ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оглавление
Введение..3
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры питания младших школьников во внеурочной деятельности
Формирование основ культуры питания младших школьников как медико-социальная и психолого-педагогическая проблема.......7
Младший школьник как субъект формирования основ культуры питания...11
Анализ школьных учебников и методических рекомендаций в аспекте изучаемой проблемы.16
Глава 2. Влияние внеурочной деятельности на формирование основ культуры питания младших школьников
2.1. Уровни сформированности основ культуры питания младших школьников ...28
2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию основ культуры питания младших школьников во внеурочной деятельности..31
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы..39
Заключение...43
Библиографический список.46
Приложения.50
Приложение 1.Анкета «Выявление сформированности основ культуры питания у младших школьников»
Приложение 2.Программа внеурочной деятельности по формированию основ культуры питания у младших школьников «Поговорим о правильном питании»
Введение
В настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения и отсутствие культуры питания у детей. У школьников возникают: повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта и это только самое малое, из возникающих проблем.
Школьный возраст - очень ответственный период жизни. Ведь от того, как питается младший школьник, зависит не только его настроение, внешний вид, успеваемость, но и психическое, физическое состояние, где на первом месте стоят показатели роста. Поэтому важно, чтобы с раннего детства у детей формировались полезные привычки и навыки культуры здорового питания.
Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС).
Вопросы развития философских, педагогических, медицинских идей о ценности здоровья и путях его сохранения освещались в работах А. М. Амосова, 1987; И. И. Брехмана, 1990; Ш. А. Амонашвили, 1990; Н. А. Агаджаняна, 1994; Р. И. Айзман, 1994; Ю. П. Лисицына, 1986; В. П. Петленко, 1997; Н. Ф. Борисенко, 1991; И. Ю. Глиняновой, 1995; Н. П. Повещенко, 1996; JI. Г. Татарниковой, 1997; Н. Н. Куинджи, 2000.
Проблема формирования ценностной ориентации учащихся на здоровье, формирование здорового образа жизни рассматривалась в трудах А. В. Мартыненко, 1991; Г. П. Пастушек, 1992; А. В. Кирьяковой, 1996; В. О. Морозова, 1998, П. П. Тиссен, 1998.
Вопросы валеологического сопровождения образовательного процесса изучались JI. А. Коротаевой, 1997; Е. Е. Луниной, 1997; Н. А. Голиковым, 1998; Н. Б. Захаревич, 1998; Л. В. Дыхан, 2000.
Накоплены научные данные о сущности культуры здоровья (Г. К. Зайцев, 1998, 2002; В. В. Колбанов, 1998; Т. А. Берсенева, 1998; Л. Г. Татарникова, 1997, 1999; С. В. Васильев, 1999), ее содержании и структуре (И. Ю. Глинянова, 1995; А. М. Митяева, 1999; Э. Н. Вайнер, 2001; Л. И. Баянова, 2002; Т. Ю. Никифорова, 2002; Л. М. Аллакаева, 2004; Е. В. Ишухина, 2004), об определении принципов и условий формирования культуры здоровья педагога (Л. И. Уткина, 1997; С. Ю. Лебедченко, 2000; Е. Г. Диканова, 2004).
Накопленные научные данные по проблеме здоровья и здорового образа жизни, несомненно, являются ценными. Вместе с тем в педагогической науке остаются недостаточно разработанными проблема культуры питания и процесс ее формирования в условиях начальной школы.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем выявить педагогические условия формирования основ культуры питания у младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: формирование основ культуры питания у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ культуры питания у младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование основ культуры питания младших школьников в процессе внеурочной деятельности возможно при следующих педагогических условиях:
культура питания будет рассматриваться как личностное качество, обеспечивающее сохранение, укрепление и формирование здоровья, включающее мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-практический и эмоционально-волевой компоненты;
организация внеурочной деятельности младших школьников будет направлена на стимулирование мотивации здорового образа жизни, овладение знаниями в области здорового питания, развитие валеологических умений и навыков.
Задачи исследования:
Провести анализ проблемы формирования основ культуры питания у младших школьников в научной литературе.
Раскрыть особенности формирования культуры питания применительно к младшему школьнику.
Рассмотреть значение и место внеурочной деятельности по формированию основ культуры питания у младших школьников во внеурочной деятельности.
Изучить уровни сформированности культуры питания у младших школьников.
Выявить влияние внеурочной деятельности на формирование основ культуры питания у младших школьников.
Методы исследования:
– теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов по теме исследования; составление библиографии;
– эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), педагогическая диагностика (анкетирование учащихся);
– интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологической основой исследования являются:
идеи гуманистической философии, педагогики и психологии о человеке как субъекте деятельности и общения (JI. И. Божович, А. Н. Леонтьев, С. JI. Рубинштейн, М. В. Матюхина, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская);
основные положения концепции здорового образа жизни (А. М. Амосов, И. И. Брехман, В. П. Казначеев, Ю. П. Лисицын, Э. Н. Вайнер, В. В. Колбанов, Г. К. Зайцев, Л. Г. Татарникова).
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что в нем с позиций системно-целостного подхода уточнено знание о сущности культуры питания, выделены критерии и уровни развития данной культуры у младших школьников, определены педагогические условия формирования основ культуры питания младших школьников во внеурочной деятельности.
Практическая ценность результатов исследования заключается в возможности использовать дидактические материалы по культуре питания в школьной практике, разработке комплекса диагностических заданий, направленных на выявление уровней сформированности основ культуры питания учащихся младших классов; в обосновании педагогических средств, направленных на формирование данного личностного качества младших школьников.
Объем и структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение. Объем работы – 49 стр.
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры питания младших школьников во внеурочной деятельности
1.1. Формирование основ культуры питания младших школьников как медико-социальная и психолого-педагогическая проблема
Формирование основ культуры питания у детей - важная задача совершенствования организации школьного питания. История формирования основ культуры питания у младших школьников имеет длительную историю. Уже с XVIIXVIII вв. вопросы питания включались в содержание обучения в Смольном институте и воинских школах. В настоящее время в мире реализуется более трехсот национальных образовательных программ, направленных на обучение правильному питанию. В России примером проекта национального масштаба является программа «Разговор о правильном питании». Содержание обучения в проекте охватывает различные аспекты питания, в том числе и связанные с историей и культурой. Состояние проблемы, связанной с питанием детей, вызывает обоснованную тревогу. В рационе современных школьников зачастую отсутствуют многие полезные продукты и блюда, не соблюдается режим питания, преобладает фаст-фуд. Причины сложившейся ситуации многообразны - они носят экономический, социальный характер. Очень важную роль здесь играют и культурные факторы, обусловленные тем, что у детей не сформированы полезные привычки и навыки, связанные с питанием. Как показали исследования А. Г. Макеевой, М. М. Безруких и Т. А. Филипповой, среди своих любимых продуктов и блюд младшие школьники лишь 35% называют овощи и фрукты, рыбные блюда 23%, молоко и молочные продукты - 45%. Всего 35% школьников знают о том, каким должен быть правильный режим питания, 67% соблюдают основные правила гигиены питания. Таким образом, формирование основ культуры питания у детей и подростков сегодня должно стать важной составляющей при решении задачи совершенствования организации школьного питания [28, с.44].
Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, на завтрак, обед и ужин обязательно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма учащихся обязательны молочные и кисломолочные продукты источники кальция и белка. Рыбные блюда помогают восполнить дефицит кальция и фосфора. В качестве гарнира лучше использовать тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). В течении дня школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, не газированной воды, а фруктовых или овощных соков [18, с. 92]
Врачи утверждают, что полноценное рациональное питание - важное условие сохранения здоровья и высокой работоспособности детей, а также, необходимое условие роста и развития.
Состояние здоровья детей и подростков ухудшается. Данные о заболеваемости детей являются одним из основных критериев в оценке состояния их здоровья и эффективности мероприятий по его охране и улучшению [22, с. 5].
Привычка переедать часто закладывается и формируется с детства. Во многих семьях приему пищи оказывают неоправданное внимание. Ребенку родители не разрешают вставать из-за стола, пока тарелка не будет пустой, даже если он уже сыт. Прекращение еды зависит не от насыщения, а от установленной взрослыми порции. Это препятствует разграничению голода и сытости, мешает формированию способности контролировать количество и качество пищи. [29, с. 320]
Негативные тенденции в состоянии здоровья младших школьников, особенно рост заболеваемости, изменения в показателях физического развития детей и подростков, нерациональное и неадекватное питание детей весь период их роста от продуктов прикорма до питания в детских учреждениях, разработка и реализация мер по их устранению постоянно находятся в поле зрения ученых.
