Рабочая программа и календарное планирование по русскому языку 2 класс


МБОУ «Сиверская средняя общеобразовательная школа №3»
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор ________ Воропаева О.А.
Приказ № 91 от « 29» августа 2014г.
Рабочая программа
по русскому языку
(учебный предмет)
для базового уровня класс 2.2
(уровень: базовый, профильный)
2014-2015 учебный год
(срок реализации)
Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы
по русскому языку для общеобразовательных школ
Сборник рабочих программ «Школа России».Русский язык. / Авторы: Канакина В.П.,
Горецкий В.Г. и др.-Просвещение, 2011
(указать точное название программы и ее выходные данные)
Разработчик программы:
Михайловская Юлия Васильевна
(Ф.И.О. учителя)
учитель
(занимаемая должность, квалификационная категория)
«РАССМОТРЕНА»:
на заседании ШМО
Протокол № 5 от «25» июня 2014г.
Руководитель __________/Журжалина М.Л.
(подпись, расшифровка) «СОГЛАСОВАНА»:
Зам. директора по УВР _________________/Журжалина М.Л.
(подпись, расшифровка)
«28 » августа 2014г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования, на основе Примерной программы начального общего образования Министерства Образования, программы по предмету «Русский язык» для 1-4 классов четырёхлетней начальной школы, разработанной авторским коллективом Канакиной В.П., Горецким В.Г., Дементьевой М.Н.. Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В.. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Рабочая программа и тематический план ориентированы на использование учебника УМК «Школа России» «Русский язык» (автор. Канакина В.П.,Горецкий В.Г.), включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечивает достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен следующими содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению обучающихся в активный познавательный процесс.
Место курса «Русский язык» в учебном плане.
Учебным планом и программой предусмотрено 170 часов (из расчета 5 часов в неделю). Годовое календарное планирование выполнено на 170 часов.
Распределение учебного времени по четвертям:
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Год
45 37 48 40 170
Формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Контроль осуществляется через самостоятельные, проверочные, контрольные работы, которые планируются согласно разработанному тематическому планированию по отдельным темам и разделам.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
– восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
– доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
– уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
5. Результаты изучения курса.
Данная программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Описание планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования средствами УМК «Русский язык»
(2 класс)Личностные результаты
представление о своей этнической принадлежности;
развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
положительное отношение к языковой деятельности;
заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
первоначальные умения проверять написанное;
овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
Предметные результаты освоения
основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении);
анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
определять ударный и безударные слоги в слове;
правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
использовать знание алфавита при работе со словарями;
определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• осознавать слово как единство звучания и значения;
выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
иметь представление о синонимах и антонимах;
распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология
Обучающийся научится:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
устанавливать связи слов между словами в предложении;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
восстанавливать деформированные предложения;
составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
— применять изученные правила правописания:
раздельное написание слов в предложении;
написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
разделительный мягкий знак (ь);
знаки препинания конца предложения (. ? !);
раздельное написание предлогов с именами существительными;
раздельное написание частицы не с глаголами;
— применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
— безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов;
— писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40 слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;
разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
6. Содержание программы
Содержание тем:
Темы Содержание
Наша речь. Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст. Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.
Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.
Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.
Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.
Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.
Предложение. Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.
Слова,слова, слова… Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы. Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Части речи. Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение. Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
7. Тематическое планирование
Программа по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого для 2 класса состоит из 7 разделов:
1. Наша речь – 3 часа
2. Текст – 4 часов
3. Предложение – 12 часов
4. Слова, слова, слова… – 18 часа
5. Звуки и буквы – 59 часа
6. Части речи – 58 часов
7. Повторение – 16 часов
Содержание тем:
На основе этого материала разработан тематический план и перечень контрольных мероприятий:
Разделы, темы Кол-во часов по теме Количество
диктантов сочинений контр. списывание тестов, сам. работ проектов контр. работ (тематические, комплексные) изложений слов. диктантов
Наша речь 4 1 1 Текст 5 1 Предложение 12 1 1 1 1 1
Слова, слова, слова… 22 2 1 2 1
Звуки и буквы 56 4 4 1 2 3 2 2
Части речи 58 2 4 1 3 1 1 1 2
Повторение 13 1 1 1 1
Всего 170 10 12 4 9 4 2 3 7
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено значительных изменений. Увеличено на 4 количество часов на тему «Слова, слова, слова..» для лучшего усвоения материала. Уменьшено количество часов в разделах «Звуки и буквы» и «Повторение» Чистописание проводится на каждом уроке русского языка по 5-7 минут.
