АПО по теме: Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №11 города Шебекино Белгородской области»
ОБОБЩЕНИЕОПЫТА
Автор опыта: Курлыкина Наталья Михайловна,
воспитатель Ι младшей группы
2017 год
Содержание:
1. Информация об опыте………………….... 3 стр.
2. Технология опыта……………………….....17 стр.
3. Результативность опыта…………………...20 стр.
4. Библиографический список……………….21 стр.
5. Приложения к опыту…………………… …23 стр.
1. Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
Степаненкова Э. Я. в своих исследованиях показывает, что с первых мгновений появления на свет ребенок приспосабливается к внеутробному существованию. Он осваивает основные законы жизни. Учитывая потенциальные возможности ребенка, взрослые оказывают воспитательное воздействие на него. Это, прежде всего, выражается в заботе о физическом здоровье малыша, его духовном, интеллектуальном, нравственном и эстетическом развитии. Шебеко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. подчеркивают, что правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию, а оно невозможно без движения. Сегодня стало модным слово гиподинамия. Многие понимают его упрощенно – как недостаток движения. Но Маханёва М. Д. дает свое определение гиподинамии – это своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе:
«Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».
Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Маханева М. Д. высказывает мнение, что современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие и др.
Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей, создавая условия для разных движений. В связи с этим, отмечает Рунова М. А., возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима детей в дошкольном учреждении, который будет способствовать воспитанию здорового ребенка и его разностороннему развитию. Маханева М. Д. большое значение на физкультурных занятиях отводит профилактике и исправлению дефектов осанки.
Фонарева М. И. отмечает, что важнейшем вопросом физического воспитания, является формирование навыка правильной осанки.
Правильная осанка – это не только внешний вид, это и хорошее здоровье, утверждает Степаненкова Э.Я. Необходимы разнообразные профилактические меры, предупреждающие нарушение осанки. На современном этапе развития педагогической науки и практики наблюдается большой интерес к вопросам осанки у детей. Это объясняется тем, что диапазон ее нарушений у детей различного возраста, по данным Пушкаревой М.Т, достигает относительно высокого уровня, от 40% до 80%. В связи с этим данная проблема остается актуальной, вызывая интерес специалистов в области физической культуры.
Обреимова Н. И. и Петрухин Ф. С. утверждают, что выработать правильную осанку важно не только с точки зрения эстетики, а и анатомии, физиологии. Неправильная осанка плохо сказывается на работе внутренних органов, затрудняется работа сердца, легких, желудочно–кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость, падает аппетит, ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр. А это приводит к различным заболеваниям.
Среди причин, вызывающих нарушение осанки, Котешева И. А. называет различные факторы окружающей среды и индивидуального развития. Наиболее распространенными причинами являются недостатки двигательной активности и гиподинамия, и как, следствие, недостаточное развитие связочно – мышечного аппарата, слабость мышц туловища, спины и брюшного пресса.
Велитченко В. К. считает, что нарушения осанки, как правило, поддаются исправлению с помощью лечебной физической культуры, что включает в себя гимнастические и корректирующие упражнения, также специальные процедуры. Но упражнения на коррекцию и формирование правильной осанки, также можно включать на занятиях по физической культуре, разносторонне воздействуя на организм ребенка в целом.
Детский возраст является наиболее оптимальным для формирования навыка правильной осанки, отмечают Шарманова С. Б., Федоров А. И. и Калугина Г. К.. Наиболее эффективным средством коррекции и предупреждения нарушения осанки являются упражнения, проводимые в процессе физического воспитания. Поэтому занятия по физической культуре должны содержать материал, направленный на воспитание навыка правильной осанки. Вышесказанное позволяет говорить об актуальности выбранной тематики и обозначить проблему:
повышение эффективности работы по развитию правильной осанки в процессе физического воспитания у детей в условиях дошкольного учреждения.
Многие исследователи (М.В. Арсланов, Н.Т. Белякова, А.Н. Буровых, А.Д. Дубогай и др.) приходят к единому мнению, что именно детский сад может и должен быть местом профилактики нарушений осанки.
Поэтому я обратились к программам профилактики нарушений осанки у детей младшего дошкольного возраста, основанных на полученных результатах исследования динамики и характера данных нарушений, которые дают возможность адекватно воздействовать на опорно-двигательный аппарат детей и приводят к улучшению в состоянии осанки.
Актуальность опыта
Лесгафт П. Ф. в своих исследованиях при выполнении детьми физических упражнений большое внимание уделял влиянию их на всестороннее развитие ребенка, на формирование и развитие внутреннего мира ребенка – его мыслей, чувств, нравственных качеств, поведения.
По мнению Холодова Ж.К., Кузнецова В.С., физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирования осознанной потребности физкультурных занятиях.
Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни Холодов Ж. К. признает физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье), а так же свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т. п., улучшают деятельность сердечно сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизируют защитные силы организма. Холодов Ж. К. приходит к выводу, что через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.
Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Козлова С.А. обращает внимание на то, что охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питания, способствуют двигательной активности и т. д.
Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве. Что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Кенеман А. В., Хрулева Д. В. называют физическое воспитание важнейшим компонентом всестороннего воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная деятельность и т. д.), внимание воспитателя направляется на воспитание разумно мыслящего, эмоционального, сознательно действующего в меру своих возрастных особенностей ребенка, овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, понимающего смысл предлагаемых ему заданий, приучающегося активно преодолевать встречающиеся трудности. Исходя из особенностей развития детского организма, задачи укрепления здоровья определяются в более конкретной форме по каждой системе:
помогать правильному и своевременному окостенению формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укрепления связочно – суставного аппарата, способствовать развитию правильного соотношения частей тела (пропорций), регулированию роста и веса костей;
развивать все группы мышц;
способствовать оттоку крови к сердцу, улучшению ритмичности его сокращений;
укреплять дыхательную мускулатуру и т. д.
Таким образом, в процессе физического воспитания у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические качества. А от интенсивности физического воспитания, от двигательной активности детей зависит их здоровье.
Итак, актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности профилактики и формирования правильной осанки ребенка, создания оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка.
Ведущая педагогическая идея опыта
Определить оптимальное содержание и методику развития правильной осанки в процессе физического воспитания дошкольников посредством внедрения комплекса упражнений для профилактики нарушений осанки у детей.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом велась в течение трех лет поэтапно с момента обнаружения противоречия (сентябрь 2013 года), до момента выявления результативности (май 2016 года).
Для проведения экспериментальной работы было определено две группы детей (экспериментальная, контрольная). В каждую подгруппу подбирались дети по следующим критериям:
- возраст детей
- группа здоровья
- уровень физической подготовленности
В соответствии с заявленными критериями и половой принадлежностью, в подгруппы вошли дети 6- 7 лет, II и III групп здоровья, со средним уровнем физической подготовленности, по 4 девочки и 6 мальчиков.
