Образовательная программа объединения Юный дизайнер (5-8 классы)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
«Утверждаю»
Директор МБОУДОД
«Центр внешкольной работы»
Кукморского муниципального района РТ
_________ С.Ф. Исаев
Приказ № 92/2 от 08.09.2016 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественно-эстетического направления
объединения «Юный дизайнер»
педагога дополнительного образования
МБОУДОД «Центр внешкольной работы»
Бакиной Эльмиры ДердизовныСрок реализации программы: 3 года
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Место проведения: МБОУ «СОШ им. П.Е Воробьева с. Нижняя Русь»Программа рассмотрена и принята
с дополнениями и изменениями
на педагогическом совете ЦВР.
Протокол №2 от 07.09.2016 г.
Пояснительная записка
Образовательная программа «Юный дизайнер» составлена на 3 года обучения, для обучающихся 5-7 классов.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Юный дизайнер» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 1I 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство 5-9 классы». Москва «Просвещение» 2013 .(Стандарты второго поколения).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Программа «Юный дизайнер» предназначена для учащихся 5-7 классов и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по дизайну.
Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
В процессе изучения происходит понимание того, что дизайн и архитектура – это определённое миропонимание, отношение к миру, природе, вещам, самому себе – своему облику и образу жизни.
Изучение конструктивных искусств прочно опирается на большой материал обучения архитектуре и дизайну (изображение на плоскости и в объёме , декоративная и конструктивная работа; обсуждение результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; создание мультимедийных презентаций с использованием интернет - ресурсов; темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки- творческие отчёты, уроки-экскурсии; Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка. )
Учебно - тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки. Программа 2 года обучения рассчитана на 216 часа в год, 6 часов в неделю. Периодичность занятий 3 раза в неделю.
Актуальность программы обусловлена тем, что базой гармонического воспитания является всестороннее развитие личности. Художественно-эстетическое воспитание, художественно-проектная деятельность всегда рассматривалась как составная часть всестороннего развития, а дизайн (от англ. design проектировать, конструировать) как раз и есть разновидность художественно-проектной деятельности, художественного конструирования, охватывающего создания предметной среды (машин, вещей, интерьеров) и основанного на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты. Вещественный мир человека, напрямую зависит от развития общества в целом, его национальных черт, уклада жизни, понимания красоты.
Новизна. Впервые используется компьютерные программы при проектировании дизайн - проектов. Программа дополнена новыми методами проведения занятий, где используется дистанционные методы обучения и защиты дизайн - проектов. Дизайн представляет собой синтез науки, техники и искусства, и понять эту его суть невозможно без осознания их взаимосвязи и взаимозависимости в общем движении культуры: без такого осознания не будет сформировано и полноценное представление о современной интегрирующей роли дизайна.
Целью данной программы является: развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором. Формирование у школьников способности управления культурным пространством своего существования в процессе создания и представления (презентации) художественных произведений.
Основными задачами являются:
1.Обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в области графического, дизайна, дизайне среды, ландшафтного дизайна.
2.Развитие стремления к углублению знаний.
3.Формирование интереса к эстетической деятельности.
4.Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.
5.Формирование чувства коллективизма.
6.Создание комфортной обстановки на занятиях.
7.Развитие аккуратности, опрятности.
Сроки реализации Программы: программа составлена на 3 года, 1-ый год обучения для учащихся 5-6 классов, 2-ой год для 6-7 классов, 3-ий год для 7-8 классов.
Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы. Возраст учащихся 1-го года обучения 11-12 лет, 2-го года обучения 12-13 лет, 3-го года обучения 13-14 лет.
Формы занятий: - групповая, малогрупповая, парная и одиночная;
- в классе, дистанционная, в мастерской, на природе, экскурсии.
Режим и продолжительность занятий. Режим и продолжительность учебных занятий кружка «Юный турист», соответствуют рекомендациям СанПиНом 2.4.4.3172-14 (от 04.07.2014 № 41). Занятия проводятся по понедельникам, средам и пятницам с 14.40 до 16.20.
Количество занятий и учебных часов в неделю (на группу) и за год: при нагрузке 6 часов в неделю – в год 216 часов.
Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории:
С учетом рекомендаций СанПиНом 2.4.4.3172-14 (от 04.07.2014 №41): в группе 2 года обучения – 15 чел. Возрастные категории 12-13 лет.
