РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литература» для 7 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Тресвятская средняя общеобразовательная школа»
396330 п. Воля, ул. Садовая 61а.
Тлф. Факс 8(47341)3-51-96. E-mail: tresvyatskaya@yandex.ru
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
На заседании ШМО Зам. директора школы Директор школы
учителей _______________ по УВР
« _____» августа 2015г «_____» августа2015г « » сентября
Протокол №_____
Руководитель ШМО ______________ _______________
_________________ Гончаров А.Т. Безгина Т.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Литература»
для 7 класса
(для детей с ограниченными возможностями здоровья)
Разработчик учитель русского языка
Тропынина Светлана Николаевна _______________
подпись
первая квалификационная категория
2015 - 2016 учебный год.
2.Пояснительная записка
СТАТУС ДОКУМЕНТА
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена с использованием нормативно – правовой базы:
*Закон РФ «Об образовании» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.)
2. Федеральный закон от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья».
4. Письмо Минпроса СССР от 05.05.1978 г. № 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому».
5. Письмо МНО РСФСР от 14.11.1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»
6. Письмо МНО РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 8.06.1980 г. № 281-м-17-13-186 «Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы».
7. Письмо МНО РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 03.07.1989 г. № 17-160-6.6-300 « Об организации индивидуального обучения на дому учащихся с нарушением слуха».
8. Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 16.02.2011г № 96 «Обучение детей – инвалидов»
9. Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.11 № 677 «Об организационно – методическом обеспечении обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ Воронежской области»
10.Приказ Минобрнауки РФ от 06.05.05 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»
11. Положение об организации дистанционного обучения детей – инвалидов в Воронежской области.
12. Устав школы.
*. Школьное положение о рабочей программе педагога.
Рабочая программа по литературе определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания курса «литература» в 7 классе МКОУ «Тресвятская СОШ».
Цель настоящей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по русскому языку.
ФУНКЦИИ ДОКУМЕНТА
- нормативная, т.е. является документом, обязательным для выполнения в полном объёме;
- целеполагания, т.е. определяет ценности и цели;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА
1. титульный лист
2. пояснительная записка
3. учебно – тематический план (содержание программы)
4. календарно – тематическое (поурочное) планирование
5. требования к уровню подготовки учащихся
6. критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
7. перечень учебно – методического обеспечения;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ в 7 классе.
Рабочая программа по литературе определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания курса литературы в 7 классе в МКОУ «Тресвятская СОШ».
Данная рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного ( общего) образования и Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы/ Под редакцией Г.И.Беленького.- М. : Мнемозина, 2009.
Программа составлена в соответствии со структурой средней школы, утвержденной Законом РФ, по которому основная школа (I – IX классы) является важнейшим самостоятельным звеном образования.
Она отражает обязательный минимум содержания литературы как учебного предмета, установленный Минобразования РФ, хотя не сводится к этому минимуму. Создает основу для оптимального сочетания самостоятельного поиска учащихся и обучающей работы учителя, а также для нормирования учебного времени, отводимого на чтение и изучение литературных произведений.
Содержание и структура программы определяются целью литературного образования, которая может быть сформирована следующим образом: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественные вкусы, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию.
Достижение этой цели предполагает:
- чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
- формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
- формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
- развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.
Курс литературы в 7 классе общеобразовательной школы рассчитан на 70 учебных часа (2 часа в неделю).
Учебник Снежневская М.А. Хренова О.М. Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях / М.А. Снежневская, О.М. Хренова. – М.: Мнемозина, 2009.
В VII- IX классах усложняется содержание изучаемых произведений, обогащаются знания учащихся о писателях, о некоторых особенностях художественной литературы, в частности о ее образности, опроизведений как художественном единстве, о родах и жанрах литературы.
Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне. Поэтому программа имеет три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения. К основным темам и разделам программы даются аннотации. Их назначение общая ориентация учителя в материале, позволяющая планировать изучение и объем предстоящей работы.
Учителю предоставлено право определять последовательность изучения тем и отдельных произведений, избирать методы, приемы и формы занятий, распределять учебное время на освоение программного материала, определять виды и систему устных и письменных работ в связи с изучением курса.
Сводная таблица по видам контроля 7 класс
Виды контроля 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть итого
Административный контроль ЗУНовКоличество плановых контрольных работ Тесты Другие виды работ 3.Учебно-тематический план (содержание программы).
7 класс
№ п/пРаздел и количество часов Содержание раздела Отводится на …
Изучение нового Теория литературы Контроль РР
1 Введение (1ч). Художественная литература в жизни человека. 1 2 Писатели о прошлом нашей Родины. 1.М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (5ч).
Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Композиция поэмы, ее язык, ритмика.
Три героя баллады. Роль заглавного героя.
3
2
2.А.К. Толстой «Василий Шибанов» (1ч). Интерес писателя к прошлому России.
1
3.Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (7ч).
Писатель оЗапорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Повесть Гоголя и устное народное творчество. Понятие о литературном характере.