*Описание основных видов деятельности учащихся подробно представлено в календарном планировании.
8. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Книгопечатная продукция.
Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы.-М.: Просвещение, 2013
Учебники.
Русский язык. 2 класс. Учеб. для образоват. учреждений/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2013.
Рабочие тетради.
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. Рабочая тетрадь для 2 кл., 2011.
Дидактический материалы.
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык: Дидактический материал, 2 класс. - М.:
Просвещение, 2011.
Проверочные работы.
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык: Проверочные работы. 2класс.-М.:
Просвещение, 2011.
Поурочные разработки.
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. – М.: ВАКО, 2013.
Технические средства обучения.
Компьютер.
Оборудование класса.
Ученические столы одно-двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Календарно-тематическое планирование
на 2014-2015 уч.г. (170 часов)
Предмет: русский язык
Класс: 2 класс
УМК: Школа России
Русский язык: учебник для 2 класса: В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкина.–М.: Просвещение, 2013.
Дата По факту № урока Тема урока и форма контроля
Основные виды деятельности
учащихся ТСО,
наглядные
пособия Стр.
с начала года по теме
1 полугодие. 82 час.
1 четверть. 45 часов.
Наша речь 4 часа 1.09 1. 1.
Знакомство с учебником.
Виды речи.
Рассуждение о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализ речи людей (при анализе текста). Наблюдение за особенностями собственной речи и оценивание её. Различие устной, письменной речи и речи про себя. Работа с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение». Отличие диалогической речи от монологической речи. Использование в речи диалога и монолога. Участие в учебном монологе. Соблюдение в речи правила речевого этикета, оценивание своей речи на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Работа со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слов диалог и монолог. Составление по рисункам диалог и монолог. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
3-7
2.09 2. 2. Что можно узнать о человеке по его речи?
МП, учебник,
Рабочая тетрадь. Стр.
8-9
3.09 3. 3. Диалог и монолог.
МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
10-13
4.09 4. 4. Проверка знаний по теме: «Наша речь».
Тест. МП, учебник. Стр.
14
Текст 5 часов. 5.09 5. 1.
Текст. Тема текста.
Принятие и сохранение в памяти учебной задачи урока. Осуществление решения учебной задачи под руководством учителя.
Отличие текста от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определение темы и главной мысли текста.
Соотношение текста и заголовка. Подбор заголовка к заданному тексту. Составление текста по заданной теме. Выделение частей текста и обоснованность правильности их выделения. Выбор той часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передача устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создание устного и письменного текста в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Оценивание результатов своей деятельности. МП, учебник,
рабочая тетрадь. Стр.
15-16
8.09 6. 2. Главная мысль текста. МП, учебник, рабочая тетрадь. Стр.
17-19
9.09 7. 3.
Р.р. Части текста. Составление рассказа по рисунку данному началу и опорным словам. Упр.19. МП, учебник, рабочая тетрадь. Стр.
20-22
10.09 8. 4. Стартовый диктант №1 по теме «Текст». 11.09 9. 5.
Работа над ошибками.
Словарный диктант №1. МП. Предложение 12 часов 12.09 10. 1. Что такое предложение?
Отличие предложения от группы слов, не составляющих предложение. Определение границ предложения в деформированном тексте, выбор знака для обозначения конца предложения. Обоснование выбора знака препинания в конце предложения. Соблюдение в устной речи логического (смыслового) ударения и интонации в конце предложения. Составление предложений из слов. Употребление заглавной буквы в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Письмо слов в предложении раздельно. Нахождение главных членов (основы) предложения, обозначение графически грамматической основы, различие и выделение главных и второстепенных членов предложения. Обоснование правильности выделения подлежащего и сказуемого. Анализ схемы и составление по ней сообщения о главных членах предложения. Обсуждение алгоритма выделения в предложении подлежащего и сказуемого. Различие распространненого (с второстепенными членами) и нераспространнего (без второстепенных членов) предложения, составление рапространненых и нераспространненых предложений, распространение нераспространненых предложений. Умение устанавливать при помощи вопросов связи слов между членами предложения, составление предложений из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). Рассматривание репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составление рассказа по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
23-26
15.09 11. 2. Связь слов в предложении.
МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
26-28
16.09 12. 3. Контрольное списывание текста №1 Печатный текст. 17.09 13. 4. Главные члены предложения.
МП, учебник,
рабочая
тетрадь.
Стр.
29-30
18.09 14. 5. Второстепенные члены предложения.
Стр.
31
19.09 15. 6. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
32-34
22.09 16. 7. Распространённые и нераспространённые предложения. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
35-36
23.09 17. 8. Связь слов в предложении.
Проверочная работа. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
37-40
24.09 18. 9.
Р.р. Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень». Упр.47 МП, учебник. 25.09 19. 10. Работа над ошибками. Редактирование текста. 26.09 20. 11. Контрольный диктант №2 по теме «Предложение» 29.09 21. 12. Работа над ошибками. МП, карточки. Слова, слова, слова… 22 часа 30.09 22. 1. Слово и его лексическое значение.
Определение значения слова по толковому словарю, объяснение лексического значения слова нахождение в тексте незнакомых слов, классификация слов по тематическим группам. Распознание многозначных слов, слов в прямом и переносном значении. Работа с толковым и и орфографическим словарями, нахождение нужной информации о слове в этих словарях. Распознавание среди данных пар слов синонимы и антонимы, подбор к слову синонимов и антонимов. Определение смыслового значения пословиц и соотношение их с определенными жизненными ситуациями, анализ речевого высказывания с использованием в нем языковых средств. Подбор заголовка к тексту, изложение письменно содержание текста по данным вопроса. Нахождение однокоренных слов тексте и среди других слов, выделение корня в однокоренных словах, различие однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Группировка однокоренных слов с разными корнями. Умение доказать правильность выделения корня в однокоренных словах, работа с памяткой «Как найти корень слова». Подбор однокоренных слов к данному слову и выделение в корня. Умение производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Деление слов на слоги, определение количества в слове слогов, классификация слов по количеству в них слогов. Определение ударения в слове, наблюдение за ролью словесного ударения. Различие ударного и безударного слога, наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения, нахождение слова по заданной модели. Соблюдение в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оценка в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов. Сравнение слов по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). Перенос слов по слогам, определение способа переноса. Составление текста по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
41-44
1.10 23. 2. Слово и его лексическое значение.
МП, учебник. Стр.
45-46
2.10 24. 3. Однозначные и многозначные слова.
МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
47-49
3.10 25. 4. Прямое и переносное значение слов.
МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
49-51
6.10 26. 5. Синонимы.
МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
52-54
7.10 27. 6. Антонимы.
МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
54-55
8.10 28. 7. Синонимы и антонимы (обобщение).
МП, учебник,
карточки. Стр.
55-57
9.10 29. 8. Контрольный диктант №3 по пройденным темам. 10.10 30. 9. Работа над ошибками.
13.10 31. 10. Родственные слова. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
58-59
14.10 32. 11. Родственные (однокоренные) слова и синонимы.
Словарный диктант №2 МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
59-60
15.10 33. 12. Корень слова. Однокоренные слова. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
61-62
16.10 34. 13. Корень слова. Однокоренные слова (продолжение).
МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
62-64
17.10 35. 14. Слог как минимальная произносительная единица. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
65-67
20.10 36. 15. Ударный слог.
МП, учебник,
рабочая
тетрадь, карточки. Стр.
67-68
21.10 37. 16. Ударный слог. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
69-70
22.10 38. 17. Перенос слов.
МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
71-72
23.10 39. 18. Перенос слов.
Тест. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
73
24.10 40. 19.
Р.р. Обучающее сочинение по серии картинок. Упр.114 МП, учебник. Стр.
74
27.10 41. 20. Проверочная работа по теме «Слово».
Работа над ошибками. МП, печатный материал. Стр.