Структура программы состоит из 9 образовательных блоков (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Содержание образовательной программы кружка проектируется с учетом приоритетных принципов:
1.Многообразия: разнообразие форм и содержания дополнительного образования; разнообразие видов деятельности; разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями .
Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятель-ности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.
2.Открытости. Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.
3.Природосообразности, т.е., процесс художественного творчества должен основываться на научном понимании взаимосвязи социальных и естественных процессов, воспитывать школьника в соответствии с полом и возрастом, формировать ответственность за развитие самого себя.
4.Культуросообразности - творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и в соответствии с особенностями тех или иных национальных культур, традиций регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
5.Принцип диалогичности- принцип взаимодействия педагога и учащегося в художественной деятельности(обмен эстетическими ценностями, индивидуальными ценностями), а также совместное продуцирование художественных ценностей.
6.Принцип патриотической направленности.
7.Принцип проектности - предполагает последовательную направленность деятельности педагога на подготовку подростка к самостоятельному проекту (реализация-рефлексия)
8.Принцип поддержки самоопределения воспитанника.
Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для :1.Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
2.Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3.Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.
4.Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.
Функции рабочей программы:
- нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме; целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»; определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования), а также степень их трудности; процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
Формы занятий: беседы; практические занятия; создание проектов; индивидуальные и групповые занятия; коллективная работа;
Приоритетные направления программы предполагают работу над индивидуальными и коллективными работами, как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными. Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом.
В результате работы по программе «Юный дизайнер » обучающиеся должны :уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику; понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; проектировать ландшафтный дизайн
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального  произведения ; использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
должны уметь:
доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли;
составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;
навыки в оформительской деятельности;
Ожидаемые результаты:
1.Раскрытие творческого потенциала школьников
2.Ценить свой труд, уважать чужой.
3.Уметь применять теоретические знания на практике, пользоваться художественным материалом
Механизм оценки результатов по программе:
В процессе деятельности выработалась определенная система контроля успехов и достижений детей, используя классические методы и приемы, разрабатывая авторские методики. При наборе детей первого года обучения проводится входная диагностика сформированности навыков рисования Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой, в конце 1-го полугодия (декабрь) - промежуточная диагностика, в конце учебного года (май) – итоговая диагностика. По результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях ребенка, но и о его способностях к творчеству.
Цель входной диагностики – выявить уровень развития: Координации и тонкой моторики; умения изображать рисунок в цвете; Творческого мышления ребенка; Умение представлять объекты в различных пространственных положениях.
Для выявления уровня развития творческих способностей детей применяется упрощенный вариант диагностики креативности Торренса «Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма» - адаптация теста Торренса на образное творческое мышление в обработке И.С.Авериной и Е.И.Щеблановой; методика изучения особенностей воображения детей Е.Г.Речицкой и Е.А.Сошиной. Эти диагностики проводятся в конце первого и второго годов обучения программе.
В качестве форм подведения итогов применяются зачеты, открытые занятия, конкурсы, выставки, защиты творческих работ.
Обучающиеся должны знать:
- как анализировать произведения архитектуры и дизайна;
- место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
- тенденции современного конструктивного искусства.
Обучающиеся должны уметь:
- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур; владеть навыками формообразования, использования объёмов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и другими средствами изобразительного искусства;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать разнообразные материалы: белая бумага и тонированная, картон, цветные плёнки, краски (гуашь, акварель), графические материалы (уголь, тушь, карандаш, мелки), материалы для работы в объёме (картон, бумага, пластилин, пенопласт, деревянные и другие заготовки).Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы.
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, портрета, пейзажа, натюрморта (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности.
Викторины.
Кроссворды.
Отчётные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Тестирование.
