РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шебекино Белгородской области»
«Рассмотрено»
На заседании методического совета МБОУ «СОШ №1 с УИОП г.Шебекино Белгородской области»
Протокол № ___
от «____»____ 2014г.
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ №1 с УИОП г.Шебекино Белгородской области»
____________________ Горгоц О.И.
«____»________2014 г.
«Рассмотрено»
на заседании Педагогического совета
Протокол № ___
от __.__.2014г
«Утверждаю»
Директор
МБОУ «СОШ №1с УИОП г.Шебекино Белгородской области»
___________________ Вялова И.А.
Приказ № ______ от
«___»_________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Срок реализации: 4 года
Возраст обучающихся: 6-11 лет
Педагог – психолог
Плотникова Светлана Владимировна
г.Шебекино 2014г.
Оглавление
Пояснительная записка ....... 3
Тематическое планирование и содержание 1 класс..8
Тематическое планирование и содержание 2 класс10
Тематическое планирование и содержание 3 класс12
Тематическое планирование и содержание 4 класс14
Методическое обеспечение .15
Список литературы ..15
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекции познавательных процессов разработана на основе программы по развитию познавательных способностей Л. В. Мищенкова «36 занятий для будущих отличников» (Москва. Издательство Рост, 2011) и предназначена для учащихся 1-4 классов.
Отличительная особенность. Занятия по развитию познавательных способностей отличаются тем, что ребёнку предлагают задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких – то конкретных знаний и умений.
В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребенка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности...»
Курс «РПС» (Развитие познавательных способностей) нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств выпускника начальной школы.
Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через систему коррекционно- развивающих занятий.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
Развитие познавательных способностей младших школьников.
Развитие творческих способностей младших школьников.
Расширение кругозора учащихся.
Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Формирование стремления учащихся к личностному росту.
Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
В содержание курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге достижению хороших результатов в учёбе.
При составлении рабочей коррекционно-развивающей программы учитывались:
требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
психолого-педагогические аспекты работы с детьми начального школьного возраста;
достижения в области практической психологии.
В программу внесены изменения: за счёт сокращения тематических занятий в 1 классе добавлено 4 часа на индивидуальную углублённую диагностику учащихся (в начале года – 2 часа, в конце года – 2 часа). Во 2 - 4 классах на индивидуальную углублённую диагностику учащихся отводится 2 часа (конец года).
Критерии отбора в коррекционную группу
В коррекционную группу включаются учащиеся 1 – 4 классов, имеющие трудности в учёбе и показавшие низкий уровень интеллектуального развития при углублённом психологическое обследования по методике Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе». В конце учебного года проводится повторная углублённая диагностика данных учащихся. Результаты диагностики учитываются при построение дальнейшего психолого – педагогического сопровождения учащихся,
Условия реализации программы
Курс «РПС» ориентирован на детей от 6 до 10 лет, рассчитан на 4 года - 135 часов: 1 класс- 33 часа, 2 класс -34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 45 минут во 2-4 классах; в 1 классе - в соответствии с приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г.).
Форма организации занятий – групповая, индивидуальная.
Количество детей в группе от двух до восьми человек.
Данную программу можно использовать для проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми, обучающихся по коррекционно-развивающей программе VII вида. В зависимости от сложности интеллектуальных нарушений у данных учащихся, их возможностей педагогом – психологом определяется форма подачи материала и выбор заданий, включённых в рабочие тетради.
Требования к помещению: класс (кабинет психолога), включающий в себя учебную зону (столы и стулья) и игровое пространство;
Особенности коррекционно-развивающих занятий
Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребенка.
Безотметочная система обучения.
Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.
Поощрение высказывания оригинальных идей.
Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
Использование педагогом личного примера - творческого подхода к решению проблемы.
Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Коррекционно-развивающая работа строится с опорой на сильные стороны учащихся: контактность, наглядно-образное мышление, зрительную память, воображение.
Ожидаемые личностные и метапредметные результаты
К концу обучения в начальной школе учащиеся должны уметь:
Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывать свой выбор.