Опытно- экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа:
•констатирующий,
•формирующий,
•контрольный.
На первом этапе - констатирующем (2013-2014 учебный год) - выявлялись проблемы, определялись цели, ставились задачи и выбирались методы их решения, производился отбор данных о состоянии здоровья воспитанников, изучались литература по проблеме исследования, делались первые шаги по внедрению методик по профилактике нарушений осанки дошкольников в практику работы.
На втором этапе - формирующем (2014-2015 учебный год) – определялись содержание, формы и методы формирования осанки, проводился анализ полученных результатов за данный период. Начала широко использовать комплексные методики, направленные на коррекцию нарушенной осанки, приступила к их анализу и систематизации.
На третьем этапе - контрольном (2015 - 2016 учебный год) – проводилась корректировка основных положений опыта, обобщались и систематизировались материалы, формировались выводы и оформлялся педагогический опыт, велась постоянная работа по внедрению методик по формированию и профилактике нарушений осанки в педагогической практике.
Диапазон опыта
Значение воспитания правильной осанки у дошкольников
Катешева И. А. отмечает, что нарушения осанки не являются заболеваниями, но помимо косметического дефекта, они довольно часто сопровождаются расстройствами деятельности внутренних органов. Уменьшаются экскурсия грудной клетки и диафрагмы, жизненная емкость легких и колебания внутригрудного давления. Все это неблагоприятно отражается на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, приводит к снижению физиологических резервов, нарушает адаптационные возможности организма. Мышцы при дефектах осанки, как правило, ослаблены, а физическая работоспособность повышена. Слабые мышцы живота и согнутое положение тела ведут к нарушению перистальтики кишечника и оттока желчи, а снижение рессорной функции позвоночника у людей с плоской спиной – к постоянным микротравмам головного мозга во время ходьбы, бега и других движений. Отсюда – быстрое утомление, раздражительность, частые головные боли.
Филиппова С.О. доказывает, что нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов. Снижение рессорной функции позвоночника у людей с плоской спиной приводит к постоянным микротравмам головного мозга во время ходьбы, бега и других движений, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается быстрым наступлением утомления, а нередко и головными болями.
Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости, отмечает Велитченко В.К.
Кроме того, утверждает Лубышева Л.И., при наличии дефектов осанки внутренние органы могут отклоняться от нормального положения и зажиматься другими органами и тканями.
Важно воспитание правильной осанки дошкольников, поскольку между формой и функцией организма существует определенная взаимосвязь, правильная осанка – хорошая форма - определяет правильное физическое развитие и нормальное физическое и психическое состояние человека.
Понятие правильной осанки
Фонарев М. И. считает осанку одним из важнейших понятий для определения положения тела человека в пространстве. Важнейшими факторами, определяющими осанку, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры.
Физиологические изгибы позвоночника формируются в процессе развития двигательных навыков ребенка под влиянием мышечной тяги, а их выраженность зависит от наклона угла таза. При увеличении угла наклона, позвоночный столб, неподвижно сочленен с тазом, изгибается и для сохранения вертикального положения тела соответственно увеличиваются поясничный лордоз и расположенные выше изгибы. При уменьшении угла наклона таза изгибы позвоночного столба соответственно уменьшаются.
Согласно толковому словарю В. Даля «под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту».
Иванов С.М. понимает под осанкой привычную позу непринужденно стоящего человека, держащего туловище и голову прямо без активного напряжения мышц.
Анализируя сущность данного понятия, необходимо подчеркнуть, что осанка – это не только привычное положение человека в покое и движении, но и один из важнейших показателей здоровья, а также один из критериев гармоничности развития человека, считают Глушанок Т. Г. и Волкова Л. Н.
По мнению Велитченко В. К. осанка в какой то мере обусловлена наследственностью, но на её формирование в процессе роста и развития детей влияют многочисленные факторы. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находится в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.
Матвеев Л. П. высказывает суждение, что осанка как феномен целого, представляет сложноорганизованный объект, состояние которого определяется рядом факторов.
К внутренним факторам, определяющим осанку, Шарманова С. Б. относит:
•Строение скелета: опорные, рессорные и эластические свойства скелета, а также взаимодействие его звеньев.
•Нормальное состояние костного аппарата и соединительных структур, отсутствие нарушений в их строении и функциях в значительной мере предопределяют правильную осанку. И, наоборот, даже отдельные нарушения этих внутренних факторов (например, уплощение и ухудшение эластичности межпозвоночных дисков, растяжение связок, избыточная либо ограниченная подвижность в суставах) могут явиться причиной серьезных дефектов осанки.
•Тонические и фазнотонические свойства мышц, фиксирующих поз, и корреляционные соотношения в их развитии. В сохранении вертикального положения тела и поддержании правильной осанки принимает участие более 300 мышц одновременно. Поэтому становление и совершенствование осанки во многом зависит от степени развития различных мышечных групп, обеспечивающих фиксацию и регуляцию позы, от сложившихся их соотношений в их развитии (пропорциональных и непропорциональных), а также от уровня развития статической выносливости. Общая слабость мышц или их дисгармоничное развитие нередко бывают причиной так называемых нарушений осанки.
•Рефлекторные механизмы поддержания позы и общая регуляция ее высшими отделами центральной нервной системы (ЦНС).
•Состояние анализаторов (в частности, зрительного и слухового). Нарушение зрительного и слухового восприятия практически всегда сопровождается нарушениями осанки. Нарушения осанки выделяются у значительного числа (89-91%) глухих и слабослышащих детей.
•Психоэмоциональное состояние, личностные установки, этические начала поведения.
По мнению Котешевой М.А., среди причин, которые могут привести к нарушениям осанки, существенное место отводится неадекватному мышечному тонусу, нередко возникающем при дезадаптивном состоянии психики.
Так, в результате исследования М. В. Киселевой было установлено, что у детей в начальной стадии нарушения осанки отмечается высокий уровень личной тревожности, что отражает наличие длительно существующих застойных очагов внутреннего эмоционального напряжения.
Позвоночник представляет собой вертикальный столб, состоящий из 32-34 позвонков, которые соединены между собой межпозвоночными дисками, суставами и связками (которые придают ему гибкость). В нем различают отделы: шейный, образованный из 7 шейных позвонков, грудной отдел -12 позвонков, поясничный- 5 позвонков, крестцовый- 4-6 (сливающихся в единую кость) и копчиковый отдел 4- 5 позвонков. Позвонки разных отделов различны по форме и величине. Окружающие позвоночник мышцы образуют так называемый мышечный корсет. При гармоничном физическом развитии у ребенка вырабатывается навык сохранять правильное положение тела. В позвоночнике, отмечает Велитченко В.К., возможны различные движения: сгибание, разгибание, боковые наклоны, вращение и кружение. Это достигается в результате работы мышц спины и брюшного пресса.
