Развитие творческих способностей младших школьников на уроках гуманитарного цикла.


Развитие творческих способностей младших школьников
на уроках гуманитарного цикла.
В современном обществе вместо послушного исполнителя, работающего по устоявшейся традиции, стал, востребован человек, способный быстро ориентироваться в ситуации, творчески решать возникающие проблемы. Меняется и система образования. Сегодня во главу угла встала задача формирования творческой личности, способной к самоопределению в быстро меняющемся мире. Поэтому одна из основных задач школы – это выявление творческого потенциала, развитие творческого мышления детей.
С внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития творческого мышления.
ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Таким образом, и новые стандарты и технология творческого мышления акцентируют внимание на личностно- ориентированном обучении.
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет творчески использовать эти знания в жизни. Творчество – не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству должно стать чертой личности человека, креативностью (от латинского – “сотворение”). Поэтому в деле воспитания и образования понятие “творчество” обычно связано с понятиями “способности”, “развитие”, “одарённость”.
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной творческой личности. Поэтому одной из наиболее значимых задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речи. Без сомнения, основной базой для достижения этой задачи служат как уроки литературного чтения и русского языка, так и внеурочная работа по этим предметам. Здесь дети учатся говорить, слушать, сочинять, рассуждать, доказывать.
Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Я полагаю, что ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека. Чтобы действительно достичь желаемого результата деятельность учителя должна отвечать определенной системе требований:
творческое развитие доступно каждому ребенку;
создание атмосферы общей культуры в школе;
доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, помощь, по возможности неявная, наводящая;
высокий уровень познавательных интересов учащихся, игровые методики учителя.
Учитель может достичь желаемого результата лишь в том случае, если он сам как личность не чужд творчеству, созиданию, постоянному поиску. Полностью согласна с высказыванием Л.Н. Толстого в том, что “Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать…”. Чтобы развивать творческое мышление использую в своей работе комплексные методы, соединяющие различные виды деятельности – учёбу и игру. Игра дает простор детской фантазии, поощряет самостоятельность; проявляется образное мышление ребенка, мир его чувств, фантазии и творчества. Особенно это важно на первых этапах обучения ребенка. Деятельность учащихся и учителя связана с противоречиями в развитии речи и творческих способностей школьников. Так, в данном случае, по мере деятельности, направленной на управление успешностью обучения учащихся и развитием творческих способностей, учитель сталкивается с общими противоречиями между:
традиционными методами и приёмами обучения младших школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества;
имеющимися у младших школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках и реальным уровнем творческого развития;
необходимостью формирования прочих знаний, умений и навыков и дефицитом учебного времени.
Считаю, что своей системой работы я разрешаю эти противоречия. ( МОЖЕТ ЭТО УБРАТЬ)
Прежде чем приступить к работе над формированием познавательных и творческих способностей учащихся своих классов, я проанализировала методы применимые в разных видах деятельности, которые можно использовать на уроках литературного чтения и русского языка. Для себя выбрала применение активных методов обучения таких как: проблемные, поисковые, исследовательские, практические ориентированные на реальные практические результаты и способствующие активизации познавательной и творческой деятельности. А также отобрала следующие формы организации учебного пространства:
индивидуальные (сочинение, “рифмованные строки”, стихи, отзыв о книге, сиквейн)
индивидуально-групповые (микро групповое взаимодействие, практическая ситуация, исследовательский проект);
парные (парное взаимодействие, в парах сменного состава: рассуждение в доказательствах);
групповые (групповое взаимодействие: разрешение противоречий в мнениях);
коллективные (межгрупповое взаимодействие: для отработки алгоритма творческого мышления и организации творческой деятельности вообще).
Много внимания в своей деятельности, для развития творческих способностей, уделяю работе над словом, так как слово – это часть строительного материала нашей речи. Мы говорим: слово – друг и враг, словом можно излечить и ранить! На уроках русского языка давала такие задания: “Выпишите слова добрые в один столбик, слова злые в другой столбик”. Произнесите любое слово для себя и запишите его. Как вы считаете, доброе оно или злое? Использую в работе упражнение «Радуга слов» детям предлагается записать «красные», «сладкие», смешные», «мягкие» « влажные слова» слова и т.д. А теперь пофантазируйте: что произнесённое вами слово превратилось в магнит (прием фантазирования «Круги на воде»). Оно может притягивать, присоединять другие слова. Назовите слова, которые притягиваются к вашему слову. Образуется “магнитное” поле слов, у всех оно может насчитывать разное количество слов в зависимости от типа мышления, уровня речевого развития, воображения, жизненного опыта. Проводя систематически, постоянно усложняя и добавляя новые этапы работы, уже к четвёртому классу у учащихся складывается определённая система работы над словом, то есть алгоритм:
Воображаю, что слово – магнит.