Находить принцип группировки предметов, давать обобщенное название данным группам.
Находить сходства и различия предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и так далее).
Уметь определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять алогичность, обосновывать свое мнение.
Самостоятельно решать различного рода головоломки (кроссворды, ребусы, криптограммы, анаграммы, шифровки и гак далее), а также составлять простейшие головоломки.
Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
Конструировать фразы различными способами (путем соединения начала и конца; путем подбора первого и последнего слова по заданной конструкции и так далее).
Подбирать рифмы к словам, составлять пары стихотворных строчек.
Называть положительные и отрицательные качества характера.
Подбирать синонимы и антонимы к словам.
Узнавать изученные крылатые слова (фразеологизмы) и раскрывать их значение
Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
Запоминать не менее 10 пар слов, связанных между собой но смыслу, а также не менее 8 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
Пользоваться приемом театрализации: инсценировать пьесы, разыгрывать предложенные ситуации, «перевоплощаться» в неодушевленный предмет, используя жесты, мимику, пластику и другие актёрские способности.
Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вверх наискосок слева направо», «вниз наискосок справа налево», «вниз наискосок слева направо» и другие, самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад, фантастические истории как от первого лица, так и от лица неодушевленного предмета.
Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
Высказывать свое отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
Уровни результатов
Базовый уровень (ученик научится):
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
строить сообщения в устной и письменной форме;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
устанавливать аналогии;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Повышенный уровень (ученик получит возможность научиться):
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Критерии эффективности программы
С целью прослеживания динамики развития учащихся индивидуальная диагностика проводится в начале учебного года – сентябрь, и в конце – май по методике Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе».
Коррекционно-развивающую работу с детьми следует считать эффективной, если полученные результаты психологического обследования детей выходят на новый качественный уровень (средний уровень возрастной нормы). Если по результатам итоговой диагностики (конец года) учащиеся не достигли возрастной нормы, то они продолжат занятия направленные на развитие познавательных процессов в следующем учебном году.
Также эффективностью коррекционно – развивающей работы выступают показатели изменений в мотивационно-личностной сфере учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление отстаивать свое мнение, формирование адекватной самооценки, повышение интереса ко всем школьным урокам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост школьной успеваемости).
Тематическое планирование и содержание с указанием основных
направлений работы с учащимися
1 класс
№ п/п
ТЕМА
Кол-во часов
НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ
познавательный аспект
развивающий аспект
1
2
3
4
5
1.
Индивидуальная углублённая диагностика учащихся
2 ч.
2.
Первый раз в первый класс
1 ч.
Значение обучения. Правила поведения в школе. Офицерская линейка, варианты её использования
Развитие внимания,
слуховой памяти, мышления, воображения, фантазии, речи, рефлексии
3.
Работа над ошибками
1 ч.
Смысл понятия «работа над ошибками»
Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышления, рефлексии
4.
Задания трёх поросят
1 ч.
Содержание сказки «Три поросёнка».
Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, воображения, рефлексии
5.
Здравствуй, осень!
1 ч.
Три периода осени: ранняя осень, середина осени, поздняя осень. Осенние явления природы
Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, рефлексии
6.
Играем в «ромашку»
1 ч.
Правила игры в «ромашку». Как инсценировать короткие диалоги
Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, воображения, артистических способностей, рефлексии
7.
По страницам русской народной сказки «Волк и семеро козлят»
1 ч.
Содержание русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Варианты окончания сказки. Головоломка «танграм»
Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, воображения, конструкторских способностей, рефлексии
8.
Рисуем яблоньку
1 ч.
Как инсценировать ситуацию с помощью жестов и мимики
Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, фонематического слуха, артистических способностей, рефлексии
9.
Геометрический магазин
1 ч.
Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник, круг, ромб, их особенности
Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, зрительной памяти, сенсорных способностей, рефлексии
10.
По страницам русской народной сказки «Маша и медведь»
1 ч.
Содержание русской народной сказки «Маша и медведь». Как инсценировать фрагмент сказки
Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, конструкторских способностей,
артистических способностей, рефлексии
11.