После рождения, в процессе развития организма ребенка, на его позвоночнике появляются изгибы, свойственные позвоночнику взрослых людей. Образовавшиеся изгибы, в период 5- 7 лет жизни еще недостаточно стойки и часто уменьшаются или даже исчезают в положении лежа. Формирование и закрепление шейного и грудного изгибов происходит быстрее и в основном заканчивается к 7-ми годам. Поясничная кривизна принимает стойкий характер значительно позже. Одновременно с физиологическими кривизнами позвоночника начинает формироваться и привычное положение отдельных частей тела: головы, плеч, лопаток, грудной клетки, живота и др., то есть начинает определяться осанка, которая вырабатывается в течении всего периода роста. Велитченко В. К. приходит к выводу, что осанка- это приобретенное человеком в процессе роста и развития, т. е. непринужденное положение тела, сохраняемое в покое и при движении.
Правильная осанка считается, когда шейный и поясничный изгибы не превышают 3-5см., в зависимости от длины позвоночника, голова поднята, плечи слегка отведены назад, грудь несколько выдается вперед, живот подтянут, отмечает Кучма В. Р.
Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника, подчеркивает Фонарев М. И.. При осмотре человека, имеющего нормальную осанку, определяется вертикальное положение головы, когда подбородок слегка приподнят, а линия, соединяющая нижний край орбиты и козелок уха, горизонтальна; углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем (так называемые шейно- плечевые), симметричны. Грудная клетка при осмотре спереди и сзади не имеет западений или выпячиваний и симметрична относительно средней линии. Точно также при нормальной осанке симметричен живот, брюшная стенка вертикальна, пупок находиться на передней средней линии. Лопатки прижаты к туловищу, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника, а их углы на одной горизонтальной линии. При осмотре сбоку, отмечает Фонарев М. И., нормальная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и поднятым животом, прямыми нижними конечностями, наличием умеренно выраженных физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза при нормальной осанке находиться в пределах 35- 55. Он меньше у мальчиков (мужчин).
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, дефектами осанки, говорит Матвеев Л.П.
Фонарев М. И. полагает, что в большинстве случаев нарушение осанки является приобретенным.
В сагиттальной плоскости различают следующие варианты нарушения осанки:
1. Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника:
•Сутуловатость- увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза.
•Круглая спина (тотальный кифоз) - увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза. При этом виде нарушения осанки для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии ребенок стоит на согнутых в коленных суставах ногах. При сутуловатости и круглой спине грудь западает, плечи, шея и голова наклонены вперед, живот выпучен, ягодицы уплотнены, лопатки крыловидно выпячены.
•Кругло- вогнутая спина - все изгибы позвоночника увеличены, увеличен угол наклона таза. Голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает. Колени максимально разогнуты, мышцы задней поверхности бедра, прикрепляющиеся к седалишному бугру, растянуты по сравнению с мышцами передней поверхности.
2. Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника:
•Плоская спина- уплощение поясничного лордоза, наклон таза уменьшен. Грудной кифоз при этом варианте нарушения осанки выражен плохо, грудная клетка смещена вперед. Лопатки крыловидны.
•Плоская вогнутая спина- уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном лордозе. Грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены.
Нарушение осанки во фронтальной плоскости Фонарев М. И. называет ассиметричной осанкой. При этом имеется выраженная асимметрия между правой и левой половинками туловища (остистые отростки позвоночника как бы образуют букву «С»). Позвоночник при осмотре стоящего прямо ребенка представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево. Отмечается неравномерность треугольников талии (пространство между боковой поверхностью тела и внутренней поверхностью свободно опущенных вниз рук).
При нарушении осанки во фронтальной плоскости одно плечо и лопатка опущены по сравнению с другой.
Велитченко В. К. обращает внимание на то, что симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различных стадиях - от чуть заметных до резко выраженных.
Наиболее часты нарушения осанки во фронтальной плоскости, которые важно своевременно отличить от сколиоза. Сколиоз в начальной стадии, как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Поэтому начальные формы сколиоза нередко принимают за нарушение осанки или наоборот - сколиоз 1 степени относят к нарушению осанки. Главным отличительным признаком начального сколиоза является наличие торсии позвоночников (скручивание позвонков вокруг вертикальной оси). Об этом свидетельствует реберное выбухание по задней поверхности грудной клетки и появление мышечного валика в поясничной области. Поэтому при всех случаях нарушения осанки необходима консультация специалиста - ортопеда, который уточняет диагноз с помощью ренгенологического обследования.
Чем раньше будет выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить. Кроме описанных выше, выделяют комбинированные нарушения осанки (и в сагиттальной, и во фронтальной плоскости).
Выборочные осмотры детей, проведенные специалистами врачебно- физкультурных диспансеров и ортопедической службы, и специальные обследования школьников 7- 17 лет выявили 6-8 % случаев заболевания сколиозом и 30% и более- нарушение осанки, отмечает Велитченко В. К.
Шарманова С. Б. обращает внимание на то, что наибольшее число нарушений осанки у детей связано с изменением положения плечевого пояса (75, 6%), среди которых преобладают: плоская спина (18%), сутуловатость (13, 8%), круглая спина (5, 8%). Нарушения осанки только во фронтальной плоскости (ассиметричная осанка) составляют (5, 4%). Остальные нарушения осанки носят комбинированный характер: дефекты осанки во фронтальной плоскости сочетаются со всеми видами нарушений в сагиттальной плоскости. Очевидно, зонами риска, определяющими характер нарушения осанки, являются шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника, угол наклона таза, стопа, мышечная система.
Шарманова С. Б. приходит к выводу, что все перечисленные типы нарушений осанки в той или иной степени неблагоприятно отражаются не только на деятельности функциональных систем организма, но и отрицательно влияют на психическое состояние детей, понижают их активность и жизненный тонус.
Основные причины нарушений осанки
Фонарев М. И. выявил следующие причины нарушения осанки, одни из которых: условия окружающей среды, а также функциональное состояние мускулатуры могут повлиять на осанку ребенка. Порочное положение тела при различных позах принимает характер нового динамичного стереотипа и таким образом неправильная осанка закрепляется. Неблагоприятные внешние условия особенно отражаются на осанке детей, организм которых ослаблен. В первую очередь, имеют значение такие болезни, как перенесенный в раннем детстве рахит, туберкулезная инфекция, различные детские инфекционные, а также частые простудные заболевания.
Шубин О. Н. подчеркивает, что вредное влияние плохой осанки еще не до конца оценено, хотя и наблюдается медленный прогресс. Даже в отношении физической формы эффекты плохой осанки только сейчас стали видны под настоящим углом зрения. Причин плохой осанки так много, что практически любое условие можно объявить причиной, не боясь при этом ошибиться. Большая часть проблемы заключается в том, что наше тело автоматически реагирует на определенные ситуации и людей: наши привычные реакции стали неосознанными и в отношении осанки они могут быть вредны. Довольно часто плохая осанка возникает из-за неправильного (наклона) положения головы по отношению к позвоночнику. Дошкольники начинают с беззаботных поз во время игр. Это переходит в привычку, особенно когда ребенок идет в школу и начинает работать сидя за партой, выполнять домашнее задание за столом, плюс обычное сидение перед телевизором. Ребенок почти всегда привыкает напрягать мускулы и горбиться, за тем следует медленное искривление позвоночника, которое увеличивается, когда ребенок взрослеет.
