ 101)
Петр Великий
Мудрый, справедливый.
Строил, воевал, преобразовывал.
Уважаю!
Император.
Морозова Анастасия (ПИ 101)
Россия.
Великая, могучая.
Воевала, торговала, дружила.
Горжусь!
Моя страна.
Бибикова Алена (ПИ 101)
Петр I
Великий, всероссийский.
Укреплял, реформировал, правил.
Государственный и политический деятель.
Император.
Жук Дарья. (1-0-СКД)
Петр Великий.
Великий, умный.
Изменил, привел, заложил.
Поднял Россию на новый уровень.
Реформатор.
Юрлагина Анастасия (Ю 101)
Россия
Великая, Родная.
Граничит, занимает, простирается.
Крупнейшее государство мира.
Родина.
Сарксян Галина (Ю 101)
Россия
Большая, красивая.
Быстро развивалась, строилась, ширилась.
Страна особой культуры.
Держава.
Асланов Мурад (Ю 101)
Крестьянская реформа.
Народная, долгожданная.
Осуществить, освободить, выполнить.
Дали свободу, но обманули.
Кабала.
Осипова Елена (1-0-СКД)
Крестьянская реформа.
Великая, «вольная».
Провели, отменили, установили.
Дает личную свободу.
Отмена.
Малютина Ксения (Ю 101)
Крестьянская реформа.
Значимая, буржуазная.
Отменила, провели, получили.
Падение крепостного права.
Преобразование.
Тарасенко Александр (1-0-МУЗ)
Крестьянская реформа.
Значимая, буржуазная.
Провели, получили, отменили.
Великое историческое событие.
Свобода.
Назарова Алина (Б 101)
Декабристы.
Скрытые, мечтающие, смелые.
Просвещали, распространяли, мечтали.
Хотели лучшей доли для народа.
Революционеры.
Стрелкова Анастасия (Б 101)
Декабристы.
Тайные, амбициозные.
Призывали, бунтовали, разрабатывали.
Не имели четкого представления.
Мечтатели.
Епанишников Никита (ООП 101)
Сахалин
Цветет, богатеет.
Кормит нас рыбой и икрой.
65 регион.
Наш остров.
Шориков Влад (ООП 101)
Сахалин
Развивается, хорошеет.
Красивый, богатый, чудесный.
Горжусь своей малой родиной!
Родина.
Иванова Юлия (ООП 101).
Сахалин.
Развивается, улучшается.
Удивительный, красивый, родной.
Нефтью снабдит, рыбой прокормит.
Родина моя!
Горный Дмитрий (ГС 101)
Сахалин.
Развивается, цветет.
Красивый, морской, нефтяной.
Прекрасное место для отдыха.
Рыбный край.
Ким Илья (ООП 101)
Сахалин.
Развивается, добывает.
Красивый, привлекательный, завораживающий.
Богат природными ресурсами.
Промысловый край.
Михайлова Стелла (Б 101)
Герб
Великий и прекрасный.
Символизирует, сверкает, ослепляет.
Заставляет нас гордиться страной.
Россия.
Злобов Влад (Б 101)
Герб
Российский, двуглавый.
Символизирует, рассказывает, устрашает.
Заставляет уважать!
Великий.
Москева Наташа(ГС 101)
Герб.
Торжественны, гордый.
Олицетворяет, помогает, защищает.
Демонстрирует силу государства и ее принципы.
Независимость.
Чижова Анна (Б 101)
Флаг
Трехцветный, великий.
Государственный, священный, символичный.
Гордость!
Россия!
Исакова Ирина (Б 101)
Флаг.
Государственный, Российский.
Три равновеликих горизонтальных полосы.
Главный официальный символ.
Триколор.
Шевякова Анна (ГС 101)
Флаг.
Красный, белый, синий.
Символизирует, Объединяет, демонстрирует.
Я горжусь.
Полотнище.
Волчок Надежда (ГС 101)
Гимн.
Государственный, прославляющий.
Объединяет, символизирует, исполняется.
Я горжусь нашим гимном.
Песнь.
Бурдо Анна (ГС 101)
Гимн.
Могучий. Великий.
Символизирует, объединяет, порождает.
Я горжусь своим гимном,
Я горжусь своей страной.
Кантата.
Мефодьев Константин (Ю202)
Цивилизация.
