Педсовет в формате модульной технологии Одаренные дети: проблемы и перспективы педагогического сопровождения

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ В ФОРМАТЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»
В каждой школе сложились свои традиции, свои требования к организации проведению педсовета. Но как показывает многолетний опыт работы, традиционный вариант педсовета: доклад – содоклад, выступления – сообщения, принятие решения - не эффективен, да и неинтересен большинству учителей. Чтобы разбудить творческую мысль учителей, вызвать у них потребность в деловой дискуссии, нужно использовать нестандартные, современные формы проведения
Опыт проведения педсовета в различных формах показал, что наиболее продуктивно проходили заседания с проведением дидактических игр. Точно подмечено в мудрой китайской пословице: “Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь”.
Следуя этой пословице, мы проводим методические семинары и педагогические советы с использованием той технологии, которой предлагается овладеть слушателям. Осмысление и принятие учителем новых педагогических технологий проходит гораздо продуктивнее, если ее особенности и преимущества он ощутит что называется изнутри. Это позволяет вовлечь преподавателей в активное освоение новых педагогических технологий.
Предлагаю модель проведения педсовета с использованием модульной технологии, так как это именно одна из тех технологий, которые обеспечивают выполнение требований к освоению содержания образования, прописанных в стандартах 2-го поколения, а именно: не только когнитивные , то есть знаниевые умения и навыки, но и надпредметные, или, как говорят, метапредметные умения.
Тема педсовета: «Одаренные дети: проблемы и перспективы педагогического сопровождения»
Выбор темы определяется тем, что задача общества и школы сегодня как никогда состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть, поддержать каждого ребенка, развить его индивидуальность. Компетентностный подход к обучению, предложенный новыми стандартами образования, предполагает развитие творческих, духовных, физических возможностей личности, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности.
В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования.

СТРУКТУРА ПЕДСОВЕТА
№ п/п
Тема выступления
Ведущий
Время

УЭ 1 Организационно-мотивационный модуль (6 минут)

 




УЭ 1\1
Цель: актуализация проблемы
ЭКСПЕРИМЕНТ
Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся.
Дисциплинированный.
Неровно успевающий.
Организованный.
Выбивающийся из общего темпа.
Эрудированный.
Странный в поведении, непонятный.
Умеющий поддержать общее дело.
Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
Занятый своими делами (индивидуалист).
Быстро, “на лету” схватывающий.
Не умеющий общаться, конфликтный.
Общающийся легко, приятный в общении.
Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
Каких “+” у Вас больше?
Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко!
Вахрушева Т.В., председатель МС
1 мин




УЭ 1\2
Цель: определить цели и задачи педсовета
Цели педсовета:
(педагогическая) оказать методическую помощь учителям в выявлении и развитии способностей интеллектуально одарённых детей;
(обучающая) показать образец конструирования урока на основе модульной технологии.
Задачи педсовета:
1) определить наиболее эффективные способы выявления и развития способностей одарённых детей;
2) определить методы и формы работы с одарёнными детьми, способствующие более полному раскрытию их способностей.
Внимательно прочитайте тему, цель и задачи педсовета, сформулируйте собственные, лично значимые цели своего участия в сегодняшнем заседании.
Вахрушева Т.В.
5 мин.

УЭ 2 Теоретический модуль (1 час 10 мин)

 







УЭ 2\1











УЭ 2\2




УЭ 2\3


УЭ 2\4











УЭ 2\5



УЭ 2 6-11
Цель: получить представление о сущности проблемы «Одаренный ребенок»; определить наиболее эффективные способы выявления и развития способностей одарённых детей;

Прием “Продвинутая лекция”.
1. Доклад по теме педагогического совета заранее разделен на две части к каждой части прописываем проблемный вопрос: (СЛАЙД № 1)
Какие особенности, присущи одарённому ребёнку?
С какими проблемами сталкиваются родители, учителя и сам одаренный ребенок при обучении в школе?
2. Прослушивание лекции с одновременным фиксированием моментов, касающихся проблемного вопроса.
3. Самостоятельная работа по содержанию лекции (После прослушивания первой части лекции предлагаем учителям прописать варианты ответов на вопрос к первой части)
4. Работа в парах: обмен информацией, формулирование единого мнения.
5. Предъявление и обсуждение результатов. (Предлагаем некоторым парам выступить. Докладчик фиксирует варианты, предположенные учителями на доске в виде кластера). Выступающим парам и присутствующим учителям задаем уточняющие вопросы:
С чем вы не согласны?
Чем отличаются точки зрения предыдущих ораторов?
Есть ли другое мнение на этот счет?
6. Индивидуально еще раз ответить на проблемный вопрос с учетом всего сказанного ранее:
7-12. Работа над второй частью лекции по той же схеме


Носоченко Т.П., психолог







15 мин.