Плохую осанку легче описать как любое положение, при котором спина и прилегающие к ней части тела подвергаются сильной и ненужной боли. Теперь легко понять, как и откуда у нас возникает такое напряжение.
Шубин О. Н. подчеркивает, что факторы окружающей среды во время работы или отдыха также влияют на это.
•Мы используем плохое спроектированное оборудование, стулья, сиденья в машине, рабочие места. Список возможных виновников бесконечен. Кое - что меняется, но в этой области все еще много можно сделать.
•Гравитация - это главный исполнитель в сценарии о плохой осанке. Вес и сила тяжести всегда с нами. Проще согнуться при ходьбе, поэтому человек теряет при ходьбе не менее сантиметра роста за день (он возвращается ночью, когда тело лежит, позвоночные диски расходятся и позвоночник опять обретает свою прежнюю длину).
•Эмоциональные факторы тоже оказывают свое вредное влияние. Нервозность может проявляться в мускульном напряжении, особенно в области шеи, плеч и спины. Мы можем видеть негативные образы вроде затравленного «висельника» или «смиренного пораженца», проявляемые в плохой осанке. Гнев часто выражается в напряженности грудной клетки. Между плохой осанкой и механикой тела существуют очень близкие отношения, которые мы постоянно можем наблюдать. Грусть наблюдается опущенной головой; сгорбленные плечи- признак стеснительной или интровертной натуры. Осанка ассоциируется с настроением: прямо выражает уверенность в себе, сутулая- неуверенность. Она посылает окружающим важные сигналы, она может даже возбудить негативное отношение, так как связана с самооценкой.
•Недостаток тренировки - это еще одна причина плохой осанки. Мускулы работают недостаточно и остаются слабыми, далеко не в оптимальном состоянии. Боль в спине - это результат многих лет постепенной эрозии физических способностей; ребенок не подозревает о настоящем положении вещей до тех пор, пока не почувствует боль в результате того, что тело инстинктивно пытается адаптироваться к несоразмерным потребностям, пойти на компромисс и компенсировать затраты. Сильные мускулы подпирают слабые, и вся структура подвергается риску искривления и распада.
К причинам вызывающим различного рода дефекты осанки, относятся:
неблагоприятные генетические предпосылки (врожденный клиновидный позвонок с ассиметрией оси роста, разницы в длине нижних конечностей врожденного характера);
слабость отдельных мышечных групп, обеспечивающих поддержание позы или их дисгармоничное развитие; плоскостопие; эластичности мышц и связок;
гиподинамия;
дефекты физического воспитания;
заболевания и травмы опорно - двигательного аппарата (переломы позвоночника, костный туберкулез, рахит).
Котешева И. А. считает последствия нарушения осанки - причиной множества проблем, начиная от слабых болей до более серьезных последствий. Вот несколько из них: боль в нижней части спины. Часто это первый эффект плохой осанки. Позвоночные изгибы действуют как естественные рессоры, и, если они выходят за рамки правильных очертаний эффект раздражения может быть очень серьезным. Довольно часто мы напрягаем мускулы в этой области. Слишком часто возникают проблемы с дисками, что еще более усиливает разрушение позвоночника. Нарушение дыхания и циркуляции обусловлено впалостью грудной клетки и верхней части тела плюс сутулые плечи. Это ограничивает работу легких и прямо влияет на количество поглощаемого кислорода, ведя к риску утомления и общей потери энергии. Хронически сутулому сложно расширить грудь, так как мускулы у него сокращены, и подъем грудной клетки ограничен. Нарушается дыхание, так как удаление углекислого газа затруднено.
По мнению Шубина О. Н., боль в спине и шее, а так же головные боли случаются при постоянном головы вперед. Мускулы шеи и спины напрягаются, чтобы выдержать растяжение, когда мы держим голову таким образом. Это очень утомительно. Если голова не находится в равновесии, напряжении, созданное в области шеи, должно быть компенсировано в каком- нибудь другом месте, и изгибы верхней области спины увеличиваются, а колени распрямляются, чтобы помочь выносить растяжение. Когда мы привыкаем к постоянной сутулости, нам становится значительно сложнее выпрямиться. Сложно избежать этого хронического наклона головы вперед во время работы, и в связи с этими неудобствами возникают проблемы с челюстями, даже мигрени и сопутствующие им боли.
Диагностика определения правильной и искривленной осанки дошкольников
Чтобы определить, есть ли у ребенка нарушение осанки, Рипа М. Д. рекомендует его осмотреть, раздев до трусов. Осмотр проводится в привычной позе ребенка с одинаковой нагрузкой на обе ноги (с выпрямленными в коленных суставах ногами, пятки вместе, носки врозь), последовательно: спереди, сбоку, со спины и в положении наклона вперед. В положении наклона вперед подбородок прижимается к грудине, кисти рук соединяются вместе перед собой. Осанка определяется взаиморасположением отдельных частей тела человека- головы, пояса верхних и нижних конечностей, а также зависит от общего положения центра тяжести, наклона таза, выраженности изгибов позвоночника, положения линии остистых отростков, формы грудной клетки, живота, ног.
Определяя нарушения осанки, считает Велитченко В. К., необходимо проверить высоту размещения плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки; форму просветов, образованных внутренними поверхностями руки туловища. Асимметрию лопаток можно определить с помощью сантиметровой ленты. Измерив «треугольник» на раздетом ребенке, который стоит в непринужденной позе. Определяя следующие расстояния:
1.7-й шейный позвонок (наиболее выступающий) – нижний угол левой лопатки (расстояние А);
2.7-й шейный позвонок – нижний угол правой лопатки (расстояние В);
3.расстояние между нижними углами лопаток (С).
При физиологически нормальной или исправленной при помощи физических упражнений осанке данные первого измерения равны данным второго. И если при повторных измерениях через 2- 3 месяца расстояние между углами лопаток увеличивается, это свидетельствует о нарушении осанки («крыловидные лопатки», кифотическая осанка). Асимметрия нижних углов лопаток (разная длина расстояния А и В) свидетельствует о сколиотической осанке. Степень кифотической осанки и ее исправление под влиянием занятий физическими упражнениями определяют при помощи плечевого индекса:
Ширина плеч (см)
х 100%
Плечевая дуга (см)
Ширина плеч измеряется сантиметровой лентой спереди и равна расстоянию по прямой между плечевыми точками. Плечевая дуга измеряется сзади и равна расстоянию по дуге между этими точками. Оценка плечевого пояса: до 89, 9% и ниже – сутулость, от 90% до 100% - нормальная осанка.