Глобальная, локальная.
Зарождается, двигается, прогрессирует.
По-разному охватывает мир.
Прогресс.
Емельянова Анастасия (Ю 202)
Цивилизация.
Мировая, глобальная.
Продвигается, указывает.
Имеет спорный вопрос.
Жизнь.
Головань Андрей (Ю 202)
Цивилизация.
Материальная, историческая.
Прогрессирует, расцветает, умирает.
Абсолютно разные.
Культура.
Мельникова Юлия (А 213 К)
Цивилизация.
Глобальная, духовная.
Выражает, развивает, определяет.
Данилевский доказывает естественную систему всего культурно-исторического процесса.
Развитие.
Поздняк Владимир (А231 К)
Цивилизация.
Религиозная, историческая.
Существовать, развиваться, взаимодействовать.
Группа людей или народ со своей культурой.
История.
Кобзарь Екатерина (СЗ 202)
Концепция.
Материалистическая, марксистская.
Освободить, создать, господствовать.
Восхищаюсь.
Бесклассовость.
Ким Виталий (СЗ 202)
Концепция.
Теоретическая, научная.
Обозначает, воспринимает, освещает.
Способ понимания какого-либо предмета, процесса.
Система.
Земляная Анастасия (СЗ 202)
Концепция.
Целенаправленная, активная.
Развивается, противостоит, отрицает.
Марксизм говорит о культуре как о непрерывно совершающемся процессе человеческой деятельности - это отражает окружающее нас развитие.
Трактовка.
Клочкова Кристина (СЗ 201)
Концепция.
Теоритическая, диспозитивная.
Освещает, обозначает, воспринимает.
Система.
Че Вячеслав (СЗ 201)
Концепция.
Руководящая, трактующая.
Обозначает, освещает, учит.
Способ понимания какого-либо процесса.
Система.
Прохоров Илья (СЗ 401)
Юридическое лицо.
Коммерческое и некоммерческое.
Приобретать, осуществлять, реализовывать.
Форма коллективного участия лиц.
Организация.
Столбоушкин Илья (СЗ 401)
Юридическое лицо.
Имеет свое имущество, отвечает по своим обязательствам, выступает в суде.
Приобретает, несет, развивается.
Правовые отношения.
Организация.
Никитин Павел (СЗ 401)
Юридическое лицо.
Коммерческое и некоммерческое.
Имеет, отвечает, несет.
Умение удовлетворять и отвечать по обязательствам.
Организация.
Панова Екатерина (П 401)
Трудовое право.
Полезное, нужное.
Защищает, объясняет, регламентирует.
Каждый должен его знать.
Закон.
Пяк Антон ( П 401)
Трудовое право.
Справедливое, необходимое.
Регулирует, управляет, защищает.
Каждый должен уметь его применять.
Трудовые отношения.
Ковалев Павел (П 401)
Договор.
Письменный, устный.
Гарантирует, обязывает, заключается.
Нужен чтобы избежать обмана.
Соглашение.
Пырков Владимир (П 401)
Договор.
Устный, письменный.
Продать, купить, обменять.
Я, считаю, что это важная вещь.
Сделка.
Трохин Сергей (П 401)
Договор.
Основной, дополнительный.
Продать, купить, обменять.
Обязательный документ для надежной сделки.
Ответственность.
Иванов Евгений (П 401)
Договор.
Свободный, обязательный.
Установить, изменить, прекратить.
Полезная информация для человека.
Сделка.
Ломакина Дарья (1-0-ДИЗ)
Деятельность
Духовная. Практическая.
Учит, воспитывает, приводит к цели.
Помогает человеку.
Занятие.
Филатов Егор (1-0-ДИЗ)
Деятельность
Сознательная, продуктивная.
Учит, осуществляет, анализирует.
Взаимодействие субъекта с объектом.
Активность.
Тен Александра (1-0-ДИЗ)
Деятельность
Трудовая, духовная.
Учит, воспитывает, управляет.
Дает возможность осознать нашу цель.
Активность.
Горева Лилия (1-0-ДИЗ)
Деятельность
Сознательная, продуктивная.
Дает знания, преобразует окружающий мир, формирует мировоззрение.
Деятельность - это жизнь.
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития критического мышления у обучающихся.
Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.