Результаты Всероссийской диспансеризации детей подтвердили динамику в состоянии здоровья детей, сформировавшуюся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей (с 45,5 % до 33,89 %), с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность.
Немалая доля болезней зарождается в школьном возрасте. Изучение фактического питания учащихся выявило явные нарушения в структуре их питания (энергетическая, белковая, витаминно-минеральная недостаточность, биологическая неполноценность), что служит серьёзной причиной различных заболеваний.
В педагогической науке проблема формирования культуры питания у детей младшего школьного возраста рассматривалась в исследованиях Н. П. Абаскаловой, Г. А. Апанасенко, Р. И. Айзмана, Л. В. Байкаловой, Н.А. Бирюкова, Э. Н. Вайнера, В. Н. Ирхина, Э. М. Казина, Г. А. Калачева.
В научных исследованиях последнего десятилетия отражены здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного, Л. А. Ждановой, Н. К. Ивановой, Т. В. Русовой.
Особой проблемой современного российского общества стал динамичный рост числа социально значимых заболеваний в детском возрасте, что не может не отразиться на уровне здоровья и инвалидизации населения в последующих возрастных периодах. [19, с. 24].
Неправильный режим питания или его частичное отсутствие приводят к заболеваниям пищеварительного тракта. По этим причинам здоровье школьников ухудшается, соответственно снижается их работоспоспобность, успеваемость [6, с. 67].
Контроль и поддержка здоровья детей занимает важное место в социальной политике государства, осуществляемые в нашей стране в ходе модернизации здравоохранения, меры по обеспечении гармоничного, духовного развития детей, укреплению физического и психического здоровья школьников [10, с. 12].
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в различных возрастных группах детского населения, И что очень важно, наиболее выраженное увеличение болезней органов пищеварения отмечается у детей младшего школьного возраста [16, с. 170]. Выявлено, что на возникновение заболеваний органов пищеварения у детей значительное влияние оказывают: нерациональная организация школьного питания, наличие недоедания, отсутствие мотивации вести здоровый образ жизни в семье, недостатки медицинского обслуживания, несоблюдение гигиенических навыков [36, с. 126].
Здоровый образ жизни – это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности [24, с. 123].
Рациональное питание – важнейшее непременное условие профилактики не только болезней обмена веществ, но и многих других. Для нормального роста, развития и поддержания жизнедеятельности организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в нужном ему количестве [23, с. 207].
По мнению А. И. Пальцева, культура питания - это сознательно грамотно организованное удовлетворение пищевых потребностей. Ее принципы предусматривают соблюдение следующих составляющих режима питания: регулярность, дробность, принцип рационального подбора продуктов, разумное распределение количества потребляемой пищи в течение дня.
По нашему мнению, культура питания – совокупность научно-познавательного, эмоционально-чувственного и практически - деятельностного отношения к питанию как составляющей части культуры здорового и безопасного образа жизни личности.
Младший школьник как субъект формирования основ культуры питания
Развитие интеллектуальных способностей, формирование нравственных чувств и забота о здоровье детей, в данное время являются ведущими задачами школы. Эти задачи согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, где на первом месте стоит здоровье школьников. Все это возможно только при наличии здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта школьников и учителя, системно организованной воспитательной работы по формированию стиля жизнедеятельности [1, с. 504].
Организованное школьное питание контролируется санитарными правилами и нормами, поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания. Недостатком в организации питания школьников является составление меню не столько с учетом физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, сколько с учетом стоимости продуктов. И хотя в последнее десятилетие данная проблема преодолевается, по-прежнему существует противоречие между низкой ценой школьного питания и желанием соответствия установленным нормативам питания детей и подростков [8, с. 102].
Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, фаст-фудами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и другими вредными продуктами. Именно в школе дети приобретают добрую половину своих будущих хронических болезней, и зачастую они связаны с вынужденным неправильным питанием
[24, с. 139].
Резкое ухудшение здоровья учащихся во многом определяется нервозной средой обитания, отсутствием гармонии между умственными и физическими нагрузками на организм учащихся в современном учебно-воспитательном процессе. По данным С. В. Гущиной каждый выпускник школы имеет 2 или 3 заболевания, которые зачастую хронические. Только 10% детей, получивших среднее образование, могут считаться практически здоровыми. При этом с каждым годом объем преподаваемых знаний увеличивается. Однако нормам и навыкам здорового образа жизни в школах по-прежнему уделяется мало внимания [3, с. 8].
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этом возрасте у ученика продолжается развитие организма (опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, легочной и иммунной систем).
Ребенок быстро растет, масса его тела увеличивается, усиливается интенсивность обменных процессов. Активно развивается мозг – созревают новые психические функции, организовывая возможность реализации учебной деятельности - главной в младшем школьном возрасте (произвольная регуляция поведения, рефлексия, способность удерживать внимание и т.д.). В этом возрасте особую роль получает вопрос организации правильного питания. Это считается одним из важнейших условий сохранения здоровья школьника, обеспечивает его организм необходимой энергией для роста и развития. Нерациональное питание детей, этой возрастной категории, приводит к отставанию в весе и росте, физическом и психическом созревании, и, как считают специалисты, последствия этого после 13 лет уже не могут быть скорректированы за счет совершенствования рациона.
Хотя в питании ребенка младшего школьного возраста используются те же продукты, что и в питании взрослого человека, количественный их набор, качественное соотношение и режим питания имеет весомые отличия.
Младший школьный возраст это период перехода от детства к зрелости и одним из важных этапов в формировании личности. В этом возрасте заметны различные трансформации: быстрый физический рост, изменение физиологических функций и органов, формирование навыков поведения и привычек, которые связаны со здоровьем. Тогда же дети испытывают дифицит знаний о теле, биологии человека и проблемах здоровья.
Здоровьесберегающая культура является важной составляющей жизни ребенка. Ее становление должно начинаться именно в младшем школьном возрасте, причем важно учитывать особенности возраста и актуальные задачи развития.
В младшем школьном возрасте происходит перестройка системы отношений ребенка с окружающей действительностью. Ведущее место занимает система «ребенок-учитель». Учитель является для младших школьников не только наставником, но и примером, неким образцом отношений к окружающему миру и самому себе. Поэтому именно педагог должен заложить основы здоровьесберегающей культуры [17, с. 148].
Педагог, организовывая воспитательный процесс, должен учитывать особенности конкретной возрастной группы. У школьников еще не развито осознание действительной ценности здоровья, у них нет опыта «нездоровья» и они не всегда осознают негативные перспективы поведения, касающиеся несоблюдения правил здорового образа жизни. Именно поэтому работа педагога по формированию здоровьесберегающей культуры младших школьников должна быть непременно связана с формированием конкретных навыков поведения и интеграции их в актуальную для младших школьников деятельность [30, с. 242].
Так, например, освоение навыков гигиены (мытье рук перед едой, чистка зубов) должно складываться не столько через разъяснение значимости, важности данной процедуры для здоровья, сколько за счет применения такой формы поведения в игровой деятельности, обязательно значимой и представляющей интерес для ребенка, как организация соревнования между детьми. Именно в таких играх «незаметно» для самого ребенка происходит формирование полезной привычки [2, с. 21].
При формировании здоровьесберегающей культуры необходимо учитывать новообразования возраста, которые могут стать основой здоровьесберегающего поведения. У ребенка младшего школьного возраста появляется новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, который позволяет ему освоить не только виды деятельности, связанные с заботой и укреплением собственного здоровья, но и самому контролировать соблюдение правил здорового образа жизни. Педагог может пользоваться различными формами воспитательной работы, которые основаны на самоконтроле, самооценке своего поведения со стороны детей, это ведение дневника здоровья, где наблюдается соблюдение правил здорового образа жизни, самоконтроль за временем приема пищи. У младшего школьника происходит постепенная ориентация на группу сверстников, мнение и оценка друзей становятся так же важны, как и оценки взрослых людей. Основываясь на этом педагог может использовать коллективные формы работы по формированию здоровьесберегающей культуры [4, с. 17].
Выделяют следующие принципы формирования основ культуры питания младших школьников:
- принцип возрастной адекватности, проявлявляется в том, что вся информация и формируемые навыки должны быть востребованы в повседневной жизни ребенка
- принцип социокультурной адекватности, который заключается в том, что формируемые навыки должны находить свое отражение в актуальной культуре общества
- принцип системности, отражающий, что формирование полезных привычек является долгим и сложным процессом, охватывающим все стороны жизни ребенка [27, с. 112].
В основе формирования культуры питания учащихся лежат такие составляющие как научные знания, соблюдение режима дня, занятие спортом, профилактические меры, правильное питание, отсутствие вредных привычек.
Под режимом дня, понимают, рацион различных видов деятельности и отдыха. Режим дня создается на всестороннем контроле особенностей роста, развития, условий жизни ребенка, что оказывает содействие установлению равновесия организма с окружающей средой. Для младших школьников соблюдение режима дня играет очень значимую роль. Режим дня помогает сохранять и поддерживать высокую работоспособность ребенка на протяжении учебного дня, предохраняет от переутомления и образовывает необходимые условия для развития ребенка, как физического, так и психического.
Основными составляющими режима дня являются: сон, зарядка, учебная деятельность в школе и дома, отдых, питание и личная гигиена. Соотношение данных компонентов с возрастом меняется по времени, больше внимания уделяется учебе, меньше прогулкам. При этом главным звеном является оптимальное чередование труда и отдыха, причем любая деятельность не должна превышать рубежей работоспособности младшего школьника, а отдых обязательно должен обеспечить полное восстановление организма [7, с. 230].
Занятие спортом является неотъемлемой частью формирования здоровьесберегающей культуры. Младшие школьники большинство времени находятся в статическом положении, это отражается на функционировании дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма ребенка, в связи с этим совершается снижение работоспособности организма: ослабляется память, снижается внимание и нарушается координация движений. Именно младший школьный возраст является периодом, когда у детей выражена потребность в двигательной активности. Физические умения выступают неким «престижем» среди сверстников, а хорошее владение своим телом в целом определяет социальный статус школьника (в основном это характерно для мальчиков) [13, с. 93].
Анализ школьных учебников и методических рекомендаций в аспекте изучаемой проблемы
В настоящее время организация питания школьников контролируется рядом законодательных и нормативных актов, а также методическими рекомендациями по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, утвержденных совместным приказом Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России от 11 марта 2012 г. № 213н/178. Их цель – сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников путем оптимизации их питания в образовательных учреждениях, основная задача – обеспечить безопасность, качество и доступность питания; установить унифицированные требования к организации питания школьников в образовательных учреждениях Российской Федерации. Свод документов представляет собой совокупность требований к безопасности, составу, пищевой ценности, объему, качеству содержимого «тарелки», условиям приема пищи в образовательном учреждении; технологическим условиям, обеспечивающим производство безопасного и качественного питания для образовательных учреждений; экономическим условиям организации питания в образовательных учреждениях.
Когда речь идет о младших школьниках, мы должны понимать, что дети в этом возрасте не имеют осознания, насколько, объективна ценность здоровья – учащиеся не задумываются о возможностях заболеваний , они не всегда могут определить отдаленные негативные перспективы поведения, связанных с нарушением правил здорового образа жизни. Поэтому работа по формированию культуры здоровья школьников с формированием конкретных поведенческих навыков и интеграцией их в актуальную для младших школьников деятельность должны быть на одних весах.
Главными задачами родителей, непосредственно связанными с формированием основ здорового питания у детей младшего школьного возраста, являются:
формирование умения самостоятельно соблюдать основные правила гигиены питания (мытье рук, использование в пищу только продуктов, прошедших термическую обработку или вымытых, использование индивидуальных столовых приборов и т.д.);
самостоятельное соблюдение режима питания (питание «по часам» не менее 3 раз в сутки);
формирование представления о продуктах и блюдах ежедневного рациона;
развитие умения оценивать вкус различных блюд, формирование позитивного отношения к разнообразным продуктам и блюдам, относящимся к категории «полезных»;
формирование представления об основных правилах этикета, готовности и желания соблюдать их.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, введенного с 1 января 2010 г. (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г № 373) п. 19.7. предусматривает необходимость разработки образовательным учреждением программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Деятельность по формированию культуры здорового питания как составной части здорового образа жизни в образовательном учреждении должна носить системный характер, обеспечивающий преемственность и непрерывность данного процесса на различных ступенях образования, вестись с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, регионального и этнокультурного компонентов.
Педагоги, психологи и социальные работники, реализующие образовательные программы формирования культуры здорового питания, должны знать основы современной государственной политики в сфере питания; федеральные законы, региональные нормативные правовые акты и СанПиН, регулирующие деятельность в сфере питания; основы возрастной физиологии и гигиены.
Требования к результатам работы по формированию культуры здорового питания в образовательном учреждении:
Личностные – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, на использование здорового питания, формирование знаний о негативных факторах риска здоровью;
Метапредметные – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
Предметные – осознание целостности окружающего мира, освоение норм здоровьесберегающего поведения, основ культуры питания, приобретение и совершенствование навыков самообслуживания.
К формам и методам формирования культуры питания можно отнести общепедагогические:- теоретические: рассказ, беседа, семинар, круглый стол, дискуссия по проблемам правильного питания;
- практические: практикумы, агитационная работа, творческие проекты, разработка рекомендаций по формированию культуры питания.
Одним из широко используемых методов формирования культуры питания в последнее время стал конкурсный метод.
Традиционная формула, показывающая соотношение белков, жиров и углеводов, в которых нуждается взрослый человек 1:1:4, у ребенка имеет вид 1:1:5, из-за высокой интенсивности обменных процессов он нуждается в гораздо большем количестве энергии. Обязательное условие нормального физического развития ребенка – поступление с пищей животных белков. Вегетарианство, допустимое для взрослого человека, абсолютно неприемлемо для детей, так как белковое голодание приводит к нарушениям физического и умственного развития.
Так как у ребенка пища покидает желудок примерно через каждые 4-5 часов, то и перерывы между приемами пищи не должны быть больше этого времени. Обычно для младшего школьника необходимо 4 или 5 приемов пищи. Типовые режимы питания могут меняться в зависимости от образа жизни ребенка, организации его учебной, спортивной нагрузок. Однако надо всегда идти к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка есть в строго определенные часы.
Для организации рационального питания важно также принимать во внимание многие факторы – национальные традиции питания, климатические, сезонные, экологические условия жизни. Но в основе правильного питания лежит соблюдение 5 принципов – регулярность, разнообразие, адекватность питания, безопасность, а также удовольствие, положительные ощущения, источником которых является пища.
Регулярность. Требование питаться регулярно, соблюдать режим питания обусловлено ведущей закономерностью, связанной с деятельностью нашего организма. Все процессы, происходящие в организме, носят ритмичный характер и регулярность – непременное условие эффективного функционирования биологической системы, которой является наш организм. Регулярное питание оказывает содействие лучшему перевариванию и усваиванию пищи и, по мнению диетологов, - самое простое и самое надежное средство предупреждения заболеваний органов пищеварения. Исследования показывают, что у детей, которые не соблюдают режим, замечается более высокий уровень тревожности, утомляемости, у них чаще возникают конфликты со сверстниками, им сложнее учиться.
Разнообразие. Наш организм нуждается в разнообразном пластическом и энергетическом материале. Нехватка питательных веществ приводит к серьезным сбоям в работе организма. Для того чтобы наш организм получал все необходимые для роста и развития вещества, в ежедневном меню ребенка должны быть разные продукты и блюда – мясные, рыбные, молочные, продукты из круп и злаков, фрукты и овощи. Поэтому очень важно с раннего детства закладывать у ребенка разнообразный вкусовой «кругозор» так, чтобы ему нравились разнообразные продукты и блюда.
Адекватность. В среднем, в день школьник в возрасте 7-8 лет тратит около 2350 ккал. Но эта цифра во многом имеет зависимость и от образа жизни ребенка. Так, дети, регулярно занимающиеся спортом, могут расходовать ежедневно на 25% калорий больше своих малоподвижных сверстников. Главное, чтобы количество калорий, получаемых ребенком с пищей, соответствовало его энерготратам. По оценке специалистов, регулярное превышение калорийности рациона на 10-15% (несколько «лишних» булочек или конфет) в 3 раза повышает вероятность появления у школьника лишнего веса. Полный ребенок оказывается в группе риска развития различных серьезных заболеваний, в том числе и сердечно-сосудистых.
