Программа коррекции эмоционально-волевой сферы школьников
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
«Керченская специализированная школа-интернат с углубленным изучением отдельных предметов»
УТВЕРЖДЕНО
директор школы – интерната
Романец К.С.
«__» ______________ / _________ /
Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой сферы школьников
Автор-составитель Москаленко Т.П.
Актуальность: Для решения основных задач образовательного учреждения большое значение имеет учет особенностей эмоционального развития младших школьников. Большинство детей – сирот,а так же дети из неполных семей воспитываются в условиях социальной депривации и имеют отягощённую наследственность, что негативно влияет на формирование их эмоциональных, волевых, личностных особенностей. Развитие эмоционально-волевой сферы личности – это сложный процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия - наследственность, особенности его физического развития. Наблюдаются болезненные проявления чувств (дисфория, апатия, эйфория), неадекватные формы эмоционального реагирования на изменение ситуации (от пассивности и равнодушия до агрессии и враждебности), повышенная склонность к возникновению аффективных реакций, имеются трудности в распознании эмоциональных состояний других людей. Данные качества затрудняют процесс социальной адаптации школьников, а также оказывают влияние на качество коррекционно-образовательного процесса. Это подчеркивает необходимость целесообразного своевременного коррекционного воздействия на эмоционально-волевое развитие младших школьников в школах-интернатах.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Эмоции - это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности, а также субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей. Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки - в потребностях человека, как простейших, органических, так и социальных. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. Если наши потребности удовлетворяются, то это вызывает у нас положительные эмоции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуты» . И наоборот, иногда переживания ведут к скованности, пассивности, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение.
Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7—8 до 11—12 лет. Это годы обучения ребенка в начальной школе. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. Сдвиги, происходящие в этот период, - это изменения в центральной нервной системе, в развитии костной и мышечной системы, а также деятельности внутренних органов. Общая ориентация эмоций младшего школьника связана с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий. С поступлением в школу максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение, сколько на процесс и результат учебной деятельности, удовлетворение потребностей в оценке и добром отношении окружающих. В младшем школьном возрасте достаточно редки случаи безразличного отношения к учению, большинство детей очень эмоционально реагируют на оценки, мнения учителя. Так на протяжении младшего школьного возраста нарастает организованность в эмоциональном поведении ребенка. В целом психологи возрастной нормой эмоциональной жизни младшего школьника считают оптимистичное, бодрое, радостное настроение, В это время нарастает также индивидуальность в выражении эмоций: выявляются эмоционально аффектированные дети, дети с вялым выражением чувств .
Обнаружено, что эмоционально стабильным детям учеба дается легче, и они дольше сохраняют положительное отношение к ней. У детей с высоким уровнем тревожности, повышенной эмоциональной чувствительностью и моторно-расторможенных часто наблюдается отрицательное отношение к учебному труду, учителю и его требованиям. В младшем школьном возрасте эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется — появляются сложные высшие чувства: нравственные (чувство долга, любовь к Родине, товарищество, а также гордость, ревность, сопереживание), интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие, разочарование и т.п.), эстетические (чувство прекрасного, чувство красивого и безобразного, чувство гармонии), праксические чувства (при изготовлении поделок, на занятиях физкультурой или танцами).
Волевое действие школьника развивается в том случае, если :
- цели, которых он должен достигнуть в деятельности, им поняты и осознаны; только тогда его действия приобретают целенаправленность;
- эти цели не являются слишком далеко отсроченными, они видны ребенку — поэтому он должен видеть начало и конец своей деятельности;
- деятельность, которую ребенок должен осуществлять, является соразмерной его возможностям по уровню сложности — это обеспечивает переживание успеха от ее выполнения уже в самом начале, предвосхищая достижение цели; поэтому как очень легкие, так и очень трудные задания не способствуют развитию воли, а, наоборот, вызывают либо негативные переживания, либо безразличие, так как деятельность не требует приложения усилий;
- ребенок знает и понимает способ выполнения деятельности видеть этапы достижения цели;
- внешний контроль за деятельностью ребенка постепенно сменяется на внутренний.
Важное волевое качество младшего школьника — сдержанность. Проявляется эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. Многие учащиеся уже могут самостоятельно готовить уроки, сдерживая желания погулять, поиграть, почитать, не отвлекаясь, не занимаясь посторонними делами .
У некоторых школьников наблюдается противоположная сдержанности отрицательная черта характера — импульсивность. Импульсивность как результат повышенной эмоциональности в этом возрасте проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие неожиданные раздражители, на все, что своей новизной захватывает ребенка.
В детском возрасте закладываются те основы, та почва, на которой дальше развивается личность. От этого фундамента зависят развивающиеся качества ребёнка - лидера или жертвы, самооценка, которая, конечно, может видоизменяться, но его основа постоянна. Если ребёнку говорили каждый день, что он слабый, ничего не может сделать сам, то он, в конце концов, поверит в это и будет жить с этим.
