Формирование словесной речи глухого ребенка в домашних условиях
Формирование словесной речи глухого ребенка в домашних условиях.
Цели: разъяснение важности совместной работы школы и семьи в формировании словесной речи детей с нарушениями слуха, эффективности развития речи в деятельности.
Наиболее сложными задачами обучения произношению детей с нарушениями слуха является формирование у них внятного и членораздельного произношения. От решения данной задачи во многом зависит не только повышение эффективности процесса школьного обучения, но и социальная адаптация детей с проблемами в развитии в общество.
Наблюдения в процессе обучения глухих и слабослышащих детей свидетельствуют о том, что они стараются правильно говорить только при наличии контроля со стороны педагогов. В каникулярное время, когда ребенок находится дома, отсутствие контроля над его речью приводит к распаду сформированных произносительных навыков и речь становится небрежной, невнятной. Отсутствие устной речи в общении между глухим ребенком и родными приводит к утрачиванию речевых умений и навыков, обеднению словарного запаса. В результате возникает необходимость постоянно возвращаться к коррекции одних и тех же дефектов, вследствие чего требуемого уровня речевого развития детей достичь не удается.
Как исправить сложившееся положение? Что нужно делать? Для решения данной проблемы требуется объединение усилий педагогов и родителей. Семья должна обеспечить продолжение проводимой педагогами коррекционной работы - организовать слухоречевую среду дома. Слухоречевая среда предполагает:
- устное общение родителей с детьми;
-мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;
-поддержание желания детей общаться, используя устную речь;
-использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения;
-контроль над речью детей со стороны взрослых.
Родители ребенка с нарушениями слуха должны понимать, что социальная адаптация учащихся данной категории, во многом зависит от того, как они поддерживают своего ребенка в коммуникации.
В домашних условиях эффективным средством развития коммуникативных способностей являются такие виды деятельности детей, как бытовая и трудовая.
Ежедневная бытовая деятельность создает условия для общения детей со взрослыми. Утренняя гимнастика, умывание, завтрак, прогулка, обед, ужин, вечерний туалет, подготовка ко сну. Речь должна пронизывать все эти режимные моменты. Повторяемость одних и тех же бытовых действий, использование предметов гигиены, посуды, одежды создают возможности накопления слов, необходимых для обозначения постоянно используемых предметов и действий. Важно предъявление слова сопровождать с демонстрацией функций и свойств предмета. (Например, «Это ложка», «Ешь ложкой», «Возьми ложку», «Ложка упала, подними», «Где твоя ложка?» и т.п.) Многократное повторение одних и тех же слов и выражений в связи с бытовой деятельностью позволяет детям запомнить речевой материал, использовать в привычных ситуациях.
Ребенок в семье должен выполнять определенную, всё усложняющуюся по мере взросления, работу по дому, для себя и для всей семьи. Опекать его, делать за него то, что он может делать сам, не стоит. Родные и близкие должны помочь ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать всё то, что умеют взрослые. Общаясь с родителями и родными, ребенок учится выполнять трудовые поручения («Вытри пыль», «Собери игрушки», «Полей цветы»), учится сообщать о выполненных действиях («Я вытерла пыль», «Я собрал игрушки», «Я полил цветы»), задавать вопросы («Где тряпка?», «Какой водой поливать цветы - холодной или теплой?»), участвовать в диалоге.
Например:
-Ты будешь пить чай?
- Да.
- С чем ты будешь пить чай?
- С печеньем.
- Возьми печенье.
- Где печенье?
- В шкафу. Положи печенье в вазу.
Таким образом, очень важно, чтобы деятельность ребенка постоянно оречевлялась.
Быстрый темп и послоговое проговаривание затрудняют восприятие устной речи. Главное требование к речи педагогов и родителей - соблюдение естественной артикуляции, темпа речи и живой интонации. При непонимании можно пользоваться письменной речью. Если обратиться к ребенку жестами, нужно пользоваться правильными, а не придуманными.
Правила для общения с неслышащим ребёнком.
1. Прежде чем начать говорить, надо привлечь к своему лицу зрительное внимание ребёнка. Ребёнок должен смотреть на собеседника.
2. Не задавать вопроса: «Понятно?», а требовать от ребёнка повторения вслух любого своего высказывания (вопроса, поручения и т.д.) Это контроль восприятия.
3. Следить, чтобы выражение лица и поведение соответствовали ситуации или содержанию речи. Ребёнок должен сначала воспринимать ситуацию или устное высказывание, а затем реакцию взрослого.
4. При общении с ребёнком надо стремиться проговаривать то, что он говорит. При этом ребёнок должен это видеть.
5. Как можно чаще вызывать ребёнка на разговор.
6. Строить фразу так, чтобы она начиналась с хорошо воспринимаемых слов или со слов, которые только что произнёс ребёнок. Соблюдать естественный порядок слов в предложении.
7. Воспитывать внимание к началу говорения, к самой возможности возникновения речи у окружающих в любой момент.
8. Вырабатывать длительность и устойчивость внимания к речи до конца.
9. Воспитывать у ребёнка активное внимание к любым высказываниям окружающих, обращённых друг к другу, а не только к нему.
10. Всегда быть доброжелательным к ребёнку.
Правила дактилирования.
1. Дактилируют в соответствии с нормами правописания.
2. Дактильная речь сопровождается артикуляцией (проговариванием сообщения). Артикуляция с соблюдением правил орфоэпии.
3. Дактильные знаки показывают точно и чётко.
4. Дактилирование ведут плавно и слитно.
5. Дактилировать принято правой рукой.
6. При дактилировании рука согнута в локте, кисть руки находится на уровне плеча и обращена ладонями к собеседнику.
7. Дактилирующая кисть руки сдвигается влево.
8. В случае непонимания всё слово дактилируется повторно.
9. При одновременном проговаривании и дактилировании произношение слегка замедляется, но не должно быть слоговым.
10. Дактилирующий смотрит на собеседника.
Таким образом, совместная деятельность школы и семьи должна привести на более высокий уровень развитие коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха, чтобы после окончания школы, попав в другую среду они не испытывали неудобств и переживаний за свой низкий уровень речевого развития.