Безопасность. Основное условие, необходимое для осуществления безопасности ребенка – контроль за сроком годности и условиями хранения продуктов. Следует с осторожностью предлагать школьнику попробовать экзотические продукты и блюда. Конечно, такой опыт способствует расширению кулинарного «кругозора», но, одновременно, может вызвать аллергическую реакцию.
Удовольствие. Пища снабжает организм полезными веществами и энергией, и служит источником положительных ощущений, которые также необходимы нашему организму. Приятные ощущения, возникающие во время еды, имеют глубокий физиологический смысл, являясь показателем безопасности продукта (неприятный вкус – изначально воспринимается организмом как сигнал тревоги, свидетельствуя об опасности продукта). Очень важно с раннего возраста заложить в ребенке умение получать удовольствие от вкусной и полезной пищи. Для этого необходимо приучить его есть за красиво сервированным столом и соблюдать правила этикета.
Особенно важно регулярное поступление белка с пищей в детском и подростковом возрасте, когда организм активно растет и формируется. В рационе питания младшего школьника должно быть около 90 грамм белка. Источником белка является растительная и животная пища. Сегодня довольно популярными стали идеи вегетарианства – когда из рациона питания полностью или частично исключаются животные белки. Но диетологи предупреждают – такой тип питания недопустим для детского организма. Недостаток или отсутствие животных белков вызывает серьезные нарушения развития.
В рационе питания младшего школьника должны сочетаться как растительные, так и животные жиры. При этом оптимальное соотношение составляет 1 к 2.
Углеводы – основной источник энергии для организма углеводы, они входят в состав клеток и играют важную роль в обеспечении иммунитета. В среднем на углеводы приходится до 60% калорийности дневного рациона человека. Среди наиболее важных для питания – глюкоза, фруктоза, сахароза, мальтоза (легко усваиваются) и крахмал, гликоген (медленно перевариваются), клетчатка ( неперевариваемый полисахарид ). Необходимо, чтобы потребность организма в углеводах удовлетворялась, главным образом, за счет продуктов на основе цельных злаков (крупы, хлеб, готовые завтраки и т.д.), овощей и фруктов – около 350 грамм. Не более 10-20% от общего количества суточной нормы углеводов должны составлять источники легкоусвояемых углеводов (сахар, конфеты, кондитерские изделия).
Витамины и минеральные вещества – участвуют в регулировании практически всех физиологических и метаболических процессов в организме и обязательно должны поступать с пищей. Источником этих веществ служат разные продукты – овощи, фрукты, мясо, молоко, крупы. А значит, для профилактики дефицита витаминов и минеральных веществ необходимо питаться разнообразно.
Для того чтобы организм ребенка получал все важные для него питательные вещества, в рацион должны входить следующие виды продуктов.
Овощи и фрукты - обеспечивают наш организм витаминами, пищевыми волокнами, которые стимулируют работу кишечника, нормализуют обмен веществ, а также выделяют на своей поверхности токсины и выводят их из организма. В ежедневном меню младшего школьника должно быть 300-400 грамм овощей (без учета картофеля) и 200-300 грамм фруктов и ягод (желательно в свежем виде).
Продукты из злаков – источники углеводов, белка, минеральных веществ и витаминов. Особенно велико содержание полезных веществ в продуктах, приготовленных из цельных злаков – хлеба, хлопьев, круп. Нерастворимые пищевые волокна, набухая в желудочно-кишечном тракте, оказать содействие формированию чувства насыщения, стимулируют моторику кишечника, тем самым, снижая вероятность запоров.
Мясо, птица и рыба – важнейшие источники белка, витаминов группы B, железа, цинка. В рыбных блюдах к тому же содержится витамин Д, жирные кислоты, йод. Все эти составляющие играют важную роль в развитии детского организма. Среднесуточная норма блюд из мяса и птицы для младшего школьника составляет 150-180 грамм, из рыбы – 50 грамм.
Молоко и молочные продукты. Молоко относится к наиболее ценным продуктам детского питания, являясь не только источником белка и жира, но и легкоусвояемого кальция, необходимого для формирования костной ткани. В молоке содержится витамин В2, играющий важную роль в обеспечении нормального зрения и участвующий в процессе кроветворения. Рекомендованная для ребенка суточная норма молока – около 2 стаканов. Организм некоторых детей (в разных регионах страны их число колеблется от 20 до 80%) не может усваивать молоко. В этом случае полноценной заменой могут стать кисломолочные продукты – йогурт, кефир, простокваша. Все они содержат столь же ценные, как и молоко, пищевые свойства и прекрасно сочетаются с другими продуктами, повышая их усвояемость.
Растительные масла и жиры. Ежедневно младший школьник должен получать с пищей 20-40 грамм сливочного масла, 5-15 грамм сметаны, 12-18 грамм растительных масел.
Вода и напитки. Младшему школьнику в сутки нужно приблизительно 1,5 литра жидкости. Ее источником являются не только вода и напитки, но и другая пища, которую ребенок съедает. Для детей лучше выбирать чистую природную воду с оптимально сбалансированным минеральным составом (так называемая столовая вода, содержащая не больше 1 г солей на литр). Очень полезны для ребенка соки, на 100% изготавливаемые из фруктов или овощей. Диетологи советуют включать в рацион питания ребенка не более 2 стаканов сока в день. А вот газированные напитки нужно исключить из ежедневного рациона и давать их детям лишь изредка. Эти напитки состоят из большога количество сахара и углекислоты, способной раздражать слизистую желудка. К тому же, газированные напитки готовятся из концентратов и содержат много консервантов, красящих веществ, ароматизаторов, которые также могут вызывать раздражение желудка и способствовать возникновению аллергии.
В ежедневном рационе питания должно быть 4 основных приема пищи.
На завтрак ребенку можно предложить творожное блюдо, блюдо из яиц. Дополнительно – сыр, рыбу, сосиски. Хотя лучше, если утром ребенок будет получать не животные, а растительные белки. В качестве питья может быть какао – наиболее питательный напиток (в чае и кофе практически отсутствуют калории, калорийность же какао сопоставима с калорийностью сыра).
Энергетическая ценность обеда составляет 40% от среднесуточного количества калорий. В его состав входит максимальное количество суточной нормы мяса, рыбы или птицы, а также значительная часть овощей. Обед должен состоять из 4 блюд; закуски, первого блюда, второго блюда, третьего блюда. Каждая составляющая обеда выполняет свою функцию: закуска, вызывающая сокогонный эффект, подготавливает желудочно-кишечный тракт к процессу пищеварения, первое и второе блюдо обеспечивают организм необходимым количеством питательных веществ, третье блюдо (как правило, это соки или компоты), поддерживает водный баланс организма, а также содержит витамины.
Полдник обычно бывает легким и включает молоко или кисломолочные напитки (кефир, ряженку, простоквашу, ацидофиллин и др.) и булочку, которые изредка можно заменить мучным блюдом (оладьями, блинчиками), а также кондитерскими изделиями (печеньем, сухариками, вафлями и пр.).
На ужин приходится 20-25% ежедневного количества питательных веществ, необходимых ребенку. Следует использовать примерно такие же блюда, как и на завтрак, исключая только мясные и рыбные блюда, поскольку богатая белком пища возбуждающе действует на нервную систему ребенка и медленно переваривается. Особенно рекомендуются на ужин творожные блюда.
Рекомендуемое время для завтрака для школьников младших классов – 7.30-8.00 ч.
Рекомендованное время для обеда – 13.00-14.00 ч. При соблюдении регулярного питания организм заранее готовится к приему пищи, а у ребенка “вовремя” возникает аппетит. Регулярный прием пищи – лучшая профилактика гастрита. Не все дети могут быстро “настроиться” на обед. Поэтому не следует сажать ребенка за стол сразу же после шумных, подвижных игр, необходимо дать ему 10-15 минут для того, чтобы успокоиться, что особенно важно для активных, легковозбудимых детей.
Оптимальное время для ужина – 18.00-19.00 ч. При этом последний прием пищи должен быть не позднее 2-2 – 5 часов до сна. В том случае, если ребенок ужинает позже, нарушается его ночной сон, соответственно организм не имеет возможности полноценно отдохнуть.
Многие родители, не имеющие возможности контролировать питание ребенка в течение дня, пытаются компенсировать возможный недостаток питательных веществ обильным ужином. Это не решает проблему полноценного питания, поскольку пища полностью не переваривается, ребенок плохо спит, становится беспокойным, легко утомляется. У некоторых детей наблюдается так называемые приступы “ночного голода”, когда аппетит возникает в позднее время. Связано это с особенностями синтеза в организме особого вещества – триптофана, способного стимулировать аппетит. Повышенная выработка триптофана, в свою очередь, обусловлена избыточным потреблением углеводов в течение дня.