Учебно - тематический план 1-ого года обучения
№ п/п Разделы, темы Количество часов Теория Практика
1 Вводное занятие 2 1.1 Вводное занятие. Правила техники безопасности в дизайн - студии 2 2 2 Основы дизайна, принципы композиции, зонирование 112 2.1 Основы организации пространства. Основы перспективы. Дизайн - проект интерьера «Комната моей мечты» 20 4 16
2.2 Выставка дизайн - проектов интерьера «Комната моей мечты» 8 8 2.3 Разработка дизайн - проектов организации пространства праздника «Новый год » 16 4 12
2.4 Разработка дизайн - проектов организации пространства скульптур «Снежный городок» 16 2 14
2.5 Разработка дизайн - проектов организации пространства праздника «23+8» 16 4 12
2.6 Разработка дизайн - проектов организации пространства праздника «Последний звонок» 12 4 8
2.7 Конкурс дизайн - проектов организации пространства праздника, реализация проекта победителя конкурса. Презентация оформления школьного зала 20 4 16
3 Основы ландшафтного дизайна. Декоративная дендрология 30 3.1 Разработка и осуществление дизайн - проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн) 10 2 8
3.2 Разработка и осуществление дизайнерского проекта «Школьная аллея» (ландшафтный дизайн) 8 2 6
3.3 Презентация дизайн - проекта «Школьная клумба» и «Школьная аллея» (художественно - образовательное событие)12 4 8
3.8 Промежуточная аттестация 2 2 3.9 Итоговое занятие 2 2 Итого 144 44 100
Содержание программы
Вводное занятие (2ч)
Вводное занятие. Правила техники безопасности в дизайн - студии.
Основы дизайна, принципы композиции, зонирование (112ч)
Основы организации пространства. Основы перспективы. Дизайн - проект интерьера «Комната моей мечты» (20ч)
История дизайна. Основные принципы композиции. Плоскостная композиция (динамика, статика). Графический дизайн. Шрифтовая графика (типографика). Разработка эксклюзивного шрифта. Полиграфический дизайн. Фирменный стиль, логотип. Разработка фирменного стиля предприятий хлебо - булочных изделий. Отрисовка выбранного эскиза. Раппорт, конверт, пакет, фирменный бланк. Презентация пректов «Фирменный стиль». Основные принципы средового дизайна. Цветоведение. Дизайн среды. Зонирование, функциональные зоны, симметрия. Принцип асимметрии (Нюанс, контраст, повтор). Основы организации пространства. Выделение главного и второстепенного, композиционного центра. План, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты. Фактура и текстура, материалов. Основы перспективы. Фронтальная и угловая перспективы. Изометрия. Дизайн- проект интерьера «Комната моей мечты». Сбор аналогов и прототипов комнат с учетом возраста и профессии.
Выставка дизайн - проектов интерьера «Комната моей мечты» (8ч)
Разработка эскиза «Комнаты моей мечты». Выполнение чертежа с отмывкой «Комната моей мечты». Выставка дизайн - проектов интерьера «Комната моей мечты». Реализация проекта победителя конкурса.
Разработка дизайн - проектов организации пространства праздника «Новый год »(16ч)
Новогодний праздник, разработка дизайн - проектов организации пространства праздника (Новый год). Сбор аналогов и прототипов украшений. Разработка эскизов оформления зала. Работа над основным эскизом. Макет украшения Актового зала (чертеж, работа в объеме). Подготовка презентаций проектов. Работа с натуральным материалом. Организация пространства праздника. Презентация оформления школьного зала.
Разработка дизайн - проектов организации пространства скульптур «Снежный городок» (16ч)
Снежные городки, разработка дизайн - проектов организации пространства праздника (Новый год). Сбор аналогов и прототипов снежных городков. Разработка эскизов снежных городков. Работа с натуральным материалом. Конструирование снежного городка. Подготовка презентаций проектов. Реализация проекта победителя конкурса. Организация пространства скульптур «Снежный городок». Реализация проекта победителя конкурса.
Разработка дизайн - проектов организации пространства праздника «23+8» (16ч)
«23+8», разработка дизайн - проектов организации пространства праздника.
Сбор аналогов и прототипов украшений. Разработка эскизов оформления зала. Работа над основным эскизом. Макет украшения Актового зала (чертеж, работа в объеме). Подготовка презентаций проектов. Реализация проекта победителя конкурса. Организация пространства праздника.
Разработка дизайн - проектов организации пространства праздника «Последний звонок» (16ч)
Последний звонок, разработка дизайн - проектов организации пространства праздника. Сбор аналогов и прототипов украшений. Разработка эскизов оформления зала.
Работа над основным эскизом. Макет украшения Актового зала (чертеж, работа в объеме). Подготовка презентаций проектов. Реализация проекта победителя конкурса. Организация пространства праздника, презентация, оформление школьного зала.
