презентация О некоторых приемах работы с учениками с особыми образовательными потребностями. (Из опыта работы учителя физики Володиной Валентины Ильиничны и учителя физики и технологии Гречихиной Татьяны Сергеевны)


Особенности обучения детей-аутистов О некоторых приемах работы с учениками с особыми образовательными потребностями. (Из опыта работы учителя физики Володиной Валентины Ильиничны и учителя физики и технологии Гречихиной Татьяны Сергеевны) К.С. Лебединская под термином АУТИЗМ понимает «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой». Аутисты «люди без кожи». На эмоциональном уровне они все воспринимают не как мы, а намного острее. Их пугает неизвестность. Новое помещение, новый человек. Они очень тревожны. Они эмоционально незащищенные. Из-за этого погружаются в свой мир и не идут на контакт, уходят от общения. Поведение аутичного ребенкаПоведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и ту же одежду; гулять по одному и тому же маршруту и т.д. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию. Однообразное расписание занятий. Расписание занятий не должно меняться, то есть у детей-аутистов не должно быть никаких сюрпризов. Для отображения расписания занятий детей-аутистов обычно используются картинкиПредсказуемость помогает ребенку-аутисту сосредоточиться на учебном процессе. Общение Общаясь с ребенком-аутистом, выражаться нужно как можно яснее. Используйте самые простые слова не вызывающие затруднений для понимания у детей. Желательно не использовать в формулировках частицу НЕ.. Разговаривать с ребенком-аутистом нужно спокойным тоном, так как любое повышение голоса может вызвать тревогу и беспокойство у ребенка-аутиста. В процессе общения с ребенком-аутистом физический контакт должен быть сведен к минимуму, так как дети-аутисты не понимают язык жестов и не смогут правильно понять ваши прикосновения. Помещение, в котором обучается ребенок, страдающий аутизмом, должно быть успокаивающим и не должно быть загроможденным посторонними предметами. Обязательно должна быть зона, в которой ребенок может на какое-то время уединиться. Структура урокаНаличие четких границ урокаподдерживание единого алгоритма урока внутри одного предмета.Наличие динамических пауз.Подводить итог урока. Все дети должны заканчивать урок одновременно. Смена видов деятельностиВсе учащиеся одновременно заканчивают урок. Вспомним и повторим –помогает настроить ребенка на урок. Повторим - и мы проговариваем с ребенком все необходимые понятия и определения.что нового узнаем на уроке – нацеливает на серьезную работу и долговременную память, т.к. на последней странице урока придется отвечать на поставленные вопросы.Структура урока в коллекции: - вспомним и повторимчто нового узнаем на уроке. Среда, в которой живет и учится аутичный ребенок, должна иметь максимально проработанную смысловую структуру, то есть ребенку необходимо дать понять для чего делается то-то и то-то. С ним ничто не должно происходить механически.Детей из-за стенки нельзя Вытаскивать, их нужно выманивать. Все, что ребенок делает под нажимом – бесполезно! Обучение в позитивной атмосфере.На уроке важно следовать за естественной потребностью ребенка в познавательной деятельности Предлагать задания, которые дети выполняют с удовольствием Проговорить последовательность своих действий Все абстрактные понятия будут усвоены только через образец или алгоритм.Алгоритм решения задач по физике 1. Внимательно прочитайте задачу.2. Запишите в «Дано» все данные и правильно запишите искомую величину.3. Сделайте перевод единиц в СИ, если это необходимо.4. Сделайте чертёж  или схему, если это необходимо.5. Напишите формулу или закон, по которым находится искомая величина.6. Запишите дополнительные формулы, если это необходимо. Сделайте математические преобразования.7. Подставьте цифровые значения в окончательную формулу. Вычислите ответ. Проанализируйте его.8. Запишите ответ.9. Похвалите себя.   План описания физической величиныКакое явление или свойство тел характеризует данная величина.Определение величины.Определительную формулу (для производной величины – формула, выражающая связь данной величины с другими).Какая это величина – скалярная или векторная.Единицу измерения данной величины.Обозначение величины.Направление величины.Способы измерения величины.   Работа в парах »Урок – сказка по теме «Силы».По мотивам сказки Г. Х.Андерсена «Снежная королева» Девочка подошла к реке, села в лодку и вода понесла её.