Особого внимания заслуживает вопрос, связанный с перекусами – едой между ( а зачастую, и вместо ) основными приемами пищи. Очень часто для них используется высококалорийная пища, которая содержит много жиров и углеводов. В результате, при избыточной калорийности организм не имеет возможности получать необходимые питательные вещества, прежде всего, витамины. Питание «всухомятку» является причиной многочисленных заболеваний желудочно-кишечного тракта, появления лишнего веса.
Причина предпочтения перекусов нормальному питанию во многом коренится в несформированности у ребенка основ культуры питания. Перекусы могут быть в рационе питания ребенка, но для них рекомендуется использовать фрукты, салаты, молочные продукты, орехи. И перекусить такой пищей можно между основными приемами пищи, а не вместо обеда, завтрака или ужина. Их роль – помочь избавиться от чувства голода.
Таким образом, можно сделать вывод, что пищевые привычки формируются с детства, у взрослого человека их очень сложно изменить, поэтому так важно сформировать у детей правильное пищевое поведение.
Понимание младшими школьниками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения неинфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, развития различных соматических заболеваний.
Эффективность является важной интегральной характеристикой достигнутых результатов воспитательной работы по формированию культуры здоровья.
Целенаправленная, научно и методически обоснованная работа по формированию основ культуры питания, безусловно, оказывает влияние на ситуацию, связанную с состоянием здоровья школьников, однако не может определять ее целиком.
Определение эффективности осуществляется в ходе специальной оценочной процедуры, которая должна являться важным ценным этапом деятельности, связанной с формированием основ культуры питания. Оценка эффективности выполняет целый ряд важных задач:
а) диагностики – определение сферы и характера изменений, вызванных воспитательными воздействиями;
б) коррекции – изменения в содержании и структуре реализуемой воспитательной модели (программы), связанной с формированием основ культуры питания с целью ее оптимизации;
в) прогноза – планирования новых этапов реализации с учетом достигнутого.
Как уже было сказано выше – общая оценка эффективности деятельности по формированию основ культуры здоровья, культуры здорового питания, формируется из оценки организации процесса воспитания и оценки результатов профилактики.
При оценке характера организации деятельности по формированию основ культуры питания выявляется степень его соответствия основным принципам – системность педагогического воздействия, комплексность педагогического воздействия, возрастная и социокультурная адекватность (содержание, формы и методы педагогического воздействия учитывают особенности конкретной возрастной группы, формируемые знания и умения имеют актуальную значимость для ребенка или подростка, востребованы в его повседневной жизни), участие семьи.
Образовательная программа формирования культуры питания для учащихся предполагает активное вовлечение в работу родителей. Как показывают исследования специалистов, только 20 процентов родителей знакомы с основными принципами организации здорового питания детей. Несмотря на то, что практически все родители встречаются с проблемами в организации питания детей (нежелание ребенка завтракать утром дома перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть в сухомятку, нежелание есть первые блюда), далеко не все уделяют должное внимание рассказывать детям о важности рационального питания. Именно поэтому непосредственной работе по программе должна предшествовать работа с родителями. Знакомство с программой можно организовать на родительском собрании, в рамках родительского всеобуча или встречи. Важно не только рассказать о цели и задачах программы, ее тематике, но и показать родителям рабочие тетради, выполняя задания в которых ребята познакомятся со всеми темами. Основная задача педагога – сделать родителей своими союзниками.
Глава 2. Влияние внеурочной деятельности на формирование основ культуры питания младших школьников
2.1. Уровни сформированности основ культуры питания младших школьников
Она состояла из 3-х этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. Целью первого этапа эксперимента было выявление уровней сформированности основ культуры питания младших школьников.
В ходе исследования в экспериментальном классе проводилась педагогическая диагностика. С помощью анкетирования было выявлено, что большинство детей имеют слабое представление о культуре питания. Не знают о последствиях, которые влекут за собой, если не соблюдать режим питания, не понимают, как правильно выбирать полезные продукты, мало уделяют внимания правилам гигиены.
13EMBED Excel.Chart.81415
Рисунок 13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14115. Как ты считаешь, какие продукты лучше взять с собой в школу, чтобы перекусить на перемене? (констатирующий этап)
Из первого вопроса 24 человека (92, 31 %) выбрали фрукты, что бы перекусить во время перемены. 12 детей (46,15%) предпочли бутерброды. Шоколад, булочки и орехи выбрало меньшинство ребят. Чипсы никто не отметил для перекуса.
13EMBED Excel.Chart.81415
Рисунок 13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14215. Выбери блюда в школьной столовой, которые тебе больше нравятся (констатирующий этап)
Рыба (26,92%), салат (34, 62%), котлеты (38,45%) и сок (50%) пользуются популярностью у детей в школьной столовой. Яичницу (11,54%), манную кашу (23,08%), борщ (23,08%), какао (3,85%) выбирают меньше.
13EMBED Excel.Chart.81415
Рисунок 13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14315. Какую пищу для правильного роста и развития своего организма ты выберешь (констатирующий этап)
Для правильного роста и развития своего организма младшие школьники выбирают мясо (69,23%), рыбу (61,54%), кашу (23,08%). Хлеб (19,23%), сок (19,23%), конфеты (15,38%), яичницу (11,54%) предпочли всего 5 человек.
13EMBED Excel.Chart.81415
Рисунок 13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14415. Как ты считаешь, что лучше выпить, если хочется утолить жажду (констатирующий этап)
Утоляют жажду школьники минеральной (19,23%), негазированной водой (73,08%) или морсом (19,23%). 5 детей отметили кефир (3,85%), какао (3,85%), кисель (3,85%), пепси (3,85%).
13EMBED Excel.Chart.81415
Рисунок 13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14515. Соблюдаешь ли ты правила гигиены – мытье рук перед едой (констатирующий этап)
Большая часть детей без напоминаний, всегда моют руки перед едой. Из опрошенных детей, 9 учащихся знают, но иногда забывают об этом. Немалое число из 26 опрошенных часто забывают о необходимости мытья рук перед едой, что составляет 19,23 %, это 5 человек.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что дети редко употребляют кашу, отдают предпочтение вторым блюдам, супы кушают крайне редко, хлеб едят всего 5 детей из 26 опрошенных, не любят яичницу. Перекусывают бутербродами. Из напитков выбирают обычную негазированную воду или морс, кефир, молоко, какао, кисель практически не используют в своем рационе.
Таким образом, в результате констатирующее эксперимента, мы обнаружили, что у учащихся слабо сформированы основы культуры питания. Многие школьники испытывают затруднения в выборе полезных продуктов, не малое количество детей забывают о соблюдении личной гигиены. Результативность формирования основ культуры питания может быть повышена с помощью организации внеурочной деятельности младших школьников, которая будет направлена на стимулирование мотивации здорового образа жизни, овладение знаниями в области здорового питания, развитие валеологических умений и навыков.
2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию основ культуры питания младших школьников во внеурочной деятельности
Позитивное отношение к культуре питания формируется на основе эмоционального интереса к ней. Познавательная деятельность у ребенка в младшем школьном возрасте очень активна, что позволяет, доступным для учащихся языком и интересным изложением материала, давать представление о пользе витаминов, соблюдении режима питания, выборе продуктов, пользовании средствами личной гигиены. Внеурочная деятельность предоставляет большую возможность, нежели на традиционных уроках, формировать культуру питания. Также, эффективно ведение кружка, на котором детьми легче усваивается информация о здоровом образе жизни, о верном взгляде на правильное питание, так как, игры и беседы, которые имеют эмоциональный отклик ребенка, дает наиболее положительное и запоминающееся представление.
В соответствии с гипотезой исследования и результатами констатирующего этапа нами были разработана программа внеурочной деятельности «Поговорим о правильном питании», целью которой является, воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.
Кружок «Поговорим о правильном питании» проводится во второй половине дня. Важность этого кружка для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования культуры и безопасного образа жизни. Программа «Поговорим о правильном питании» изучается в 4 классе по одному часу в неделю, разработана на 14 часов.
Программа направлена на формирование у детей культуры здорового образа жизни, на развитие познавательной активности детей и формирование потребности и умения сохранять здоровье.
В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Основные методы обучения: фронтальный метод; групповой метод; практический метод; познавательная игра; ситуационный метод; игровой метод; соревновательный метод; активные методы обучения.