Хлеб-батюшка
1 ч.
Ценность хлеба, трудоёмкость его производства.
Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, воображения, рефлексии
12.
Шкатулка с сюрпризом
1 ч.
Игра «Устами младенца»
Развитие внимания, логического мышления, воображения, речи, быстроты реакции, рефлексии
13.
На грибной полянке
1 ч.
Распространённые грибы: боровик, подберёзовик, подосиновик, опята, лисички, мухомор, их особенности.
Основное правило грибника
Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, речи, рефлексии
14.
В гостях у Знайки
1 ч.
Знайка - герой книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, зрительной памяти, воображения, чувства рифмы, рефлексии
15.
Читаем письма
1 ч.
Краткое содержание популярных произведений, их главные герои: Аладдин, Балда, Винни-Пух, Щелкунчик, барон Мюнхгаузен
Развитие внимания, мышления, воображения, фантазии, рефлексии
1
2
3
4
5
16.
Наряжаем ёлочку
1 ч.
Традиционные ёлочные украшения
Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, конструкторских способностей, воображения, чувства рифмы, рефлексии
17.
«Прикольные» задания
1 ч.
Что такое «имя- перевёртыш», «сказкам винегрет». Как изобразить несуществующее животное
Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, в том числе нестандартного, воображения, рефлексии
18.
И снова «прикольные» задания
1 ч.
Шуточное описание сказочного героя. Как изобразить портрет несуществующего человека
Развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, в том числе нестандартного, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии
19.
Домашние животные
1 ч.
Роль домашних животных в жизни человека
Развитие внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти, воображения, расширение словарного запаса, рефлексии
20.
Цепочка занимательных заданий
1 ч.
Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, чувства рифмы, зрительной памяти, рефлексии
21.
О звёздах
1 ч.
Солнце - звезда Солнечной системы. Количество звёзд во Вселенной. Метеоры и метеориты
Развитие внимания, мышления, памяти, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, рефлексии
22.
Дорогою добра
1 ч.
Смысл понятий «добро» и «зло» на примере литературных произведений. Качества характера, символизирующие добро
Развитие внимания, памяти, мышления, речи, рефлексии
23.
Быть здоровым
1 ч.
Основные составляющие здорового образа
жизни. Рассказ от лица неодушевленного предмета
Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, памяти, воображения, фантазии, речи, рефлексии
24.
Незнайкин экзамен
1 ч.
Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышления, воображения, зрительной памяти, конструкторских способностей, рефлексии
25.
Коллекция головоломок от Незнайки
1 ч.
Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышления, смысловой и зрительной
памяти, воображения, чувства ритма и рифмы, рефлексии
26.
По страницам книги Эдуарда
Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»
1 ч.
Э. Успенский и его книги. Герои произведения «Дядя Фёдор, пёс и кот»
Развитие внимания, быстроты реакции, смысловой памяти, мышления, воображения, рефлексии
27.
Знаменитые
малыши. Дюймовочка
1 ч.
Дюймовочка - героиня сказки Г.-Х. Андерсена. Происхождение имени Дюймовочка. Краткое
содержание сказки
Развитие внимания, ориентации в пространстве, мышления, воображения, фантазии, речи, рефлексии
28.
Букет для Русалочки
1 ч.
Краткое содержание сказки Г.-Х. Андерсена « Русалочка ». Водоёмы. Морские обитатели
Развитие внимания, слуховой и образной памяти, нестандартного мышления
29.
Спичечное ассорти
1 ч.
Значение слова «ассорти»
Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, рефлексии
30.
Словесные забавы
1 ч.
Разнообразие игр со словами
Развитие внимания, нестандартного мышления, конструкторских способностей, рефлексии
31.
Индивидуальная углублённая диагностика учащихся
2 ч.
Итого
33 ч.
2 класс
№ п/п
ТЕМА
Кол-во часов
НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ
познавательный аспект
развивающий аспект
1
2
3
4
5
1.
Снова в школу
1 ч.
Значение дисциплины. Легенда «Закон правой руки»
Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, воображения, речи, рефлексии
2.
