Комплексный анализ как единство идейного, образного и языкового содержания текста (Практическое занятие на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина»)

Урок русского языка в 10 классе

Тема: Комплексный анализ как единство идейного, образного и языкового содержания текста (Практическое занятие на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина»)

Цель урока:
проведение комплексного анализа текста конкретного лирического произведения и доказательство единства идейного, образного и языкового содержания.

Задачи:
1. Выявить систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание текста; углубить и совершенствовать знания и умения производить различные виды разбора.
2. Совершенствовать способность учащихся самостоятельно работать с текстом, видеть все его особенности, развивать языковое чутьё учащихся.
3. Утверждать великое значение Родины для человека, сравнить своё отношение к ней с пониманием образа Родины М.Ю.Лермонтовым.

Оборудование:

Тексты стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина»
Различные виды словарей
Высказывания лингвистов и писателей.

Эпиграфы на доске:

Анализ текста заключается в том, чтобы показать те языковые средства, с помощью которых выражается идейное и эмоциональное содержание произведения.
Л.В.Щерба

Я люблю Родину.
Я очень люблю Родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь
С.Есенин




Ход урока:

I. Оргмомент. Сообщение цели и задач урока.

Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята!
Сегодняшний урок мы посвятим комплексному анализу текста на примере разбора стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина».
Целью нашего урока является доказательство единства идейного, образного и языкового содержания текста на примере анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина». Для этого нам необходимо выявить систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание текста, совершенствовать и развивать способность самостоятельно видеть все особенности текста.
Обратите внимание на высказывания выдающихся лингвистов и писателей, их слова мы взяли в качестве эпиграфов. Прочитайте их.
(В тетрадях записывается число и тема урока).

II. Работа с текстом.

Выразительное чтение стихотворения.
Анализ стихотворения.
Определите тему, идею, основную мысль текста, найдите ключевые слова и ключевые предложения.
(Тема Родины, идея заключается в том, что без Родины человек не может существовать, он любит её такой, какая она есть).
(Ключевые слова: люблю – 4 раза;
ключевые предложения: «Люблю Отчизну я, но странною
любовью»; «Но я люблю – за что, не знаю сам»)
(Основная мысль текста: поэт любит свою Родину, не может её
не любить (1 строка)).

Определите тип речи.
(Описание с элементами рассуждения)

Докажите, что это текст.
(Текст – это несколько предложений, связанных между собой темой и основной мыслью).
(Предложения между собой связаны, соединены по смыслу и грамматически. Есть смысловая связь между ними. В стихотворении представлен параллельный способ связи предложений: первое предложение – данное, а все последующие конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом. Предложения поэтому имеют одинаковое строение, то есть синтаксически однотипны).

На сколько частей можно разделить текст? Почему? Зачитайте их.
(Две части, две микротемы)

Каким предстаёт лирический герой в первой части и во второй?
(В начале пассивен, активность увеличивается с глаголом скакать; далее – динамичность героя, его мыслей).

Определите стиль текста. (Книжный, художественный).

– Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка. В нём могут использоваться средства других стилей (например, разговорного).
– Теперь на разных уровнях языка попробуем доказать, что данный текст принадлежит художественному стилю.

– Найдите признаки художественного стиля на уровне лексики.
(Слова в основном в прямом значении, стилистически нейтральны; часто употребление слов высокого стиля, что создаётся обилием отвлеченных существительных: отчизна, предание, слава; устаревшее слово чета (в значении пара); слова высокого стиля: заветный (сокровенный, свято хранимый), отрадный (приятный).
– Под конец даётся сниженность образа («пьяные мужички»). Почему?
(Потому что ему дорого не только то, что принимается дворянами, но и всё, что его окружает, то есть Родина во всех её проявлениях).
Лексический повтор: люблю.