5
1 1
4.А.С.Пушкин «Полтава». (3ч).
Прошлое Родины, Петровская тема в творчестве поэта.
Слово о писателе. Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей
3
5.Н.С. Лесков «Человек на часах». (2ч). Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.
2 3 Писатели о своей современности: 1. И.С. Тургенев «Бирюк», «Стихотворения в прозе». (5ч).
Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника». «Бирюк» Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.
3
2
2. Н.А. Некрасов «Железная дорога». Долюшка женская в стихах Н.А. Некрасова (3ч).
Народный поэт. Историческая основа стихотворения. Своеобразие композиции стихотворения. Пейзаж. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.
3
3. М.Е. Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (2ч). На пути к сказкам. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Сатира. Гротесс.
2
4.Внеклассное чтение. ( 1ч.)
« Дикий помещик». Смысл названия сказки.
1
А.Н.Островский. « Свои люди-сочтемся( сцены).
Сведения о жизни драматурга. Мораль и нравы купеческой среды, изображенные Островским.
6 А.П. Чехов «Хамелеон»,«На мельнице». (3ч).
Слово о писателе. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное. Роль кульминационных сцен. Роль художественной детали. 2 1 4 Запечатленные мгновения (из лирики XIX века) Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Л. П. Полонский (4ч). Сочетание моментальных зарисовок природы с раздумьями о жизни, о вечности как одна из характерных особенностей поэзии.
3 1
5 Тема становления личности в литературе. 1. Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество». (3ч).
Л.Н. Толстой – автор повестей о становлении характера человека. Особенности построения повести (рассказ от лица героя: изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).
2
1
2.Ф.И. Достоевс-кий «Мальчики». (3ч).
Сведения о жизни писателя. Главы из романа «Братья Карамазовы» Особая подверженность детей добрым и злым влияниям, ранимость, неустойчивость. 2
1 3.М. Горький «Детство». (5ч) Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке.
Сведения о жизни писателя. Тема становления человека в творчестве Горького «Детство». Автобиографическая ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». Вера писателя в творческие силы народа.
4 1
6 Содружество искусств. 1. К.Г. Паустовс-кий «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан» (2ч). Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии.
2
2. А.А. Блок «Я никогда не понимал» (1ч).
3. К.Д. Бальмонт «Грусть» (1ч).
4. К.М. Фофанов «Художник», «Уснули и травы, и волны» (1ч). 1
1
1 7 Перекличка эпох. 1. Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». (3ч). Обзор содержания комедии. Мольер – великий комедиограф.
3
2. И.А. Крылов «Урок дочкам» (2ч). Крылов – драматург. Обзор содержания комедии. Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова жанры, драмы, комедии.
2 8 Фантастика. Темы будущего. А. де Сент-Экзопери «Маленький принц» (3ч). Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни 3
Р. Бредбери « Каникулы» , « Зелёное утро» ( 2ч.) 2 Календарно-тематическое планирование по литературе.
7 класс.
№ урока Дата Тема урока
№ п/пв теме план факт 1 1 04/09 Введение. Художественное время и пространство в литературе. Роды и виды (Жанры) литературы
Писатели о прошлом нашей Родины ( 19ч. )
2 1 04.09 М.Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.
3 2 11.09 «Песня при Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Картина быта 16 века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы.
4 3 11.09 Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.
5 4 18.09 РР. Чтение отрывка наизусть
6 5 18.09 РР. Сочинение
7 6 25.09 А.К. Толстой «Василий Шибанов». Роль главного героя в балладе «Василий Шибанов».
8 7 25.09 Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая основа повести.
9 8 02.10 Патриотический пафос повести « Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья. Принцип контраста в изображении героев.
10 9 02.10 Образ Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи.
11 10 09.10 Осада польского города Дубно. Товарищество казаков.
12 11 09.10 Трагедия Тараса Бульбы. Столкновение любви и долга в душах героев.
13 12 16.10 Особенности изображения природы. Повесть Гоголя и УНТ.
14 13 16.10 РР. Подготовка к сочинению по повести. Домашнее сочинение.
15 14 23.10 А.С. Пушкин «Полтава». Историческая основа поэмы. Образ Марии, Мазепы, Кочубея. Драматургия и лиризм второй песни.
16 15 23.10 Композиция поэмы. Богатство стилей. Особенности стиха поэмы. Полтавский бой.
Прославление мужества и отваги русских солдат. Сопоставление полководцев. Роль Мазепы.
17 16 30.10 Картины украинской природы. Лиризм. Совершенство языка и стиха.
18 17 30.10 Н.С. Лесков-рассказчик. «Человек на часах».
19 18 13.11 Постников – герой-праведник. Проблема чувства долга.
20 19 13.11 И.С. Никитин «Русь».
Писатели о своей современности ( 16 ч.)
21 1 20.11 Страницы жизни Н.А. Некрасова «Железная дорога». Значение эпиграфа.
22 2 20.11 Мысль о величии народа. Роль пейзажа. Своеобразие композиции.