Как из рога изобилия
1 ч.
Значение и история происхождения фразеологизма «как из рога изобилия»
Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, ориентации
в пространстве, зрительной памяти, воображения, рефлексии
3.
Кое-что о школе
1 ч.
История происхождения слов школьной тематики: «школа», « каникулы », « ранец ».
Пеликан - символ учительского труда
Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, конструкторских способностей, рефлексии
4.
Овощи с грядки
1 ч.
Группы овощей: луковые, листовые, корнеплодные, плодовые. Значение овощей в рационе человека. Как нарисовать несуществующий овощ
Развитие внимания, мышления, воображения, фантазии, артистических способностей, рефлексии
5.
Курам на смех
1 ч.
Значение и история происхождения фразеологизма «курам на смех». Рассказ от лица животного
Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, артистических способностей, рефлексии
6.
Сказочный листопад
1 ч.
Загадки с-толку- сбивалки. Сказки и соответствующие им сказочные предметы
Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, зрительной памяти, рефлексии
7.
Развиваем воображение и фантазию
1 ч.
Воображение и его значение в жизни человека. Рассказ от лица несуществующего человека
Развитие внимания, памяти, творческого воображения, речи, рефлексии
8.
Морские обитатели
1 ч.
Представители морской фауны: голубой кит, дельфин, морская звезда, осьминог. Рассказа от лица животного
Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, рефлексии
9.
Бьём баклуши
1 ч.
Значение и история происхождения фразеологизма «бить баклуши». Значение фразеологизма. Как сочинить небылицу
Развитие внимания, мышления, воображения, рефлексии
10.
Зоологическое ассорти
1 ч.
Что такое зоология. Что входит в понятие «животные». Животные и их жилища
Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, рефлексии
11.
Клуб юных живописцев
1 ч.
Что такое живопись.
История происхождения красок. Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт
Развитие внимания, мышления, воображения, рефлексии
12.
Цветочная угадайка
1 ч.
Легенды о цветах
Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, артистических способностей, рефлексии
13.
Открываем долгий ящик
1 ч.
Значение и история происхождения фразеологизма «долгий ящик»
Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, речи, рефлексии
14.
Звёздный дождь
1 ч.
Метеоры и метеориты. «Звёздный» дождь
Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, ориентации в пространстве, рефлексии
15.
Ёлочка с волшебными шишками
1 ч.
Способ ориентирования
в пространстве с использованием выражений: «в правом (левом) верхнем (нижнем) углу», «в центре»,
« между »
Развитие внимания, ориентации в пространстве, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии
1
2
3
4
5
16.
Учимся быть внимательными и заботливыми
1 ч.
Пожилые и близкие люди нуждаются во внимании и заботе. Игра «Разброс мнений». Характеристика человека с использованием имен прилагательных
Развитие внимания, мышления, воображения, речи, актёрских способностей, рефлексии
17.
Засучив рукава
1 ч.
Значение и происхождение фразеологизма «засучив рукава»
Развитие внимания, логического мышления, фонематического слуха, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, воображения, фантазии, рефлексии
18.
Сундучок занимательных заданий
1 ч.
Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения, рефлексии
19.
Симметрия
1 ч.
Что такое симметрия, ось симметрии
Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии
20.
Сказочные
герои в ребусах и загадках
1 ч.
Способы шифровки
Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, воображения, рефлексии
21.
Учимся быть честными
1 ч.
Превосходство правды
над ложью. Как инсценировать рассказ
Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, артистических способностей, рефлексии
22.
«Учитесь властвовать собой»
1 ч.
Понятие « настроение ». Способы коррекции настроения. Чувства, вызывающие положительные эмоции
Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, артистических способностей, рефлексии
23.
Учимся управлять
своими чувствами
1 ч.
Способы сдерживания негативных эмоций
Развитие внимания, мышления, воображения, рефлексии
24.
Любопытные факты из жизни животных
1 ч.
Чем интересны жираф, лягушка, жаба, муха, пингвин
Развитие внимания, мышления, пространственной ориентации, конструкторских способностей, рефлексии
25.
