Тема: Охрана растений и окружающая среда.
Тема: Охрана растений.
3 класс
Умербекова Ж.З.,
учитель начальных классов
КГУ «Карасорской СОШ».
Цели урока:
Обобщить знания о значении растений в жизни животных и человека; учить бережно относиться к растениям; рас-смотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
Оборудование: картины с изображением растений, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель проверяет готовность детей к уроку.
2.Проверка домашнего задания.
В начале урока краткий опрос по изученному.
-Весной в цветущие сады выносят ульи для чего?
-Как происходит опыление растения?
-Что образуется на месте цветков после опыления?
-Какие условия нужны для прорастания растений?
-Как развивается растение из семени?
Карточка 1.
-Обозначь цифрами последовательность стадий развития растения.
Семя.
Взрослое растение с плодами.
Проросток растения с корешком.
Взрослое растение с цветами.
Проросток с развивающимися стеблями и листочками.
Ответ. Семя. Проросток с корешком. Проросток с развивающимися стеблем и листочками. Взрослое растение с цветами. Взрослое растение с плодами.
Карточка 2.
Как расселяются растения?
1.Клен...
2.Одуванчик...
3.Сосна...
4.Репейник...
5.Ель...
Ответ. Клен, одуванчик—ветром. Сосна, ель- ветром, животными, людьми. Репейник — животными.
Карточка 3.
Приведи примеры взаимосвязи «Животные - растения».
Ответ. Животные питаются растениями. Строят гнезда на деревьях. Животные дышат кислородом, который выделяют растения. Насекомые опыляют растения. Распространяют семена.
3.Викторина.
1.Вся поляна покрыта голубыми, розовыми, синими цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок по поляне, послышится тихий серебряный перезвон, (колокольчик)
2.Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями, а летом на месте цветков - красная ягода. Но не бери ее в рот, она ядовита. (Ландыш)
3.Один из самых ранних цветков в нашем лесу, появляется когда еще лежит снег на полях, и как будто дрожит на ветру. (Подснежник)
К какой группе они относятся?
Какие группы растений вы еще знаете? ,4.Сообщение темы урока.
Вы много знаете про растения. Тема нашего урока «Охрана растений». Как вы думаете, зачем их надо охранять?
5.Значение растений в жизни человека и животных.
Продукт питания. Выделяют кислород. Делают красивым все вокруг. Человек получает из растений пищу, кислород, ткани, лекарства, лен, хлопок, древесину, стройматериалы.К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. Много растений гибнет.
6.Работа по учебнику. Прочитайте в учебнике.Работа по вопросам в конце текста.
7.Физкульминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимите руки по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».
8.Викторина. Лекарственные растения.
1.Ты натер ногу. Что облегчит боль? (Подорожник)
2.Какое болотное растение можно использовать вместо йода? (Сфагнум, или торфяной мох)
3.Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)
4.Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Смородина, шиповник)
5.Какими лечебными свойствами обладает мать-и- мачеха? (Средство от кашля).
6.Какую траву любят кошки? (Валериану).
7.Каким свойством обладает береза? (Мочегонное, желчегонное).
9.Правила поведения на природе.
-Не ломай ветви деревьев и кустарников.
-Растение — живое существо, листья участвуют в его дыхании и питании.
-Не повреждай кору деревьев.
-Не собирай березовый сок, это вредит дереву.
-Находясь на природе, не срывай растения для букетов.
Срывай только те растения, которые выращены человеком.
- В лесу ходи по тропинкам, чтобы не погибали растения от вытаптывания.
Правила сбора и обработки лекарственных растений.
1.Следует точно знать что собирать.
2.Лекарственные растения обладают целебной силой в определенные месяцы.
3.Заранее запасись всеми необходимыми для сбора инструментами. После сбора вымой руки.
4.Каждое растение имеет определенные места обитания. Нельзя собирать растения около шоссейных дорог.
5.Собирая сохраняй. Оставляй несколько здоровых экземпляров на месте сбора, чтобы растение не исчезло. Бери только столько, сколько нужно.
6.Суши лекарственные растения на воздухе в тени. Собирай растения только в тех местах, где их много.
10.Домашнее задание. Прочитать статью «Охрана растений».