Урок музыки Музыка и изобразительное искусство (6 класс)


Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
общеобразовательная школа-интернат VIII вида.
с. Шабельского Краснодарского края

Урок музыки и пения в 6 классе
Тема: «Музыка и изобразительное искусство».

Подготовил учитель:
Плашкарева Н.Н.
2013 год
Урок музыки и пения 6 класс
Тема урока: "Музыка и изобразительное искусство"
Цель урока:
- Дать представление о многообразии и богатстве музыки и изобразительного искусства, их общей жизненной основе, взаимовлиянии и взаимодополнении.
Учить сопоставлять музыкальный и художественный образ; введение понятий динамика и контраст в музыке и изобразительном искусстве.
- Развитие вокально-хоровых и ритмических навыков. Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве.
- Обогащение духовного мира детей. Воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.
Музыкальный материал:
“В пещере горного короля” Э. Григ – слушание.
«Сказочная страна» из балета Золушка, картины и рисунки.
Оборудование: Магнитофон, аудиозаписи, СD-диски.
Ход урока:
I. Организационная часть урока.1. Музыкальное приветствие: “Добрый день”.
2. Сообщение темы урока.
3. Эпиграф выписан на доске.
“Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому нас учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее и добрее”. (Д. Б. Кабалевский.)
“Искусство общечеловечно. Его высшее назначение – проникновение в душу человечества”. (Ф. Шаляпин.)
II. Основная часть урока.
1. Вводная беседа о различиях и сходствах двух видов искусств.
2. Учитель предлагает детям рассмотреть рисунок, сделанный художником к знакомому им произведению и назвать это произведение.
- “Золушка” Шарль Перо.
3. Детям предлагается прослушать фрагмент из балета С. Прокофьева “Золушка”.
4. Учитель демонстрирует картину художника “Золушка».
Краткая беседа об этих образах в музыке и изобразительном искусстве.
5. Мы уже сказали, что эти два вида искусства различны, но также между ними есть и много общего. Сейчас мы рассмотрим два понятия - контраст и динамика и свойственны ли они музыке и изобразительному искусству.
(Учитель приводит примеры в музыке и изобразительном искусстве).
Пример контраста и динамики в музыке - произведение Э.Грига “В пещере горного короля”, (от тихого к громкому; светлого к тёмному) – слушание произведения.
6. Музыкально-игровая пауза. Учитель читает фрагмент из вступления к поэме А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”.
“Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей”.
Под музыку, дети должны за минуту нарисовать следы этих зверей.
7. Краткая беседа об образах природы в музыке и изобразительном искусстве. Учитель демонстрирует картины: Иван Шишкин “Утро в сосновом лесу”, Исаак Левитан “Весна. Большая вода”.
III. Физминутка: Под музыку дети повторяют движения за учителем- «Часы».
IV. Знакомство с новой песней В. Шаинского «Дождь пойдет по улице».
Вокально-хоровая работа:
- Показ-исполнение песни учителем (слушая, дети образно рисуют картину).
- Работа по тексту.
- Разучивание песни по музыкальным фразам.
V. Обобщение и итог урока.1. Дети делятся на три группы – художники, писатели, композиторы. На доске плакат с фамилиями известных людей в разном порядке, учащиеся выписывают фамилии, относящиеся к их группе.
2. Вывод совместно с учителем и детьми.
- Музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные образы, даже определённые картины; всматриваясь в картины, мы можем услышать в своём воображении ту или иную музыку. Эти два искусства различны, но их темы могут быть одинаковы.
3. Анализ работы учащихся.
4. Выставление оценок.
VI. Д/З – нарисовать к любому музыкальному произведению рисунок.