Рекомендации по составлению рабочей программы
Качественное планирование образовательного процесса – залог успешной деятельности учителя.
Рабочая учебная программа – это нормативный документ, созданный учителем, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета, курса, дающий представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) ФГОС ООО при изучении конкретного предмета в данном ОУ.(по О.Г. Важновой)
Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образователь-ным процессом по определенному учебному предмету, курсу.
Функции рабочей программы:НормативнаяЦелеполаганияНормирующаяПроцессуальнаяОценочная
К рабочим программам относятся:программы по учебным предметам;программы дополнительного образования;программы элективных курсов;Программы по ВД;программы факультативных занятий.
Что значит составить рабочую учебную программу по предмету? Это значит переработать и модифицировать существующие примерные программы, с этой целью:Сопоставить ФГОС с содержанием примерной программы;Дополнить рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в ФГОС, но не включенными в примерную программу;Внести дополнения в соответствии с требованиями муниципального и школьного компонента;Провести организацию и структурирование отобранного содержания;Разработать новый календарно-тематический план;Определить результаты усвоения программы (УУД);Согласовать рабочую программу с наличием учебников, дидактического материала и других компонентов УМК;Составить пояснительную записку; Оформить рабочую программу соответствующим образом и согласовать в установленном порядке; Утвердить рабочую программу.
Технология разработки рабочей программыРабочая программа создается на основе авторской программы по предмету. Рабочая программа составляется учителем по определенному учебному предмету, курсу на учебный год. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета, курса осуществляется индивидуально каждым педагогом. Допускается коллективное планирование, если преподавание ведется по одному и тому же УМК.При разработке рабочей программы учитываются особенности класса, особенности изучения предмета (базовый или профильный уровень).
Структура рабочей программы Титульный листПояснительная запискаХарактеристика учебного предметаМесто предмета в учебном планеСодержание учебного предметаРезультаты усвоения программыКалендарно-тематическое планированиеМатериально-техническое обеспечение
Титульный лист содержит:Полное наименование образовательного учреждения;Записи о согласовании и рассмотрении программы;гриф утверждения программы директором школы с указанием даты;название учебного курса, для изучения которого написана программа;указание параллели, класса, где реализуется программа;фамилия, имя, отчество разработчика программы (одного или нескольких);указание авторской или примерной программы, которая была положена в разработку рабочей программе;указание учебника, по которому осуществляется преподавание учебного предмета;название города, населенного пункта;место и год разработки программы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1им. Г.М. ШУБНИКОВАРабочая программа по __________________________________________________(название учебного курса, для изучения которого написана программа) ________________________(указание параллели, класса, где реализуется программа)_________________________________________________________________________________________________________фамилия, имя, отчество разработчика программы (одного или нескольких)____________________________________________________________________________________(указание авторской или примерной программы, которая была положена в разработку рабочей программе)_____________________________________________________________________________________________(указание учебника, по которому осуществляется преподавание учебного предмета)г. Байконур2015 г{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}РАССМОТРЕНО на заседании ШМОПротокол № 4 «25» апреля 2015 г. Руководитель ШМО_________________СОГЛАСОВАНОЗам. директора по УВР ______О.А. ГузиковаМетодист ______Н.Н. Ореховская«___» _____ 2015 г.УТВЕРЖДАЮДиректор ГБОУ СОШ №1 им. Г.М. Шубникова_______ В.В. Глебова«__»_______ 2015 г.
Содержание и оформление рабочей программыТекст набирается шрифтом Times New Roman , 12-14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Пояснительная записка содержит:{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Главная цель пояснительной записки — раскрыть цели и задачи освоения учащимися содержания программы через конкретизацию общих целей образования на определенном этапе с учетом специфики учебного предмета, курса. Для этого в пояснительной записке даются ссылки на нормативные документы, на основе которыхбудет осуществляться обучение, указывается, в рамках какой системы учебников иликакой завершенной предметной линии учебников предполагается реализация данной программы, выявляется связь программы учебного предмета с программой воспитания и социализации учащихся.В пояснительной записке выделяются четыре структурных компонента.1. Цели образования с учетом специфики учебного предмета (примерная или авторская программа по предмету).2. Общая характеристика учебного предмета (примерная или авторская программа по предмету):место данного учебного предмета в решении общих целей и задач (целесообразно отметить, как они могут быть реализованы), устанавливает межпредметные связи, для каких предметов является базой;
{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}описание особенностей организации учебного процесса по предмету, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания, предпочтительныеформы контроля и оценки, указывает возможность интеграции с внеурочной деятельностью (например, на основе метода проектов);комментарии к каждому из разделов программы и краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению лабораторных практических работ, а также пояснения, связанные с проектированием и возможной реализацией части, формируемой участниками образовательного процесса.3. Описание места учебного предмета в учебном плане (примерная или авторская программа по предмету, учебный план школы):распределение часов на изучение предмета, определение резерва свободного учебного времени в часах и процентах от общего количества, который может быть использован для реализации авторских подходов, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий;рекомендации по наполнению плана внеурочной деятельности в аспекте решения общих с данным предметом задач.4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (примерная программа по предмету, образовательная программа школы):конкретизируются планируемые результаты освоения учащимися ООП, включающие в том числе личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия;показывается связь программы учебного предмета с программой развития универсальных учебных действий (программой формирования общеучебных умений и навыков) на определенной ступени обучения;указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет; кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения;сроки реализации программы;основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);предполагаемые результаты;кратко излагается система оценки достижений учащихся;указывается основной инструментарий для оценивания результатов;приводится используемая в тексте программы система условных обозначений
Содержание учебного предметаперечень и название раздела и тем курса;необходимое количество часов для изучения раздела, темы;содержание учебной темы: основные изучаемые вопросы; практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении
Календарно-тематический план
Результаты усвоения программыЛичностные результатыМетапредметные результаты Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУДПредметные результаты
В разделе «Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса» дается представление об оснащенности учебного процесса учебными пособиями, дидактическими материалами, лабораторным оборудованием и т.д
Приложения к программеКонтрольно-измерительные материалы;разработки уроков;основные понятия курса;темы проектов;темы творческих работ;методические рекомендации
Литература
Исходные документы для составления рабочих программ Закон «Об образовании» - http://www.consultant.ru/popular/edu/ФГОС второго поколения-http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования - http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267/Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=533Авторские программы УМК «Гармония» - http://www.ass21vek.ru/schoolprogram/predmet/
Утверждение рабочей программыРабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 01 сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр.