Методические рекомендации из опыты работы преподавателя по классу балалайки ДШИ Воспитание творческого мышления и самостоятельности в процессе обучения


ХМАО-Югра г. Лангепас
ЛГ МАОУ ДО «ДШИ»
преподаватель по классу балалайки
Есипенок Наталья Геннадьевна
«Считаю, что одна из главных задач педагога,
сделать как можно скорее и основательнее так,
чтобы быть ненужным ученику, устранить себя, вовремя сойти со сцены,
то есть привить ему ту самостоятельность мышления, методов работы,
самопознания и методов добиваться цели, которые называются зрелостью,
порогом, за которым начинается мастерство».
Г.Г. Нейгауз
Воспитание творческого мышления и
самостоятельности в процессе обучения.
Обобщение опыта педагогической работы.
Индивидуальный урок – отличительная особенность нашей работы, которая дает возможность индивидуального, дифференцированного подхода к каждому учащемуся, создает благоприятную почву для взаимного диалога и обоюдного доверия ученика и педагога.
Воспитание и обучение музыканта – сложный и многогранный процесс. В нем различаются две взаимосвязанные стороны:
- педагог передает ученику свое отношение к искусству, свои знания, умения, приемы исполнительской работы;
- педагог раскрывает, выявляет и взращивает лучшие задатки, заложенные в ученике.
Педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы детей. Приобщать их к миру музыки и обучать искусству исполнения на инструменте. По моему мнению, от педагога индивидуального класса требуется тонкая наблюдательность, умение замечать особенности характера и поведения учащегося, его реакцию на музыку, приспособленность к инструменту, ибо все «музыкальные» ученики музыкальны по-разному. Наиболее плодотворной установкой в работе считаю – готовность замечать и поддерживать лучшие черты и качества ученика, как личности и будущего музыканта, а также доброжелательное к нему отношение.
Основной своей задачей на начальном этапе считаю не только обучение игре на инструменте, а воспитание музыканта; игра на инструменте – только средство в достижение этой благородной цели. Это означает, что музыкальный язык должен стать для ребенка родным языком, непосредственной выразительной речью. Необходимо открыть для восприятия музыки душу и уши ребенка, а затем научить его читать нотный текст, как читают текст словесный. То есть научить читать не буквы и слова, в данном случае ноты и музыкальные знаки, а понимать кроющийся за ними смысл. Это значит – воспитать человека, который влюблен в искусство, умеет слушать и понимать музыку, открыть тайны инструмента на котором он творит, и тайны организма, по средствам которого он творит.
Поскольку задача должна быть шире, чем обучение лишь игре на инструменте, я стараюсь воспитывать в ученике и общечеловеческие качества, без которых немыслим исполнитель. В первую очередь – терпение, усидчивость и внимание, а также чувство ответственности за свою работу. С необходимости формирования волевых усилий ученика к самостоятельному труду, потребности внимательно вникать в музыкальный смысл и ценность каждой ноты, наконец, с самопознания – начинается долгий путь воспитания музыканта.
По моему мнению, мерилом, определяющим достоинства педагога и избранного им метода, не должна быть быстрота успехов его ученика, устанавливаемая к тому же на сравнительно коротких отрезках времени. Если ученик трудолюбив и способен к подражанию, часто создается впечатление его хорошего продвижения, но, по существу, при этом отсутствуют развитие музыкального мышления, воспитание навыков самостоятельности. Я думаю, стремится надо не к ложной быстроте развития ученика, а к обеспечению условий для поэтапности этого развития, эмоционального и технического роста обучающегося, для нового шага вперед. Я считаю – задача педагога состоит в том, чтобы ввести ученика в самое существо искусства, разбудить в нем музыканта и вооружить инициативой и исполнительской техникой, необходимой для воплощения авторских замыслов. Но и этого мало. Я стараюсь воспитывать в ученике специфические исполнительские качества: способность проникаться чувствами и мыслями, нашедшими выражение в произведениях композиторов разных времен и народов, как собственными мыслями; способность зажигать ими при публичном выступлении.