75-76
28.10 42. 21. Контрольный диктант №4 по темам 1 четверти. 29.10 43. 22. Работа над ошибками. МП, карточки. Звуки и буквы (56 ч.) 30.10 44. 1. Звуки и буквы Различие звуков и букв. Осознание смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознание условных обозначений звуков речи. Наблюдение модели слов (звуковые и буквенные), анализ их. Объяснение, где могут пригодиться знания об алфавите. Название буквы правильно и расположение их в алфавитном порядке. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
77-80
31.10 45. 2. Русский алфавит. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
81-82
1 четверть: контрольное списывание -1
контрольных диктантов –4
2 четверть 37 часов
10.11. 46. 3. Использование алфавита при работе со словарями.
Определение положения заданной буквы в алфавите: ближе к концу, середине, началу; называют соседние буквы по отношению к заданной. Работа с памяткой «Алфавит». Расположение заданных слов в алфавитном порядке. Использование знаний алфавита при работе со словарями. Сопоставление случаев употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Использование правил написания имен существительных и первого слова в предложении. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
83-85
11.11 47. 4.
Р.р. Употребление прописной (заглавной) буквы. Сочинение по репродукции картины З.Е. Серебряковой «За обедом». Упр.133 Определение положения заданной буквы в алфавите: ближе к концу, середине, началу; называют соседние буквы по отношению к заданной. Работа с памяткой «Алфавит». Расположение заданного слова в алфавитном порядке. Использование знаний алфавита при работе со словарями. Сопоставление случаев употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Использование правил написания имен существительных и первого слова в предложении.
Определение темы и главной мысли текста. Работа со страничкой для любознательных. Ознакомление со сведениями из истории русского языка (о букве э) МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
83-85
12.11 48. 5. Гласные звуки. Признаки гласного звука.
Работа над ошибками. МП, учебник.
Стр.
86-87
13.11 49. 6. Контрольный диктант №5 по пройденным темам. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
89-92
14.11. 50. 7. Работа над ошибками. 17.11 51. 8.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Ударные и безударные звуки. Нахождение в слове гласных звуков, объяснение особенности гласных звуков, правильное произношение гласных звуков, различие гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки, объяснение причины разного количества звуков и букв в слове. Работа с текстом, определение темы и главной мысли текста, составление и записывание ответов на вопросы к тексту с опорой на текст рисунок. Анализ звучащего слово, выделение ударного звука в слове. Анализ звучащих слов, выделение в них ударных и безударных звуков. Сравнение произношения и обозначения на письме ударных и безударных гласных звуков. Формулирование вывода по результатам сравнения. Наблюдение за правописанием слов с безударными гласными. Различие проверочного и проверяемого слова, подбор проверочного слова путём изменения формы слова подбора однокоренного слова, наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Формулирование правила правописания слов с безударными гласными. Умение продолжать высказывания, данные в учебнике. Установка способов проверки безударных гласных. Применение на практике правила и способа проверки правописания безударных гласных в слове. Толкование значения выражения через контекст, в котором оно употребляется. Самостоятельный подбор проверочных слов, записывание их через тире.
Составление рассказа по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство». Составление связного текста с элементами описания (под руководством учителя).
Письмо текста под диктовку, оформление предложения при письме.
Письмо слов с изученными орфограммами. Самостоятельный подбор проверочных слов.
. 18.11 52. 9. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. МП, учебник. Стр. 92
19.11
53. 10. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Словарный диктант №3. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
93-95
20.11
54. 11. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
96-97
21.11 55. 12. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
98-100
24.11 56. 13.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
100-102
25.11 57. 14. Контрольный диктант №6
По теме «Произношение и
обозначение проверяемых безударных гласных». МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
103-105
26.11 58. 15. Работа над ошибками. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
106-108
27.11 59. 16. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.
МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
109-110
28.11 60. 17.
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
111
01.12 61. 18. Р.р Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство» МП, учебник. 02.12 62. 19.
