Образовательная программа для дошкольников Юный дизайнер
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр дополнительного образования детей «Ая – ганга»
Рассмотрено на заседании МС Утверждено
МБОУДОД ЦДОД «Ая – ганга» Директор МБОУДОД ЦДОД
«Ая – ганга»
Протокол № от ___________ ____________М.Г. Ринчинова___________________ 2014г.
Образовательная программа
«Юный дизайнер»
Составитель: Очирова С.Ж.
педагог дополнительного образования
Вид программы:модифицированнаяВозрастной диапазон освоения программы: 5-6 лет
Срок обучения: 1 год
Гусиноозерск
2014
Структура образовательной программы
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание курса
Методическое обеспечение
Список литературы
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
В. Сухомлинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. У детей ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:
у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);
сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;
появилось понимание, что знания можно получить от взрослого человека.
Программа «Юный дизайнер» составлена на основе программы по экологическому воспитанию детей возрастной группы 5-6 лет Н.А. Рыжовой «Наш - дом природа». Основная цель этой программы - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Именно с детьми этой возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями. А.В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Дети 5-6 лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.
Благоустраивая свое кукольно-игровое хозяйство, а позднее, по мере взросления, и пространство вокруг себя, дети старшего дошкольного возраста подчас неосознанно выполняют функции дизайнера. Знакомые им конструирование и декоративно - оформительская деятельность являются предпосылками развития детей и знакомства с основами дизайна.
Новизна и актуальность программы в сравнении с другими программами этой направленности состоят в создании системы формирования дизайнерской культуры старших дошкольников в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей в самостоятельной деятельности детей.
В старшей группе дети познакомятся с практикой приобщения к полезной и увлекательной деятельности создания «целесообразной красоты». Используются методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы, личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу и т.п. Этим в первую очередь и определяется актуальность реализации данной программы в творческом объединении.
Цель:
Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала дошкольника средствами художественно-конструктивного дизайна.
Задачи:
- формировать у дошкольников осознанное отношение к объектам природы;
- развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытно-исследовательской деятельности детей;
- формировать умение и навыки наблюдений за объектами природы;
- обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
- осваивать элементарные нормы поведения по отношению к объектам природы.
- развивать эмоционально-эстетическое отношение к окружающему миру.
- воспитывать бережное отношение к своему труду и труду своих сверстников.
Практические занятия организуются по индивидуальным заданиям таким образом, чтобы характер работ вызывал у воспитанников познавательный интерес, способствовал развитию пространственного воображения и мышления. Большое внимание уделяется наблюдениям во время прогулок, экскурсий, чтению книг, изобразительной и музыкальной деятельности, проведению наблюдений, опытов, игр.
Кроме того, на занятиях применяются здоровьесберегающие образовательные технологии. С целью предупреждения утомления и снижения активности воспитанников в течение занятия, необходимо следить за посадкой обучающихся: проводить психофизические паузы, физкультурные минутки (упражнения для снятия общего и локального утомления; упражнения для кистей рук; гимнастика для глаз; упражнения, корректирующие осанку; дыхательная гимнастика).
Экологическое воспитание не может полностью зависеть от педагогов дошкольного учреждения, ведь для детей примером для подражания являются родители, которые не должны оставаться безучастными в работе по экологическому воспитанию их детей. Приобщение родителей воспитанников к совместной деятельности с детьми в рамках реализации проекта создало атмосферу тепла и доверия между ними и педагогическим персоналом, расширило их знания о правилах создания ландшафтных композициях с приемом подбора растений с учетом их биологических признаков. Организация и проведение родительских собраний, консультаций для родителей, оформление информационного стенда и как результат совместной работы – разработка, защита и внедрение проекта ландшафтного дизайна участка группы.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
-привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту, бережное отношение к природному и рукотворному миру.
Для родителей и педагогов:
-приобщение родителей воспитанников к совместной деятельности с детьми;
-расширение знаний о правилах создания ландшафтных композиций с приемом подбора растений с учетом их биологических признаков.
Выполнение программы рассчитано на 1 год обучения. На занятия отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Режим работы: двухчасовые занятия проводятся по 20-25 минут каждый час, два раза в неделю.
Возраст воспитанников: 5-6 лет
Форма текущего контроля знаний, умений, промежуточной и итоговой диагностики воспитанников:
Форма подведения текущего и промежуточного контроля:
•устный опрос (определение, насколько воспитанники усвоили материал);
•объективная оценка выполнения практических работ;
•самооценка воспитанниками своих работ.
Формы подведения итогового контроля:
Для детей и родителей: организация тематических выставок, фотоальбом о совместной деятельности воспитанников и родителей в рамках реализации образовательной программы «Юный дизайнер», презентация проекта «Цвети наш любимый садик!»
Для педагогов: папка с методическими материалами, фотоотчет
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Тема раздела Количество часов
всего теория практика
1 Цветы вокруг нас 16 6 10
2 Деревья и кустарники 12 4 8
3 Чудо - растения 12 4 8
4 «Цвети наш любимый садик». Организация работы над проектом 24 6 18
5 Презентация проекта «Цвети наш любимый садик» 4 2 2
Всего 68 22 46
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Цветы вокруг нас (16 ч)
Беседа: О труде садовода, цветах, насекомых. Кто любит цветы, тот не может быть злым.