Конкурс дизайн - проектов организации пространства праздника, реализация проекта победителя конкурса. Презентация оформления школьного зала(20ч)
Конкурс дизайн – проекта «Комната моей мечты». Конкурс дизайн – проекта «Новый год». Презентация оформления на Новый год школьного зала. Конкурс дизайн – проекта «Снежный городок». Конкурс дизайн – проекта «23+8». Презентация оформления на 23 февраля школьного зала. Презентация оформления на 8 марта школьного зала. Конкурс дизайн – проекта «Последний звонок». Презентация оформления на «Последний звонок» школьного зала. Презентация оформления на «Выпускной» школьного зала. Участие в школьных, муниципальных, республиканских и российских конкурсах. Обобщение темы. Выставка работ.
Основы ландшафтного дизайна. Декоративная дендрология (30ч)
Разработка и осуществление дизайнерского проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн)(10ч)
Основы ландшафтного дизайна. Декоративная дендрология. Цветовая гамма растений (особенности произрастания). Гербарий однолетних растений и листьев деревьев. Разработка и осуществление проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн). Выбор наиболее удачного эскиза клумбы и прорисовка деталей (графическая работа). Разработка эскизов клумбы. Выполнение чертежа клумбы ландшафта в масштабе с отмывкой.
Разработка и осуществление дизайн - проекта «Школьная аллея» (ландшафтный дизайн) (8ч)
Разработка и осуществление проекта «Школьная аллея» (ландшафтный дизайн). Разработка эскизов аллеи. Выбор наиболее удачного эскиза аллеи и прорисовка деталей (графическая работа). Выполнение чертежа аллеи ландшафта в масштабе с отмывкой.
Презентация дизайн - проекта «Школьная клумба» и «Школьная аллея» (художественно - образовательное событие) (12ч)
Выполнение макета «Школьная клумба» в масштабе. Выполнение макета «Школьная аллея» в масштабе. Презентация дизайн - проекта «Эко-пруд моей мечты» (художественно-образовательное событие). Презентация дизайн - проекта «Школьная клумба» (художественно-образовательное событие). Презентация дизайн - проекта «Школьная аллея» (художественно-образовательное событие). Реализация лучшего проекта школьной клумбы на школьном участке. Реализация лучшего проекта школьной аллеи на школьном участке.
Учебно - тематический план 2-ого года обучения
№ п/п Разделы, темы Количество часов Теория Практика
1 Вводное занятие 4 1.1 Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство и дизайн 2 2 1.1 Правила техники безопасности в дизайн - студии 2 2 2 Основы дизайна, принципы композиции, зонирование 122 2.1 Основы организации пространства. Основы перспективы. Дизайн - проект интерьера «Дом моей мечты» 44 4 40
2.2 Выставка дизайн - проектов интерьера «Дом моей мечты» 4 4 2.3 Разработка дизайн - проектов организации пространства праздника «Новый год » 12 4 8
2.4 Разработка дизайн - проектов организации пространства скульптур «Снежный городок» 12 2 10
2.5 Разработка дизайн - проектов организации пространства праздника «23+8» 12 4 8
2.6 Разработка дизайн - проектов организации пространства праздника «Последний звонок» 12 4 8
2.7 Конкурс дизайн - проектов организации пространства праздника, реализация проекта победителя конкурса. Презентация оформления школьного зала 26 4 22
3 Основы ландшафтного дизайна. Декоративная дендрология 90 3.1 Разработка и осуществление дизайн - проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн) 10 2 8
3.2 Разработка и осуществление дизайнерского проекта «Школьная аллея» (ландшафтный дизайн) 4 4
3.3 Презентация дизайн - проекта «Школьная клумба» и «Школьная аллея» (художественно - образовательное событие)24 4 20
3.5 Рекламный и полиграфический дизайн 10 4 6
3.6 Особенности архитектуры, интерьера и одежды разных эпох 20 6 14
3.7 Ландшафтный дизайн 18 4 14
3.8 Промежуточная аттестация 2 2 3.9 Итоговое занятие 2 2 Итого 216 54 162
Содержание программы
Вводное занятие (4ч)
Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство и дизайн. Правила техники безопасности в дизайн - студии.