Помогите Герде подплыть к берегу. Задание реки.Физ. величинОпределение Обозначение Ед. измерФормула Сила, с которой Земля притягивает к себе телаСила упругостиPТрение покоя. То, что не подкреплено наглядностью или практическими действием, не запоминается ребенком Круговорот водыв природе«Я слышу, и я забываю ,Я вижу, и я запоминаю,Я делаю, и я понимаю.» Весь учебный материал должен подкрепляться визуальным рядом. Использовать как можно больше картинок ДЮЙМ -2,54 смФрагмент стальной линейки, один дюйм визуально равен двум с половиной сантиметрам «Девочка была совсем маленькая, не больше дюйма. Ее так и прозвали Дюймовочкой». зрительные опорные сигналы, которые помогают аутичным детям сосредоточиться на актуальной информации Для визуализации абстрактных понятий можно использовать символы. Самостоятельное использование визуальных подсказок. Работа дома с опорными конспектами Мы не начинаем спрашивать пока не объяснили, не научили, не дали образец. При выполнении лабораторных работ можно использовать печатные издания или распечатки оформленных лабораторных работ. На данный момент существует большое количество специальных учебных пособий, приспособленных для коррекции различных трудностей обучения. Для коррекции письма рекомендуется использовать специальные насадки на ручку, трафареты и ограничители. Индивидуальные задания.Физическая величина равная отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности, к площади этой поверхности называется … Если увеличить площадь поверхности, при неизменной силе, то давление … Чтобы уменьшить давление на почву у автомобилей, тракторов, комбайнов делают… Чтобы уменьшить усилие при разрезании, нужно… давление, для этого необходимо … площадь лезвия, т.е. .. Чтобы оказать помощь человеку, проваливающемуся под лед, нужно к нему подползать, чтобы … давление на лед. Индивидуальное домашнее задание Домашнее задание должно быть направлено на устранение пробелов в предшествующем программном материале, дополнительную проработку сложных тем, формирование индивидуальных компенсаторных механизмов. Важно, точно понимать «какое домашнее задание и зачем вы даете» именно этому ребенку. Мы учим только тому ,что необходимо для усвоения программы в будущем.Как можно сэкономить денежные средства семьи?

Обучение самостоятельной работеАлгоритм: 1. Во время объяснения задания: подчеркните в учебнике те задания, которые надо будет сделать; 2. После инструкции остановите взгляд на каждом3. Убедитесь, что каждый правильно понял задание и готов к его выполнению.  5. Если ребенок не начал выполнять задание даже после повторения инструкции, попробуйте выполнить с ним задание у доски6. При последующем предъявлении подобного задания подключите к работе тьютера. 7. Во время самостоятельного выполнения заданий не упускайте из виду остальных учеников.4. Повторите инструкцию индивидуально. Работа с тестами Работа с текстомТеория Максвелла, подтверждённая опытами Генриха Герца, связывает оптические, электрические и магнитные свойства вещества. Однако по мере развития физики стали накапливаться и такие факты, которые не согласовывались ни с классической теорией излучения, ни с волновыми представлениями о природе света. Чтобы достигнуть согласия между теорией и опытом, надо было принять, что свет излучается и поглощается отдельными порциями (квантами). Это означало, что свет обладает свойствами не только волн, но и частиц.Индивидуальные задания.Выделять ключевые слова состоит в том, чтобы ребенок был успешен не столько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. Основное правило для учителя Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Оценивание результатовС целью выведения более объективной итоговой отметки необходимо ежедневное оценивание работы ребенка, для того, чтобы единичная отметка за итоговый тест не стала решающей 1. Доносить информацию через схемы, наглядные картинки,2.Избегать переутомления,3.Четко организовывать пространство,4. Использовать подписанные системы хранения,5. Обращаться к ребенку по имени,6.Обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки,7.Осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое,8. Использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом),9. Постоянно развивать крупную и мелкую моторику.Пути преодоления специфических характеристик ребенка с аутизмом СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