Во всех случаях выявлений осанки необходимо измерять длину нижних конечностей. Она определяется расстоянием от передней верхней ости подвздошной кости до верхушки наружной или внутренней лодыжки в положении лежа на спине.
Большое значение в жизнедеятельности ребенка имеет хорошая осанка.
Нарушения осанки представляют собой отягощающий фактор не только ортопедических заболеваний, но и заболеваний внутренних органов, что связано с уменьшением объема движений грудной клетки и диафрагмы, снижением жизненной емкости легких из – за изменения положения грудной клетки. Уменьшение колебаний внутригрудного давления неблагоприятно отражается и на деятельности сердечно – сосудистой системы. При нарушениях осанки снижаются физиологические резервы дыхания и кровообращения, соответственно нарушаются их приспособительные реакции и возрастает предрасположенность к заболеваниям легких и сердца. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно – кишечного тракта и других органов брюшной полости. При искажении естественных изгибов позвоночника снижается его рессорная функция, в результате чего во время движений происходят постоянные микротравмы головного мозга.
К сожалению, выработка у ребенка навыка правильной осанки - очень трудная задача.
Велитченко В.К. называет осанкой привычную, непринужденную манеру держать свое тело. Когда она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой. И наоборот, как часто приходиться видеть вокруг себя людей хорошо слаженных от природы, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи «коромыслом», опущенная во время ходьбы голова.
Нормальной считается осанка, когда туловище расположено вертикально, грудная клетка симметрична, плечи не выступают кпереди, лопатки слегка выступают, живот выдается вперед, ноги выпрямлены, намечается поясничный лордоз. Осанка в какой – то мере обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста и развития детей влияют многочисленные факторы. Первопричиной нарушения осанки нередко является родовая травма шейного или поясничного отдела позвоночника. Но и привычно хорошая осанка может ухудшиться под влиянием болезни, при длительном пользовании неудобной мебелью, ношении тяжестей в одной руке и т.д. Причиной сколиоза являются глубокие нарушения обмена веществ в соединительной ткани, приводящие к расстройству процессов костеобразования. Плоская спина является следствием функциональной неполноценности мускулатуры. Из – за дряблости брюшного пресса возможно опущение внутренних органов. Но чаще всего дефекты осанки развиваются из – за нарушения условий ее формирования.
Если суммировать все причины возникновения дефектов осанки и проанализировать механизм их действия, то окажется, что общим для них является длительное статическое неправильное положение тела. Виды нарушения осанки зависят от механизма действия на организм человека той или иной причины.
Таким образом, неправильная осанка формируется под влиянием самых разнообразных причин, устранение которых и является по сути профилактикой появления отклонений. Занятия физкультурой и спортом с самого раннего возраста обеспечивают детям гармоничное развитие, прививают любовь к двигательной активности, закладывают основу для выработки у них правильной осанки.
Новизна опыта
Новизна педагогического опыта заключается в использовании элементов известных технологий по формированию и профилактике нарушений осанки в условиях данной дошкольной образовательной организации для сохранения здоровья детей.
Характеристика условий, в которых возможно применение
данного опыта
Достоинство данного опыта заключается в том, что в нём используются легкодоступные методы формирования и профилактики нарушений осанки при незначительных материальных затратах, что позволяет существенно расширить охват поля применения технологий. Данный опыт может использоваться в дошкольных образовательных учреждениях воспитателями групп общеразвивающей направленности.
Технология опыта
Цель опыта - определение комплекса упражнений и методических особенностей профилактики нарушений осанки у младших дошкольников.
В соответствии с целью в работе ставились и решались следующие задачи:
Провести оценку физического развития детей;
Сравнить результаты диагностики нарушений осанки у детей, занимающихся по общепринятой методике физического воспитания и у детей со специализированной программой развития;
Проверить эффективность предлагаемой комплексной методики, направленной на коррекцию нарушенной осанки;
Сформулировать выводы и предоставить необходимые рекомендации.
В основу опыта работы легли следующие принципы:
принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при формировании осознанного отношения к своему здоровью.
принцип непрерывности процесса.
Внедрение принципов обучения позволяет внести следующие коррективы в существующий воспитательно-образовательный процесс:
создание системы обучения в режиме динамических поз на ощущение правильной осанки;
проведение специальных занятий по улучшению осанки;
использование упражнений из исходного положения стоя, лежа, сидя, улучшающих осанку.
Для проведения экспериментальной работы было определено две группы детей (экспериментальная, контрольная). В каждую подгруппу подбирались дети по следующим критериям:
- возраст детей
- группа здоровья
- уровень физической подготовленности
В соответствии с заявленными критериями и половой принадлежностью, в подгруппы вошли дети 4 - 6 лет, II и III групп здоровья, со средним уровнем физической подготовленности, по 4 девочки и 6 мальчиков.
На констатирующем этапе цель которого:
Выявить уровень нарушения осанки по наличию асимметрии лопаток.
Выявить наличие оздоровительных мероприятий, связанных с нарушением осанки проводимых в семье.
Для реализации первой цели были составлены таблицы анализа обследования детей на наличие асимметрии лопаток на основе рекомендаций Велитченко В.К. (таблица №1, приложение №1), и медицинских карт с целью выявления уже имеющегося диагноза нарушений осанки (таблица №2, приложение №2).
Обследование детей проводилось в свободное от занятий время с каждым ребенком индивидуально. Определялось нарушение осанки на наличие асимметрии лопаток с помощью сантиметровой ленты. Для этого необходимо измерить «треугольник» на раздетом ребенке, который стоит в непринужденной позе. Определяются следующие расстояния: 1) 7 – й шейный позвонок – нижний угол левой лопатки (расстояние А); 2) 7 – й шейный позвонок – нижний угол правой лопатки (расстояние В); 3) расстояние между нижними углами лопаток (расстояние С). При физиологически нормальной осанке данные первого измерения равны данным второго. Асимметрия нижних углов лопаток (разница длины расстояний А и В) свидетельствует о сколиотической осанке. В процессе исследовательской работы велся протокол (заполнялись таблицы № 1,2).
Для реализации цели №2 была составлена анкета (Приложение №3 ), в которую вошли следующие вопросы для родителей:
Фамилия, имя, отчество родителя.
Семейное положение.
Мероприятия проводимые по исправлению осанки.
Какая профилактическая работа по исправлению осанки проводиться в домашних условиях.
Анализ анкетирования в экспериментальной группе показал, что 40% детей имеют проблемы связанные с нарушением осанки, из них 30% родителей уделяют внимание этой проблеме и проводят мероприятия по ее исправлению. В домашних условиях они регулярно с детьми проводят утреннюю зарядку, посещают секцию плаванья, танцы, посещают занятия ЛФК в поликлинике по месту жительства. И только 10% родителей, у детей которых имеются проблемы с осанкой, этой проблеме не уделяют должного внимания.
Анализ анкетирования в контрольной группе дал следующие результаты: диагноз нарушения осанки имеют 40% детей, родители 20% детей не осознают важность этой проблемы и не уделяют ей должного внимания, а оставшиеся 20% водят своих детей на лечебную физкультуру в поликлинику, т.к. понимают остроту данной проблемы. Причем 10% еще и занимаются плаваньем, что очень благотворно влияет на исправление нарушенной осанки.
Следовательно, для укрепления мышечного корсета необходимы специально направленные и рационально дозируемые физические нагрузки.
На втором формирующем этапе цель которого:
1. Составить серию упражнений, способствующих профилактике нарушения осанки.
2. Апробировать составленную серию физических упражнений на профилактику нарушения осанки в экспериментальной группе детей.
3. Составить и провести консультацию для родителей по теме: «Профилактика нарушений осанки у дошкольников».
Для реализации цели №1 были составлены серии физических упражнений для проведения их в разных частях физкультурного занятия на основе рекомендаций Котешевой И.А., Велитченко В.К., Шармановой С.Б., Федоровой А.И., Калугиной Г.К..
Для реализации цели №2 разработанные серии упражнений были включены в содержание физкультурных занятий и апробированы с экспериментальной группой.
В процессе проведения упражнений отмечалось повышение активности детей, образные названия упражнений способствовали запоминанию их. Особо значимой особенностью прослужило то, что в беседах с родителями выявлена тенденция переноса изучаемых упражнений в домашние условия, что может служить основанием эффективности проведенной работы.
Для реализации цели № 3 была проведена консультация для родителей по теме: «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста» (Приложение №4).
В ходе реализации инновационного проекта на 2 этапе я продолжила работу по повышению квалификации по данному вопросу.
Разработала конспекты и провела открытые просмотры элементов технологии формирования и сохранения правильной осанки у детей младшего возраста «Лиса и колобок» и старшего возраста «Дает силы нам всегда витаминная еда». Был проведен спортивный праздник в старшей группе «Будем в армии служить».
В течение дня организовывала деятельность детей так, чтобы все время пребывания в детском саду дети чаще двигались. Работа по формированию и профилактике правильной осанки проводилась в режиме смены динамических поз.
Осуществление работы по формированию и профилактике правильной осанки без помощи родителей была невозможной. Для этого я осуществляла пропаганду педагогических знаний среди родителей.
Обобщение и распространение моего опыта работы по реализации инновационного проекта осуществлялось на школьном уровне.
На 3 этапе деятельности я продолжала работу по составлению конспектов НОД: «Ранняя весна», «Путешествие к леснику», «Добрые сказки», «За водой», «Толковый словарик Смешариков», «Волшебный мир гласных звуков», «Будь внимателен», «Знакомство».
Был проведен спортивный праздник «Путешествие в страну здоровья».
Итоги проведения экспериментального опыта показывают, что предлагаемая методика позволила достоверно улучшить основные показатели, которые характеризуют правильную осанку. Проведенный эксперимент подтверждает высокую эффективность предлагаемой методики, что говорит о необходимости ее широкого внедрения в практику.
Результативность
На третьем контрольном этапе планировалось:
1. Проверить уровень нарушения осанки по наличию асимметрии лопаток у детей после проведения формирующего этапа эксперимента.
2. Выявить наличие оздоровительных мероприятий, связанных с нарушением осанки проводимых в семье, после проведенной работы на формирующем этапе эксперимента.
Для реализации первой цели было проведено обследование детей, аналогичное первому этапу экспериментальной работы. Обследование детей проводилось в свободное от занятий время, с каждым ребенком индивидуально. В процессе исследовательской работы велся протокол
Таблица №1 (Приложение № 6)
Анализ обследования детей на наличие асимметрии лопаток.
(экспериментальная группа)
Таблица №2 (Приложение № 7)
Для реализации цели №2 использовалась анкета разработанная на первом этапе исследования.
Анализ анкетирования показал, что в экспериментальной группе, где была проведена консультация для родителей, 30% из них поменяли свое отношение к проблеме нарушения осанки, 10% родителей отдали своих детей в секцию танцев, а 20% родителей стали делать утреннюю гимнастику дома вместе с детьми. Родители поняли важность данной проблемы для будущего здоровья и внешней красоты своих детей. Дети с удовольствием занимаются утренней гимнастикой вместе с родителями, ведь пример родителей это самое главное.
В контрольной группе изменения не выявлены, что подтверждают анкеты в приложении № 4. Родители не уделяют должного внимания проблеме по нарушению осанки у своих детей и это мы видим в анкетах после повторного анкетирования.
Итоги проведения экспериментального опыта показывают, что предлагаемая методика позволила достоверно улучшить основные показатели, которые характеризуют правильную осанку. Проведенный эксперимент подтверждает высокую эффективность предлагаемой методики, что говорит о необходимости ее широкого внедрения в практику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Велийченко В.К. Физкультура для ослабленных детей.- М., 1989.
Васильева Н.В. Как вырастить ребенка здоровым и ловким. – АЙРИС – ПРЕСС, 2005.
Глазырина Л.Д. Физическая культура- дошкольникам. – М.: Владос, 1999.
Глушанок Т.Г., Волкова Л.Н. Тайны здоровья ребенка.- М., 1994.
Донской Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика: учебник для институтов Ф.К.- М.,1979.
Зыков Б.К. Анатомические основы формирования правильной осанки детей 6-7 летнего возраста.- М., 1994.
Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми.- М.: Медицина, 1989.
Иванов С.М. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте. – М.: Медицина, 1983.
Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.- М.: « Просвещение», 1978.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: «Академия», 2006.
Кожухова Н.Н. Воспитатель по ФК в дошкольных учреждениях. – Академия, 2002.
Кожухова Н.Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. №3, 2000.
Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. - М.: ВЛАДОС, 2003.
Котешева И.А. Нарушения осанки. Лечение и профилактика.- М.: «Эксмо», 2004.
Котешева И.А. Без боли в спине, - М.: Евразия, 2001.
Кучма В.Р. Методы контроля и управления санитарно- эпидемиологическим благополучием детей и подростков.- М., 1999.
Лазарев М.Л. Система развивающей терапии детей страдающих астмой. – М.: ЦВЛД, 1993.
Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. – М., 2000.
Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе.- М.: АРКТИ, 2004.
Мачинский В.И. Гимнастика, исправляющая осанку. – М.: Медицина, 1996.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М., 1991.
Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного возраста и школьного возраста. Методическое пособие. – АЙРИС – ПРЕСС, 2004.
Обреимова Н.И., Петрухин Ф.С. Основы анатомии, физиологии, гигиены.- М., 1988.
Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.- М.: «Просвещение», 1986.
Попов С.Н. Лечебная ФК. – Академия, 2006.
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет). – Владос, 2004.