Основы дизайна, принципы композиции, зонирование (122ч)
Основы организации пространства. Основы перспективы. Дизайн - проект интерьера «Дом моей мечты» (44ч)
История дизайна. Основные принципы композиции. Плоскостная композиция (динамика, статика). Графический дизайн. Шрифтовая графика (типографика). Разработка эксклюзивного шрифта. Полиграфический дизайн. Фирменный стиль, логотип. Разработка фирменного стиля предприятий хлебо - булочных изделий. Отрисовка выбранного эскиза. Раппорт, конверт, пакет, фирменный бланк. Презентация пректов «Фирменный стиль». Основные принципы средового дизайна. Цветоведение. Дизайн среды. Зонирование, функциональные зоны, симметрия. Принцип асимметрии (Нюанс, контраст, повтор). Основы организации пространства. Выделение главного и второстепенного, композиционного центра. План, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты. Фактура и текстура, материалов. Основы перспективы. Фронтальная и угловая перспективы. Изометрия. Дизайн- проект интерьера «Дом моей мечты». Сбор аналогов и прототипов комнат с учетом возраста и профессии. Разработка эскиза «Дома моей мечты». Выполнение чертежа с отмывкой «Дом моей мечты».
Выставка дизайн - проектов интерьера «Дом моей мечты» (4ч)
Выставка дизайн - проектов интерьера «Дом моей мечты». Реализация проекта победителя конкурса.
Разработка дизайн - проектов организации пространства праздника «Новый год »(12ч)
Новогодний праздник, разработка дизайн - проектов организации пространства праздника (Новый год). Сбор аналогов и прототипов украшений. Разработка эскизов оформления зала. Работа над основным эскизом. Макет украшения Актового зала (чертеж, работа в объеме). Подготовка презентаций проектов. Работа с натуральным материалом. Организация пространства праздника. Презентация оформления школьного зала.
Разработка дизайн - проектов организации пространства скульптур «Снежный городок» (12ч)
Снежные городки, разработка дизайн - проектов организации пространства праздника (Новый год). Сбор аналогов и прототипов снежных городков. Разработка эскизов снежных городков. Работа с натуральным материалом. Конструирование снежного городка. Подготовка презентаций проектов. Реализация проекта победителя конкурса. Организация пространства скульптур «Снежный городок». Реализация проекта победителя конкурса.
Разработка дизайн - проектов организации пространства праздника «23+8» (12ч)
«23+8», разработка дизайн - проектов организации пространства праздника.
Сбор аналогов и прототипов украшений. Разработка эскизов оформления зала. Работа над основным эскизом. Макет украшения Актового зала (чертеж, работа в объеме). Подготовка презентаций проектов. Реализация проекта победителя конкурса. Организация пространства праздника.
Разработка дизайн - проектов организации пространства праздника «Последний звонок» (12ч)
Последний звонок, разработка дизайн - проектов организации пространства праздника. Сбор аналогов и прототипов украшений. Разработка эскизов оформления зала.
Работа над основным эскизом. Макет украшения Актового зала (чертеж, работа в объеме). Подготовка презентаций проектов. Реализация проекта победителя конкурса. Организация пространства праздника, презентация, оформление школьного зала.
Конкурс дизайн - проектов организации пространства праздника, реализация проекта победителя конкурса. Презентация оформления школьного зала(26ч)
Конкурс дизайн – проекта «Дом моей мечты». Конкурс дизайн – проекта «Новый год». Презентация оформления на Новый год школьного зала. Конкурс дизайн – проекта «Снежный городок». Конкурс дизайн – проекта «23+8». Презентация оформления на 23 февраля школьного зала. Презентация оформления на 8 марта школьного зала. Конкурс дизайн – проекта «Последний звонок». Презентация оформления на «Последний звонок» школьного зала. Презентация оформления на «Выпускной» школьного зала. Участие в школьных, муниципальных, республиканских и российских конкурсах. Обобщение темы. Выставка работ.
Основы ландшафтного дизайна. Декоративная дендрология (90ч)
Разработка и осуществление дизайнерского проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн)(10ч)
Основы ландшафтного дизайна. Декоративная дендрология. Цветовая гамма растений (особенности произрастания). Гербарий однолетних растений и листьев деревьев. Разработка и осуществление проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн).
Разработка и осуществление дизайн - проекта «Школьная аллея» (ландшафтный дизайн) (4ч)
Разработка и осуществление проекта «Школьная аллея» (ландшафтный дизайн). Разработка эскизов аллеи.
Презентация дизайн - проекта «Школьная клумба» и «Школьная аллея» (художественно - образовательное событие) (24ч)
Выбор наиболее удачного эскиза клумбы и прорисовка деталей (графическая работа). Разработка эскизов клумбы. Выбор наиболее удачного эскиза аллеи и прорисовка деталей (графическая работа). Выполнение чертежа клумбы ландшафта в масштабе с отмывкой. Выполнение чертежа аллеи ландшафта в масштабе с отмывкой. Выполнение макета «Школьная клумба» в масштабе. Выполнение макета «Школьная аллея» в масштабе. Презентация дизайн - проекта «Эко-пруд моей мечты» (художественно-образовательное событие). Презентация дизайн - проекта «Школьная клумба» (художественно-образовательное событие). Презентация дизайн - проекта «Школьная аллея» (художественно-образовательное событие). Реализация лучшего проекта школьной клумбы на школьном участке. Реализация лучшего проекта школьной аллеи на школьном участке.