5 мин.




5 мин.



5 мин.











5 мин.



35 мин.




УЭ 3 Практический модуль (деловая игра) (30 мин)





УЭ 3\1




УЭ 3\2



Цель: определить методы и формы работы с одарёнными детьми, способствующие более полному раскрытию их способностей.
Работа в группах. Для четкой организации работы в группе выберите руководителя (координирует работу, следит за тем, чтобы обсуждение не отклонялось от темы, предоставляет слово, оценивает работу каждого в группе).
Задания группам (см. Приложение 1- 4)





Вахрушева Т.В.




1 мин.




15 мин


 УЭ 3\3
Подведение итогов деловой игры. Выступление руководителей групп. Составление кластеров.
руководители групп
12 минут

УЭ 4 Организационно-итоговый модуль

УЭ 4\1





















УЭ 4\2
Принятие решения педсовета (см. Приложение 6)

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДСОВЕТА
Создать банк данных "Одаренный ребёнок".
Организовать специальное психолого-педагогическое пространство для возможности интеллектуального и творческого проявления одаренных детей.
Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
Создать базу данных способностей и результатов деятельности одарённых детей;
Повышать уровень и качество школьного образования через идеи гуманной и личностно- ориентированной педагогики.
Оформить и распространить полученный опыт.
Рефлексия (см. Приложение 5)
Обсуждение результатов. Оценка работы друг друга в группе. Решающее слово в оценке принадлежит руководителю группы. Оценку поставьте в оценочный лист. Критерии оценки:
2 балла – активно участвовал в обсуждении, выдвигал много предложений;
1 балл – собственных предложений не выдвигал, чаще участвовал в обсуждении предложений других;
0 баллов – не участвовал в работе группы.


15 мин











Работайте в группе.
Время – 2 мин.


МОДУЛЬНАЯ КАРТА ПЕДСОВЕТА
В начале педсовета каждому участнику вручается модульная карта, которая позволяет педагогам сразу включиться в работу, понять свою роль и место в данном педсовете, настроиться на плодотворную работу. В данной карте педагогу предлагается полная структура педсовета и методические рекомендации, помогающие сориентироваться. Карта состоит из учебных элементов (УЭ), четко определенных по времени.
№ учебного элемента
Учебный материал с указанием заданий
Рекомендации по выполнению заданий

УЭ 1 Организационно-мотивационный модуль

УЭ 1\1

Цель: актуализация проблемы
ЭКСПЕРИМЕНТ
Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся.
Дисциплинированный.
Неровно успевающий.
Организованный.
Выбивающийся из общего темпа.
Эрудированный.
Странный в поведении, непонятный.
Умеющий поддержать общее дело.
Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
Занятый своими делами (индивидуалист).
Быстро, “на лету” схватывающий.
Не умеющий общаться, конфликтный.
Общающийся легко, приятный в общении.
Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
Каких “+” у Вас больше?


Работайте индивидуально

Время выполнения: 1 мин.


УЭ – 1\2

Цель: определение индивидуальных целей и задач, стоящих перед участниками педагогического совета
В процессе работы над учебными элементами вы должны:
знать сущность понятий ____________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
уметь _____________________________________
____________________________________________
____________________________________________.
развивать __________________________________
_____________________________________________

Внимательно прочитайте тему, цель и задачи педсовета, сформулируйте собственные, лично значимые цели своего участия в сегодняшнем заседании педсовета.

Работайте индивидуально.

Время выполнения
5 мин.

УЭ 2 Теоретический модуль

УЭ – 2\1
 
 
 
 
 
 

Цель: рассмотреть понятия: ОДАРЕННОСТЬ, КРЕАТИВНОСТЬ, ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ, КОНВЕНГЕРТНОЕ МЫШЛЕНИЕ; определить наиболее эффективные способы выявления и развития способностей одарённых детей;


Запишите варианты ответов на вопрос к первой части лекции.
Обменяйтесь информацией, выслушивая аргументы друг друга, придите к единому мнению.
Поделитесь своими записями с остальными педагогами.
Над второй частью лекции работайте аналогично.

 Внимательно слушайте лекцию. Фиксируйте основные моменты.
Время – 15 мин.
Работайте индивидуально.