Подбираю к слову рифмы, образы, ассоциации.
Пишу мини-текст (этюд, мини-сочинение, зарисовку).
Уже на уроках обучения грамоте мы наблюдаем за словами, сравниваем их. Даю такие задания: расскажи все, что ты знаешь об этом слове; найди как можно больше сходств и отличий; сочини сказку как появилось это слово; сочиняем новые слова, придумай звукоподрожающее слово ( ручеек-журчеёк). Чтобы “разговорить” всех учащихся очень часто играем в игру “Театр”.Здесь же на уроках учимся культуре речи, умению регулировать силу голоса, темп, мимику. С первых дней обучения начинаю учить учащихся рифмовать слова. Даю задание и на дом “закончить рифму”, дети удивляются тому, что начало у всех одинаковое, а конец у всех разный. В итоге получились разные стихи. И здесь ребята применяют все свои знания, доказывая, что это получилось стихотворение. Для развития творческого мышления знакомлю учащихся с приемами фантазирования Дж.Родари ( «Круги на воде», « Оживление», «Что потом?» и т.д.) Игровые моменты, творческие задания и занимательные упражнения – пример творческого подхода к звучащему слову. Творческие задания возбуждают “умственный аппетит”, формируют положительное отношение к учебной деятельности. Задания такого вида следует давать систематически, так как нельзя “завести” детей на интересную работу, а потом взять и бросить.
Сочинения совершенствуют письменную речь, развивают фантазию, воображение, реализуют желания ребенка привлечь к себе внимание одноклассников. Очень любят мои учащиеся сочинения на определённое правило. Например: “Сочинение о частях речи», “Сочинение – сказка”, “Сочинение от лица какого-то предмета”, “Мастерская имени” и др. Мини сочинение «Где прячется настроение?» Клименко Максим 2 «А» класс написал:«В хвостиках веселых щенков, в облаках, в запахе свежеиспеченного хлеба или в чашке крепкого кофе, в удачном дне, в паре новых кроссовок. У каждого свой «сейф» с хорошим настроением».
На уроках литературного чтения использую элементы технологии развития критического мышления « Тонкие толстые вопросы», « Лови ошибку», « Дерево предсказаний», « Чтение с остановками» и т.д. Работая над своей темой, пришла к выводу, что наиболее благоприятными условиями для развития творческих способностей учащихся являются творческие задания, придуманные самими учащимися. Поэтому сначала учимся коллективно придумывать творческое задание к тому или иному тексту и выполняются первые задания на сугубо добровольных началах, такие как: составить памятку для главного героя; написать рекламу к произведению, нарисовать афишу, отправить телеграмму главному герою и т.д. Включение в структуру урока таких подготовительных заданий создаёт возможность вовлечь в посильную для них творческую деятельность, которая является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления. У каждого ребёнка есть способности и таланты. После выполнения первых работ, видя, как это интересно, какую похвалу учителя и аплодисменты товарищей можно заслужить, начинают в работу втягиваться все.
С первого класса завожу с учащимися “Читательский дневник”, где не без участия родителей ежедневно записывается или зарисовывается, что было прочитано дома вместе с родителями. Дети участвуют в конкурсе «Оживи букву», «Добрый Алфавит». Это даёт возможность учащимся пофантазировать, используя приемы фантазирования Дж. Родари. Со второго класса, дети не только пересказывают прочитанное, но и дают отзыв о прочитанном, что развивает устную речь учащихся. Очень любят мои учащиеся готовить карточки и тесты для уроков русского языка, литературного чтения для своего соседа. Но задания должны соответствовать определенным требованиям: выглядеть привлекательно и соответствовать нашим знаниям (если не можешь выполнить задание сам – не предлагай его товарищу).В 3-4 классах заводим «Творческий читательский дневник», где на усмотрению детей даются творческие задания которые они могут выполнить по прочитанному произведению. «Бортовой журнал», «Мои догадки и впечатления», «Путевые заметки», «Письмо читателю», и т.д. Обязательность выполнения домашнего творческого задания, для детей переходит в норму, у детей развивается любовь к чтению, умение пользоваться художественной литературой. Главное в детском творчестве – это огромная радость, которую оно несет и учителю, и ученику.
Библиографический список:
Гин А. А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2009.
Львов М. Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие. - М.: Дидакт, 2013.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М. 2012.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1997.
Иванова Л.И. Развитие творческих способностей школьников. // Начальная школа, 2012 № 11.