Художественная деятельность с использованием нетрадиционной техники: рисование ватными палочками, с помощью щеток, мятой бумаги, пальцеграфия. Раскраска «Цветы вокруг нас».
Декоративно-прикладное искусство: аппликация, посвященная Дню Матери.
Чтение художественной литературы: «В живой комнатке» Н. Павлова «Золотой луг» М. Пришвина, легенды и мифы о цветах.
Дидактические игры: «Собери цветок», « Что сначала, что потом».
Исследовательская деятельность: «Воздух в почве», "Почему осенью бывает грязно», «Чистый и загрязненный воздух».
Раздел 2. Деревья и кустарники (12 ч)
Беседа: Деревья и кустарники. Их особенности.
Художественная деятельность с использованием нетрадиционной техники: «Зимний сад» рисование деревьев и кустарников с помощью пластмассовой бутылки, кляксография. Раскраска рисунков «Елочка нарядная».
Дидактическая игра: «К дереву беги», «Найди листок как на дереве».
Чтение художественной литературы: «Как дерево с кустарником встретились».
Показ презентации: Деревья.
Исследовательская деятельность:«Украсим елочку сосульками». «В чём нуждается растение?». Посадка семян для эксперимента. Подготовка почвы к высадке рассады.
Декоративно-прикладное искусство: новогодняя елка.
Раздел 3. Чудо – растения (12 ч)
Беседа: «Лекарственные растения», «Для чего нужны лекарственные растения?». Стихи и загадки про лекарственные растения
Художественная деятельность с использованием нетрадиционной техники: рисование песком, мыльными пузырями, пластилинография, поролон. «Лекарь в цветах» раскраска лекарственных растений
Исследовательская деятельность: «Человек и растение», посадка семян рассады, уход за рассадой.
Сюжетно-ролевая игра: Лесничий
Чтение художественной литературы: «Сказка про лекарственные растения» П.А. Синявский, «Неизвестный цветок» Платонов А.
Раздел 4. «Цвети наш любимый садик»
Организация работы над проектом. (24 ч)
Беседа: «Кто такой дизайнер?», «Первоцветы», «Астра – королева осеннего цветника», «Садовые цветы», «Зеленая аптека».
Художественная деятельность: выполнение рисунка «Весенние цветы» акварельными красками.
Декоративно-прикладное искусство: аппликация из природного и бросового материала «Первые цветы», «На лесной поляне».
Исследовательская деятельность: В какую почву лучше посадить растение? Как ухаживать за рассадой? Как делать клумбы для цветов? Подготовка территории, клумб для высадки растений, пикировка рассады.
Совместная акция «Зеленей, наш детский сад» с родителями по приобретению рассады цветов, элементов оформления (вазоны, декоративные заборчики, малые архитектурные формы).
Совместная акция с родителями «Цвети наш любимый садик» по высаживанию рассады цветов.
Дизайн и подготовка цветочных клумб «Зеленая аптека», «Садовые цветы», «Астра – королева цветника» с родителями, высаживание рассады цветов на клумбы с детьми.
Раздел 5. Презентация проекта (4 ч)
«Как прекрасно в мире цветов» выставка рисунков и аппликаций.
«Цвети наш любимый садик» презентация проекта. Подведение итогов совместной проектной деятельности. Фотосессия.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- «Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлева В. Н.
- Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников:
«Методика экологического воспитания в детском саду», Николаева С. Н.;
«Наш дом - природа», Рыжова Н. А.;
- Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/17/ekologicheskie-igry-dlya-doshkolnikov-5-7-let-pri-oznakomlenii-shttp://www.liveinternet.ru/users/vsjo_dlja_doshkoljat/post279346316/http://www.razvitierebenka.com/p/5-7.htmlМатериально-техническое:
- иллюстрации, картинки и презентации о цветах, насекомых, деревьях
- художественные произведения по теме проекта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акимушкин И. /Причуды природы М. 1992.
Аксенов Е., Аксенова Н. « Декоративное садоводство. Деревья и кустарники», Москва, ACT-ПРЕСС, 2001г.
Аксенов Е., Аксенова Н. « Декоративное садоводство. Травянистые растения», Москва, ACT-ПРЕСС, 2001г.
Баталин Б.С., Маковецкий А.И. Строим сами: постройки на садовом участке. – Пермь: Кн. изд-во, 1989. – 221 с.
Гусев В.Г. Наши питомцы М. Лесная промышленность , 1987.
Декоративные злаки //Цветники.2005 №11
Кудрявцева Т.З. «Приусадебный цветник», 4-е изд. Москва, Маркетинг, 2000г.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду:/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/.- СПб.: КАРО. 2008.
Пенькова Л.А., Безгина Е.Н., Ефратова Т.Г. Ландшафный дизайн детского сада. – М., Творческий центр СФЕРА, 2008.
Петров В.В. Из жизни зеленого мира М.: Просвещение , 1982.
Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир. М. : Просвещение , 1996.
Тарнис Л.Г. Ландшафтное искусство и Фитодизайн. – Екатеринбург: Банк культурной информации, издательство Дома учителя, 1998
Юрченко А.В. Ландшафтный дизайн. – М.: Эксмо, 2005