Работайте индивидуально
Время –-5 мин.
Работайте в парах. Время – 5 мин.
Работайте с педсоветом. Время 5 – мин.
Время - №№№

УЭ 3 Практический модуль (деловая игра)

УЭ – 3
 
 
 
  

Цель: определить методы и формы работы с одарёнными детьми, способствующие более полному раскрытию их способностей.
Внимательно выслушайте инструкцию проведения деловой игры.
Обратите внимание, в какой группе Вы будете работать в ходе деловой игры.
Работайте согласно полученному заданию.
Выслушайте выступления спикеров групп.


После инструктажа займите место в группе. Начало и конец работы в группе – по звонку.
Подготовьте спикера. Время выступления – 2 минуты.

УЭ 4 Организационно-итоговый модуль

УЭ – 4

Цель: подведение итогов и принятие решения педсовета.
Обратитесь к своим записям: сейчас у Вас есть возможность предложить к общему обсуждению свои вопросы и предложения.
Обсудите проект решения педсовета, внесите свои изменения.
Вернитесь к модулю УЭ – 1. Достигли ли вы поставленной цели? В какой степени?
Оцените свою работу на педсовете, заполните оценочный лист

Работайте с педсоветом
 15 мин
 
 
 
Работайте индивидуально.

Спасибо за работу!


Приложение 1
Обучение одаренных детей
Группа 1. Рассмотрите стратегию ускорения, используемую при обучении одаренных детей. Отметьте ее положительные и отрицательные качества. Определите приемлемые формы реализации.
Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы.
К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение.
Вопросы темпа обучения являются предметом давних не утихающих споров. Многие поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение это односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность общения со сверстниками, эмоциональное развитие. Ускорение связано с изменением скорости обучения, а не с содержательной его частью.
Когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию. Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии.
Но ускорение не является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным. Ускорение лишь сокращает число лет, проводимых в школе.
Основные требования при включении учащихся в учебные программы ,
построенные с использованием ускорения, следующие:
Учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;
Дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;
. Необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.
Считается, что ускорение наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам.
Существуют некоторые формы ускорения, например, ранее поступление в школу. С одной стороны, ранний прием выявляет наиболее благоприятные стороны ускорения, с другой есть возможности отрицательных последствий, прежде всего в отношениях с окружающими и эмоциональном развитии детей. Ранний прием в школу должен проводиться тщательно, на основе комплекса показателей, когда интеллектуальной готовности соответствует и личностная зрелость ребенка
Возможно и ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного класса. Проявляется в том, что учитель организовывает индивидуализацию обучения для нескольких одаренных детей (целесообразно на этапе начальной школе). Однако такая форма наименее эффективна.
Занятия в другом классе. Одаренный ребенок может обучаться тому или иному предмету с детьми старшего возраста. Например, первоклассник, который очень хорошо читает, может по чтению быть во втором, третьем, даже четвертом классе. Эта форма может быть успешной только при условии, что в ней участвует не один ребенок.
Также применима форма перевода учащихся через класс. Благодаря такому переводу ребенок оказывается в окружении интеллектуально стимулирующих его соучеников. В этой форме ускорения нет социально-эмоциональных проблем, дискомфорта и пробелов в обучении.
Оптимальный результат эффективной формы ускорения достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения. Только ускорение используется редко, чаще учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий ускорения и обогащения. Сопоставление стратегий ускорения и обогащения могут переходить одна в другую в зависимости от поставленных целей и задач. Но существует ряд недостатков в формах воплощения этих стратегий. Одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должна рассматриваться отдельно.
Приложение2
Группа 2. Рассмотрите стратегию обогащения, используемую при обучении одаренных детей. Отметьте ее положительные и отрицательные качества. Определите приемлемые формы реализации.

Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей появилась как прогрессивная альтернатива ускорению, которое начали практиковать несколько раньше.
Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире, самопознание, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний (надпредметных умений и навыков).
Обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам.
Важное значение имеет обогащение, ориентирующееся на развитие самих умственных процессов учащихся.
Когда речь идет о решении задач, имеют в виду общий подход к развитию умений рассуждать, что включает умения:
выявить проблему;
проанализировать различные варианты ее решения;
оценить достоинства каждого варианта;
обобщить все найденное и т.д.
Развитие этих умений связано как с исследовательскими умениями, так и с умениями критически мыслить.
Обогащение обучения может быть специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник, как мозговой штурм во всех вариантах, синектика и т.д.
Программы обогащения, ориентированные на дополнительный материал и более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций. Примерами таких программ являются учебные мини-курсы по темам, проблемам или отдельным навыкам.
Проблемные мини-курсы требуют междисциплинарного подхода, что соответствует характеру познавательных потребностей одаренных. Так, проблема борьбы добра и зла может включать изучение философских концепций, литературных произведений, произведений живописи, кинолент.
Вот краткий перечень междисциплинарных проблем, которые можно предложить для обсуждения: межнациональные отношения; загрязнение окружающей среды; войны: их причины и последствия для человечества; разное понимание справедливости; эволюция понимания того, что такое "прекрасное"; новые технологии и развитие мирового сообщества; роль женщины в развитии общества; этика и наука.
В мини-курсах, посвященных конкретным навыкам и умениям, проводится обучение работе с компьютером, умению печатать, рисовать или чертить, публично выступать. Это могут быть курсы по языкам, уроки игры на музыкальных инструментах. Обычно в школах это реализуется в форме кружков и факультативов.
Эти программы могут ориентироваться на разные цели и быть корректирующими, развивающими или интегративными. Корректирующие программы создаются для тех одаренных детей, которые испытывают эмоциональные или поведенческие трудности. Развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы; в них используются такие виды упражнений, как ролевой тренинг, тренинг сенситивности, обсуждения в малых группах. Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Их можно разделить на направленные на обсуждение жизненных ценностей и связанные с исследованием проблемы самоактуализации.
Знание этих форм, их положительных сторон и недостатков поможет оценить перспективы их введения.
Программы "вырывания" предполагают, что определенное время незаурядный ребенок занимается не в своем обычном классе по традиционной программе, а в группе таких же детей по особо разработанной программе. В этих условиях ученик может проводить от одного урока в неделю до одного полного дня в неделю.
По индивидуальной программе могут заниматься и учащиеся средних классов, достигшие высокого уровня развития по каким-то отдельным предметам и имеющие базу для выполнения своего проекта или исследования.
Для средних и старших классов возможен и другой вариант - обучение в центре обогащения в местном институте (университете), вычислительном центре.
Однако он имеет несколько недостатков. Такая форма обучения: не отвечает полностью потребности особо продвинутых детей в постоянной работе на качественно ином уровне и по всем предметам; эта потребность признается во время занятии по программе "вырывания", а в остальное время она как бы забывается.
Биографические исследования, ретроспективные опросы показывают, что даже одноразовое участие в такой хорошо организованной программе может оказать сильнейшее влияние на последующую жизнь особо восприимчивого ребенка.
Летние и зимние программы имеют разнообразные цели, задачи, содержание, могут быть предназначены как для строго определенного возраста, так и для, разновозрастной аудитории. Выделяется три типа таких программ.
Первый тип ориентирован на расширение кругозора. Сюда входят посещения музеев, выставок, заповедников, знакомства с историческими достопримечательностями, культурными традициям.
Второй тип программ нацелен на самопознание, на открытие в себе новых интересов, способностей и их граней. Если на протяжении учебного года идет интенсивная работа по какому-то одному направлению, то у ребенка может возникнуть чувство неудовлетворенности от того, что какая-то из склонностей остается без применения.
Последний тип такой программы достаточно хорошо известен - это углубленное изучение избранного предмета, возможность полностью погрузиться в него, разделить свои интересы с другими и поработать под руководством специалистов высокого класса.
Приложение 3
Группа 3. Проанализируйте особенности взаимодействия педагога с одаренными детьми. Сформулируйте принципы, которые помогут сделать это взаимодействие наиболее успешным.

Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми

При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Обучение таких детей должно отвечать их существенным потребностям.
Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся следующие.
Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения.
Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремлении разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.
Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.
Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.
Значительная часть проблем детей с высоким интеллектом в обычном классе определяется тем, что они легко справляются с учением и поэтому могут не привлекать к себе внимания, создавая у учителя впечатление, что их интеллектуальные потребности удовлетворены. Однако неожиданный бунт ученика или жалобы родителей могут обнаружить, что это далеко не так.
Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным факторам успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.
По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:
он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;
создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
предоставляет учащимся обратную связь;
использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности;
поощряет творчество и работу воображения;
стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
проявляет уважение и индивидуальность ученика.
Успешный учитель для одаренных прежде всего прекрасный учитель–предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.
Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:
С помощью тренингов в достижении понимания самих себя и других;
Предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;
Тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создать индивидуальные программы.
Техники преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют. Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению , оценке.
Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.