Ещё несколько любопытных фактов из жизни животных
1 ч.
Чем интересны тигр, божья коровка, крокодил, паук
Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, памяти, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии
26.
Пятое колесо в телеге
1 ч.
Значение фразеологизма «пятое колесо в телеге».
Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, воображения, рефлексии
27.
Здравствуй, сказка!
1 ч.
Содержание арабской сказки «Волшебная коробочка»
Развитие внимания, мышления, смысловой памяти; воображения, рефлексии
28.
По тропинкам математики
1 ч.
Происхождение слова «математика». Для чего нужно изучать математику
Развитие внимания, логического, а также нестандартного мышления, ориентации в пространстве, рефлексии
29.
Китайская грамота
1 ч.
Значение и история происхождения фразеологизма «китайская грамота». Положительные качества ученика
Развитие внимания, нестандартного мышления, зрительной памяти, расширение словарного запаса, рефлексии
30.
0 водных судах
1 ч.
Особенности водных судов: плот, чёлн, ладья, каравелла, пароход, теплоход
Развитие внимания, мышления, зрительной
и слуховой памяти, ориентации в пространстве, воображения, чувства рифмы, рефлексии
31.
Сказки А. С. Пушкина
1 ч.
Пять пушкинских сказок: действующие лица, волшебные предметы, цитаты, символы
Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения, рефлексии
32.
На загадочной волне
1 ч.
Разнообразие заданий на основе загадок. Загадка-акростих
Развитие внимания, мышления, фонематического слуха, слуховой памяти, чувства рифмы, конструкторских способностей, речи, рефлексии
1
2
3
4
5
Индивидуальная углублённая диагностика учащихся
2 ч.
Итого
34 ч.
3 класс
№ п/п
ТЕМА
Кол-во часов
НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ
познавательный аспект
развивающий аспект
1
2
3
4
5
1.
Слово о Родине
1 ч.
Что связывает человека с Родиной. Понятия: «ностальгия», «патриот»
Развитие внимания, смысловой, зрительной, слуховой памяти, логического мышления, воображения, рефлексии
2.
В кругу семьи
1 ч.
Что такое семья. Главная обязанность семьи. Герб семьи
Развитие внимания, мышления, воображения, речи, рефлексии
3.
Продолжаем разговор о семье
1 ч.
Понятия: «родословная», «семейные праздники», «реликвии семьи». Внутрисемейные правила. Оригинальный портрет семьи
Развитие внимания, мышления, воображения, речи, рефлексии
4.
Все мы люди разные,..
1 ч.
Непохожесть людей. Понятия: «инициалы», «вензель». Положительные качества характера
Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, рефлексии
5.
Дело было в Лукоморье
1 ч.
Значение слова «лукоморье». Старая сказка на новый лад
Развитие внимания, мышления, воображения, речи, рефлексии
6.
В космическом пространстве
1 ч.
Звёзды и планеты, их
различия. Цвет и форма звезды. Значение освоения космоса
Развитие внимания, памяти, мышления, рефлексии
7.
Старичок- боровичок
1 ч.
Интересные сведения о грибах. Правила сбора грибов
Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии
8.
Продолжаем осматривать владения Старичка- боровичка
1 ч.
Интересные сведения о ягодах
Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии
9.
Кот в мешке
1 ч.
Значение и история происхождения фразеологизма «кот в мешке»
Развитие внимания, логического мышления, зрительной и слуховой памяти, фонематического слуха, рефлексии
10.
Поговорим о поведении
1 ч.
Почему необходимо
сдерживать свои негативные эмоции. Инсценировка- экспромт. Игра « Обзывалки»
Развитие внимания, мышления, воображения, артистических способностей, рефлексии
11.
Литературная угадайка
1 ч.
Правила игры «Угадайка». Герои- «малыши» литературных сказок. Как изобразить животное с помощью жестов и мимики. Игра «Холодно-горячо»
Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, артистических способностей, рефлексии
12.
Береги здоровье
1 ч.
