Пояснительная записка к КТП по математике 6 класса.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике (Сборник нормативных документов. Математика. М.: Дрофа, 2004), Программы для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Математика (составители: Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. М.: Дрофа, 2004) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике (Приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г.№ 1089). Изучение математики в 6 классе направлено на реализацию целей и задач, сформулированных в Государственном стандарте общего образования по математике:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Рабочая программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю.
В течение года планируется 14 контрольных работ по текущим темам и 1 итоговая контрольная работа в конце учебного года. Запланированы 32 самостоятельных работ и 3 теста по стержневым темам курса математики 6 класса.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.
Основные типы учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Формы организации учебного процесса:
Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные. На уроках используются такие формы занятий как:
практические занятия;
консультация;
Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ,
рассчитанных на 45 мин, тестов и самостоятельных работ на 15-20 минут с дифференцированным оцениванием.
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяется учителем с учетом степени усвоения.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал излагается на интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с рациональными числами, продолжают получать представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составления уравнений, продолжают знакомиться с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Курс математики 6 класса включает следующие основные содержательные линии:
арифметика;
элементы алгебры;
элементы геометрии;
вероятность и статистика;
множества;
математика в историческом развитии.
«Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительных навыков логического мышления, умения планировать и осуществлять практическую деятельность, необходимую в повседневной жизни.
«Элементы алгебры» показывают применение букв для обозначения чисел, для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий, свойств арифметических действий, систематизируют знания о математическом языке.
«Элементы геометрии» способствуют формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывают основы формирования првильной геометрической речи.
«Вероятность и статистика» способствуют формированию у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, обогащается представление о современной картине мира.
«Множества» способствуют овладению учащимися некоторыми элементами универсального математического языка.
«Математика в историческом развитии» способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения математики.
«Вероятность и статистика», «Множества», «Математика в историческом развитии» изучаются сквозным курсом т.е. включаются в отдельные моменты уроков по усмотрению учителя, отдельно на их изучение уроки не выделяются.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
АРИФМЕТИКА
Натуральные числа. Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком.
Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части. Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Рациональные числа. Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Степень с целым показателем. Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Этапы развития представления о числе.
Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире. Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту. Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости. Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Вводное повторение. (2 часа)
Делимость чисел (20 часов)
Делители и кратные. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Наименьшее общее кратное. Контрольная работа № 1.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. (22 часа)
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к общему знаменателю. Сравнение дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел. Контрольные работы № 2, 3.
Умножение и деление обыкновенных дробей (32 часа)
Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства умножения. Взаимно-обратные числа. Деление дробей. Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения. Контрольные работы № 4, 5, 6.
Отношения и пропорции (19 часов)
Отношения. Пропорции. Прямая и обратная пропорциональная зависимости. Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар. Контрольные работы № 7, 8.
Положительные и отрицательные числа. (13 часов)
Координаты на прямой. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Изменение величин. Контрольная работа № 9.
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (12 часов)
Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками. Вычитание. Контрольная работа №10.
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (13 часов)
Умножение. Деление. Рациональные числа. Свойства действий с рациональными числами. Контрольная работа № 11.
Решение уравнений (15 часов)
Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые. Решение уравнений. Контрольные работы № 12, 13.
Координаты на плоскости (14 часов)
Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Столбчатые диаграммы. Графики. Контрольная работа № 14.
Обобщающее повторение (8 часов)
Пропорции. Рациональные числа. Решение уравнений. Итоговая контрольная работа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата
(месяц, четверть) Раздел, тема предмета часы Форма контроля
I
Четверть сентябрь Вводное повторение
Делимость чисел 3
20 Входная к/рк/р № 1
октябрь Сложение и вычитание дробей с разными знаками 22 к/р № 2,3
II
Четверть Ноябрь, декабрь Умножение и деление обыкновенных дробей
32 к/р № 4, №5, №6
III
Четверть Январь Отношения и пропорции 19 к/р № 7,8
февраль Положительные и отрицательные числа 13 к/р № 9
февраль
Март Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел 12
13 к/р № 10
к/р № 11
IY
четверть апрель Решение уравнений 15 к/р № 12,13
апрель
май Координаты на плоскости.
Обобщающее повторение 14
8 к/р № 14
Итоговая к/рПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Четверть
Формы
контроля I четверть
II четверть III четверть IYчетверть Учебный год
Контрольные работы 3 3 4 5 (в т.ч. 1 итог. к/р) 15
Самостоятельные работы 8 7 10 7 32
Тесты
1 2 - - 3
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – Мнемозина, Москва 2013;
В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева. Контрольные работы по математике.
А.С.Чесноков, К.И. Нешков. Дидактические материалы по математике 6 класс.
А.П.Ершова, В.В.Голобородько. Математика 6: Самостоятельные и контрольные работы.
В.В. Выговская Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н.Я.Виленкина 6 класс, Москва, «ВАКО», 2009 г.
8. ИКТ обеспечение: тесты и презентации в программах PowerPoint, Excel, созданные составителем данной программы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения математики в 6 классе учащиеся должны
знать/понимать:
существо понятия алгоритма;
как используются математические формулы и уравнения при решении математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
уметь:
выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления с рациональными числами, возводить рациональное число в квадрат, в куб;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов;
находить значение числовых выражений;
решать задачи на проценты с помощью пропорций; применять прямо и обратно пропорциональные величины при решении практических задач; решать задачи на масштаб;
распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые с помощью линейки и угольника; определять координаты точки на координатной плоскости, отмечать точки по заданным координатам;
решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью уравнений, включая задачи, связанные с дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для решения несложных практических задач, в том числе c использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результатов вычислений с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Математика 6 класс
Иллюстрации (плакаты)
Таблица простых чисел (до 997);
Разложение натуральных чисел на множители.
Средства ИКТ
ЦОР (цифровые образовательные ресурсы):
Операционная система Windows XP
Инструменты общепедагогические:
Microsoft Offis 2007
Инструменты специализированные:
Диск «Математика. Справочник для школьников»
Диск «Математика 5-11 классы. Олимпиадные задания»
Диск «Математика 5-6 классы. Поурочные планы»
Диск «уроки математики 5-11 классы» мультимедийное приложение к урокам
Учебно-лабораторное оборудование:
Мультимедийный компьютер
Комплект классных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (по 45°), циркуль.