Важная деталь – у многих учеников музыка ассоциируется с сильными личными переживаниями. Такие ассоциации субъективны и не всегда адекватны содержанию произведения. Тем не менее, они драгоценны, я стараюсь их развивать, углублять, по-новому освещать образ, возникающий в представлении ребенка. Рождение творческой фантазии в ученике исключительно ответственный момент для педагога, отныне работа над музыкой приобретает новые, свежие черты, обновляются прежние впечатления. Оценив проблески выразительного исполнения, первые признаки детской «творческости», я постепенно заполняю «белые пятна» и, наконец, помогаю ученику создать целостный замысел. При этом стараюсь не торопить учащегося, опережая естественный процесс осмысления музыки, ни к чему показывать и разъяснять то, в чем он обязан разобраться самостоятельно; не надо упрощать его исполнительский труд.
На пути к успешной работе в этом направлении может происходить постепенное сближение жизненных интересов, стремлений и чувств ученика с его занятиями музыкой. Если ученик будет находить в том или ином произведении отзвуки своих мыслей и чувств, то это подаст надежду на пробуждение иного, более глубокого отношения к исполняемому произведению. Важно использовать данное обстоятельство для стимулирования и дальнейшего развития познавательной потребности ученика. Он должен быть уверен, что его старания будут приняты и правильно оценены, а попытки высказать собственное мнение не останутся незамеченными. Я считаю – вследствие правильно выбранной педагогической позиции, может наилучшим образом проявиться творческий потенциал ученика.
Непосредственное проявление индивидуальности выражается прежде всего в эмоциональных реакциях на происходящее вокруг. Таким образом, развитие творческого потенциала ученика осуществляется именно через эмоциональный аспект. Однако, я стараюсь объяснить учащемуся, что музыке (как и исполнителю) нужны не любые, не всякие эмоции, а особые, определенные. Иными словами эмоции должны быть содержательны… Те что отражают высшие силы жизни, пробуждают в человеке важнейшие природные стремления, естественные чувства, заложенные в нем историей, культурой, окружающей средой и т.д. – это сила борьбы, преодоления, преобразования. Вторая, ей противостоящая – моменты временного покоя, лирическая сфера. Третья – подведение итогов, результат, синтез. Эти силы, импульсы, три ведущих психологических мотива – «формула жизни» - существуют в музыке и в реальной действительности в едином сплаве, в нерасторжимости. Они помогают в поисках содержательной сути чувств, пружин логического развертывания музыки. Степень героичности и лиричности, решительности и слабости, радости и печали выражается тем или иным изгибом интонации, ритмом, динамическим напором, контрастом, атакой звука, прихотливостью штриха. Все подчиняется определенности эмоционального тона в бесконечности вариантов и комбинаций. Таким образом, эмоциональной стороной исполнения двигают особые пружины, и возможность музыканта выражать в музыкальном произведении большое разнообразие эмоциональных переживаний, зависит напрямую от его внутренней способности генерировать в себе эти переживания.
Индивидуальный урок с учащимися по специальности имеет свои специфические особенности. Ввиду наличия малой психологической дистанции между учеником и преподавателем создается благоприятная почва для взаимного диалога. В результате межличностного контакта, обоюдного доверия и взаимной значимости друг для друга, в процессе работы у педагога появляется возможность создавать почву для воспитания познавательной потребности в ученике, развивать его индивидуальную психотехнику, которая в сочетании с техникой исполнения музыкального произведения способна увлечь слушателя. Эта двуединая задача и является предметом творческой работы в индивидуальном классе. Я пытаюсь внушить своим ученикам, что недостаточно только получать знания от преподавателя и пользоваться ими для роста и совершенствования – им необходимо развивать в себе способность к самонаблюдению, и от него – к самопознанию. Я думаю, частое педагогическое вмешательство на определенных этапах работы приучает ученика к лености, ожиданию подсказок. Как только учащийся почувствует и осознает важность изучения текста, необходимо оставить его наедине с текстом. Пусть думает сам! Полезно изредка (или по необходимости) «отправлять» ученика в своеобразный «творческий отпуск» для обдумывания возникающих насущных проблем в работе над пьесой. Последующий анализ его собственных поисков и находок вместе с преподавателем на уроке составляет основу для индивидуального роста ученика, развития его творческих способностей.