Приложение 4
Группа 4. Рассмотрите методы и формы работы с одаренными детьми в урочное и внеурочное время. Сформулируйте принципы, на которых должна строиться эта работа.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.
Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини-курсы «мозговые штурмы» во всех вариантах: ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих зачетов и т.д.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий
Работа с одаренными и талантливыми школьниками осуществляется в трёх направлениях:
1.Выявление одаренных детей, детей с признаками одаренности, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный дальнейший скачок в развитии их способностей. 2. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми. 3. Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время через: - наставничество учителей-предметников, - кружки, секции, клубы по интересам, - спец. курсы с учетом индивидуальных особенностей учащихся в начальных классах.
В свою очередь, реализация этих направлений работы предполагает:
1.Разработку содержания методов обучения с ориентацией на приобретение школьником достаточного опыта творческой деятельности, включающей элементы:
понимание, как способность постигать скрытый механизм явлений и их  причинно-следственную связь, как предвидение хода развития этих явлений;
способность выявления и постановки проблемы при осмыслении и анализе фактов;
продуктивный перенос полученных знаний для решения исследовательских (требующих объяснений явлений) и конструкторских (требующих ответа на вопрос: как это сделать) задач;
решение исследовательских и конструкторских задач на основе образной, знаковой,  смысловой аналогий;
трансформация образов, символических выражений и идей, их интерпретация.
Переориентация с рутинного труда школьников, связанного с запоминанием и простым воспроизведением задания или текста, решением шаблонных задач на  учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности  решений. И в связи с этим обращение учителей к современным образовательным технологиям.
. Вполне очевидно, что учебные программы для детей с высоким умственным потенциалом должны отличаться от обычных: они обязаны отвечать потребностям этих детей, которые не находят удовлетворения в традиционных школьных условиях. Отличия касаются содержания программы, процессов, через которые она воплощается и которые необходимо развивать, продуктов, которых ожидают от учащихся, и обстановки обучения.
Эти принципы помогают целенаправленно, обоснованно создавать специальные программы, внося изменения во все их компоненты. А именно должны быть предусмотрены:
широкие вопросы, темы или проблемы;
применение междисциплинарного подхода;
углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися.
Семь принципов специализации учебных программ применительно к одаренным и талантливым детям
1. Содержание учебной программы для одаренных и талантливых детей должно предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления.
2. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
3. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
4. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.
5. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.
6. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.
7. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Название
Цель технологии
Преимущества технологии
Ограничения
Приемы и методы

Технология модульного обучения
Содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала
1. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах. Учебный модуль (законченный блок информации, целевая программа действий ученика, рекомендации учителя).
2. Базируется на деятельностном принципе: учебное содержание осознанно усваивается тогда, когда становится предметом активных действий учащегося.
3. Строится на идеях развивающего обучения: то, что сегодня ученик сделал с помощью других, завтра сможет сделать сам.
4. Программированное обучение.
5. Оптимизация процесса обучения: достижение наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.
6. Позволяет перевести обучение на субъектную основу
1. Уровень готовности обучающихся к выполнению самостоятельной учебной деятельности.
2. Материальные возможности образовательного учреждения.
3. Включение в модуль очень большого объема содержания деятельности, что создает дефицит времени.
Состав модуля:
1. Целевой план действий
2. Банк информации
3. Методическое руководство по достижению дидактических целей
||
Комплексная дидактическая цель
||
Интегрирующие дидактические цели
||
Частные дидактические цели


Технология проектного обучения
Создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться; приобретают коммуникативные умения; развивают исследовательские умения; развивают системное мышление
1. В центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей.
2. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к обучению.
3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития.
4. Комплексный подход в разработке проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психологических функций учащихся.
5. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
6. Ведущая форма обучения – деловая игра.
1. Может иметь место низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии.
2. Низкая мотивация учащихся к участию в проекте.
3. Недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности.
4. Сложность выбора критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.
Этапы создания проекта:
1. Индукция
2. Самоконструкция
3. Социоконструкция
4. Социализация
5. Разрыв
6. Творческое конструирование знания

Технология учебной деловой игры
Обучение принятию решений
1. В ходе учебной игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности.
2. Учебная игра позволяет учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями.
3. Игры создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.
4. Учебные игры обеспечивают учебную среду, незамедлительно реагирующую на действия учащихся.
1. Большие временные затраты на подготовку и проведение учебной игры.
2. Недостаточный уровень сформированности у школьников умений подготовки и ведения учебной игры.
1. Имитационная игра
2. Операционная игра
3. Исполнение ролей
4. «Деловой театр»
5. Психодрама и социодрама