Работа над ошибками. Редактирование текста. 03.12 63. 20. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. 04.12 64. 21. Согласные звуки. Признаки
согласного звука. Нахождение в слове согласных звуков, правильное произношение согласных звуков, различие согласных звуков и букв, обозначающих согласных звуков. Различие согласного звука [й] и гласного звука и, способов обозначения согласного звука [й] буквами. Использования правила при переносе слов с буквой. Наблюдение над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использование правила переноса слов с удвоенными согласными. Составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» используя опорные слова, записывание составленного текста. Соотношение количества звуков и букв в словах огонь, кольцо, объяснение причины расхождения количества звуков и букв, перенос слов с мягким знаком, обозначение мягкости согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным. Формирование навыка правописания сочетаний ЧУ- ЩУ; распознавание звуков Ч, Щ.представление о данных звуках , как всегда мягких. Формирование представления о правописании сочетаний ЧК, ЧН, ЩН; уметь замена сочетания слов одним словом, близким по смыслу, составление предложения из данных слов. Письмо раздельно слов в предложении, оформление предложения, записывание слов без пропуска, искажения и замены букв. Наблюдение (анализ) за правописанием слов с сочетаниями чн, чк, щн. Формулирование вывода о правописании слов с данными сочетаниями. Составление текста из групп слов. Записывание текста, грамотное изложение хода событий. Озаглавливание текста. Записывание текста под диктовку, оформление предложения при письме. Письмо слов с изученными орфограммами.
Знакомство с текстом-описания. Отличие от других видов текста. Закрепление знания о правописании сочетаний; отработка до автоматизма безошибочного
написания слов с данными сочетаниями.
Анализ звучащих слов, выделение мягких согласных в словах, наблюдение за произношением (слитное или раздельное) согласного. Толкование значения пословиц. Объяснение роли выразительных средств (антонимов), использованных в пословицах.
Повторение материала по изученным темам. Применение изученных правил в практической деятельности.
Нахождение в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирают примеры слов с такими сочетаниями
Принятие и сохраненик в памяти учебной задачи урока. Соблюдение в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочет. чн, чт(чтобы, скучно и др.). Работа с орфоэпич. словарем. Принятие правил написания слов с буквоочетан. чк, чн, чт, щн, нч. Нахождение в тексте рифмующиеся строчки, подбор рифмующиеся слова, сочинение стихов на заданные рифмы, составление словаря собственных рифм. Проектная деятельность «Рифма».
Различие непарных твёрдых и мягких шипящих звуков. Нахождение в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. Запоминание написания гласных в буквосочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
112-113
05.12 65. 22. Согласный звук [й] и буква «и
краткое». МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
114-116
08.12 66. 23. Слова с удвоенными согласными. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
117
09.12 67. 24. Слова с удвоенными согласными. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
117-118
10.12 68. 25.
Р.р Коллективное составление
рассказа по репродукции
картины А.С.Степанова «Лоси».
Упр. 191 МП, учебник. Стр.
118
11.12 69. 26. Работа над ошибками.
Подготовка к выполнению
проекта «И в шутку и всерьез». МП, учебник. Стр.
119
12.12
70.
27. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Контрольное списывание №2 МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
120-
122
15.12 71. 28.
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
122-123
16.12 72. 29. Контрольный диктант №7 за 2 четверть по изученным темам. 17.12 73. 30. Работа над ошибками. 18.12
74. 31. Мягкий знак, как знак обозначения
мягкости согласного на письме. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
124
19.12 75. 32.
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
125-126
22.12 76. 33. Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. Проверочная работа по теме «Твердые и мягкие согласные». МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
127-129
23.12 77. 34.
Р.р Текст – описание. Упр.208
Стр.
127
24.12 78. 35. Работа над ошибками.
Проект «Пишем письмо». 25.12 79. 36. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр. 4-5
26.12 80. 37.
Р.р. Обучающее изложение «Гнездо ласточек». МП. 29.12 81. 38. Работа над ошибками. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
6-7
30.12 82. 39. Буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу. Проект «Рифма». МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
8-11
За 2 четверть: контрольных диктантов – 3
контрольное списывание – 1 За 1 полугодие: контрольных диктантов – 6
контрольное списывание – 2
2 полугодие. 88 часов.
3 четверть. 48 часов.
12.01 83. 40. Буквосочетания жи – ши, ча - ща, чу – щу. Различие непарных твердых и мягких шипящих звуков. Нахождение в словах буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу, подбирание примеры слов с такими буквосочетаниями. Применениет правил при написании слов с буквосочетаниями жи–ши,ча–ща, чу–щу. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
12-13
13.01 84. 41. Буквосочетания жи – ши, ча - ща, чу – щу. Закрепление. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
14-15
14.01 85. 42. Звонкие и глухие согласные звуки. Различие глухих и звонких согласных звуков, парных и непарных. Характеристика согласного звука, правильное произношение звонких и глухих согласных на конце слова и перед другими согласными, соотношение произношения и написания парного согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Нахождение в словах буквы парного согласного звука, написание которой нужно проверять. Различие проверочного и проверяемого слова, подбор проверочного слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Использование, объяснение правила при написании слов с парным согласным, сопоставление приемов проверки написания гласных и согласных в корне слова.