Часто у детей младшего школьного возраста двигательная расторможенность и повышенная возбудимость сочетаются с повышенной истощаемостью, социально-волевой неустойчивостью, повышенной утомляемостью, раздражительностью (так называемый церебрастенический синдром). Это говорит о том, что причинами эмоциональной незрелости и отклонений в эмоциональном развитии являются не только психическая, социальная, эмоциональная депривации, но и наследственная (наследственная отягощенность нервно-психической паталогией) и врожденная (например, органическое поражение центральной нервной системы в период внутриутробного развития) патология.
Используемые методики: 1.Для определения особенностей эмоциональной сферы младших – «Тест тревожности», разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.
2. Для изучения эмоционального состояния младших школьников - рисуночный тест Дж.Бака «Дом. Дерево. Человек».
Пояснительная записка. Целенаправленное воздействие на детей младшего и среднего школьного возраста осуществлялось через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и включает в себя различные методы и приемы.
Цели коррекционной программы:
1.гармонизация и оптимизация развития личности ребенка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой.
2.Формирование навыков адекватного, конструктивного, успешного поведения ребёнка в социуме
3.Коррекция эмоциональных состояний, тормозящих процессы развития и социальной адаптации
Задачи программы:
Формирование позитивной "Я - концепции" и адекватной самооценки детей
Снятие чрезмерного напряжения, тревожности, враждебности, агрессивности
Помощь детям в лучшем понимании, осознании, контроле и выражении своих чувств
Развитие коммуникативных навыков детей в общении со сверстниками
Обучение детей навыкам самоконтроля
Развитие волевых качеств детей
Обучение детей навыку подчинять свои желания требованиям коллективной работы, общественным нормам
Помощь детям в удовлетворении основных базовых потребностей данного возраста в умелости и компетенции
Тренировка внимания детей (концентрация, переключаем ость, распределение)
Развитие произвольных психических функций (память, внимание, мышление, воображение)
Тренировка психомоторных функций
Профилактика формирования нежелательных негативных тенденций в поведении и характере ребёнка
Снижение потребности в деструктивном выражении чувств.
Таким образом, при оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать следующие характеристики:
1) Особенности социальной ситуации развития (например, изменение типа образовательного или воспитательного учреждения, круга общения ребенка, включая сверстников, взрослых, семейное окружение и т.д.).
2) Уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития.
3) Уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизация.
Кроме понятия «возрастная норма» психологу приходится встречаться с понятием «индивидуальная норма», которая позволяет наметить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с учетом его индивидуальности и самостоятельного пути развития.
Методы коррекции:
1.В процессе коррекционных мероприятий использовался комплекс мышечной релаксации по Якобсону-Эверли.
Обучение мышечной релаксации необходимо проводить в позе, благоприятствующей расслаблению. Одно из наиболее удобных положений — сидя в мягком кресле с подголовником и подлокотниками, на которые дети кладут расслабленные руки (усадив детей в такие «авиационные» кресла, можно создать в группе атмосферу «подготовки к воздушному путешествию» и т. п.).
Наиболее доступной для занятий в любой ситуации является так называемая «поза кучера». Чтобы принять ее, нужно сесть на стул прямо, распрямить спину, а затем расслабить все мышцы. Голова опущена на грудь, глаза закрыты, ноги слегка расставлены и согнуты под тупым углом, руки лежат на коленях, не касаясь друг друга, локти немного округлены — поза, характерная для извозчика, дремлющего в ожидании седока.
Для детей не лишним будет рассказ об основных группах мышц (мышцах бедер, живота, плеч, шеи, лица), наглядно показать работу мышц-антагонистов (сгибателей — разгибателей). Это облегчит усвоение методики.
2. Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Возможности сказки в коррекции тревожности ребенка заключается в том, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном. Сознание ребенка принимает буквальное содержание сказки как вымышленное: ребенок сочувствует сказочному герою, отождествляет себя с ним и даже, когда узнает свою проблему, он все равно думает, это не про меня, это понарошку. Подсознание же «верит» услышанному и задает нужную программу изменений в поведении, переструктурировании ценностей, взглядов и позиций.
Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь в коррекции тревожности ребенка, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
1) Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. Она должна соприкасаться с проблемой ребенка, как бы по касательной.
2) Сказка должна предлагать замещающий опыт, услышав который и проведя его сквозь фильтры своих проблем ребенок смог бы «увидеть» возможности нового выбора. Если ребенок не в состоянии сделать выбор самостоятельно, родители (или психолог) предлагают ему свои варианты решения сходных проблем.
3) Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовател
3.Упражнения на равитие мелкой моторики.
4. Упражнения на развитие мышления,памяти,внимания.