Рекламный и полиграфический дизайн (10ч)
Рекламный дизайн. Создание вывесок, рекламных щитов для социума. Шрифт как необходимый элемент и выразительное средство художественного проекта. Полиграфический дизайн как необходимый элемент и выразительное средство печатного проекта. Мир открыток. Фотография в современном дизайне.
Особенности архитектуры, интерьера и одежды разных эпох (20ч)
Особенности архитектуры, интерьера и одежды Древнего мира (Египет, Др. Греция, Др. Рим).
Особенности архитектуры, интерьера и одежды Средневековья (Романский стиль, Готика). Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Возрождения. Особенности архитектуры, интерьера и одежды Барокко. Особенности архитектуры, интерьера и одежды Рококо. Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Классицизма. Особенности архитектуры, интерьера и одежды стиля Ампир. Особенности архитектуры, интерьера и одежды в стиле Эклектики. Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Модерна. Особенности архитектуры, интерьера и одежды XX века (конструктивизм, минимализм, хай-тек и др.).
Ландшафтный дизайн (18ч)
Значение декоративного оформления участка. Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зелёном строительстве. Альпийские горки. Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения. Статуи в ландшафтном дизайне. Ажурные ограды. Фонари на улицах и в парках. Изготовление макета мини-участка. Многообразие профессий в области дизайна.
Промежуточная аттестация (2ч) Итоговое занятие (2ч)
Учебно - тематический план 3-ого года обучения
№ п/п Разделы, темы Количество часов Теория Практика
1 Вводное занятие 4 1.1 Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство и архитектурный дизайн 2 2 1.1 Правила техники безопасности в дизайн - студии 2 2 2 Основы дизайна, принципы композиции, зонирование 122 2.1 Основы организации пространства. Основы перспективы. Дизайн - проект интерьера «Школа моей мечты» 44 4 40
2.2 Выставка дизайн - проектов интерьера «Школа моей мечты» 4 4 2.3 Разработка дизайн - проектов организации пространства праздника «Новый год » 12 4 8
2.4 Разработка дизайн - проектов организации пространства скульптур «Снежный городок» 12 2 10
2.5 Разработка дизайн - проектов организации пространства праздника «23+8» 12 4 8
2.6 Разработка дизайн - проектов организации пространства праздника «Последний звонок» 12 4 8
2.7 Конкурс дизайн - проектов организации пространства праздника, реализация проекта победителя конкурса. Презентация оформления школьного зала 26 4 22
3 Основы ландшафтного дизайна. Декоративная дендрология 90 3.1 Разработка и осуществление дизайн - проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн) 10 2 8
3.2 Разработка и осуществление дизайнерского проекта «Школьная аллея» (ландшафтный дизайн) 4 4
3.3 Презентация дизайн - проекта «Школьная клумба» и «Школьная аллея» (художественно - образовательное событие)24 4 20
3.5 Рекламный и полиграфический дизайн 10 4 6
3.6 Особенности архитектуры, интерьера и одежды разных эпох 20 6 14
3.7 Ландшафтный дизайн 18 4 14
3.8 Промежуточная аттестация 2 2 3.9 Итоговое занятие 2 2 Итого 216 54 162
Содержание программы
Вводное занятие (4ч)
Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство и дизайн. Правила техники безопасности в дизайн - студии.
Основы дизайна, принципы композиции, зонирование (122ч)
Основы организации пространства. Основы перспективы. Дизайн - проект интерьера «Школа моей мечты» (44ч)
История дизайна. Основные принципы композиции. Плоскостная композиция (динамика, статика). Графический дизайн. Шрифтовая графика (типографика). Разработка эксклюзивного шрифта. Полиграфический дизайн. Фирменный стиль, логотип. Разработка фирменного стиля предприятий хлебобулочных изделий. Отрисовка выбранного эскиза. Раппорт, конверт, пакет, фирменный бланк. Презентация пректов «Фирменный стиль». Основные принципы средового дизайна. Цветоведение. Дизайн среды. Зонирование, функциональные зоны, симметрия. Принцип асимметрии (Нюанс, контраст, повтор). Основы организации пространства. Выделение главного и второстепенного, композиционного центра. План, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты. Фактура и текстура, материалов. Основы перспективы. Фронтальная и угловая перспективы. Изометрия. Дизайн- проект интерьера «Школа моей мечты». Сбор аналогов и прототипов комнат с учетом возраста и профессии. Разработка эскиза «Школы моей мечты». Выполнение чертежа с отмывкой «Школа моей мечты».