Формы обучения: чтение и обсуждение; практические занятия; творческие домашние задания; праздники хлеба, рыбных блюд и т.д.; конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов); ярмарки полезных продуктов; сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра; мини – проекты; совместная работа с родителями.
В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран. Тематика программы охватывает различные аспекты рационального питания, программа разделена на модули: 1 модуль – теоретический (беседы, дискуссии), 2 модуль – практический (игровая форма, практические задания, исследования). На каждом из 14 занятий используются оба модуля.
1 модуль.
Разговор о правильном питании – (разнообразие питания):
«Самые полезные продукты», «Что надо есть, если хочешь стать сильнее», «Где найти витамины весной», «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»;
Как правильно есть – (режим, рацион питания):
«Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной», «Плох обед, если хлеба нет», «Полдник. Время есть булочки», «Пора ужинать», «Если хочется пить»;
Культура питания (гигиена питания):
«На вкус и цвет товарищей нет», «День рождения Зелибобы».
2 модуль.
Правильное разнообразное питание:
«Из чего состоит наша пища», «Как правильно питаться, если занимаешься спортом» «Что нужно есть в разное время года»;
Гигиена питания и приготовление пищи:
«Где и как готовят пищу», «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен»;
Рацион питания:
«Молоко и молочные продукты», «Блюда из зерна», «Какую пищу можно найти в лесу», «Что и как приготовить из рыбы», «Дары моря»;
Этикет:
«Как правильно накрыть стол», «Как правильно вести себя за столом», «Кулинарное путешествие по России».
Выполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но начинают претворять полученные знания на практике. Мы расскажем подробно о некоторых проведенных занятиях:
Тема: «Самые полезные продукты»
Цели: дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы для нашего здоровья, какие нужны человеку каждый день, учить детей выбирать самые полезные продукты.
Учащимся учитель рассказывает и показывает полезные продукты, дети с интересом рассуждают о пользе и витаминах, содержащихся во фруктах и овощах. Рассказывают о том, что они едят, активно задают вопросы и получают на них ответы. Затем школьникам предлагалась динамическая игра «Поезд»
Один ученик исполняет роль светофора. Остальные учащиеся получают по одной карточке с рисунками продуктов. Дети образуют «длинный поезд», держа карточки в руках.
Едет поезд необычный,
Он большой и непривычный.
Нет вагонов, нет колес,
В нем: капуста, мед, овес,
Лук, петрушка и укроп
Остановка!
Поезд, стоп!
Поезд движется по классу к светофору. По сигналу «Стоп!» на светофоре загорается красный свет (ученик, исполняющий роль светофора, поднимает красный кружок).
Из колонны выходят дети, в руках которых были карточки с рисунками продуктов, которые можно есть лишь изредка.
Поезд движется дальше и снова по сигналу «Стоп» загорается желтый свет. Из колонны выходят дети, в руках которых карточки с рисунками полезных продуктов, которые не следует есть каждый день.
В составе поезда остаются самые полезные продукты. Каждый ученик рассказывает, чем полезен продукт, изображенный на рисунке.
Тема: «Удивительное превращение пирожка»
На одном из занятий детям предлагалась дискуссия о режиме и рационе питания. Беседа ребят была оживленной, каждый старался высказать свое мнение. В ходе дискуссии формировалось четкое представление о том, как, когда и сколько дети должны питаться.
Цели:
1) дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания;
2) познакомить учащихся с пищеварительным трактом и его основными отделами;
3) воспитывать интерес к ЗОЖ.
После теоретической, детям предлагалась практическая игровая часть:
- Давайте вспомним, как же всё начиналось?
(Выкладывание на полу схемы)
- Куда первоначально попадёт пища? (рот)
- Какие помощники находятся во рту? (зубы, слюна, язык)
- Куда язык проталкивает кашицу? (пищевод)
- Как называется “мешочек”, в котором варится пища? (желудок)
- Где заканчивается путешествие нашего пирожка? (в кишечнике)
- Кто разнесёт питательны вещества по нашему организму? (кровь)
Тема: «Если хочется пить»
Цель: формировать представление о значении жидкости для организма человека, рассказать о ценности разнообразных напитков.
На данном занятии, учащиеся получали информацию о значении жидкости для организма, посредством видеоролика «Если хочется пить». После просмотра школьники совместно с учителем обсуждали важность различных напитков для нормальной жизнедеятельности организма.
Также, детям предлагалось проделать опыт, совместно с учителем.
Определение витамина «С».
Спиртовой раствор йода разведим с водой до цвета крепкого чая.
Добавляем в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.
Берем 1 мл сока лимона, к нему по каплям добавляем клейстер. Наблюдаем за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.
Финальным этапом работы, были загадки для детей, которые они с легкостью отгадывали. Также, дети вспоминали поговорки, относящиеся к теме занятия: «Если морс не пьешь, где силы берешь?», «Выпей кисельку – позабудешь тоску».
Тема: « Как правильно питаться»
Гигиена питания – главная мысль данного занятия.
Цели:
1) обосновать правила гигиены питания
2) развивать здоровые привычки и формировать потребность в здоровом образе жизни;
На первом этапе школьников знакомили с понятием гигиена. Слово «гигиена» произошло от греческого «hygienos» , что в переводе означает – «приносящий здоровье».
Затем учитель рассказывал о кожном покрове и о важности содержать его в чистоте.
Дети читали скороговорку:Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши!Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь!
Также, учеников знакомили со стихотворением «Панацея» А. Ерошина, после которого была беседа о гигиене во время еды:
«От такого соседства Вас быстро избавит Надежное средство». «Какое?»– Спросил его Вова уныло. И доктор сказал: «Туалетное мыло».
Закончили занятие игрой «Глухой телефон», в этой известной игре мы передавали фразу «зубная паста», а затем обсуждали пользу соблюдения гигиены в полости рта.
Тема: «День рождения Зелибобы»
Цели:
воспитывать у обучающихся бережное отношение к здоровью;
показать разнообразие полезной пищи.
Это занятие было заключительным, на которое приглашались родители. Работая по программе, мы познакомились с тем, что такое меню, какие из продуктов самые полезные для здоровья, какие правила нужно соблюдать во время еды, какие продукты лучше всего использовать для приготовления завтрака, обеда, полдника и ужина, как стать сильнее, что такое витамины и зачем они нужны нашему организму.
Мы демонстрировали родителям, чему научились дети.
Зелибоба пригласил родителей и детей на день рождения (телеграмма садресом: Королевство полезных продуктов, МОБУ «СОШ № 25»)
Чтобы попасть в Королевство полезных продуктов, дети и родители должны былипройти ряд испытаний. А друзья Зелибобы им в этом помогали.(По жеребьевке дети и родители делятся на 4 команды. У каждого ребенка эмблема с изображением сквозных героев. Команды называли именами этих героев: Бусинка, Кубик, Катя, тетя Даша. Каждой команде в помощь 1-2 родителя).
Проводили конкурсы:
Первый конкурс «Составляю меню»
(дети садились за столы по командам и составляли меню на завтрак, обед, полдник, ужин. Кому какое – решали с помощью жребия).
Жюри из числа родителей оценивали полезность для здоровья представленного меню; вручали командам жетоны по количеству набранных баллов. Также, оценивались и последующие конкурсы).
Второй конкурс «Вкусные истории»
Послушайте историю о варенье: «Вишня и Сахар подружились.Однажды Вишня пришла к Сахару в гости и предложила сделатьсладкое угощение. Сахар с удовольствием согласился. Тогда Вишня приняла ванную, а затем прыгнула в таз. Сахар присыпал ее сверху, словно одеялом укрыл. А через час угощение было готово».
Затем, командам предлагалось придумать свои истории о том, как готовится салат, морс, компот, пирог.
Физкультминутка
«Подбери картошку». Под звуки музыки дети танцуют, на полу картофелины – на одну меньше, чем детей. Когда музыка смолкает – все берут с пола по картофелине. Тот, кто остался без картошки, выходит из игры.
Третий конкурс «Курочки и петухи»
Команды должны рассортировать зерна фасоли, гороха, бобов, сои. Побеждал тот, кто быстрее справится с заданием. Затем кто-то из членов команды должен был рассказать – чем полезны те или другие растения, какие блюда могут быть приготовлены из их плодов.
Четвертый конкурс. Игра «Доскажи словечко»
Детям предлагалось отгадать загадки:
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста, Если я (капуста).