Прохорова Т.А. Утренняя гимнастика для детей 2 – 7 лет. – АЙРИС – ПРЕСС, 2005.
Рипа М.Д. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной группе.- М., 1988.
Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду.- М.: «Мозаика-Синтез», 2002.
Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. С возрастными особенностями детского организма. – Академия, 2005.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.- М.: «Академия», 2006.
Фонарев М.И. Справочник по детской лечебной физкультуре.- М., 1983.
Халемский Г.А., Лобанова Ж.А., Мартыненко Т.И. и др. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки. М.: изд- во НЦ ЭНАС, 2001.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.: «Академия», 2001.
Шарманова С.Б., Федоров А.И., Калугина Г.К. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.- Челябинск: Урал ГАФТ., 1999.
Шебенко В.И. Физическое воспитание дошкольника. – М., 1998.
Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников.- М.: «Академия»,1996.
Шубин О.Н. Использование средств физической культуры для устранения физических недостатков человека.- М., 1997.
Приложения.
Приложение №1
Таблица № 1.
Анализ обследования детей на наличие асимметрии лопаток.
Фамилия, имя ребенка Расстояние от 7-го шейного позвонка до нижнего угла левой лопатки Расстояние от 7-го шейного позвонка до нижнего угла правой лопатки. Расстояние между нижними углами лопаток. Примечание
Приложение №2
Таблица № 2.
Анализ медицинских карт на наличие диагноза нарушения осанки.
Фамилия, имя ребенка Группа здоровья Диагноз на нарушение осанки Рекомендации специалиста
Приложение №3
Анкета для родителей:
Фамилия, имя, отчество родителя.
Семейное положение.
Мероприятия проводимые по исправлению осанки.
Какая профилактическая работа по исправлению осанки проводиться в домашних условиях.
Приложение №4
Консультация для родителей
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Дошкольный возраст — период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы - разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчивая легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.
Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, способность безнапряжения держать прямо туловище и голову (с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах — вперед, в грудном и крестцовом — назад).
При неправильной осанке естественные изгибы позвоночника заметно увеличены. Кроме того, могут развиваться боковые искривления позвоночника — сколиозы.
Многие искривления позвоночника можно предупредить, а в начальной стадии — исправить. Поэтому нельзя не обращать внимания на неправильную осанку, неодинаковое положение плеч и лопаток, смещение таза и т. п. Детей с нарушениями осанки надо показать врачу-ортопеду и специалисту по физической культуре. Для предупреждения неправильной осанки необходимо ежедневно заниматься гимнастикой. В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка еще не совсем сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их бурного роста (в 6 — 7 и в 11 — 15 лет).
Нарушение осанки нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: уменьшаются экскурсия грудной клетки и диафрагмы, колебания внутригрудного давления, понижается жизненная емкость легких. Эти изменения неблагоприятно влияют на сердечнососудистую и дыхательную системы, приводя к снижению физиологических резервов детского организма.
Отчего может нарушиться осанка?
Вот некоторые из многих причин:
1. Мебель, не соответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов, как в детском саду, так и дома, либо не мешать ребенку больше времени проводить в свободной позе, как это принято во многих зарубежных дошкольных учреждениях и школах.
2. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.
3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и туже ногу.
Правильная ходьба та, при которой масса тела равномерно распределяется на обе ноги (проверка: поставьте ребенка на разные напольные весы, так, чтоб одна нога была на одних весах, другая на других и проверите показания).
О равномерном распределении массы тела можно говорить тогда, когда ступни при ходьбе параллельны. Вот почему воспитание правильной ходьбы — это помещение ребенка в такую ситуацию, когда ноги его окажутся параллельными, например ходьба по узким дорожкам, доскам.
Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, (калачиком) и пр. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спину стула, поджав под себя ногу). Спать нужно на твердой постели, на которую ребенок будет опираться костными выступами, но мышцы при этом не должны быть в состоянии постоянного напряжения, поэтому нужен еще мягкий матрац и подушка. Лучше всего, если подушка находится между щекой и плечом, она может быть даже достаточно мягкой, но небольшой. Лучшая поза для сна — на спине, с разведенными в стороны руками, согнутыми в локтевых суставах.
Нарушения осанки чаще всего развивается у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для качественного укрепления тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку.
Отклонения в осанке не только не эстетичны, но и неблагоприятно сказываются на положении внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие — меньшее поступление кислорода к тканям. Еще более важна хорошая осанка для девочки как для будущей женщины.
Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы — разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.
Как облегчить процесс сидения? Что значит правильная посадка?
При правильной посадке бедра находятся под прямым углом к позвоночнику и голеням, подошвы касаются пола всей поверхностью. Плохо, если ноги не достают до пола или сиденье настолько низко, что голени поднимаются выше уровня тазобедренных суставов. Спина должна быть параллельна спинке стула. Если она наклонена вперед, может развиться сутулость, если излишне опирается на спинку стула, это будет способствовать формированию круглой спины.
Кисти и предплечья должны свободно лежать на столе. При такой посадке лопатки хорошо зафиксированы, и ребенок может свободно и глубоко дышать. Очень высокий стол вызывает подъем локтей и компенсаторное искривление позвоночника, при низком столе ребенок сутулится и сгибает туловище вперед. Так что неправильная посадка за столом — это фактор не только неправильной осанки, но и повышенной заболеваемости всех внутренних органов (ОРЗ, атония кишечника).
Что значит стоять для дошкольника?
Стояние, особенно в определенной позе, очень утомительно для ребенка, так как мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая статической нагрузки. Поэтому малыш начинает переступать, пытаясь прислониться к чему-нибудь.
ПОМНИТЕ!
Наказывая своего ребенка стоянием в углу, вы наказываете его физически.
Как не пропустить нарушения осанки?
Предупредить всегда легче, чем лечить!
На первых порах нарушения переходящие. Если ребенок, несмотря на все правильные профилактические мероприятия, предпочитает неправильные позы и положения, нужно обратиться к врачу или врачу или врачу ЛФК и строго выполнять его рекомендации. Постоянные напоминания о том, как правильно ходить, ничего не дадут, так как ребенку в этом возрасте нужно повторить одно упражнение от 33 до 68 раз, чтобы понял и воспроизвел точно это движение.
Поэтому здесь на помощь придет гимнастика - специальные тренировочные упражнения, способствующие воспитанию правильной ходьбы, развитию чувства, равновесия, координации движений, формированию стопы и укреплению мышечного корсета спины.
Для воспитания правильной ходьбы и чувства равновесия учите ребенка ходить с параллельными стопами. Это можно делать на дорожках, скамьях, ступеньках, стесанном бревне, начерченных мелом извилистых дорожках. Кромка тротуара — великолепное пособие для этого.
Для воспитания осанки учите ребенка проползать под чем-либо (стул, стол и т. д.).