Основные правила здорового образа жизни: достаточная двигательная активность, правильное питание, личная гигиена. Характеристика здорового человека
Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, рефлексии
13.
О воде
1 ч.
Значение воды. Экологические проблемы. Происхождение названий морей
Развитие внимания, мышления, памяти, воображения, фонематического слуха, рефлексии
14.
Спешим на помощь Кузе
1 ч.
Развитие внимания, памяти, мышления, в том числе – нестандартного, воображе-ния, конструкторских способностей, рас-ширение словарного запаса, рефлексии
1
2
3
4
5
15.
Поэтическая карусель
1 ч.
Разнообразие рифм: парные, перекрёстные, опоясывающие
Развитие внимания, памяти, мышления, воображения; формирование умения подбирать рифмующиеся слова, продолжать сочинение стихотворения, следуя заданной теме, рефлексии
16.
Арт-студия
1 ч.
Упражнения для развития актёрских способностей
Развитие внимания, актерских и коммуникативных способностей, творческого воображения, рефлексии
17.
Зима в загадках
1 ч.
Загадки на зимнюю тему. Игра «Рисуем зиму»
Развитие внимания, мышления, воображения, слуховой памяти,
ориентации в пространстве, рефлексии
18.
Подарки Деда Мороза
1 ч.
Имя-перевёртыш. Кроссворд «Лепестки»
Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, зрительной памяти, воображения, чувства рифмы, речи, рефлексии
19.
Что мы знаем о деревьях
1 ч.
Особенности жизни деревьев, их разнообразие, использование древесины в хозяйстве.
Три основные части дерева: корни, ствол и ветки, листья
Развитие внимания, мышление, ориентации в пространстве; расширение кругозора, рефлексии
20.
Поговорка -
цветочек, пословица - ягодка
1 ч.
Разнообразие русских народных пословиц и поговорок. Отличия пословицы от поговорки. Как инсценировать пословицу с помощью жестов и мимики
Развитие внимания, памяти, мышления, артистических способностей, расширение лексического запаса, рефлексии
21.
«Репка» на новый лад
1 ч.
«Репка» - старая сказка на новый лад
Развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, ориентации в пространстве, рефлексии
22.
Любопытные факты из жизни животных
1 ч.
Любопытные факты из жизни животных: мамонт, белый медведь, собака, страус, горилла
Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии
23.
Школа искусств
1 ч.
Что такое искусство. Виды искусства: музыка, театр. Как изобразить этюд с помощью пантомимы
Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, артистических способностей, рефлексии
24.
Спешим в Школу искусств
1 ч.
Виды искусства: цирк, живопись, икебана
Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, коммуникативных и артистических способностей, рефлексии
25.
Куклы в нашей жизни
1 ч.
Сведения из истории кукол. Викторина на тему «Куклы». Рассказ о любимой кукле
Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, пространственной ориентации, речи; расширение кругозора, рефлексии
26.
Золотой дождь
1 ч.
Значение и история происхождения фразеологизма «золотой дождь»
Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, памяти,
конструкторских способностей, речи, рефлексии
27.
Лента занимательных заданий
1 ч.
Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, чувства рифмы, воображения, рефлексии
28.
Клуб любителей русского языка
1 ч.
Русский язык - величайшее богатство нашего народа
Развитие внимания, мышления, памяти; обогащение словарного запаса, рефлексии
29.
В царстве Лешего
1 ч.
Правила поведения в лесу. Необходимость бережного отношения к природе. Игра «Загадай слово»
Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии
30.
Геометрический калейдоскоп
1 ч.
Значение слова «геометрия». История возникновения науки геометрии. Плоскостные геометрические фигуры
Развитие внимания, мышления, памяти, конструкторских способностей, воображения, рефлексии
31.
Магазин голово-ломок. Отдел художественной литературы
1 ч.
Литературные герои в вопросах, задачах, шифровках
Развитие внимания, памяти, нестандартного мышления, ориентации в пространстве, рефлексии
1
2
3
4
5
32.
Магазин головоломок. Отдел кулинарии
1 ч.