2) Кругла, рассыпчата, бела, На стол она с полей пришла. Но посоли ее немножко
Ведь правда вкусная (картошка).
Пятый конкурс «Готовим фруктовый салат»
Команды готовили из заранее подготовленных фруктов салат. Придумывали ему название
В финальной части, мы подводили с жюри общий итог. Вручали медали победителям и участникам. После подведения итогов, дети и родители садились за общий стол и дегустировали приготовленные блюда.
Таким образом были проведены занятия по разработанной нами программе «Поговорим о правильном питании», состоящим из 14 различных тем, где каждая содержала в себе теоретическую и практическую части.
Формирование основ культуры питания у детей во внеурочной деятельности происходит посредством различных форм обучения, игровые задания помогают достигнуть эмоционального отклика от учащихся, что дает наиболее эффективные результаты.
Исходя из формирующего этапа эксперимента, можно сказать, что программа «Поговорим о правильном питании» приводит к анализу и смене представления о культуре питания, здоровом образе жизни, гигиене, рационе и режиме питания, что в свою очередь, способствует повышению эффективности формирования основ культуры питания у младших школьников во внеурочной деятельности.
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
На контрольном этапе исследования, целью которого было проверить результативность проведённой нами работы по формированию основ культуры питания младших школьников во внеурочной деятельности, была проведена вторичная диагностика, которая использовалась на констатирующем этапе. Целью контрольного эксперимента было проследить качественные и количественные изменения сформированности основ культуры питания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности, обосновать влияние формирующего эксперимента на конечный результат.
Анализ результатов методом анкетирования, позволяет сделать вывод о положительной динамике в уровнях сформированности основ культуры питания у учащихся. Показатели возросли соответственно на 10 %.
13EMBED Excel.Chart.81415
Рисунок 6. Как ты считаешь, какие продукты лучше взять с собой в школу, чтобы перекусить на перемене? (контрольный этап)
Показатели ответов на первый вопрос изменились: орехи выбрало на 8 человек больше, чем на констатирующем этапе, фрукты 92, 31 % детей, снизился процент ответов в пользу бутербродов и шоколада практически на 50 %.
13EMBED Excel.Chart.81415
Рисунок 7. Выбери блюда в школьной столовой, которые тебе больше нравятся (контрольный этап)
Данные школьников на второй вопрос, также, изменились, манну кашу, теперь, выбирают 92, 31 %, какао 50 %, т.е. на 10-12 детей больше, чем на констатирующем этапе.
13EMBED Excel.Chart.81415
Рисунок 8. Какую пищу для правильного роста и развития своего организма ты выберешь (контрольный этап)
Из ответов учеников на третий вопрос, мы видим, что дети стали предпочитать хлеб – 38, 45 %, кашу – 92, 31 %, мясо – 69, 23%, рыбу – 61, 54% конфеты выбирают всего – 3, 85%.
13EMBED Excel.Chart.81415
Рисунок 9. Как ты считаешь, что лучше выпить, если хочется утолить жажду (контрольный этап)
Для утоления жажды также изменились показатели школьников, теперь, выбирают какао – 19, 23 %, молоко – 61, 54%, обычную негазированную воду – 73, 08 %, а пепси и фанту не выбрал ни один ребенок.
13EMBED Excel.Chart.81415
Рисунок 10. Соблюдаешь ли ты правила гигиены – мытье рук перед едой (контрольный этап)
Представление детей о правилах гигиены намного улучшились, что видно из ответов на пятый вопрос. Всего 1 человек иногда забывает мыть руки перед едой, 3, 85 % учеников часто забывают о правилах гигиены, 24 ребенка из 26 опрошенных, всегда моют руки перед едой.
Таким образом, был проведен контрольный этап педагогического эксперимента, по выявлению эффективности влияния программы внеурочной деятельности «Поговорим о правильном питании» на формирование основ культуры питания младших школьников.
Следует заметить, что проведенная работа по формированию основ культуры питания младших школьников с использованием программы внеурочной деятельности « Поговорим о правильном питании» повысила её уровень, что позволяет говорить об эффективности данной программы, способствующей формированию культуры питания младших школьников, о чем свидетельствуют результаты опытно – экспериментальной работы.
Заключение
Таким образом, учитывая разные точки зрения ученых, в том числе Н. П. Абаскаловой, Г. А. Апанасенко, Р. И. Айзмана, Л. В. Байкаловой, Н.А. Бирюкова, Э. Н. Вайнера, В. Н. Ирхина, Э. М. Казина, Г. А. Калачева, мы пришли к выводу, что культура питания – совокупность научно-познавательного, эмоционально-чувственного и практически-деятельностного отношения к питанию как составляющей части культуры здорового и безопасного образа жизни личности.
Определяя сущность культуры питания, мы выделили особенности данного процесса: ступенчатый характер, способствующий формированию основ культуры питания, развитию правильного представления о правилах гигиены, а также преодоление в характере учащихся неправильных привычек потребления пищи. Также можно выделить такие характеристики формирования основ культуры питания как: длительность, сложность, скачкообразность, активность.
Огромное значение психологического аспекта, который включает в себя развитие основ культуры питания, формирование культурных мотивов установок личности, выработку нравственных, эстетических чувств, навыков.
Рассматривая младшего школьника как субъект формирования культуры питания, мы пришли к выводу, что данный возрастной этап является сензитивным для формирования представлений о культуре питания, так как в это время на основе эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определят ее сущность в будущем.
Составив и проанализировав содержание внеурочной программы «Поговорим о правильном питании», мы выяснили, что она несет в себе большой воспитательно-образовательный потенциал.
Опытно-экспериментальная работа имела своей целью теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем выявить педагогические условия формирования основ культуры питания у младших школьников во внеурочной деятельности.
Анализ высказываний детей показал, что представление о правильном питании, а также о правилах гигиены сформированы лишь у незначительной части школьников – у 3 человек из 26 опрошенных.
Констатирующее обследование показало, что отношение детей к здоровому образу жизни находится в основном на низком уровне, что свидетельствует о возможных пробелах в сформированности культуры питания и необходимости использовать ее потенциал более эффективно.
Формирующий этап эксперимента был направлен на разработку программы «Поговорим о правильном питании» и ее использовании во внеурочной деятельности. Работа с внеурочной программой была направлена на формирование представлений о здоровом образе жизни, основ культуры питания, правил гигиены.
Контрольное обследование показало положительную динамику формирования основ культуры питания и уменьшении количества детей, имеющих искаженные представление о здоровом питании.
Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования о том, что формирование основ культуры питания младших школьников в процессе внеурочной деятельности возможно при следующих педагогических условиях:
культура питания будет рассматриваться как личностное качество, обеспечивающее сохранение, укрепление и формирование здоровья, включающее мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-практический и эмоционально-волевой компоненты;
организация внеурочной деятельности младших школьников будет направлена на стимулирование мотивации здорового образа жизни, овладение знаниями в области здорового питания, развитие валеологических умений и навыков.
Цели исследования достигнуты, задачи исследования решены в полном объёме.
Библиографический список
Амосов Н. М. Энциклопедия Амосова / Алгоритм здоровья, - Москва, 2004. – 504 с.
Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т.В. Ахутина // Школа здоровья, 2000. – №2. – С.21 – 28.
Багрянцев О. В. Важность и понятие валеологии / О.В. Багрянцев // Межвузовский сборник научно – технических статей. Часть 2. – Саратов: Научная книга, 2008. – С. 8 – 10.
Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. / Е. В. Бондаревская, - 2001. - № 1. - С. 17 – 24.
Буцкина Д. К. Младший школьник, - Москва: Аверсев, 2001. – 152 с.
Варламова С. И. Здоровье наших учеников / С.И.Варламова // Начальная школа. – 2003. - №2. – С. 66
Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. – 3-е изд. / Э.Н. Вайнер. – М.: Флинта, 2005 – 230 с.
Венедиктов Д. Д., Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения / Д.Д. Венедиктов, А.И. Чернух, Ю.П. Лисицын, В.И. Кричагин // Вопросы философии. 1979. - №7. – С. 102.
Воробьев В. И. Слагаемые здоровья, - Минск.: Высшая школа, 2003. – 232 с.
Виленский М. Я. Социально – психологические детерминанты формирования здорового образа жизни / М.Я.Виленский // Теория и практика физической культуры. – 1994. – 9. – С. 12.
Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 – ти томах. Т. 5 / Л.С.Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 382 с.
Грач И. С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержания работы по его формированию / И.С. Грач // Образование. – 2002. - №5. – С. 88.