Выставка дизайн - проектов интерьера «Школа моей мечты» (4ч)
Выставка дизайн - проектов интерьера «Школа моей мечты». Реализация проекта победителя конкурса.
Разработка дизайн - проектов организации пространства праздника «Новый год »(12ч)
Новогодний праздник, разработка дизайн - проектов организации пространства праздника (Новый год). Сбор аналогов и прототипов украшений. Разработка эскизов оформления зала. Работа над основным эскизом. Макет украшения Актового зала (чертеж, работа в объеме). Подготовка презентаций проектов. Работа с натуральным материалом. Организация пространства праздника. Презентация оформления школьного зала.
Разработка дизайн - проектов организации пространства скульптур «Снежный городок» (12ч)
Снежные городки, разработка дизайн - проектов организации пространства праздника (Новый год). Сбор аналогов и прототипов снежных городков. Разработка эскизов снежных городков. Работа с натуральным материалом. Конструирование снежного городка. Подготовка презентаций проектов. Реализация проекта победителя конкурса. Организация пространства скульптур «Снежный городок». Реализация проекта победителя конкурса.
Разработка дизайн - проектов организации пространства праздника «23+8» (12ч)
«23+8», разработка дизайн - проектов организации пространства праздника.
Сбор аналогов и прототипов украшений. Разработка эскизов оформления зала. Работа над основным эскизом. Макет украшения Актового зала (чертеж, работа в объеме). Подготовка презентаций проектов. Реализация проекта победителя конкурса. Организация пространства праздника.
Разработка дизайн - проектов организации пространства праздника «Последний звонок» (12ч)
Последний звонок, разработка дизайн - проектов организации пространства праздника. Сбор аналогов и прототипов украшений. Разработка эскизов оформления зала.
Работа над основным эскизом. Макет украшения Актового зала (чертеж, работа в объеме). Подготовка презентаций проектов. Реализация проекта победителя конкурса. Организация пространства праздника, презентация, оформление школьного зала.
Конкурс дизайн - проектов организации пространства праздника, реализация проекта победителя конкурса. Презентация оформления школьного зала(26ч)
Конкурс дизайн – проекта «Школа моей мечты». Конкурс дизайн – проекта «Новый год». Презентация оформления на Новый год школьного зала. Конкурс дизайн – проекта «Снежный городок». Конкурс дизайн – проекта «23+8». Презентация оформления на 23 февраля школьного зала. Презентация оформления на 8 марта школьного зала. Конкурс дизайн – проекта «Последний звонок». Презентация оформления на «Последний звонок» школьного зала. Презентация оформления на «Выпускной» школьного зала. Участие в школьных, муниципальных, республиканских и российских конкурсах. Обобщение темы. Выставка работ.
Основы ландшафтного дизайна. Декоративная дендрология (90ч)
Разработка и осуществление дизайнерского проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн)(10ч)
Основы ландшафтного дизайна. Декоративная дендрология. Цветовая гамма растений (особенности произрастания). Гербарий однолетних растений и листьев деревьев. Разработка и осуществление проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн).
Разработка и осуществление дизайн - проекта «Школьная аллея» (ландшафтный дизайн) (4ч)
Разработка и осуществление проекта «Школьная аллея» (ландшафтный дизайн). Разработка эскизов аллеи.
Презентация дизайн - проекта «Школьная клумба» и «Школьная аллея» (художественно - образовательное событие) (24ч)
Выбор наиболее удачного эскиза клумбы и прорисовка деталей (графическая работа). Разработка эскизов клумбы. Выбор наиболее удачного эскиза аллеи и прорисовка деталей (графическая работа). Выполнение чертежа клумбы ландшафта в масштабе с отмывкой. Выполнение чертежа аллеи ландшафта в масштабе с отмывкой. Выполнение макета «Школьная клумба» в масштабе. Выполнение макета «Школьная аллея» в масштабе. Презентация дизайн - проекта «Эко-водоем моей мечты» (художественно-образовательное событие). Презентация дизайн - проекта «Школьная клумба» (художественно-образовательное событие). Презентация дизайн - проекта «Школьная аллея» (художественно-образовательное событие). Реализация лучшего проекта школьной клумбы на школьном участке. Реализация лучшего проекта школьной аллеи на школьном участке.