5. Артерапевтические методы(рисование,лепка,работа с мандалами)
Работа с чувствами проводится следующим образом: для обсуждения на одной встрече выбирается одно чувство ("страх", "гнев", "печаль" ...). Сначала проводится беседа, воспитанник отвечает на вопросы ("Что представляет собой страх? Когда вам бывает страшно?...."). После обсуждения восптанник рисует, лепит, пишут рассказы об этом чувстве. Затем работы совместно обсуждаются. На стадии рисования и после нередко можно исследовать и обсудить чувства и мысли, которые не удалось раскрыть в процессе вербального обсуждения.
Режим работы:
Данная программа рассчитана на 5 – 6 месяцев, в течение которых проводятся групповые ( не менее 14 занятий - 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут) и индивидуальные занятия.
. Ожидаемый результат от реализации программы:
Снижение уровня агрессивности и тревожности у детей.
Большая адаптивность детей к социуму (школе).
Улучшение детского самоконтроля и саморегуляции.
Повышение степени удовлетворения базовой потребности в умелости и компетентности.
Определение результативности
Определение результативности
Для контроля результатов до начала и после окончания цикла занятий проводится обследование детей.
Для диагностики используются следующие методики
1 Проективные методики (на выбор)
2 Тест Люшера - диагностика эмоционального состояния.
3."Дом - дерево - человек" - диагностика общего психического развития.
4.."Несуществующие животное"
5.. Рисунок семьи.
Рекомендации педагогам по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников
1.В коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях интерната, необходимо развивать у детей правильное отношение к результатам своей деятельности, умение оценить ее независимо от педагога, формирование навыка самоконтроля.
2.Важно умение учителя давать ребенку максимально содержательную информацию о результатах его деятельности, не смешивая ее с оценками и замечаниями, относящимися к личности в целом. Должно быть сформировано правильное отношение к неудачам и ошибкам детей. Должны быть выделены четкие требования к детям в учебной деятельности и поведении, данные требования должны быть разъяснены, и обеспечен самоконтроль детей за их выполнением. Педагогом должна осуществляться рефлексия причин трудностей во взаимоотношениях с некоторыми учениками и выработка способов преодоления этих трудностей.
3.В целях снижения учебной тревожности у младших школьников, воспитывающихся в условиях интерната, целесообразно формирование у детей критериев и навыков самоконтроля, оценки собственной работы. Обучение пониманию способов собственной деятельности. Становление правильного отношения к успеху как к следствию собственных возможностей и усилий, развитие адекватного отношения к неудачам, позволяющего не бояться ошибок, формирование умения не смешивать результаты конкретной работы с отношением педагога к себе, развитие у ребенка коммуникативных навыков общения со взрослыми и сверстниками, а также игровых навыков.
4.При построении направленной работы, воспитателям и педагогам рекомендуется придерживаться следующих линий психологического воздействия в психокоррекции тревожности ребенка:
- от сказок и рассказов к рисункам, играм («звук-образ-действие»);
- от наглядных, образных представлений событий с другими героями – к внутренним представлениям;
- от коротких динамических упражнений – к длительным, требующим произвольности в поведении;
- от пассивности, созерцательности – к активности, общей и вербальной;
- от стереотипности – к творческому поиску.
5.В коррекции физиологических проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста можно обращаться к поведенческому подходу, используя метод релаксации, чтобы научить детей развивать осознание и контроль над своими физиологическими и мышечными реакциями на тревогу. Релаксация может сочетаться с воображаемой экспозицией (визуализацией образов).
6. Эффективной формой символического отреагирования в младшем школьном возрасте является сказка, на терапевтическое значение которой указывал ряд исследователей.
Тема 1: «Учимся внимательно слушать и точно выполнять инструкцию». 1 Овладение основами работы над заданиями на слушание и выполнение инструкции
Тема 2: «Учимся преодолевать страх». 2 Развитие умения осознавать и выражать тревогу и страх.
Развитие умения работать по инструкции
Тема 3 Игра с пластилином,рисование,
2 Снижение потребности в деструктивном выражении чувств.
Формирование внутреннего контроля
Тема 4. «Учимся выражать гнев и доводить дело до конца».
2 Развитие умения осознанно и конструктивно выражать гнев. Формирование чувства умелости и компетентности. Развитие умения доводить дело до конца при выполнении заданий по инструкции
Тема 5. «Учимся выражать обиду. Учимся точно и быстро выполнять инструкции» 2 Развитие умения осознанно и конструктивно выражать обиду. Развитие навыков выполнения заданий по инструкции в группе
Тема 6 «Что делать когда грустно. Учимся творчески мыслить».
2 Развитие у детей способности к конструктивному самовыражению. Получение позитивного опыта принятия группой личности ребенка и результатов его творческой деятельности
Тема 7. «Как поделиться радостью» 2 Развитие способности к осознанию и выражению эмоций в процессе творческой деятельности. Закрепление навыков выполнения задания по инструкции
Тема 8 «Завершение работы» 1 Закрепление полученного позитивного опыта. Подведение итогов