Дзапарова Г. И. Оздоровительная работа в начальной школе / Л.Н. Елизарова, С.Н. Чирихин // Начальная школа. - №9. – 2000. – С. 93.
Деркунская В. А. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. Москва.: Панорама, 2005. – 144 с.
Дергачев Ю. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 2001. - С. 153.
Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1- 5 классы / Н.И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2003. – 170 с.
Зайцев Г. К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья: образовательные программы по валеологии. / Г.К. Зайцева, В.В. Колбанова, М.Г. Колесникова. – СПб., 1994. – 148 с.
Запорожченко В. Г. К понятию здоровый образ жизни. / В.Г. Запорожченко Москва.: Центр, 2004. – 92 с.
Иванова Н. К. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников / Н.К. Иванов // Автореф. канд. дис. Самара, 2000. – 24 с.
Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т.В. Карасева // Начальная школа – 2005. - № 11. – С. 75 – 78.
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. / В.И.Ковалько. – М.: ВАКО, 2004, 296 с.
Коршунова Н. 5 слагаемых здорового образа жизни. / Н. Коршунова // Здоровье 2004, №2. - С. - 5 – 8.
Кузина Р. А. Школа здоровья. / Р. А. Кузина /- Москва: Луч, 2000. – 202 с.
Куинджи Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие / Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, С. 100 – 139.
Куркович А. О. Здоровый образ жизни, / А.О. Куркович – Москва: Овал, 2002. – 233 с.
Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни, / Г.И.Куценко, Ю.В. Новиков - М.: Аверсев, 1997. – 393 с.
Лебедева Н. И. Формирование здорового образа жизни младших школьников. / Н.И. Лебедева / Москва.: ИВЦ Минфина, 2005. – 112 с.
Макеева А. Г. Формирование основ культуры питания у детей и подростков – методические аспекты // Вопросы детской диетологии. – 2013. - № 2. – С. 44-47.
Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / В.В.Марков. – М.: Академия, 2001. – 320 с.
Методические рекомендации: здоровьеберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М. М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002. – 242 с.
Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учебник для ВУЗов. / Г.С.Никифоров. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.
О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации. Приказ МЗ и МО // Официальные документы в образовании. - №20. – 2002. – С. 3-6.
Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальных классов / Под. ред., В.Н.Касаткиной. - М. « Линка – Пресс», 1998 - 332с.
Попов С. В. Валеология в школе и дома ( О физическом благополучии школьников). / С.В. Попов. – СПб., 1997. – 256 с.
Синягина Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 150 с.
Смирнова Н. К. Здоровьезберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. / Н.К. Смирнова. – М.: АРКТИ, 2003. – 126 с.
Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подрасткового населения России А.Г. Сухарев // Школа здоровья - 2000. – №2. – С. 29-34.
Фролова В. Г. Общая патология человека и методология медицины / В.Г. Фролова // Вестник РАМН. – 1998. - №10. – С. 45.
Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. / Т.А.Шорыгина. – М.: Сфера, 2005. – 64 с.
Щелчкова Л. А. Наша программа здоровья / Л.А.Щелчкова. // Начальная школа – 2000. - №10. – С. 26-30.
Юдина Р. А. Толковый медицинский словарь / Р.А. Юдина / Москва: Академия, 2005 – 256 с.
Ясвин В. А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / В.А. Ясвин. – М., 1997. – 212 с.
Ясвин В. А. Психологическое моделирование образовательных сред / В.А. Ясвин // Психологический журнал. – 2000. - №4. – С. 80-87.
Приложения
Приложение 1
Анкета «Выявление сформированности основ культуры питания у младших школьников»
1. Как ты считаешь, какие продукты лучше взять с собой в школу, чтобы перекусить на перемене? (нужное подчеркнуть)
-фрукты
-орехи
-бутерброды
-чипсы
-шоколад/конфеты
-булочки/пирожки
2. Выбери блюда в школьной столовой, которые тебе больше нравятся:
-борщ
-салат
-манная каша
-сок
-какао
-котлеты
-яичница
-рыба
3. Какую пищу для правильного роста и развития своего организма ты выберешь:
-мясо
-хлеб
-каша
-сок
-рыба
-яичница
-конфеты
4. Как ты считаешь, что лучше выпить, если хочется утолить жажду?
-обычная негазированная вода
-молоко
-кефир
-какао
-сок
-кисель
-сладкая газированная вода (пепси, фанта и т.д.)
-морс
-минеральная вода
5. Соблюдаешь ли ты правила гигиены (мытье рук перед едой):
-без напоминаний, всегда мою руки перед едой
-знаю о необходимости мытья рук, однако, иногда забываю об этом
-знаю о необходимости мытья рук, однако, часто забываю об этом
Приложение 2
Программа внеурочной деятельности по формированию основ культуры питания у младших школьников «Поговорим о правильном питании»
№
Тема занятия
Тип занятия
Содержание занятий
Планируемые результаты
1.
«Если хочешь быть здоров»
Занятие-исследование
Ребенок знакомится с понятиями, связанными с культурой питания
Формирование представлений о важности правильного питания
2.
«Полезные продукты»
Эксперимент
Практическое. Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в магазин». Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы». Динамическая игра «Поезд». Тест «Самые полезные продукты»
Формировать представление о полезных продуктах для человека, иметь представление о необходимости ответственно относиться к своему здоровью и питанию
3.
2
2
«А как же правильно кушать»
Игровое занятие
Игра-обсуждение «Законы питания». Игра-инсценировка. Игра «Чем не стоит делиться»
Расширение знаний о гигиене, культуры поведения при приеме пищи.
4.
«Удивительные превращения пирожка»
Соревнование
Соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда, ужина». Тест. Демонстрация «Удивительные превращения пирожка»
Формировать представление о роли регулярного питания и важности соблюдения режима дня
5.
«Из чего же варят каши? Как сделать кашу вкусной?»
Игровое занятие
Игры «Найди лишнее», «Пословицы запутались». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша»
Формировать представление о каше как полезном и вкусном блюде, о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню
6.
«Плох обед, ежели, хлеба нет»
Игровое занятие
Песня «Зёрнышко». Игры «Угадай-ка», «Секреты обеда», «Советы хозяюшки», «Лесенка с секретом»
Представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре
7.
«Полдник Время кушать булочки»
Конкурсно - игровое занятие
Конкурс-викторина «знатоки молока». Игра-демонстрация «Это удивительное молоко». Кроссворд «Молоко». Игра «Кладовая народной мудрости»
Знакомство с вариантами полдника. Представление о значении молока и молочных продуктов
8.
«Овощи, ягоды, фрукты - витаминные продукты»
Игра КВН
КВН «Овощи, ягоды, фрукты - витаминные продукты»
Формирование значения фруктов, ягод для организма
9.
«А нам пора ужинать»
Исследовательское занятие
Игры «Объяснялкина», «Что можно и нужно есть на ужин»
Представление об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе
10.
«На вкус и цвет товарищей нет»
Экскурсионное
Практическая работа «Определи вкус продукта», «Какой сок». Конкурс-викторина «Что за чудо пирожки?». Игра «Приготовь блюдо»
Знакомство с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов. Практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов
11.
«Как утолить жажду или что нужно пить»
Коллективная игра-исследование
Игры: «Из чего готовят соки», «Мы не дружим с сухомяткой». «Игра «Праздник чая»
Представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков
12.
«Где прячутся витамины весной?»
Исследовательское занятие
Игры «Отгадай название», «Вкусные истории». Дидактическая игра «Морские продукты»
Знакомство с разнообразием овощей, их полезными свойствами
13.
«Что надо есть, если хочешь стать сильнее»
Мини-конференция
Игры «Мой день», «Меню спортсмена»
Представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания
14.
Праздник урожая.
Итоговое занятие.
Театрализованное занятие, совместное с родителями
«Азбука правильного питания». Организационно-деятельная игра «Аукцион». Конкурс «Собираем урожай»
Закрепление знаний законов здорового питания. Знакомство с полезными блюдами для праздничного стол
13PAGE \* MERGEFORMAT14415
Диаграмма 1Root Entry_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 20% - Акцент2
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·20% - Акцент4
·14
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·20% - Акцент6
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·40% - Акцент2
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·40% - Акцент4
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·40% - Акцент6
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·60% - Акцент2
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·60% - Акцент4
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·60% - Акцент6
·13"
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Акцент2
·13$
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Акцент4
·13&
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Акцент6
·