Конспект открытого занятия по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. «Я учусь владеть собой».
Конспект открытого занятия по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
«Я учусь владеть собой».
Цели:
-создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них;
-познакомить детей с понятием «настроение»;
-ввести наглядные образы, символизирующие разные настроения.
Ход занятия:
Здравствуйте дети. Я рада вас видеть, а вы рады видеть друг друга?
Тогда давайте скажем друг другу об этом.
Игра «Назови ласково по имени и скажи: Я рад (а)»Стоя в кругу, участники обращаются друг к другу по очереди:«Я рад (а) тебя видеть ». Заканчивая фразу, обнимают друг друга. После того, как все дети по кругу обменялись приветствиями, говорят хором: «Мы рады друг друга видеть».
А теперь присаживайтесь на стульчики. Сегодня на занятии мы будем учиться справляться с проблемами, которые нередко встречаются у детей и портят им настроение. Часто у нас не получается сделать что-то так, как хочется, иногда бывает грустно без близких людей, бывает обидно.
Но для начала я хочу познакомить вас с одним моим знакомым, зовут его дракончик «Памси», он очень хочет научиться справляться с трудностями вместе с вами. Знакомьтесь дракончик «Памси».
Ребята я сейчас вам расскажу историю про Памси.
Закройте глаза и представьте себе, что вы на лесной опушке. Вокруг шелестят листья, поют птицы, кукует кукушка, стрекочут в траве кузнечики, жужжат пчёлы… Прислушайтесь к звукам… Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: ароматно пахнут лесные цветы... Ветер доносит запах сосен.
Расслабьтесь, почувствуйте лёгкость и спокойствия. (При выполнении упражнений на эмоциональное расслабление можно использовать спокойные шумовые фоны или медленную музыку.)
Работа с текстом
На краю луга среди диких цветов есть каменная пещера.
В пещере живет маленький дракончик по имени Памси. Памси – особенный дракончик. Дело в том, что он умеет думать. Памси очень любит учиться! Он уже умеет считать и знает название всех цветов, растущих на лугу около пещеры. Но самое удивительное у Памси – это его мысли. Мысли у Памси бывают очень разные. Иногда они бывают похожи на праздничный салют – яркие, быстрые, как разноцветные искорки. Когда его мысли похожи на салют, они блестят, играют, мчатся, а мир вокруг кажется Памси таким разноцветным! В его голове появляются замечательные идеи. Когда мысли у Памси такие то у него прекрасное настроение, и он мечтает, чтобы это продолжалось как можно дольше. Давайте попробуем изобразит «салют» для Памси. Один из детей будет ведущим, кто хочет.
Упражнение «Вот так позы!»
Цель игры: развивать наблюдательность.
Игроки становятся в различные позы. Ведущий должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.
А я продолжаю рассказ.
Но мысли не всегда похожи на салют, иногда они как озеро в центре весеннего луга-спокойные и тихие, очень-очень светлые. Все краски - как отражение в чистой и прозрачной воде. Когда его мысли такие, то он чувствует себя хорошо и уверенно. Он мечтает, чтобы так было всегда, и тогда душевное спокойствие никогда не покинет его.
Я прерываю свой рассказ и предлагаю поиграть в очень интересную игру.
Этюд «Возьми и передай» (горячий пирожок, спящего котенка, красивый цветок, полный стакан воды, червячка)
Цель этюда: тренировка выразительности движений.
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу некий воображаемый предмет. Сбоку, несмотря на движения детей, должно складываться впечатление, что они действуют с реальными предметами.
А я продолжу свой рассказ.
Но иногда Памси чувствует себя очень плохо, даже отвратительно. То, что происходит с ним, напоминает что-то неприятное и мрачное. И тогда мысли Памси похожи на мутную лужу в плохую погоду. Они темные и вязкие. Памси называет их гадкими. Когда у Памси такие неприятные мысли, он чувствует себя просто несчастным! Ему очень плохо, он расстроен. Давайте представим его состояние.
Этюд «Старый гриб»
Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпки.(Выразительные движения. Стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.)
В такие моменты Памси хочет только одного: чтобы поскорее прошло неприятное состояние. Он ждет, ждет и ждет…
Памси даже устает от этого ожидания, и ему хочется знать, когда же снова будет хорошо, когда же он снова почувствует себя счастливым? Он понимает: для того, чтобы плохие мысли ушли, что-то должно произойти, а что именно – Памси не знает.
Он лежит и ждет, ждет, ждет…
После чтения рассказа педагог-психолог берет ттри стакана с водой и говорит следующее:
-Когда Памси чувствует себя хорошо, у него все получается, он всем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него ясные и «чистые» (показывает стакан с чистой водой).
-Когда в его голову приодят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным и мысли становятся похожие на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане (бросает во второй стакан блестки и палочкой размешивает их).
-Но бывает, что его мысли грустны и неприятны, ему или плохо или обидно. Тогда его мысли похожи на темную, мутную воду (бросает кусочек глины в третий стакан).
Обсуждение
Вопросы для обсуждения:
-Бывает ли у вас такое грустное настроение, как у дракончика Памси? Когда?
-Что вы чувствовали при этом?
-Как вы выходили из грустного состояния?
-Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?
-Что же нужно делать, чтобы оно прошло?
Правило
Педагог-психолог открывает детям правило-секрет: наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем. Затем педагог-психолог приводит примеры мыслей, которые создают хорошее или плохое настроение, например: Я плохой, Я не умею, Я не справлюсь, Меня обидели, Я боюсь, Я справлюсь, У меня получится, Я научусь, Все будет хорошо, Я не буду бояться.
Завершение
Ребята дракончик Памси прощается с вами и на прощанье приглашает вас поиграть всем вместе в игру «Дракон ловит свой хвост». Дети взявшись за руки (цепочкой), изображают хвост дракона, подпрыгивают под музыку. Ребенок, замыкающий цепочку, управляет хвостом, поворачиваясь в разные стороны.
Памси прощается с детьми, говорит всем Пока! И до новых встреч.