С первых уроков и в дальнейшем, на протяжении всего периода обучения я стремлюсь как можно лучше познать личность ученика в самых различных ее проявлениях и в ее развитии. Следуя этим путем, можно успешнее найти оптимальное решение проблемы обучения очень разных по своим способностям детей, помочь им возможно более полно проявить себя в сфере музыки и правильно сориентироваться в выборе будущей профессии.
Ответить на вопрос – стоит готовить ученика к профессиональной музыкальной деятельности или нет, часто нелегко. Положительный ответ может быть дан лишь в тех случаях, когда на лицо явное выраженные музыкальные способности. Но и не менее важно наличие у ребенка интереса к музыке. Дети, серьезно увлекшиеся ею, часто значительно успешнее развиваются, чем те, которые относятся к ней индифферентно, хотя обладают большими способностями. Уже в средних классах школы, а иногда и раньше, выделяется группа ребят, проявляющих себя в занятиях более активно, быстрее разучивающих произведения, выразительнее их исполняющих. Таких учащихся я стараюсь не задерживать в их развитии. Осваивать с ними музыкальные произведения более сложные, объемные и в большем количестве, продвигать их в техническом отношении, предоставлять им возможность чаще выступать публично. Обеспечивая таким ученикам более быстрое освоение техники игры на инструменте, уделяю самое пристальное внимание и их общемузыкальному развитию, забочусь о том, чтобы они больше слушали музыку, читали с листа, играли в ансамблях и оркестрах, развивали свой кругозор, т.е. развивались всесторонне.
Я считаю, развитие креативных способностей наиболее эффективно происходит в процессе личностного роста, то есть, развивая мышление, учебную мотивацию, характер, волю ребенка, педагог способствует раскрытию заложенных в нем творческих возможностей. Важнейшим рычагом в этом является успешность какой-либо деятельности ребенка и ориентация педагога на этот успех.
Неустанной заботой в моем классе окружены и ученики со скромными способностями к музыке, не склонные впоследствии заниматься ею профессионально. Таких, как правило, в классе бывает большинство. Считаю – истинный педагог должен находить удовлетворение воспитывая их как всесторонне развитых, культурных слушателей и участников любительского музицирования, людей, которые в дальнейшем смогут создать атмосферу любви к искусств у своих сверстников, в своей семье. Особое внимание я обращаю на то, чтобы у менее способных детей не возникло ощущение своей неполноценности, так как это будет тормозить их развитие и может привести к утрате веры в себя, вызвать антипатию к музыке. Поэтому внимательно слежу, чтобы интерес к музыке в процессе занятий возрастал, чтобы искусство становилось им все более необходимым, и они ясно осознавали его огромное значение в жизни каждого человека.
Безусловно, что фундаментом творческих взаимоотношений с нотным текстом является грамотность, а так же такие качества, как – трудолюбие, терпение и стремление к творчеству. Поиски все более глубокого понимания музыкального произведения и возможно более совершенного выражения его в исполнении, напрямую связаны со стремлением к непрерывному оттачиванию техники.
Очень важно, чтобы уроки проходили в атмосфере любви к детям и музыке. Такие занятия становятся для ребенка особенно привлекательными и в наибольшей мере способствуют его художественному развитию.
Совместная увлеченность педагога и ученика изучаемой музыкой, самим процессом работы над ней. Радость общения на почве любимого искусства – таковы, по моему мнению, главнейшие импульсы для успешной и плодотворной творческой работы в классе.