23 3 27.11 Н.А.Некрасов картины народной жизни в творчестве поэта. Произведения о доле русской женщины. « Орина , мать солдатская»
24 4 27.11 И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов « Записки охотника» и их гуманизм
25 5 04.12 «Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей.
26 6 04.12 Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.
27 7 11.12 И.С.Тургенев . стихотворения в прозе.
28 8 11.12 РР. Сочинение
29 9 18.12 М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.
30 10 18.12 Сатира, гротеск, абсурд.
31 11 25.12 Внеклассное чтение . « Дикий помещик». Смысл названия сказки.
32 12 25.12 А.Н.Островский. сведения о жизни драматурга. « Свои люди-сочтемся» ( сцены). Мораль и нравы купеческой среды.
33 13 Герои пьесы, « перешагнувшие» рамки своей эпохи. Особенности сатиры.
34 14 А.П. Чехов «Хамелеон» - живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа.
35 15 А.П. Чехов «Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.
36 16 Внеклассное чтение . А.П.Чехов « Репетитор», « На мельнице», « Злоумышленник».
Запечатленные мгновения ( 4 ч.)
37 1 Ф.И. Тютчев « Весенняя гроза», « Как неожиданно и ярко…»
38 2 А.А.Фет « Мотылёк мальчику», « Сосны», « Осенняя роза», « Учись у них- у дуба , у берёзы».
39 3 Я.П.Полонский « Дорога», « Зимний путь».
40 4 РР. Чтение наизусть. Анализ стихотворений.
Тема становления личности ( 12ч.)
41 1 Л.Н. Толстой «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых.
42 2 Л.Н. Толстой «Отрочество». Нравственный рост Николеньки Иртеньева43 3 Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести.
44 4 Ф.М. Достоевский «Мальчики».» Слезы… сочувствия, сострадания и любви».
45 5 Коля Красоткин – рождающая сильная, незаурядная личность.
46 6 РР. Особенности художественной манеры писателя.
47 7 М. Горький . слово о писателе. « Детство» ( главы). Автобиографический характер повести.
48 8 «Изображение свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.
49 9 Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношение к людям.
50 10 Вера писателя в творческие силы народа.
51 11 Рр. Подготовка к домашнему сочинению.
52 12 Внеклассное чтение. В.В.Солоухин « Закон набата», « Мочёные яблоки».
Содружество искусств ( 5 ч.)
53 1 К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
54 2 К.Г. Паустовский «Исаак Левитан». Анализ очерка.
55 3 К.Г. Паустовский «Исаак Левитан». Анализ очерка
56 4 Стихи русских поэтов об искусстве (А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, К.М. Фофанов).
57 5 Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или стихотворения.
Перекличка эпох( 5ч.)
58 1 Ж.Б. Мольер. Сведения о жизни. «Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных глав).
59 2 «Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии
60 3 И.А. Крылов – драматург. «Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных глав).
61 4 «Урок дочкам». Обзор содержания комедии
62 5 Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова.
Фантастика. Тема будущего. ( 6 ч.)
63 1 А.де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. « Маленький принц». Иносказательный смысл рассказа.
64 2 А.де Сент-Экзюпери « Маленький принц».
65 3 «Взрослость «и «детскость» как критерии человечности.
Смысл афоризмов в сказке.
66 4 Р. Бредбери. Слово о писателе. « Каникулы» , « Зелёное утро»
67 5 Р. Бредбери. « Зелёное утро»
68 6 РР. Сочинение « Роль книги в жизни человека»
69 7 Итоги года и задание на лето.
70 1 Резервные уроки
5. Требования к уровню подготовки учащихся по окончании 9 класса
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.);
уметь:
определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;
использовать различные формы изучения художественных произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;
определять авторскую позицию писателя;
создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;
пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;
использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.
правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительно читать произведения или отрывков из них наизусть;
осмысливать и анализировать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение;
определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.
Оценка устных ответов учащихся.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
Полнота и правильность ответа;
Степень осознанности, понимания изученного;
Языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
Полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
Обнаруживает понимание материала, может обосновывать знания на практике, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» становится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;
Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик, обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
7. Перечень учебно-методического обеспечения (УМК) для 7 класса.
Беленький Г.И. Литература. Начальный курс 7 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях / Г.И. Беленький. – М.: Мнемозина, 2005.
Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе для 7 класса / И.В. Золотарева, С.М. Аникина. – М.: ВАКО, 2004.
Программы общеобразовательных учреждений: Литература 5 – 11 классы. – М.: Мнемозина, 2006
Савина Л.Н. Уроки литературы в 7 классе / Л.Н. Савина. – Волгоград: Братья Гринины, 2004
Мультимедийные пособия по литературе
Виртуальный кабинет литературы в школе и дома. Литература 5-11 классы. Библиотека электронных наглядных пособий.
Программно-методический комплекс «Семейный наставник». Литература. Средняя школа. 9 класс.
Репетиторы. Литература. Серия «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. Задания и тесты. 5 – 11 классы.
Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-9 класс.