Рекламный и полиграфический дизайн (10ч)
Рекламный дизайн. Создание вывесок, рекламных щитов для социума. Шрифт как необходимый элемент и выразительное средство художественного проекта. Полиграфический дизайн как необходимый элемент и выразительное средство печатного проекта. Мир открыток. Фотография в современном дизайне.
Особенности архитектуры, интерьера и одежды разных эпох (20ч)
Особенности архитектуры, интерьера и одежды Древнего мира (Египет, Др. Греция, Др. Рим).
Особенности архитектуры, интерьера и одежды Средневековья (Романский стиль, Готика). Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Возрождения. Особенности архитектуры, интерьера и одежды Барокко. Особенности архитектуры, интерьера и одежды Рококо. Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Классицизма. Особенности архитектуры, интерьера и одежды стиля Ампир. Особенности архитектуры, интерьера и одежды в стиле Эклектики. Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Модерна. Особенности архитектуры, интерьера и одежды XX века (конструктивизм, минимализм, хай-тек и др.).
Ландшафтный дизайн (18ч)
Значение декоративного оформления участка. Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зелёном строительстве. Альпийские горки. Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения. Статуи в ландшафтном дизайне. Ажурные ограды. Фонари на улицах и в парках. Изготовление макета мини-участка. Многообразие профессий в области дизайна.
Промежуточная аттестация (2ч) Итоговое занятие (2ч)
Методическое обеспечение
Условия реализации программы:
1.Психологическая готовность педагога, обеспечивающего детям возможность открытия и восхищения.
2.Наличие оборудования для осуществления задач программы.
3.Наличие материалов и инструментов для декораторской работы.
Форма занятий по программе может быть определена как свободное студийное творчество под руководством педагога – дизайнера. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций.
Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия. С детьми 11-14 лет можно вести игру в вопросы и ответы, им можно дать задание в виде неожиданного сюрприза, в образе сказочного персонажа. Дети чутко реагируют на сказочно – игровую ситуацию, на присутствие на занятии кукол (Перчаточных, тростевых, марионеток и т.п.), которые могут выполнять любые роли (король Декор, королева Аппликация и т.п.) Дети любят загадки, кроссворды и ребусы, поэтому сообщение нового материала может начинаться с их разгадывания.
Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. На основе объяснений педагога, а также восприятия фотографий, слайдов, репродукций произведений искусства, образцов декораторской мысли, дети выполняют задание, результатом, которого становится продукт творческой деятельности. Как правило, одно задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующем.
Для работы в области дизайна предлагается использовать такие технические приемы, как моделирование из картона и бумаги, природных материалов, коллаж из бумаги и тканей, работа с кожей, пластилином; материалы: бумага цветная, гофрированная, картон цветной и белый, кусочки ткани и кожи, природный материал (засушенные листья деревьев, кукурузы, перья, яичная скорлупа и т.п.), пластилин, клей ПВА, краски акварельные, акриловые, гуашь. Задания должны быть адаптированы к возрасту детей и построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений данной возрастной группы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть как персональная, так и общая выставка творческих работ учащихся.
Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое оснащение.
Оборудование:
Мольберты
Табуреты
Подиумы
Компьютер с программным обеспечением
Столы
Натюрмортные столики
Материалы:
Бумага разных сортов
Бумага цветная
Гуашь, акварель, пастель
Кисти
Клей
Кнопки, скотч
Карандаши (цветные, простые)
Маркеры, фломастеры
Тушь, перо
Ластик
Калька
Фонд работ учащихся
Фонд методических пособий, разработок педагогов
Наглядные пособия
Альбомы по искусству
Периодические издания: «Юный художник», «Художественная школа» и т.д.
Материально-техническое обеспечение:
печатные пособия;
демонстрационные пособия;
цифровые и электронные образовательные ресурсы;
технические средства обучения (средства ИКТ);
экранно-звуковые пособия.
Литература
Основная литература:
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);
- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 175 с.
- «Изобразительное искусство. Рабочие программы.» Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..Дополнительная литература
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977
Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.