Наблюдение над произношением слов с разделительным ь. Соотношение количества звуков и букв в словах, подбор примеров слов с разделительным мягким знаком. Различие слов с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Составление устного рассказа по серии рисунков. МП, учебник Стр. 16-17
15.01 86. 43. Произношение слов с парным по глухости-звонкости соглыснм звуком на конце слова или перед согласным. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
18-19
16.01 87. 44. Проверка парных согласных в корне слова. МП, учебник,
рабочая
тетрадь. Стр.
20-38
19.01 88. 45.
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. 20.01 89. 46. Правописание парных согласных. 21.01 90. 47. Правописание парных согласных. 22.01 91. 48.
Р.р. Письменное изложение повествовательного текста. Упр.50 23.01 92. 49. Работа над ошибками. 26.01 93. 50. Обобщение знаний по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова». 27.01 94. 51. Контрольный диктант №8 по теме « «Правописание парных согласных в корне слова».. 28.01 95. 52. Работа над ошибками 29.01 96. 53. Разделительный мягкий знак (ь). Словарный диктант №4 30.01 97. 54. Разделительный мягкий знак (ь). 02.02 98. 55.
Р.р Составление рассказа по картинкам. «Зимние забавы». Упр.66. 03.02 99. 56. Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак (ь). Части речи (58 ч.) 04.02 100. 1. Что такое части речи? Принятие и сохранение в памяти учебной задачи урока. Осуществление решения учебной задачи под руководством учителя.
Распознание имя существительного среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обоснование отнесение слова к имени существительному. Объяснение лексического значения слов — имён существительных. Обогащение собственного словаря именами существительными разных лексико-тематических групп. Работа со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных.
Различие одушевлённых и неодушевлённых имен существительных с опорой на вопросы кто? и что? подбирать примеры таких существительных. Классификация имен существительных одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединение их в тематические группы. Различие собственных и нарицательных имен существительных, подбор примеров таких существительных.
Классификация имен существительных собственных и нарицательных по значению и объединение их в тематические группы. Письмо с заглавной буквы имен собственных. Составление (под руководством учителя) устного рассказа по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри». Нахождение информации (с помощью взрослых) из справочной литературы о происхождении своей фамилии и названия села. Различие названий и кличек животных, правильно их записывать. Составление устного рассказа о своём домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя. Различие имен собственных — географические названия, объяснение их написания. Определение числа имён существительных (единственное и множественное).
Наблюдение за изменением имён существительных по числам. Правильное произношение имен существительных в форме единственного и множественного числа. Работа с орфоэпическим словарем. Работа с повествовательным текстом: определение его темы и главной мысли, подбор заголовка к тексту, определение частей текста, составление ответов на данные вопросы, записывание составленного текста в соответствии с вопросами. Оценивание результатов своей деятельности. Проверка написанного текста. Оценивание результатов диктанта и грамматического задания. Осознание причин успешности или не успешности результатов выполненной контрольной работы. МП, учебник,
рабочая
тетрадь Стр.
40-112
05.02 101. 2. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают. 06.02 102. 3. Имя существительное как часть
речи. 09.02 103. 4. Имя существительное. 10.02 104. 5. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 11.02 105. 6. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 12.02 106. 7. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 13.02 107. 8. Собственные и нарицательные имена существительные 16.02 108. 9. Заглавная буква в именах собственных. 17.02 109. 10.
Р.р Коллективное составление рассказа по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри» 18.02 110. 11. Работа над ошибками. 19.02 111. 12. Заглавная буква в именах собственных.
Контрольное списывание №3. 20.02 112. 13. Число имён существительных. 24.02 113. 14. Изменение имен существительных по числам. 25.02 114. 15. Изменение имен существительных по числам. 26.02 115. 16.
Обобщение знаний об имени существительном. 27.02 116. 17. Обобщение знаний об имени существительном
Словарный диктант №5. 02.03 117. 18.
Р.р Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам Упр.115 03.03 118. 19.
Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном. 04.03 119. 20. Что такое глагол? Выделение в тексте (предложении) слов, называющих действия предмета. Использование термина «глагол». Наблюдение и установка могут ли глаголы отвечать на вопросы что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? И т.д.
Характеристика глагола по его лексико-грамматическим признакам. Различие глаголов, которые отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Наблюдение за глаголами и устанавливание, изменяются ли они по числам. Формулирование вывода по результатам наблюдений. Анализ текста и установка: в предложении форма числа та же, что и форма числа имени существительного, с которым этот глагол связан. Изменение формы числа глагола. Составление текста по рисунку, подбор глаголов, которые можно использовать в тексте.
МП, учебник,
рабочая
тетрадь 05.03 120. 21. Глагол как часть речи. 06.03 121. 22. Глагол как часть речи. 10.03 122. 23. Число глагола. Тест. 11.03 123. 24. Изменение глагола по числам. 12.03 124. 25. Правописание частицы НЕ с глаголами. 13.03 125. 26. Правописание частицы НЕ с глаголами. 16.03 126. 27. Обобщение знаний о глаголе. 17.03 127. 28. Контрольный диктант №9 по темам 3 четверти. 18.03 128. 29. Работа над ошибками. 19.03 129. 30. Текст-повествование и роль в нем глаголов.
Словарный диктант №6. 20.03 130. 31. Роль глаголов в тексте повествовании. За 3 четверть: контрольных диктантов – 2 контрольное списывание -1
4 четверть. 40 часов.
30.03 131. 32.
Р.р Составление текста-повествования на предложенную тему. Соблюдение в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работа с орфоэпическим словарём. Раздельное письмо частицы не с глаголом. Оценивание результатов диктанта и грамматического задания и адекватно воспринимать оценку работы.
Распознание имени прилагательного среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.
Использование в речи прилагательных различных лексико-тематических групп.
Выделение из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приведение примеров имён прилагательных.
Определение, каким членом предложения является имя прилагательное.
Анализ высказывания русских писателей о русском языке. Подбор имен прилагательных — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Определение числа имён прилагательных, распределение имен прилагательных в группы в зависимости от их числа, изменение прилагательных по числам. Определение грамматических признаков имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении. Распознание текста-описания.
Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте-описании. Составление текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя). Оценивание результатов диктанта и грамматического задания.
Распознание личных местоимений (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различие местоимений и имен существительных. Замена повторяющихся в тексте имен существительных личными местоимениями. Распознание текста-рассуждения.
Создание устных и письменных текстов - рассуждения. Оценивание своих достижений при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. МП, учебник,
рабочая
тетрадь 31.03 132. 33. Работа над ошибками. Редактирование текста. 01.04 133. 34. Что такое имя прилагательное? МП, учебник,
рабочая
тетрадь 02.04 134. 35. Имя прилагательное как часть речи. 03.04 135. 36. Имя прилагательное. 06.04 136. 37. Единственное и множественное число имен прилагательных. 07.04 137. 38. Изменение имен прилагательных
по числам. 08.04 138. 39. Обобщение знаний об имени прилагательном 09.04 139. 40. Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа. 10.04 140. 41.
Текст-повествование и роль в нем прилагательных. 13.04 141. 42. Р.р
Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». 14.04 142. 43. Работа над ошибками. Редактирование текста. 15.04 143. 44. Что такое местоимение? 16.04 144. 45. Местоимение как часть речи. 17.04 145. 46. Что такое текст-рассуждение? Структура текста-рассуждения. 20.04 146. 47.
Р.р Работа с текстом-рассуждения. Упр.182 21.04 147. 48. Предлоги. Роль предлогов в речи. 22.04 148. 49. Правописание предлогов с именами существительными. 23.04 149. 50. Тематическая работа по теме «Части речи». 24.04 150. 51. Работа над ошибками. 27.04 151. 52. Роль предлогов в предложении.. 28.04 152. 53. Итоговый контрольный диктант №10 по темам, пройденным за год. 29.04 153. 54. Работа над ошибками 30.04 154. 55. Связь слов в предложении.
Обобщение знаний о частях речи. Проверочная работа. 05.05 155. 56.
Подготовка к проекту на тему: «В словари за частями речи!» 06.05 156. 57. Обобщение знаний о частях речи. 07.05 157. 58. Обобщение знаний о частях речи. Повторение (13 ч.) 08.05 158. 1.