Первые, вторые, третьи блюда. Понятие «ингредиенты»
Развитие внимания, быстроты реакции, слуховой и зрительной
памяти, логического мышления, рефлексии
33.
Индивидуальная углублённая диагностика учащихся
2 ч.
Итого
34 ч.
4 класс
№ п/п
ТЕМА
Кол-во часов
НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ
познавательный аспект
развивающий аспект
1
2
3
4
5
1.
Государственные символы
1 ч.
Государственные символы России: флаг, герб, гимн. Синонимы слова «Родина»
Развитие внимания, памяти, мышления, рефлексии
2.
Семья
1 ч.
Определение семьи. Отношения в семье. Глава семьи. Семейные праздники. Характеристика человека
Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, в том числе нестандартного, воображения, смысловой и зрительной памяти, речи, рефлексии
3.
Мой портрет в лучах солнца
1 ч.
Положительные и отрицатель-ные качества человека. Ролевая игра «Знакомьтесь». Шутливая характеристика человека
Развитие внимания, мышления, артистических способностей, речи, рефлексии
4.
Интеллектуальный клуб «Мыслитель»
1 ч.
Развитие внимания, быстроты реакции, логического, нестандартного мышления, воображения, рефлексии
5.
Вода в нашей жизни
1 ч.
Значение воды в нашей жизни. Три состояния воды в природе. Игра « Фотогалерея »
Развитие внимания, мышления, речи, памяти, рефлексии
6.
Матушка- землица
1 ч.
Почва - величайшая ценность. Роль удобрений. Друзья и враги почвы
Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения, речи, рефлексии
7.
Юные кулинары
1 ч.
Что такое кулинария. Названия и сущность мясных блюд: бекон, бефстроганов, бифштекс, буженина
Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, пополнение словарного запаса, рефлексии
8.
Куда летят крылатые слова
1 ч.
История происхождения выражения «крылатые слова». С. В. Максимов - автор первого российского сборника «Крылатые слова»
Развитие внимания, нестандартного мышления, расширение словарного запаса, рефлексии
9.
Кино
1 ч.
Первоначальные сведения о кинематографе. Кинематографические профессии
Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, конструкторских способностей, рефлексии
10.
Пять пушкинских сказок
1 ч.
«Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сюжет, персонажи, основная мысль
Развитие внимания, памяти, мышления, конструкторских способностей, рефлексии
11.
И снова пушкинские сказки
1 ч.
«Сказка о золотом петушке», «Сказки о рыбаке и рыбке»: сюжет, персонажи, основная мысль
Развитие внимания, памяти, нестандартного мышления, воображения, конструкторских способностей, рефлексии
12.
Пернатые друзья
1 ч.
История возникновения Международного дня птиц. Акция «Птица года». Разнообразие птичьих клювов. Птицы в стихах русских поэтов
Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии
1
2
3
4
5
13.
Приветствуем зиму
1 ч.
Красота и величие русской природы. Игра «Ассоциации»
Развитие внимания, мышления, памяти, воображения, речи, пространственной ориентации, расширение словарного запаса, рефлексии
14.
Олимпийские игры древности
1 ч.
Особенности, традиции и символы Олимпийских игр древности
Развитие внимания, памяти, мышления, рефлексии
15.
Современные олимпийские игры
1 ч.
Особенности, традиции и символы Олимпийских игр современности
Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, мышления, конструкторских способностей, рефлексии
16.
Цирк
1 ч.
История возникновения цирка. Особенности циркового искусства. Цирковые профессии. Трюк - основа циркового мастерства
Развитие внимания, фонематического слуха, мышления, воображения, речи, рефлексии
17.
Калейдоскоп головоломок
1 ч.
Развитие внимания, фонематического слуха, мышления, памяти, воображения, рефлексии
18.
Музыкальная шкатулка
1 ч.
Понятия: «классическая музыка», «композиторы-классики». Сведения о музыкальных инструментах: барабан, скрипка. Амати и Страдивари - величайшие мастера, создатели скрипки
Развитие внимания, памяти, нестандартного мышления, рефлексии
19.
Память
1 ч.
