ДОКЛАД на тему: «Роль межпредметных связей на уроках трудовой и профессиональной подготовки в реализации индивидуальной подхода и учёта типологичских особенностей воспитанника с ограниченными возможностями»
ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида №3 г.УсманьДОКЛАД
на тему: «Роль межпредметных связей на уроках трудовой и профессиональной подготовки в реализации индивидуальной подхода и учёта типологичских особенностей воспитанника с ограниченными возможностями»
(заслушан на заседании М/О учителей трудовой и профессиональной подготовки)
В связи с ослабленностью процессов запоминания и недостаточным осмыслением учебного материала большое значение имеет осуществление межпредметных связей, когда учебный материал уроков труда связывается с соответствующим материалом математики, деловым письмом, рисованием, СБО, естествознанием, с уроками этики. Осуществление таких связей должно быть предусмотрено при изучении каждой темы программы. Так, например, при изготовлении образцов машинных швов в 5 классе устанавливается взаимосвязь с уроками математики, это работа с линейкой (мм, см), применение сантиметровой ленты, использование геометрических фигур, а в последующих классах выполнение более сложных конструкций при изучение тем «Снятие мерок», «Построение чертежа», способствуют углублению и осмыслению соответствующего учебного материала. Развитие взаимосвязи трудового обучения наблюдается и с уроками гуманитарного цикла, например, учащимися отрабатывается значение слов, терминов, а так же их грамматическое написание и произношение, обогащая словарный запас слов. Развитие устной речи наблюдается на каждом уроке трудового обучения при повторении учитель добивается точности, полноты ответов, тем самым развивается речь и мышление. При анализе образца учитель помогает ученику правильно анализировать образец . Для этого учитель использует таблицы, схемы, индивидуальные карточки, что способствует развитию речи, развитию логического мышления. Для осуществления межпредметных связей трудового обучения и гуманитарного цикла между речью и деятельностью особое значение имеет словесные отчёты детей. Рассказ ученика о выполненной работе способствует осознанию ребёнком правильности произведённых действий, поэтому словесный отчёт в значительной мере способствует развитию умения планировать работу, так как ученику легче рассказать об уже выполненной работе, чем о предстоящей. Учитель помогает ученику в развёрнутой и последовательной форме рассказать о своей работе полностью или об её части, он следит, чтобы ученик правильно выражал свои мысли, тем самым наблюдается логическое мышление и развитие речи. Осуществляется взаимосвязь и с уроками рисования при оформлении листов в альбоме- происходит развитие эстетического восприятия, чувства цвета, соразмерность эскиза с видами тканей, применяемыми при пошиве того или иного изделия.
Уроки «Обслуживающий труд» тесно связаны с уроками естествознания, СБО, математики, письма. Для того, чтобы лучше реализовать межпредметную связь, учитель должен учитывать индивидуальные и психологические особенности учащихся, давая задания по их степени выраженности задержки психического развития, где бы наблюдалось развитие старания преодолевать трудности, развитие самостоятельности. Более неуверенных учеников следует объединять с более решительными, импульсивных с более уравновешенными, слабых учеников иногда с более способными. Предусматривая учителем индивидуальные и психологические особенности учащихся на уроках трудового обучения, учащиеся должны овладеть полным объёмом учебной программы, так как коррекционная педагогика тесно связана со всем блоком психолого- педагогических и специальных дисциплин.