Р.р. Текст. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Шишкина «Сосновый лес» Повторение материала по изученным темам.
Выделение в предложении главных членов, используя термин «главные члены предложения». Устанавливание соответствия между представленной моделью предложения и предложением. Толкование значения слов и выражений через контекст, в котором они употребляются, через подбор синонимов. Выписывание из предложений словосочетания с вопросами. Составление предложения из данных слов, записывание их и выделение главных членов предложения. Понимание роли предлогов в нашей речи. Составление текста-описания. Устанавливание связи слов в предложении по вопросам. Списывание текст без ошибок.
Записывание текста под диктовку, оформление предложения при письме. Письмо слов с изученными орфограммами. Закрепление знания о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, безударных гласных, парных согласных; отработка до автоматизма безошибочного написания слов с данными орфограммами. Работа в паре, подготовка самостоятельная (или совместно) в паре вариантов выполнения задания, аргументирование своего выбора, выполнение задания, обсуждение и оценивание результата выполнения работы.
Повторение материала об изученных частях речи. Определение части речи по его лексико-грамматическим признакам. Работа в паре, подготовка самостоятельная (или совместно) в паре вариантов выполнения задания, аргументирование своего выбора, выполнение задания, обсуждение и оценивание результата выполнения работы.
Нахождение границ предложения, расстановка знаков препинания, определение содержания предложений, виды текстов. Озаглавливание текста, обсуждение темы текста, выбор из предложенных заглавий более точное. Закрепление знания о правописании сочетаний; отработка до автоматизма безошибочного написание слов с данными сочетаниями. МП
Печатный текст
МП
учебник Стр. 113-129
12.05 159. 2. Работа над ошибками. Редактирование текста. 13.05 160. 3. Осложнённое контрольное списывание №4. 14.05 161. 4. Работа над ошибками. Обобщение знаний о предложении и тексте как единице речи. 15.05 162. 5. Обобщение знаний о звуках и буквах, о слоге. 18.05 163. 6. Повторение правописания слов с изученными правилами. 19.05 164. 7. Комплексная работа. 20.05 165. 8. Правописание безударных гласных, парных согласных в корне слов. 21.05 166. 9. Правописание безударных гласных, парных согласных в корне слов. 22.05 167. 10. Повторение сведений о существительном, прилагательном, глаголе. 25.05 168 11. Повторение сведений о существительном, прилагательном, глаголе. Словарный диктант №7. 26.05 169. 12. Повторение сведений о существительном, прилагательном, глаголе. 27.05 170. 13. Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс. За 4 четверть:
контрольных диктантов – 1
комплексная работа - 1
контрольное списывание – 1 За 2 полугодие:
контрольных диктантов – 3 контрольное списывание – 2
комплексная работа - 1 тематических работ – 1
За год – контрольных диктантов – 10
комплексная работа – 1
тематических работ – 1
контрольное списывание – 4

Лист корректировки учебной программы
№ урока Тема урока Причина корректировки Способ корректировки
Критерии анализа
Диагностическая карта оценки рабочих программ Класс 2.2
Михайловской Юлии Васильевны
Пояснительная записка Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Технология
Основа составления рабочей программы + Наличие единого титульного листа + Единая структура программы, соответствие предъявляемым в ОУ к её содержанию и оформлению требованиям + Соответствие рабочей программы обязательному минимуму содержания образования + Автор УМК + Выбор УМК в соответствии с перечнем – каталогом учебных изданий на текущий год + Соответствие УМК реализуемой программе + Целеполагание курса + Обоснованная корректировка базовой авторской программы + Почасовая разбивка программы с указанием количества времени на изучение отдельных разделов, модулей тем + Наличие форм контроля + Наличие требований к обязательному уровню подготовки обучающихся + Наличие листа корректировки программы + Наличие перечня учебно-методического и материально-технического обеспечения для реализации программы + Календарно - тематическое планирование
Соответствие дат проведения урока календарю текущего года + Наличие номера и темы урока + Соблюдение последовательности изучения тем. + Наличие номера и темы контрольных работ + Планирование повторения + Рациональность использования ТСО, наглядных пособий + Эстетика оформления. + Заместитель директора по УВР _________/Журжалина М.Л