Виды памяти: слуховая, зрительная, моторная
Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, нестандартного мышления, рефлексии
20.
Масленица
1 ч.
Традиции Масленицы
Развитие внимания, памяти, мышления, фантазии, ориентации в пространстве, артистических способностей; упражнение в стихосложении, рефлексии
21.
Золушка - героиня сказки Ш. Перро
1 ч.
Секрет притягательности сказки
Развитие внимания, смысловой памяти, логического мышления, воображения, рефлексии
22.
О книге
1 ч.
Ценность книги. Польза чтения. Части книги: блок и переплёт. Из истории создания книг на Руси
Развитие внимания, мышления, воображения, памяти, речи, рефлексии
23.
Клуб любителей русского языка
1 ч.
Богатство и красота русского языка. Речевые ошибки. Антонимы. Синонимы
Развитие внимания, мышления, обогащение словарного запаса, рефлексии
24.
Да здравствует абракадабра!
1 ч.
Значение и история происхож-дения понятия «абракадабра»
Развитие внимания, нестандартного мышления, рефлексии
25.
Эх, яблочко!..
1 ч.
Яблочный спас. Популярные сорта яблок. Древнегреческий миф «Яблоко раздора». Рассказ от лица неодушевлен-ного предмета. Как нарисовать несуществующий фрукт
Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, рефлексии
26.
Собранье пёстрых дел
1 ч.
Рассказ от лица воображаемого человека
Развитие внимания, слуховой, а также зрительной памяти, мышления, воображения, речи, ориентации в пространстве, рефлексии
27.
Шутка - минутка, а заряжает на час
1 ч.
Значение шутки в жизни человека. Шутка хорошая и шутка плохая
Развитие внимания, мышления, воображения, артистических способностей, рефлексии
28.
О О времени и о часах
1 ч.
Ценность времени. Синонимы слова «время»
Развитие внимания, мышления, воображения, речи, рефлексии
29.
Продолжаем разговор о времени и о часах
1 ч.
История возникновения часов
Развитие внимания, мышления, чувства ритма, рефлексии
1
2
3
4
5
30.
Клуб любителей головоломок
1 ч.
История появления на свет первого кроссворда. Что означают слова: «ребус», « криптограмма
Развитие внимания, воображения, мышления, в том числе - нестандартного, рефлексии
31.
Праздник Ивана Купалы
1 ч.
История происхождения и традиции праздника Ивана Купалы
Развитие внимания, мышления, смысловой памяти, воображения, рефлексии
32.
Производство бумаги
1 ч.
История возникновения бумаги. Современное производство бумаги
Развитие внимания, быстроты реакции, слуховой памяти, мышления, воображения, рефлексии
33.
Индивидуальная углублённая диагностика учащихся
2 ч.
Итого
34 ч.
Учебно-методическое обеспечение
Проведение занятий в 1-4 классах подкрепляется учебно - методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя, включающего программу курса: Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие,1 – 4 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2011. – 198 с.
Список литературы
1. Ануфриева А.Ф.,. Костромина С.Н Как преодолеть трудности в обучении детей. – СПб.: Речь, 2003. – 247с.
2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – 2-е изд.- М.: Генезис, 2001.- 352 с.
3. Глазунов Д.А. Психология. 1 – 3 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/ авт.-сост. Д.Глазунов. – М.: Глобус, 2008. – 240 с. – (Школьный психолог).
4. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещении: Владос, 1994. – 320 с.
5. Зак А.З. Интеллектика Тетрадь для развития мыслительных способностей 1 – 4 класс
6. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие: Хрестоматия. – Изд. 2-е, исп. и доп. – СПб: Речь, 2007 – 168 с.
7. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4 –е изд., стер. –М.: «Ось – 89»,2008. – 272 с.
8. Мамайчук И.И. Психокорекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2004. – 400с.
9. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998.
10. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие,1 – 4 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2011. – 270 с.
Цифровые образовательные ресурсы:
«Сетевой класс Белогорья» http://belclass.net
13PAGE 142015
13PAGE 14815
Заголовок 1Заголовок 215