Артикуляционные гимнастики на постановку звуков С,З,Ц, Ш,Ж,Ч,Щ, Л,Л ,Р,Р (ДОУ, школа)

Артикуляционная гимнастика на постановку свистящих звуков «С», «З», «Ц».

Чередование «улыбки» и «трубочки».
«Накажем непослушный язычок».
«Лопатка».
«Вышел язычок погулять и спрятался за нижний заборчик».
«Посчитаем столбики в нижнем заборчике».
«Качель» (язык вверх – вниз).
«Вкусное варенье».
«Киска сердится».
Произношение звука «И», язык вытянут вперед, сделать воздушную дорожку, по ней идет холодный воздух.
«Загони мяч в ворота» - вытянуть губы трубочкой и подуть на ватный шарик.
«Кто дальше загонит мяч?» - улыбнуться, положить передний край широкого языка на нижнюю губу и на звук «Ф» постараться сдуть ватный шарик.



Упражнения на воздушную струю.
- подуй в пузырек
- «соломка»
- подуй на карандашик
- «футбол»(вата в «воротики»)
- материал на поддувание
Артикуляционная гимнастика на постановку звука «Р».

«Крепкий орешек».
«Лопатка».
«Накажем непослушный язычок» (на звук «Д»).
«Чашечка».
«Гармошка» («чашечка» наружу – затем в ротовую полость).
«Грибок».
«Маляры» (язык во рту делает плавные движения по верхним зубам и небу).
Подуть на высунутый язык, до образования вибрации.
«Лошадки».
«Барабанщик» - звук «Д» медленно произносим, язык редко ударяет по зубам, затем чаще – быстрая дробь.
«Индюки» («чашечка» внутри).
«Болтушки».
«Пулеметчик» - бумажка на зубах и «грибок», дуем на бумажку с голосом.
«Короткий и длинный звоночек» - звук «Д» говорят четко и пальцем вибрируют.
Артикуляционная гимнастика на постановку звука «Л».

«Накажем непослушный язычок» (на звук «А»).
«Вкусное варенье» (широкий язык сверху вниз).
«Иголочка» (на силу языка).
«Поздороваемся с носиком» (на силу языка).
«Пароход гудит» - язык зажат между зубов, произношение звука «Ы».
«Индюки».
«Качели» - язык за верхними зубами, счет до 5, затем язык за нижними зубами, счет до 5.
«Грибок».
«Лошадка» (со звуком и без звука).
«Охотник на болоте» - язык прикусить и пальцами по щекам - хлюпанье.
«Маляры» - язык во рту делает плавные движения по верхним зубам и небу.
Артикуляционная гимнастика на постановку шипящих звуков «Ш», «Ж», «Щ», «Ч».
Для губ:
-спеть песенку заблудившейся девочки АУ.
- спеть песенку плачущей девочки ОУ.
- спеть песенку парохода У.
- нарисуй губами солнышко.
- «улыбка» - «трубочка».
- подуй на карандашик.
- подуй на водоплавующую игрушку.

Для языка:
«Лопатка».
«Накажем непослушный язычок».
«Вкусное варенье» (на верхнюю губу).
«Качели» (широкий язык на верхнюю губу – затем на нижнюю).
«Вышел язычок погулять и спрятался за верхний заборчик» (широкий язык).
«Посчитаем зубки в верхнем заборчике».
«Почистим зубы» (широкий язык перед верхними зубами – затем за верхними).
«Качель» (язык за нижними зубами – затем за верхними).
«Грибок».
«Маляры» (язык во рту и делает плавные движения по верхним зубам и небу).
«Чашечка».
«Парус» («чашечка» в ротовой полости).
«Фокус» (на носу бумажка, необходимо ее сдуть с упр. «чашечка».

15