Приложение №5
Серии упражнений для физкультурного занятия в подготовительной группе детского сада
Подготовительная часть
1. «Круговые движения руками».
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу.
1 – 4 – круговые движения руками вперед.
5 – 8 – круговые движения руками назад.
Д. - 5 раз.
2. «Поднимание рук вверх».
И.п. – о.с.
1. - поднять прямые руки вверх – вдох,
2. - опустить – выдох. Темп медленный.
Д – 10 – 12 раз.
3. «Соединим локти».
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки к плечам.
1. – руки, согнутые к плечам, вперед, соединить локти.
2. – отводя локти в стороны, свести лопатки, прогнуться в грудном
отделе позвоночника.
3. – держать.
4. – и. п.
Д. – 10 раз.
4. «Поднять палку».
И.п. – стоя, ноги на ширине стопы, руки внизу с гимнастической палкой.
1.- поднять палку вверх – вдох;
2.- опустить – выдох.
Д – 10 - 12 раз.
5. «Наклоны туловища».
И.п. – стоя, ноги на ширине стопы, руки сзади, палка на лопатках.
1. - наклонить туловище вперед (спина прямая) – выдох;
2. - вернуться в и.п. – вдох.
Д. – 10 раз.
6. «Приседания».
И.п. – стоя, ноги вместе, палка в опущенных руках перед собой.
1. - присесть, вытягивая руки с палкой вперед;
2. - вернуться в и.п. (спина прямая). Дыхание произвольное.
Д. – 10 - 12 раз.
Основная часть
1. «Приседания у гимнастической стенке».
И.п. - стоя лицом к гимнастической стенке, взявшись руками за рейку на уровне плеч (рука с выпуклой стороны искривления располагается на одну перекладину ниже).
1. - глубоко присесть;
2. - вернуться в исходное положение.
Д. - 10 – 12 раз.
2. «Прогибание туловища».
И.п. – стоя на коленях у гимнастической стенке, держась руками за вторую или третью рейку снизу.
1. - Прогнуть туловище назад до выпрямления рук;
2. - вернуться в и.п.
Д. – 10 – 12 раз.
3. «Отведение рук и ног».
И.п. – стоя в упоре на коленях.
1. - Поднять руку (с вогнутой стороны искривления в грудном отделе) вверх с одновременным отведением ноги (с вогнутой стороны искривления в поясничном отделе) назад;
2. - вернуться в и.п.
Д. – 10 - 12 раз.
4. «Приседания с мячом».
И.п. – стоя, руки на поясе, на голове мяч на ватно – марлевой баранке.
1. - Полуприсесть, вытягивая руки в стороны.
2. – и.п.
Д. – 10 – 12 раз.
5. «Дотянуться коленями до живота».
И.п. – лежа на спине (на наклонной поверхности), взявшись руками за рейку гимнастической стенки.
1. - Подтянуть согнутые в коленных суставах ноги к животу – выдох;
2. – выпрямить ноги – вдох.
Д. – 10 - 12 раза.
6. «Поднимание ног».
И.п. – лежа на животе (на наклонной поверхности), взявшись руками за край гимнастической скамейки.
1 – 2. - поочередно поднимать ноги назад – вверх.
Д. - по 5 - 6 раз каждой ногой.
7. «Поднимание туловища».
И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища ладонями вниз.
1. - поднять таз, опираясь на ладони, плечи и стопы – вдох;
2. - вернуться в и.п. – выдох.
Д. – 10 - 12 раз.
8. «Велосипед».
И.п. – то же.
1 – 2. - движения согнутыми ногами, как при езде на велосипеде.
Д. - 10 – 12 раз.
9. «Лодочка».
И.п. – лежа на животе, руки вверху.
1. - напрячь все мышцы тела, оттягивая носки ног и вытягивая руки до предела вверх - вдох;
2. - расслабить мышцы – выдох.
Д. – 10 - 12 раз.
10. «Поднимание ног».
И.п. – лежа на боку (выпуклость искривления позвоночника в поясничном или в пояснично – грудном отделе обращена вверх).
1. - поднять одну или обе ноги вверх – вдох;
2. - вернуться в и.п. – выдох.
Д. - 10 раз.
Заключительная часть
1. «Хоровод».
И.п. - стоя по кругу, взявшись за руки.
1. - поднимать руки вверх с одновременным подниманием на носки. При поднимании рук – вдох;
2. – и.п., при опускании – выдох.
Д. - 10 раз.
2. «Полуприседания».
И.п. - стоя по кругу, взявшись за руки.
1. - Полуприсесть(спина прямая).
2. – и.п.
Д. - 10 раз.
3. «Вдох- выдох».
И.п. – стоя, ноги на ширине стопы, руки к плечам.
1. - поднять руки вверх – вдох;
2. - вернуться в и.п. – выдох.
Д. - 10 раз.
Приложение №6
Анализ обследования детей на наличие асимметрии лопаток.
(Контрольная группа)
Фамилия, имя ребенка. Расстояние от 7-го шейного позвонка до нижнего угла левой лопатки Расстояние от 7-го шейного позвонка до нижнего угла правой лопатки. Расстояние между нижними углами лопаток. Примечание
1. Гладченко Аня
14 13,5 14 Асимметрия выявлена
2. Голубев Вова 15 15 13 Асимметрия не выявлена
3. Ефремов Никита 14 14 12 Асимметрия не выявлена
4. Ерошенко Миша 15,5 15,5 14 Асимметрия не выявлена
5. Заломов Артем 15 15 13 Асимметрия не выявлена
6. Игнатова Настя 12,5 11,5 12 Асимметрия выявлена
7. Конакова Аня 14 14 12 Асимметрия не выявлена
8. Медяник Максим 14 15 13 Асимметрия выявлена
9. Мамаев Данила 14 13 12 Асимметрия выявлена
10. Юзипович Юля 15 15 13 Асимметрия не выявлена
Приложение №7
Анализ обследования детей на наличие асимметрии лопаток.
( Контрольная группа).
Фамилия, имя ребенка. Расстояние от 7-го шейного позвонка до нижнего угла левой лопатки Расстояние от 7-го шейного позвонка до нижнего угла правой лопатки. Расстояние между нижними углами лопаток. Примечание
1.Авганова Алина 14 14 12 Асимметрии не выявлено
2. Акинин Никита 15 15 12 Асимметрии не выявлено
3. Гаджимура дова Эллина 15 15 14 Асимметрии не выявлено
4. Демьянен- ко Ксения 14 13 14 Асимметрия выявлена
5. Демьянен- ко Данила 14 15 15 Асимметрия выявлена
6. Евпряков Дима 13 13
13 Асимметрия не выявлена
7. Кирокосян Сергей 15 15 14 Асимметрия не выявлена
8.Киселев Андрей 15 15 14 Асимметрия не выявлена
9. Сарыева Эльвира 15 16 16 Асимметрия выявлена
10. Чуйкин Вова 14 14 13 Асимметрия не выявлена