– Найдите признаки художественного стиля на уровне морфологии.
(Местоимение 1лица – я, глаголы, употреблённые в форме 1 лица, так как лирический герой имеет собственную, самостоятельную позицию.
В 1 строфе среди частей речи наблюдается преобладание существительных с отвлечённым значением: любовь, рассудок, слава, доверие, покой и др.
В следующих трёх строфах рисуется конкретный образ Родины, поэтому преобладают существительные с конкретным значением: степь, лес, река, море, телега и др.)

– Найдите признаки художественного стиля на уровне синтаксиса.
(Предложения как односоставные, так и двусоставные.
Среди односоставных преобладают определённо-личные. Например: «Люблю дымок спалённой жнивы» и др.
В двусоставных предложениях подлежащее в основном выражено конкретными существительными.
Прямой и обратный порядок слов.
Восклицательные предложения.
Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами; обилие однородных членов).


Вывод: Анализ частей речи и предложений показал, что лирический герой имеет самостоятельную позицию (местоимения и глаголы 1 лица). Характер лирического героя меняется от пространных размышлений о любви к Родине вообще (много отвлечённых понятий) к более конкретной любви к Родине, которая находится рядом с лирическим героем.

– Назовите, пожалуйста, изобразительно-выразительные средства языка, использованные поэтом. Это вам необходимо было выполнить в домашнем задании.
(Олицетворение, метафора, сравнение, эпитеты; стилистические фигуры:
Анафора – единоначатие стихотворных строк.
Инверсия – обратный порядок слов.
Параллелизм – одинаковое построение стихотворных строк.
Риторические вопросы и обращения и др.)

Олицетворения: «предания не шевелят»
Метафора: «дрожащие огни печальных деревень» (ассоциируется с грустью, печалью, состоянием души самого человека).
Сравнение: «разливы рек, подобные морям».
– В чём необычность? (разлив сравнивается не с разливом, а с морем)
Эпитеты: «странная любовь», «отрадные мечтанья», «безбрежные колыханья», «белеющие берёзы», «росистый вечер», «холодное молчанье».
(Образ Родины даётся и статично, неподвижно, и в то же время динамично: молчанье и колыханье, скакать, разливы).

Анафора: ни (в 1 строфе), её (во 2 строфе).
Инверсия: « люблю я», «не победит рассудок мой», «рек её», «взор медленный».
Параллелизм: синтаксический (одинаковое построение предложений: глагол + несколько однородных дополнений). Приведите примеры.

– Почему для Лермонтова важным оказывается эпитет «взор медленный»? Как он выделил это слово на разных уровнях языка?
(Слово медленный выступает в значении «внимательный, пристальный», то есть он должен внимательным взором рассмотреть всё, что его окружает, ничего не пропустив; чтобы заметить все мелочи жизни, малейшие детали окружающей его Родины и всё это любить!)
На фонетическом уровне:
Сочетания н и нз («взором медленным пронзая ночи тень».
На лексическом уровне:
Значение – «внимательный», «пристальный».
На стилистическом уровне:
«взор» - книжное
«медленный» - нейтральное.
На синтаксическом уровне:
Инверсия – «взор медленный».
Употребление оксюморона – «медленный» и тут же – «пронзая».

3. Объяснение постановки знаков препинания в предложении «Но я люблю». Объяснение постановки точки с запятой.
(8 запятых, два тире и 1 точка с запятой. Тире с двух сторон выделяет вставное предложение. Точка с запятой отделяет части бессоюзного сложного предложения (быстрая смена событий).
4 запятые – отделяющие, отделяют однородные дополнения и сказуемые, связанные интонацией.
4 запятые – выделяющие (парные), выделяют обособленные члены предложения, выраженные деепричастными оборотами).

4. Объяснение орфограмм в помеченных словах: купленная, спалённая, мечтанья, безбрежных, дрожащие, ночи, праздник.

5. Выполнение указанных видов разбора:
морфемный разбор – безбрежных, белеющих, вздыхая;
морфологический разбор – ночующий, кровью.

III. Домашнее задание:
выполнить фонетический разбор слова «колыханье»;
выполнить морфологический разбор слов: «просёлочным», «её», «вижу».











13PAGE 15


13PAGE 14115




15