ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ПРОГРАММЕ VIII ВИДА
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шебекино Белгородской области»
«Рассмотрено»
На заседании методического совета МБОУ «СОШ №1 с УИОП г.Шебекино Белгородской области»
Протокол № ___
от «____»_____________ 2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора МБОУ «СОШ №1 с УИОП г.Шебекино Белгородской области»
____________Гринько Л.И.
«____»________2015 г.
«Утверждаю»
Директор
МБОУ «СОШ №1с УИОП г.Шебекино Белгородской области»
___________________ Вялова И.А.
Приказ № ______ от
«___»_________2015 г.
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ПРОГРАММЕ VIII ВИДА
возраст обучающегося 14 лет
Педагог-психолог
Плотникова Светлана Владимировна
Оглавление
Пояснительная записка 3
Календарно-тематическое планирование.5 Методическое обеспечение ...6
Список литературы..7
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида. Программа по коррекции познавательных процессов составлена на основе программы кандидата психологических наук Н.Л. Васильевой и предназначена для школьников, испытывающих трудности в обучении и поведении.
По решению районной ПМПК в 7Д классе по специальной (коррекционной) программе VIII вида обучаются Губарев Саша.
Анализ результатов диагностики (май, 2015 года) показывает, что у учащегося наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Изучение процессов памяти показало недостаточную продуктивность, малый объём памяти, неточности и сложности в воспроизведении. Внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью на объекте. Недостатки внимания отрицательно сказываются на процессах ощущения и восприятия. Существенными недостатками восприятия являются замедленный темп переработки получаемой ребёнком информации, нарушение функций поиска. У Саш нарушена зрительно – моторная координация. Слабо развита мелкая моторика.
Данная программа направлена на развитие когнитивной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Цель программы: Создание благоприятных условий для коррекции отклонений в психическом развитии и профилактики негативных тенденций личностного и интеллектуального развития у детей с особыми образовательными потребностями.
Задачи:1. Развитие интеллектуальных способностей обучающихся, коррекция развития познавательных процессов.
2. Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сфер обучающихся, с целью повышения мотивации к обучению и снижения эмоциональной напряженности.
Организация занятий
Форма организации занятий – индивидуальная.
Частота групповых встреч 1 раз в неделю.
Длительность каждого занятия 40 – 45 минут, темп и продолжительность занятий выбираются в зависимости от особенностей обучающегося.
Количество занятий - 30 ч.
Индивидуальная диагностика – 4 ч.
Структура занятий
Структура каждого коррекционно-развивающего занятия в рамках данной программы включает в себя следующие этапы:
1. Психологический настрой, который проводится с использованием аутогенной техники, позволяет предупредить и частично устранить состояние эмоционального дискомфорта и напряжения у детей, создаёт у них чувство уверенности в собственных силах. Этот этап проводится в начале каждого занятия. Примерные формулировки для психологического настроя: - Я в школе, сейчас я начну учиться. - Я рад этому. - Внимание моё растёт. - Я, как разведчик, всё замечаю. - Память моя крепкая, голова ясная. - Я хочу учиться, я очень хочу учиться.
- Я готов работать. - Я работаю. 2. Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную деятельность.
3. Основное содержание занятия – этот этап является «ядром» коррекционного занятия. Сложность заданий постепенно возрастает в ходе коррекционной работы, однако, переход к более трудным заданиям возможен лишь при достаточном усвоении текущего уровня упражнений.
4. Упражнения для профилактики нарушений зрения, элементы дыхательной и координационной гимнастики, кинезиологические упражнения, упражнения на расслабление, развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, арт-терапевтические техники.
5. Рефлексия занятия – этот этап позволяет завершить работу на занятии, проанализировать и обсудить вместе с детьми, что было самым интересным и увлекательным, что вызвало особые затруднения.
Планируемые образовательные результаты
Содействие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся.
Положительная мотивация к учению.
Развитие речевой активности учащихся.
Критерии эффективности программы
Для оценки эффективности коррекционных воздействий проводится диагностическое исследование развития познавательных процессов, отслеживается динамика развития познавательных процессов, заполняются протоколы психологической диагностики, динамика отражается в психолого – педагогической характеристики, при направлении ребёнка на ПМПк для определения дальнейшего образовательного маршрута.
Календарно - тематическое планирование
№
п/п
Тема занятия
Цели и задачи
Кол-во часов
Плановые сроки проведения
Фактические сроки проведения
Диагностика
Изучение уровня развития познавательных процессов
2 ч.
2.09
9.09
1.
Мышление
Развитие анализа, синтеза, обобщения, классификации
9 ч.
19.09
10.10
14.11
5.12
16.01
6.02
27.02
12.03
23.04
2.
Память и внимание
Развитие слуховой, образной и зрительной памяти, произвольного внимания.
9 ч.
26.09
17.10
21.11
12.12
23.01
13.02
19.03
30.04
14.05
3.
Восприятие
Развитие зрительно – пространственного восприятия и воображения, пространственных представлений, мелкой моторики.
9 ч.
3.10
24.10
28.11
19.12
30.01
20.02
16.04
7.05
21.05
4.
Уроки общения
Снятие эмоционального напряжения, формирование коммуникативных умений.
3 ч.
31.10
26.12
5.03
5.
Диагностика
Изучение уровня развития познавательных процессов
2 ч.
2.04
9.04
ИТОГО: 34 ч.
Учебно – методические средства обучения
Методическое обеспечение занятий
Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только задания на развитие познавательных процессов, речи, но и упражнения для профилактики нарушений зрения, элементы дыхательной и координационной гимнастики, кинезиологические упражнения, упражнения на расслабление, развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Для создания ситуации успеха на занятиях каждое занятие заканчивается упражнениями, помогающими ребенку поверить в свои силы, почувствовать себя успешным.
Использование в программе арт-терапевтических техник (упражнения, связанные с рисованием, телесными контактами и т. д.) создает положительный настрой, снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций, вызывает эмпатию у участников, дает положительные результаты в развитии внутреннего контроля и повышении адаптационных способностей детей, способствует их самовыражению.
Материальное обеспечение занятий
Все материальное обеспечение предназначается для самостоятельной и совместной работы детей на занятиях. Это включает в себя обязательные принадлежности для рисования: альбомные листы, наборы цветных карандашей и фломастеров, простых карандашей, рабочая папка на каждого ребенка, в которую входит: бланки диагностических методик, бланки с заданиями. Технические средства: компьютер, релаксационное музыкальное сопровождение.
Список литературы
1. Ануфриева А.Ф.,. Костромина С.Н Как преодолеть трудности в обучении детей. – СПб.: Речь, 2003. – 247с.
2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – 2-е изд.- М.: Генезис, 2001.- 352 с.
3. Глазунов Д.А. Психология. 2 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/ авт.-сост. Д.Глазунов. – М.: Глобус, 2009. – 240 с. – (Школьный психолог).
4. Глазунов Д.А. Психология. 3 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/ авт.-сост. Д.Глазунов. – М.: Глобус, 2010. – 190 с. – (Школьный психолог).
5. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4 –е изд., стер. –М.: «Ось – 89»,2008. – 272 с.
6. Мамайчук И.И. Психокорекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2004. – 400с.
Развивающие задания. (1и 2 часть). Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.
13PAGE 15
13PAGE 14515
Заголовок 215