Технология проблемного обучения
Содействовать развитию у учащихся критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования
1. Развитие авторской позиции ребенка в проблемной ситуации (ПС): преодоление посильных трудностей.
2. Целостная включаемость ребенка в ПС: его опыт служит важнейшим источником учебного познания.
3. Педагог – организатор самостоятельного учебного познания учащихся.
1. Необходимость уделять больше времени на изучение учебного материала в сравнении с традиционным обучением.
2. Возможность слабой отработки практических умений и навыков учащихся.
1. Проблемный фронтальный эксперимент
2. Мысленный проблемный эксперимент
3. Проблемные задания.
4. Игровые проблемные ситуации
5. Проблемные демонстрации.
6. Проблемное изложение
7. Исследовательские лабораторные работы
8. Эвристическая беседа.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧ и П)
Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс
1. Дает возможность интеграции отдельных дисциплин.
2. Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения.
3. Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности
1. Внедрение технологии невозможно без изменения работы каждого учителя.
2. Определение содержания и методов обучения, основываясь на интересах учащихся, ведет к снижению академического уровня образования.
3. Невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы.
4. Подготовка специального содержания текстов.
1. Чтение с остановками
2. Точка зрения
3. Учимся вместе
4. Зигзаг
5. Шесть шляп мышления
6. Заметки на полях
7. Аукцион знаний
8. Перекрестная дискуссия

Технология проведения учебных дискуссий
Развитие критического мышления школьников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры
1. Учебная дискуссия диалогичная, по сути и как форма организации обучения, и как способ работы с материалом.
2. Дискуссия стимулирует инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления.
3. Применение дискуссии рекомендуется, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем.
4. Взаимодействие в дискуссии строится на содержательно направленной самоорганизации участников.
5. Сущностной чертой дискуссии является диалогическая позиция педагога.
6. Дискуссия высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.
1. Большие временные затраты на подготовку и проведение учебной дискуссии.
2. Недостаточный уровень сформированности у школьников умений ведения дискуссии.
1. Дебаты
2. Мозговой штурм
3. Аквариум
4. Междусобойчик
5. Мозаика

Информационно-коммуникационная технология (ИКТ)
Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся. Подготовка личности «информационного общества». Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
1.ИКТ называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог.
2. ИКТ можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
3. Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
4. Аппаратные средства multimedia (многовариантная среда) позволяют создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры, вызывающие особый интерес у детей.
5. Возможность использования дистанционного обучения
1. Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности
2. Материальные затраты при внедрении в учебно-воспитательный процесс.
3. Экспертная оценка электронных средств, применяемых в учебном процессе.
4. Недостаточный уровень методической поддержки при внедрении в учебно-воспитательный процесс.
1. Компьютерное тестирование
2. Использование мультимедийных презентаций, созданных самим учителем.
3. Использование электронных учебников, энциклопедий и т. п.
4. Интерактивные практикумы, лабораторные работы и т.п.

Приложение 5
Уважаемый коллега!
Пожалуйста, оцените значимость обсуждаемой проблемы и результативность работы педсовета:
а) считаю данную проблему неактуальной; время, проведенное на педсовете, потрачено впустую; б) проблема актуальна, но считаю, что в практической работе принципы педагогического сопровождения одаренных детей трудно осуществимы; в) получил ответы на интересующие меня вопросы, готов к самосовершенствованию; г) что-то другое.
Оценочный лист.
Педсовет –
Тема:
Ф.И.О. ________________________________________________________________
Оцените эффективность педсовета, качество его проведения по учебным элементам.


УЭ - 0
УЭ - 1
УЭ – 2
УЭ - 3
УЭ - 4

Самооценка работы в УЭ






Оценка ведущего УЭ







Приложение 6

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДСОВЕТА

Создать банк методических материалов по теме "Одаренный ребёнок".
Организовать специальное психолого-педагогическое пространство для возможности интеллектуального и творческого проявления одаренных детей.
Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
Создать базу данных способностей и результатов деятельности одарённых детей;
Повышать уровень и качество школьного образования через идеи гуманной и личностно- ориентированной педагогики.
Оформить и распространить полученный опыт.










13PAGE 15


13PAGE 141115


13PAGE 15


13PAGE 141715




15