Статья для учителей начальных классов «Формирование интереса младших школьников»


Формирование интереса младших школьников
к самостоятельному чтению через методику работы над
развитием выразительности речи.
Снижение интереса современных школьников к чтению становится серьезной проблемой образования. Потребность в чтении должна формироваться на самых ранних этапах школьного образования, поэтому решение проблемы связано с эффективностью методов, которые применяются в работе учителя с младшими школьниками для привлечения их к чтению как процессу творческой самореализации.
Особую озабоченность вызывает у меня недостаточно разработанная методика обучения младших школьников выразительному чтению, признанная привлечь ребенка к литературе.
Следовательно, задачи учителя:
- создать условия для субъективного осмысления текста,
- расширения возможности восприятия,
- развития творческих задатков школьников.
Я предлагаю следующую методику работы по формированию выразительности речи на уроках литературного чтения.
Первый этап – мотивационное отношение к произведению.
Задача этого этапа – создать ситуацию мотивации чтения, вызвать у детей интерес, оживить их личный опыт.
Второй этап – обращение к произведению: самостоятельное чтение, или чтение учителя, или чтение с привлечением технических средств.
Первый контакт – непосредственное восприятие текста - и есть первые наблюдения за его выразительными средствами.
Затем следует третий этап более тесного общения с текстом, получение дальнейшего опыта отношений как их проживания. На этом этапе вопросы учителя должны способствовать пробуждению всей чувственной сферы и сознания и поэтому быть доступными ребенку, подогревать его интерес к общению с текстом.
Сам процесс работы с текстом как творческое чтение и станет основой той выразительности, которая постепенно будет формироваться у каждого ученика как собственная, неповторимая.
Работа над выразительностью чтения – это соединение нескольких направлений:
- технического, включающего тренировку дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата;
- интонационного, предполагающего специальную работу над компонентами интонации, так как под словами «выразительно прочитать» подразумевается – выдержать соответствующий темп, ритм, соблюсти паузы и логическое ударение, нужную интонацию, которая сочетается с эмоциональным настроем произведения и эмоциональным состоянием героев.
- смыслового, реализующего всю систему работы по осмыслению произведения. Формирование выразительности тесно связано с сознательностью чтения: только то, что хорошо понятно, может быть прочитано выразительно.
С первого класса урок чтения я начинаю с речевой зарядки. Речевую гимнастику я провожу в течение 3-5 минут. Некоторые упражнения могут стать частью физкультминуток.
Речевая гимнастика включает упражнения:
- для дыхания;
- по модуляции силы голоса;
- для отработки интонации, темпа речи;
- для совершенствования звукопроизношения и дикции.
В работу над интонационным компонентом чтения входит выработка умения соблюдать паузы на знаках препинания, логическое ударение в тексте. А так же я тренирую детей изменять силу голоса, менять высоту тона, ритм и темп речи, тембр голоса.
Основными видами упражнений по формированию правильной интонации являются:
- изменение тона;
- чтение по ролям;
- инсценировка басен, сценок.
К группе упражнений, направленных на осознание, понимание текста относятся логические упражнения.
Чувство и мысль, эмоции и сознание в равной степени необходимы для творческого процесса освоения художественного текста. Учителем должна быть создана ситуация, позволяющая ребенку вступить в личные отношения с текстом, чтобы он мог прожить их. Самой естественной ситуацией проживания отношений для детей является игра. Поэтому в своей работе использую элементы театральной педагогики. Это ролевые игры, диалоги, инсценировки, драматизации.
В результате все это способствует эффективному формированию типа правильной самостоятельной читательской деятельности, формирует устойчивую потребность в чтении книг.